Игра как способ развития социальной компетентности учащихся
статья (1 класс) по теме

Стеценко Ирина Юрьевна

Статья по теме "Игра как способ развития социальной компетентности учащихся".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_sposob_razvitiya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как способ развития социальной компетентности учащихся

Автор: Стеценко Ирина Юрьевна, учитель начальных классов МКОУ Смаглеевской СОШ

Кантемировского района Воронежской области

     С древности игра использовалась как средство обучения детей. Однако для своевременного образования остается представление об учении как о тяжёлом, обязательном труде. Он не должен быть развлекательным, поэтому играть следует на досуге, в свободное от учёбы время. В то же время, изменения, происходящие в последние десятилетия, связанные с нарастанием потока    информации, расширением диалога культур, требуют соответствующих знаний и приобретения умений ориентироваться в нарастающем объёме информации. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.

  • Проблема игры как феномену культуры, диалога культур в процессе социализации личности, свободного воспитания, о значимости игры в интеллектуальном и эстетическом воспитании (Ж.Ж.Руссо, И.Кант, Ф.Шиллер, Й.Хейзинга, Дж.Мид, К.Берк, И.Гофман, Х.Данкен, В.С.Библер).
  • Психологические концепции развития личности, в том числе и в игровой деятельности и общении, разработанные зарубежными авторами (В.Штерн, К.Левин, С.Слиозберг, Ж.Пиаже, Э.Берн).
  • Положение гуманистической психологии о самоактуализации личности (А.Маслоу).
  • Фасилитирующее обучение (К.Роджерс).
  • Обоснование прогенеративной роли образования в развитии личности, учение о зонах актуального и ближайшего развития, исследованные отечественными авторами (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Ш.А.Амонашвили).
  • Дидактические вопросы инновационных технологий, рассмотрены В.П.Беспалько.
  • Классификация и основные характеристики учебных игр. Принципы моделирования и организации учебных игр, описаны О.С.Газманом, М.В.Клариным, Г.К.Селевко.
  • Концепция игры как феномена культуры учащихся, и их игрового поведения в коллективе С.А.Шмакова.
  • Классификации учебных игр по истории Г.А.Кулагина, М.В.Короткова, Л.П.Борзова.

     Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

   Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, а также, во-вторых, все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий.

     Каждая недельная телевизионная программа предлагает самые разнообразные игры (до десяти-пятнадцати видов). Таким образом, школьник непроизвольно втягивается в игровое действие, пассивно поглощая предлагаемую информацию.

По данным социологов, наибольший интерес среди программ телевидения для большинства россиян (59%) вызывает новости. Далее с существенным отрывом следуют художественные фильмы (40%), развлекательные передачи (34%), телесериалы (25%), спортивные программы (20%), телеигры и токшоу (19%), передачи о природе и документальные фильмы (по 17%).

Важной задачей образования становится развитие у учащихся интереса к самостоятельному отбору информации и ее активному использованию. Это достижимо при участии в дидактических играх, дающих возможность на практике проявлять свои способности, демонстрировать знания и умения.

     Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в чистом виде.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную – основная функция игры – удовольствие учащегося от самого процесса деятельности;
  • коммуникативную – игра позволяет учащемуся войти в реальный контекст сложнейших человеческих взаимоотношений;
  • самореализация – игра позволяет с одной стороны построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике учащегося, с другой – выявить недостатки опыта;
  • терапевтическую – игра используется как средство преодоления разных трудностей, возникающих у учащегося в общении, учении;
  • диагностическую – игра позволяет педагогу диагностировать различные проявления учащихся, такие как: интеллектуальные, творческие, эмоциональные;
  • коррекции – с помощью игры можно внести позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей учащегося;
  • межнациональной коммуникации – игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей;
  • социализации – с помощью игры происходит включение учащегося в систему общественных отношений, усвоение им богатства культуры.

     Игровые технологии обладают потенциалом преодоления односторонности интеллектуального развития, использования своевременной школой только вербальных средств коммуникации, рациональных методов обучения. Переход на разновозрастное обучение, потребовал поиска таких педагогических технологий, которые были бы направлены на обращение, взаимопомощь, принятие совместных решений.

     Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной. Решение этой задачи реально при использовании игровых технологий в обучении и воспитании.

     Одним из приоритетов современной системы образования становится достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учащихся:

  • способность (умение) мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт;
  • способность эффективно действовать за пределами ситуаций, тем, изучаемых в учебном процессе;
  • умение действовать самостоятельно, нести личную ответственность, занимать рефлексивную позицию.

     Игра, как бы сжимая время, сближает время, сближает события, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияния на эффективность деятельности. Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию.

     Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

     Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной деятельности осуществляется за счет:

  • дидактическая цель ставится в виде игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства;
  • дидактическая задача переводится в игровую за счет элемента соревнования;
  • успешное выполнение заданий связывается с игровым результатом.

Классификация игровых технологий:

- методы активного обучения (по М.Новику)

- классификация педагогических игр (по Г.К.Селевко)

     Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:

  • деловые;
  • организационно-деятельностные;
  • ролевые;
  • инновационные игры;
  • дидактические.

     Деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности. (Игры «Требуется президент».)

     Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникли в 80-х годах и широко распространились как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.

     В «классическом» варианте ОДИ применяются в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных. Содержащих инновационные компоненты решений сложных технологических. Организационных, управленческих проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Основной акцент в игре делается на рефлексии участниками собственной деятельности.

     Ролевая игра – предполагает отработку тактики поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между учащимися распределяются роли с обязательным содержанием.

     Применение инновационных игр в педагогическом процессе выполняет, прежде всего, развивающую задачу: их способностями являются прежде всего рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки. Для того чтобы сорганизовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо направлять их в продуктивное взаимодействие. Группа организаторов или игротехников.

     Дидактическая игра – основной акцент при проведении дидактической игры делается на занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов. Вспомогательных средств. Элементы забавы при этом служат также средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета.

      Безразличие к учебе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики.

     Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.

     Дидактические игры, различны по цели, форме, содержанию, в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение материала, его повторение, обобщение, облегченные в занимательную форму.

      Подготовка и проведение игры включают в себя следующие этапы:

Первый этап – подготовка:

  • разработка сценария,
  • план игры,
  • общее описания,
  • содержание инструктажа,
  • подготовка материального обеспечении.

Второй этап –проведение игры:

  • постановка проблемы,
  • условия,
  • правила,
  • регламент,
  • распределение ролей,
  • формирование групп,
  • консультации.

Групповая работа над заданием:

  • работа с источником,
  • тренинг,
  • мозговой штурм,
  • работа с игротехником.

Межгрупповая дискуссия:

  • выступления групп,
  • представление результатов,
  • работа экспертов.

Третий этап – анализ и общение:

  • вывод из игры,
  • рефлексия игры,
  • оценка и самооценка работы,
  • выводы и обобщения.

Преимущества игровых технологий:

  • Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
  • Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
  • Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
  • Сокращение времени накопления опыта (опыт. Который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

Недостатки игровых технологий:

  • Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

Игра как феномен:

  • без опаски выражать эмоции;
  • понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние ресурсы;
  • осваивает новые способы поведения;
  • быть задействованным в игре зачастую более интенсивно, нежели в повседневной деятельности;
  • обретает возможность оперативно анализировать собственные реакции.

     Игровое обучение – процесс малопредсказуемый и плохо управляемый. На его течение влияет такое количество факторов, подсчитать которые и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто. Сама теория игрового обучения похожа на попытку объять необъяснимое, классифицировать то, что с трудом поддается разумному описанию : харизму и интуицию модератора, динамику взаимоотношений обучаемых, неожиданные повороты их поведения и творческие озарения.

     Однако систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств  личности, так и в результативности учебной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая образовательная среда и социальная компетентность учащихся

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности учащихся и укрепление здоровья. Здор...

Развитие социальной компетентности младшего школьника

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Основная идея:...

Диагностика формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.

Материал является результатом работы опытно-экспериментальной площадки по уровню сформированности социальной компетентности и содержит практические рекомендации....

Педагогические приемы формирования социальной компетентности учащихся младшего школьного возраста

Педагогические приемы формирования социальной компетентности учащихся младшего школьного возраста...

Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы, через внеурочную деятельность.

Современное образование  ответственно не только за сдачу школьниками предметных экзаменов, но и за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. П...