Классный час "По страницам истории России. Александр Невский"
классный час (1 класс)
«По страницам истории России. Александр Невский»
Цель:
формирование чувства любви и уважения к своей стране, ее народу; интереса к изучению истории России.
Задачи:
- познакомить с личностью Александра Невского и его роли в истории России;
- развивать кругозор, воображение и эрудицию учащихся;
- пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником;
- воспитывать у учащихся нравственно-эстетические чувства.
Форма проведения: устный журнал
Оборудование: презентация, фрагмент х/ф «Александр. Невская битва», видео-анимационный ролик «Ледовое побоище», фрагмент видео «История Александра Невского для малышей», для групповой работы пазлы в конвертах (6 комплектов), проектор, экран, колонки, компьютер.
Сценарный план
Этап | Вид деятельности |
Организационный момент. Мотивационный настрой | Настрой на работу Беседа. Введение в тему |
Основная часть | - Рассказ материала учащимися, учителем: детство, юность Александра - Инсценировка «Шведы пришли!» -Исторические справки и просмотр видеофрагментов -Увековечение памяти Александра Невского |
Групповая работа | Складывание пазлов, соотношение их со страницей журнала |
Подведение итогов | Рефлексия - составление «облака слов» Прослушивание отрывка песни Д.Майданова «Александр Невский» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorgadze_l.g._po_stranitsam_istorii._aleksandr_nevskkiy._1_klass.docx | 169.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал
«По страницам истории России.
Александр Невский»
Автор:
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №259» г.Фокино
Горгадзе Любовь Григорьевна
«По страницам истории России. Александр Невский»
Для учащихся 1 класса
Цель:
формирование чувства любви и уважения к своей стране, ее народу; интереса к изучению истории России.
Задачи:
- познакомить с личностью Александра Невского и его роли в истории России;
- развивать кругозор, воображение и эрудицию учащихся;
- пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником;
- воспитывать у учащихся нравственно-эстетические чувства.
Форма проведения: устный журнал
Оборудование: презентация, фрагмент х/ф «Александр. Невская битва», видео-анимационный ролик «Ледовое побоище», фрагмент видео «История Александра Невского для малышей», для групповой работы пазлы в конвертах (6 комплектов), проектор, экран, колонки, компьютер.
Сценарный план
Этап | Вид деятельности | Время проведения |
Организационный момент. Мотивационный настрой | Настрой на работу Беседа. Введение в тему | 2 мин |
Основная часть | -Рассказ материала учащимися, учителем: детство, юность Александра -Инсценировка «Шведы пришли!» -Исторические справки и просмотр видеофрагментов -Увековечение памяти Александра Невского | 33 мин |
Групповая работа | Складывание пазлов, соотношение их со страницей журнала | 5 мин |
Подведение итогов | Составление «облака слов», Прослушивание отрывка песни Д.Майданова «Александр Невский» | 5 мин |
Ход мероприятия
- Организационный момент. Мотивационный настрой.
Учитель:
-Ребята, вы читаете журналы? Как они называются? (ответы учащихся)
Это отлично, что вы читаете журналы. Они напечатаны на бумаге. А я сегодня предлагаю вашему вниманию электронный устный журнал.
Электронный - потому что знакомиться с ним мы будем с помощью компьютера, устный – потому что информацию мы будем рассказывать.
Давайте посмотрим на его обложку и прочитаем то, что написано.
СЛАЙД СТРАНИЦА 1
Электронный устный журнал
«По страницам истории России. Александр Невский»
- О ком будет наш журнал? (Ответы учащихся)
-Правильно. Наш устный журнал будет посвящен Александру Невскому -великому князю.
- Кто такой князь? (правитель -раньше на Руси так называли человека, который управлял своими землями – княжеством)
2. Основная часть
Открываем журнал.
СЛАЙД СТРАНИЦА 2
Детство княжича Александра
Ученик
13 мая 1221 года в городе Переславль-Залесский в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии родился сын. Родители назвали его Александром, это имя в переводе с греческого языка означает «защитник».
СЛАЙД
Ученик
С детства Александр испытывал интерес и любопытство к воинам, одетым в железные рубахи – кольчуги, к голосам непонятных молитв в высокой и гулкой церкви. Княжича Александра учили письму, счёту, книжной мудрости. Приобщали его к знанию законов русских, народных традиций, к истории своих предков.
Ученик
Александр учился и военному делу. Учили его тому, как строить полки, как вести осаду городов, как водить полки по незнакомой местности, как уберегаться от вражеских засад и ставить их для противника. Храбрым он стал, ловким, умелым.
Учитель:
-Как вы думаете, почему князь Ярослав выбрал для сына имя Александр?
( В надежде, что сын вырастет защитником земли русской и не ошибся)
СЛАЙД СТРАНИЦА 3
Прочитайте название следующей страницы.
Как Александр Ярославович стал Александром Невским.
Учитель:
Давайте узнаем, как же это произошло.
Ученик
С 14 лет Александр становится постоянным участником отцовских военных походов. Он заслужил уважение дружинников своим неизменным мужеством, храбростью, умом и рассудительностью.
СЛАЙД
Ученик
В 16 лет отец оставил Александра княжить в Новгород. В те времена именно князь отвечал за оборону города и безопасность его жителей. Был Александр не один. Были у него помощники – дружинники – воины.
Учитель
- Давайте представим, что мы находимся в княжеских палатах в Новгороде в 1240 году.
Инсценировка (4 мальчика в костюмах дружинников, 1 из них-князь)
Александр и 2 дружинника стоят вокруг стола, на котором лежит карта. Склонившись, смотрят на карту.
Александр показывает на карте:
- А вот здесь крепость нужно строить…
Вбегает дружинник, кричит:
-Беда, князь! Стояли мы с Пелгусием в дозоре. Под утро увидели – шведские корабли идут по Неве! Много кораблей! Шведов - рыцарей на них видимо-невидимо!
Князь Александр подходит к нему, берет за плечи:
-Да не шуми ты! Говори, дальше-то.
Дружинник, чуть успокоившись:
- Шведы лагерь на берегу ставят. Там, где река Ижора с Невой сходятся. Пелгусий велел мне тебя предупредить, а сам там остался.
Александр: (осуждающе, глядя в сторону)
-Пожаловали гости незваные.
Обращается к дружинникам:
- Созывайте дружину.
Все выходят.
Учитель:
- Ребята, вы поняли, что случилось? ( На Русь напали шведы)
Летом 1240 года шведский отряд на 100 кораблях вошёл в устье реки Невы. Войско возглавил Биргер – родственник шведского короля, сильный и опытный рыцарь. Александру не было тогда еще 20 лет. Перед выступлением на сражение, он долго молился в новгородском храме. Выйдя из храма, он сказал своим воинам: «Не в силе Бог, а в правде. Кто – с оружием, кто – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!»
- Давайте посмотрим, как происходило это сражение?
ВИДЕО - отрывок из фильма «Александр. Невская битва».
Учитель:
Итак, русское войско вернулось с победой в Новгород, а князь Александр получил к своему имени почётное прозвание - Невский.
-Почему Александра стали называть Невским? (После победы на реке Неве)
СЛАЙД СТРАНИЦА 4
Прочитайте название следующей страницы.
Битва на Чудском озере - Ледовое побоище
Учитель:
- Как называется следующая страница? Что такое «побоище»? (большая битва, сражение с большим количеством убитых)
Давайте узнаем, что же за битва была и почему ее так назвали.
Ученик:
В 1242 году зимой началась война с немецкими рыцарями, которые гордо заявляли, что «подчинят себе весь славянский народ». Они хотели уничтожить православие на Руси и обратить русский народ в католическую веру. Молодой князь Александр Невский в этой битве проявил себя как мудрый и опытный полководец.
Учитель:
-Как поступил Александр Невский? Что он предпринял? Предлагаю посмотреть видео – схему об этой битве.
ВИДЕО-АНИМАЦИЯ «Ледовое побоище»
Ученик:
Александр Невский вновь одержал победу. Битва была названа «Ледовое побоище», потому что много немцев было побито и взято в плен. Враги убедились, что русские люди могут постоять за себя. Летом приехали немецкие послы и просили у Александра вечного мира. Мир был заключён.
Учитель:
Говорят, что после победы на Чудском озере Александр сказал такие слова, давайте их прочитаем:
СЛАЙД
«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля!»
- Где произошло Ледовое побоище? (на Чудском озере)
СЛАЙД СТРАНИЦА 5
Прочитайте название следующей страницы.
Александр Невский и хан Батый
Учитель
-Кто такой хан? (правитель в восточном государстве, иначе можно сказать- султан)
Ученик
Александр Невский сумел обеспечить безопасность Руси с одной стороны – с западной. А в это время с другой – с восточной подступал на Русь второй противник - монголо-татары.
ВИДЕО «История Александра Невского для малышей» отрывок
Ученик
Александр Невский понимал, что у него нет такого войска, чтоб бороться с ханом. Князь проявлял выдержку, терпение, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не губил русский народ.
Учитель
Князь Александр Невский подчинился хану и согласился платить ему дань (плату), лишь бы не нападал Батый на Русь. В этом великая мудрость князя, этим спас он много жизней. Считают, что Александр совершил 2 подвига: первый подвиг – победы в битвах с немцами и шведами на западных границах, второй подвиг - смирение на востоке, подчинение воле Золотой Орды для того, чтобы сохранить спокойствие на Руси.
СЛАЙД СТРАНИЦА 6
-Как называется эта страница?
«Навечно в памяти народной…»
Учитель
Много хорошего для своей страны совершил князь. И поэтому благодарная Русь в честь признания заслуг князя через несколько лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых.
СЛАЙД
Изображение Александра Невского стали писать на иконах. Его почитают как защитника земли русской от врагов.
Ученик
СЛАЙД
В XVIII веке в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи.
СЛАЙД
В этом же веке появляется одна из высших наград России – орден Александра Невского, им награждали за боевые заслуги офицеров. Этим орденом награждали и в годы Великой Отечественной Войны, правда, внешне он изменился. Существует этот орден и в наши дни, вот так он выглядит сейчас.
Ученик
СЛАЙД
Александру Невскому во многих городах поставлены памятники. О нем сложены стихотворения, песни, написаны картины, сняты фильмы.
СЛАЙД
В 2010 году на воду был спущен атомный ракетный подводный крейсер «Александр Невский».
СЛАЙД
В 2021 году исполнится 800 лет со дня рождения князя Александра Невского.
Ученик
Века прошли, а люди чтут и помнят
Его, героя праведной Руси.
К нему взывают и с надеждой просят,
Чтоб дух побед он в схватках приносил.
Ученик
Служил Отчизне не за страх он, а за совесть.
С врагом отважно, смело в бой вступал.
Порой не численностью, а уменьем
Своих врагов он в битвах побеждал.
«Не в силе Бог, а в правде» — так считал он,
Девиз его был для него щитом.
А кто на Русь пошёл с мечом, забыв об этом,
В смертельной схватке пожалел о том.
Ученик
Его любовью стала Русь сильнее,
Его народ за храбрость почитал.
Сплотилась, стала Русь мудрее.
И Бог в великих схватках помогал.
3.Групповая работа.
Учитель
Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины. Наш устный журнал заканчивается, последняя страница - содержание нашего журнала.
СЛАЙД
Я предлагаю добавить сюда несколько изображений. Каких? Вы сейчас узнаете.
На столах у вас конверты с пазлами. Соберите их.
Работа в группах – собрать пазлы. (6 групп- 6 картинок к 6 страницам)
(Учащиеся собирают пазлы, учитель склеивает их скотчем и вывешивает на доску)
4. Подведение итогов.
Учитель
Если вы внимательно слушали материал нашего журнала, то легко ответите на вопрос:
- На какую страницу поместим это изображение?
СЛАЙД
(После ответа учащихся такое же изображение как на пазле, появляется на экране около нужной страницы)
- Ребята, посмотрите на этот слайд, назовите ключевые слова нашего устного журнала. Давайте составим «облако слов».
(Учитель открывает страничку по ссылке Облако слов - создать онлайн (pythonanywhere.com)
И печатает слова, которые называют учащиеся (Александр Невский, защитник, князь, и т.п.) На слайд выходит «облако слов» в виде сердца.
Учитель
Я надеюсь, что образ этого человека останется в вашем сердце, в вашей памяти на всю жизнь. Об Александре Невском говорят, что это …
(Учитель переворачивает листы-пазлы, на них с обратной стороны написано)
КНЯЗЬ, НЕ ЗНАВШИЙ ПОРАЖЕНИЙ
Учитель
Вот так называют Александра Невского! Великого князя, святого защитника земли русской! Он не проиграл ни одного сражения, ни одной битвы. Имя его навсегда останется в памяти людской. Это подтверждает и наш устный журнал, и песня Дениса Майданова, которая так и называется «Александр Невский». Я предлагаю закончить наше мероприятие прослушиванием отрывка из этой песни.
Видео - звучит заключительная часть песни «Александр Невский» в исполнении Дениса Майданова.
Используемые материалы:
1. О.Тихомиров «Александр Невский» Москва."Сельская Новь"1997.
2. А.Сахаров «Александр Невский. Защитник Русской земли» АСТ-Пресс, 2018г.
Детство и юность Александра Невского | ИСТОРИЯ ВРЕМЕН и НАРОДОВ | Яндекс Дзен (yandex.ru)
Скрин «Облако слов» (пример)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Святые земли Русской. Александр Невский"
Классный час в 3 классе. Тема "Святые земли Русской. Александр Невский"...
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ.
1. Орг.момен Прочитайте слова, написанные на доске:МИР, ШКОЛА, РОДИНА.- Ребята, скажите, как вы понимаете слово "Родина”?- Как вы думаете, что значит любить Родину?- Родина дорога каждому ч...
Классный час во 2 классе «Александр Невский – богатырь земли Русской»
Классный час был проведен 1 сентября во 2 классе КРО (первый год обучения)....
История ордена Александра Невского
Классный час для учащихся разного уровня....
Исследовательская работа обучающегося " История храма Александра Невского"
Данная исследовательская работа обучающегося в номинации "Исторические памятники моей малой родины" знакомит с историческим памятником - Храмом Александра Невского....
Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. "Страницы Великой Отечественной войны"
Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. Страницы Великой Отечественной войны". Пояснительная записка,учебно-тематическое планирование,КТП....
Классный час "Защитники русской земли. Александр Невский"
Классный час...