ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ.
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме
1. Орг.момен
Прочитайте слова, написанные на доске:
МИР, ШКОЛА, РОДИНА.
- Ребята, скажите, как вы понимаете слово "Родина”?
- Как вы думаете, что значит любить Родину?
- Родина дорога каждому человеку. Ведь не зря человек, уезжая далеко от родных мест, часто вспоминает о них, тоскует. А, если случается беда - на Родину нападает враг, то все люди как один встают на ее защиту.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
1. Защитники земли русской.
- Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения скульпторы и художники, поэты и композиторы. Познакомимся сегодня и мы с некоторыми из них, а так же выясним, каков он – идеал Защитника Отечества.
- Посмотрите на репродукцию старинной русской иконы xv века, созданной новгородским художником. Кто здесь изображен?
(Всадник на коне, сражающий со змеем)
- Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника? Вы знаете, что это за воин?
- Это Георгий Победоносец. Он изображен на старинном гербе Москвы, а еще на монетах.
- В основе этой иконы лежит красивое предание: "В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам – идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребенку. Однажды пришел черед и его дочери. Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и совершил настоящее чудо. Он храбро сразился со змеем и, пронзив его копьем, сказал людям: "Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа – Иисуса Христа!” С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построили храм Господний”. "Чудо Георгия о змие” - так называется это удивительное творение мастера, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным. Змей изображен на темном фоне - символ Дьявола, тьмы, зла. Золотой цвет нимба над головой всадника указывает на его святость. Белый же цвет в изображение коня символизирует силу Истины. Как Вы думаете, что означает красный цвет плаща Георгия на языке иконописи?
(Красный цвет – цвет справедливости)
- А теперь обратим наше внимание на репродукцию картины русского художника XX века Павла Корина. Вам, конечно, уже знакома эта картина. Ребята, кто этот воин?
(Александр Невский)
- Правильно. Князь Александр Ярославович – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Чем же он заслужил такую славу?
- Он со своей дружиной одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский.
- Князь Александр, прозванный Невским, прожил всего 43 года. Он стал Новгородским князем в 16 лет, а в 20 лет – победил шведов в на р. Неве, с "малой дружиной” и ополчением он разбил войска шведского короля, а затем освободил захваченные немецкими рыцарями псковские и новгородские земли. В 22 года одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. Эта победа сыграла значительную роль в грядущем государственном объединении Руси. Умелой политикой он ослабил тяготы монголо-татарского ига.
АЛЕКСАНДР родился в 1219 году в Переяславле (по другим сведениям, в 1220 году в Новгороде) по-гречески имя Александр обозначает защитник. незадолго до страшного бедствия - нашествие монголо-татар на Русь.
Александр был вторым сыном Ярослава Всеволодовича Переяславского. Александр Ярославович был образованным человеком т.к. отец любил сына и внимательно следил за его воспитанием. Дома была богатейшая библиотека и княжич уже в юном возрасте постиг многое, что позволило ему здраво судить о роли Руси.
Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо, а много позже пересказал её и цитировал. Знакомили княжича и со всемирной историей по переводам византийских хроник. Читал он и знаменитую "Александрию” – роман III в. о подвигах Александра Македонского.
"Житие князя Александра Невского” (XIII в.) донесло до нас облик этого легендарного воина – защитника Земли Русской. Вот как он описан в "Житии”:
"ростом князь был выше других людей, что голос его звучал, как труба в народе, лицо было прекрасно, как у библейского Иосифа, сила была частью силы Самсона, Премудрость Бог дал ему Соломонову, а храбростью он был подобен римскому кесарю – побеждая, был непобедим.
Величайший русский ученый и поэт 18 века М.В. Ломоносов оставил об Александре Невском такие слова, которые запечатлены на гробнице:
"… Великому князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе…”
Благодарная Русь в честь признания заслуг князя Александра Невского через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых. А в 1547 году митрополит Макарий предложил установить празднование святому блаженному князю Александру Невскому по всей России. Церковный собор принял и подтвердил это положение.
По приказу Петра 1 в начале ХУ111 века в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи.
Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверноговеликого князя Александра Невского. Орден Александра Невского, 1725г.
Три русских монарха из династии Романовых были названы Александрами.
Александр Невский, так же как и его соратники, принадлежал к поколению новых людей, их поведение отличалось от поведения удельных князей. Патриотизм Александра на несколько столетий определил принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до нашего времени привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях.
И в современной России многие народы видят своего защитника.
И наконец, именно потомками Александра Ярославовича Невского строилась в XIV в. на развалинах древней Руси — Новая Русь. (Cначала она называлась Московской, а с к. ХV в. – Россией).
Восемь веков в благодарной памяти Потомков живет имя Александра Невского. Оно становилось символом единения, частью общей национальной идеи. В 1547 г. на освященном соборе происходит общерусская канонизация благоверного князя.
1380 г. праправнук – Дмитрий Донскойпобеждает татар на Куликовом поле.
1552 г. прямой потомок Иван Грозный побеждает Казанское ханство и присоединяет его к России.
В н. ХVIII в. Петр I одержал победу над Шведами.
Петр I перенес мощи князя из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем Новой империи.
Имя св. благоверного князя Александра, защитника рубежей России и покровителя воинов, известно далеко за пределами Руси. Свидетельство тому – многочисленные храмы, посвященные св. Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, храм в Тбилиси.
В 2010 году отмечается 800-летие со дня рождения полководца, князя А.Невского, победителя телевизионного проекта «Имя России».
Давайте пожелаем себе такой же любви к своему отечеству, народу своему, какую мы видим у Александра Невского.
Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять!
Знаменитое выражение Александра Невского "Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века, России – в которой нам жить!
Кроссворд
Ребята, вы знаете, что велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славна Русь не только своими просторами, но и людьми: отважными, умными, сильными духом.
Много раз враги, нападали на нашу землю. Но доныне жива Русь-матушка.
Великий русский полководец А. В. Суворов говорил: "Русский солдат сам не пропадет и товарища спасет, а где сила убудет, там смекалкой дойдет".
Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами.
Былина от слова "быль", т.е действительно, то, что произошло и осталось в памяти народной.
Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.
Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам, и несмотря на временные поражения славные русичи всегда оказывались победителями.
Накануне вы познакомились с былинами. Давайте сейчас проверим, хорошо ли вы их запомнили.
Учитель проводит с детьми викторину.
Викторина
1. Назовите всех богатырей, которых вы знаете.
2. Кто самый старший и самый младший из богатырей?
3. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)
4. Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)
5. Где родился Добрыня Никитич? (в Рязани)
6. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
7. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня - добрый, великий, Никитич - победитель, блестящий)
8. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
9. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)
10. Кто из богатырей носил прозвище "тихий"? (Добрыня Никитич)
11. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)
12. Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)
(в случае затруднения показать картину "Витязь на распутье")
13. "В плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлет - соболиные, глаза зоркие - соколиные, кудри русые вьются кольцами, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой и ухваткой ему равных нети сам ласковый, обходительный". Чей это портрет? (Добрыня Никитич)
14. С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)
15. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурашкой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История ордена Александра Невского
Классный час для учащихся разного уровня....
Исследовательская работа обучающегося " История храма Александра Невского"
Данная исследовательская работа обучающегося в номинации "Исторические памятники моей малой родины" знакомит с историческим памятником - Храмом Александра Невского....
Внеклассное мероприятие «Александр Невский – защитник Отечества»
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Александр Невский – защитник Отечества» направлена на воспитание патриотизма, духовности, нравственности у младших школьников,...
Подвиг перед Отечеством на примере образа святого князя Александра Невского
Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ори...
Классный час "По страницам истории России. Александр Невский"
laquo;По страницам истории России. Александр Невский»Цель: формирование чувства любви и уважения к своей стране, ее народу; интереса к изуч...
«Князь Александр Невский – выдающийся деятель истории России» презентация для урока ОРКСЭ к 800-летию Александра Невского
Презентация предназначена для первоначального знакомства учеников начальной школы с личностью князя Александра Невского и формирования представлений о его роли в российской истории.Задачами през...
Исследовательская работа "Великий князь Александр Невский – защитник Отечества"
Исследовательская работа выполнена в стихотворной форме для лучшего запоминания исторических фактов. Имеет цель и задачи, практическую значимость....