Планы-конспекты внеурочных занятий по воспитанию гражданственности и патриотизма
план-конспект занятия (3 класс)

Ульяник Мария Андреевна

Планы-конспекты внеурочных занятий(патриотизм, гражданственность, Родина, Малая Родина, Отечество.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 6

Внеурочное занятие

Тема: «Великая Отечественная Война».

Цель: организация деятельности обучающихся  по формированию знаний о Великой Отечественной Войне.

Формируемая позиция: я патриот

Задачи:        

Образовательные: учить любить и уважать Родину, повторить  пройденный материал по теме «ВОВ»; закрепить понятия «Родина», «герой», «патриотизм»; воспитывать уважение к героям страны; актуализировать знания о людях, переживших войну.

Развивающие: развитие мыслительных процессов (анализ); развитие памяти, путём повторения пройденной темы(«ВОВ», «патриотизм», «Родина»).

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса Родине, посредством смены видов деятельности; воспитание усидчивости, умения слушать и слышать одноклассников и учителя, самостоятельности, аккуратности в ведении записей, выполнении творческих работ.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование целостного восприятия окружающего мира, мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий; формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, стремления больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность, понимание значения математических знаний в жизни человека; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, выполнять учебные действия в устной, письменной речи; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; воспроизводить известную информацию, анализировать её.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: определять общую цель и пути её достижения, иметь представление о родной стране, о героях и достижениях государства.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие начинается просмотром видеофильма о начале Великой Отечественной войны (фрагмент «Слова Левитана. Вторжение», видеофильм «Юбилею Победы» – http://www.youtube.com/watch?v=TDHMQpV9zoo&feature=youtu.be).

Выступление учащихся (фоном идет фильм «Юбилею Победы»):

22 июня 1941 года на рассвете без объявления войны немцы напали на Советский Союз.

Фашистская Германия и ее союзники обрушили на нашу страну удар, невиданный в истории: 190 дивизий, св. 4 тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей. На решающих направлениях своего наступления агрессор имел многократное превосходство в силах.

Тысячи фашистских орудий открыли огонь по нашим пограничным заставам, железным дорогам, городам, по расположениям частей Красной Армии. Стремительно пересекли границу сотни самолетов с фашистской свастикой.

Началась Великая Отечественная война против фашистских захватчиков. Она продолжалась очень долго – 1418 дней, до 9 мая 1945 года. Это было одно из тягчайших испытаний, когда-либо пережитых Советской страной.

История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. Фашистские орды превратили в руины десятки тысяч городов и деревень нашей страны. Они убивали и истязали советских людей, не щадя женщин, детей, стариков. Захватчики проявляли нечеловеческую жестокость.

Фрагмент фильма «70 лет Победы» (фрагмент «Потери СССР в войне»).

В результате фашистского нашествия Советская страна потеряла более 27 млн. человек убитыми, около 30% национального богатства. Более 1 млн. советских воинов погибло за пределами нашей страны, освобождая народы Европы и Азии от фашистско-милитаристских оккупантов. Советский Союз, по планам фашистов, должен был быть расчленен и ликвидирован. Москву, Ленинград, Киев и ряд других городов предписывалось взорвать, затопить и полностью стереть с лица земли. Нацистское руководство подчеркивало, что действия германской армии должны носить особо жестокий характер, требовало беспощадного уничтожения не только воинов Советской Армии, но и гражданского населения СССР. Солдатам и офицерам вермахта вручили памятки, в которых говорилось: «...убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, убивай, этим ты спасешь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века».

Враги рассчитывали расправиться с нашей страной быстро, стремительным ударом. Но они просчитались.

Весь народ поднялся на борьбу с врагом. Мужчины уходили на фронт, а женщины и дети занимали их места на заводах и фабриках – ведь для фронта нужны были оружие, боеприпасы, обмундирование, продовольствие.

9 мая война закончилась.

Вечером огромные огненные букеты невиданного салюта озарили небосвод. Из тысячи орудий было дано 30 залпов. Мощные репродукторы, поднятые на аэростатах, передавали любимые песни военных лет и танцевальные мелодии. Ликующие, счастливые люди танцевали на тротуарах, на мостовой, радуясь жизни и Великой Победе.

Земля российская усеяна памятниками. От скромной пирамидки с красной звездой до величественных, торжественно-скорбных сооружений. Наш святой долг всегда помнить о тех, кто отдал жизнь, защищая Родину, заботиться о живущих рядом с нами людях, переживших войну.

Все встают. МИНУТА МОЛЧАНИЯ (фильм, фрагмент «Минута молчания»).

Учитель: (Презентация «70 лет Победы», слайд 1,2)

От героев былых времён

Не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых…

– Их миллионы, тех, кто не пожалел своей жизни во имя нас, живущих сегодня. Давайте вспомним их имена.

Обучающиеся рассказывают о героях ВОВ, их подвигах (В. Талалихине, А. Маресьеве, А. Матросове, Н. Гастелло, З. Космодемьянской и др.). (Презентация, сл. 3-7).

Особое место уделяется рассказу о нашем земляке А. И. Покрышкине. Затем учащиеся проводят викторину (Презентация слайд, 8-11):

1. Сколько боевых вылетов совершил А. И. Покрышкин? (650 вылетов)

2. Сколько воздушных боев провел? (156 боев)

3. Сколько самолетов противника сбил? (150 самолетов).

4. Покрышкин родился в Новониколаевске, на окраине города. Как называлась улица, на которой он жил? (Улица Лескова)

5. Как назывался первый самолет, на котором летал Покрышкин? (МиГ-3)

6. Как назывались американские самолеты, на которых летал Покрышкин? (Аэрокобры)

7. Как называют талантливых летчиков высшего класса, мастеров своего дела? (Ас)

8. Как называется золотая медаль США, которой награжден Покрышкин от имени президента Т. Рузвельта? («За боевые заслуги»)

9. Как называется самая известная книга А. И. Покрышкина? («Небо войны»)

10. Как назывался фронтовой блокнот А. И. Покрышкина? («Тактика истребительной авиации»).

(Данные предоставлены Мемориальным Комплексом маршала А. И. Покрышкина).

Учащийся:

– Когда в июне 1941 г. фашистская Германия обрушила на нашу страну всю мощь своего удара, на ее пути могучим бастионом встал каждый советский город. В них шла героическая борьба буквально за каждый квартал, за каждую пядь земли, что морально и физически изматывало противника. Особо отличившимся городам за массово проявленное мужество и героизм их защитников впоследствии было присвоено высокое звание «Города-героя». (Презентация «Города-герои», автор Фатьянова В. Ю. – учитель географии).

По ходу презентации учащиеся задают вопросы (ответы в презентации).

Учащийся:

– Четыре долгих года продолжалась эта страшная, жестокая война. На полях сражений воевали люди разных национальностей. Всех объединила общая беда. Много тягот и лишений выпало на долю наших солдат. Но мы победили! Мы выстояли. Выстояли, благодаря тем, кто ковал победу в тылу, тем, кто ждал и надеялся дома, ждал несмотря ни на что.

Учащийся читает стихотворение К. Симонова «Жди меня» (фоном идет видеофильм «70 лет Победы»).

«Жди меня, и я вернусь»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Учащийся: Большой вклад в дело победы вложили деятели культуры. Их произведения – стихотворения, кинофильмы, песни, написанные в годы войны, поднимали дух бойцам, вселяли веру в победу.

Учитель: Ребята, а вы знаете песни военных лет?

Учитель предлагает детям угадать названия песен (фильм «Песни войны» – http://www.youtube.com/watch?v=ioy5qVp8dnU&feature=youtu.be).

Ответы:

1. «Священная война»

2. «Смуглянка»

3. «Эх, дороги!»

4. «Синий платочек»

5. «Пора в путь-дорогу»

6. «Тальяночка»

7. «Три танкиста»

8. «Землянка»

9. «Фронтовой вальс»

10. «Десятый наш десантный батальон»

Далее учащиеся проводят блиц-опрос «Знаешь ли ты…» (Презентация «70 лет Победы», слайды 12-23).

Ответы:

1. 22 июня 1945 г.

2. Блокада Ленинграда.

3. Начало войны.

4. «Дорога жизни».

5. Политрук Клочков.

6. Любовь к Родине, готовность к ее защите.

7. Перечисление героев…

8. Битва на Курской дуге.

9. Дорога в блокадный Ленинград.

10. Маршал.

Подведение итогов.

Учитель:

– Четыре долгих года продолжалась эта страшная, жестокая война. Наконец настал священный для каждого день – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Просмотр фильма «70 лет Победы» (фрагмент «Капитуляция Германии. 9 мая 1945 года»).

Учащиеся: Наш святой долг всегда помнить о тех, кто отдал жизнь, защищая Родину, заботиться о живущих рядом с нами людях, переживших войну.

Мы помним!



Предварительный просмотр:

Приложение 7

Внеурочное занятие

Тема: «Георгиевская ленточка».

Цель: Организация деятельности обучающихся по знакомству с понятием «Георгиевская ленточка».

Формируемая позиция: я патриот

Задачи:        

Образовательные: учить любить и уважать Родину, повторить  пройденный материал по теме «ВОВ»; закрепить понятия «Родина», «герой», «патриотизм»; воспитывать уважение к героям страны; актуализировать знания о «георгиевской ленточке».

Развивающие: развитие мыслительных процессов (анализ); развитие памяти, путём повторения пройденной темы(«ВОВ», «георгиевская ленточка»).

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса Родине, посредством смены видов деятельности; воспитание усидчивости, умения слушать и слышать одноклассников и учителя, самостоятельности, аккуратности в ведении записей, выполнении творческих работ.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование целостного восприятия окружающего мира, мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий; формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, стремления больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность, понимание значения математических знаний в жизни человека; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, выполнять учебные действия в устной, письменной речи; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; воспроизводить известную информацию, анализировать её.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: определять общую цель и пути её достижения, иметь представление о родной стране, Малой Родине, о героях и достижениях государства; знать государственную и военную символику.

Ход классного часа:

1.Вводное слово:

- Дорогие мои ребята! Приближается знаменательная дата – 76-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня мы поговорим с вами о георгиевской ленточке, которая стала символом героизма, мужества и Победы нашего народа.

2. Страница первая -Литературная композиция.

Ученики читают стихотворение Вячеслава Чиркова «Ради жизни на земле…»

. На доске демонстрируются плакаты и рисунки о войне, изображение георгиевской ленточки..

Стихотворение  «Ради жизни на земле…»

1.Нам говорят пора забыть:

Мол, сколько лет; мол, сколько можно?

Но как же быть, но как же быть,

Когда забыть-то невозможно!

2.Но как же быть, коль до сих пор

Дым над планетою витает.

Но как же быть, коль до сих пор

В семье кого-то не хватает.

3.Забыть?

Страданья отнести в преданья

И спрятаться за давность лет? 

НЕТ!         Мы обещаем ветеранам

Войны во веки не забыть.

4.И наши внуки помнить будут

Во что обходится война.

И никогда не позабудут

Солдатов безымянных имена.


5.Опять весна. Георгиевские ленты

Как пропуск в нашу память напрямик.

Их не купить за доллары и центы

Их со слезами носят на груди.

-Ребята, о чём самом главном хотел сказать автор? О чём мы не должны забывать?

3. Страница вторая - Музыкальная композиция.

-Ребята, прослушайте запись песни «Вальс Победы» музыка Александра Варламова, слова Раисы Паниной и внимательно просмотрите видео- фильм.

-Что увиденное запомнилось? Чем понравилась песня? Какие эмоции почувствовали?

Акция «Георгиевская ленточка» - общественная акция, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходящая с 2005 года

Акция проходит под лозунгами: «Победа деда — моя Победа», «Повяжи. Если помнишь!», «Я помню! Я горжусь!», «Мы — наследники Великой Победы!», «Спасибо деду за победу!»

4. Страница третья - Из истории Георгиевской ленточки

Классный руководитель: 

Наш классный час называется- Георгиевская ленточка, символ победы в Великой Отечественной Войне.

-Ребята, расскажите, что вы знаете о войне? (Ответы детей).

Просмотрите презентацию об истории Георгиевской ленточки.

Святой Георгий жил в 3 веке в Греции и был подвергнут гонениям за христианскую веру. В дальнейшем за ним утвердилась слава защитника святой Русской земли, покровителя воинов и путешественников.

Георгиевская лента учреждена Екатериной Второй 26 ноября 1769 года во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов для поощрения верности, храбрости и благоразумия во благо Российской империи, проявленные в мужественных поступках или мудрых советах. Название лента получала от имени Георгия Победоносца. Лента дополнялась девизом: "За службу и храбрость", а также белым равносторонним крестом или четырехконечной золотой звездой. Носилась лента в зависимости от класса кавалера: либо в петлице, либо на шее, либо через правое плечо. К ленте полагалось пожизненное жалование. После смерти владельца передавалась по наследству, однако вследствие совершения постыдного проступка могла быть изъята у владельца.

Первыми кавалерами стали великий полководец А. Суворов, а также Г. Потемкин, П. Румянцев, А. Орлов, М. И. Кутузов.

Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя.

 Георгиевская лента - двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали. Также георгиевские ленты на бескозырке носили матросы гвардейского экипажа корабля, награждённого Георгиевским флагом. Использовалась также как элемент Георгиевских знамён (штандарта) и аксессуар знамени и штандарта.

Лента продолжала использоваться в своём прежнем качестве на Георгиевских наградах советских наградах — ордене Славы и медали «За победу над Германией», сменив название на гвардейскую.

В 1992 г. Орден Святого Георгия был восстановлен.

Кодекс акции «Георгиевская ленточка»

 Регламент использования георгиевских ленточек определяется «Кодексом «Георгиевской ленточки», состоящим из 10 пунктов.

1.Акция «Георгиевская ленточка» — некоммерческая и не политическая.

2.Цель акции — создание символа праздника — Дня Победы.

3.Этот символ — выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году.

4.«Георгиевская ленточка» не является геральдическим символом. Это символическая лента.

5.Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или Гвардейских лент. «Георгиевская ленточка» — символ, а не награда.

6.«Георгиевская ленточка» не может быть объектом купли-продажи.

7.«Георгиевская ленточка» не может служить для продвижения товаров и услуг. Не допускается использование ленты в качестве сопутствующего товара или элемента товарной упаковки.

8.«Георгиевская ленточка» распространяется бесплатно. Не допускается выдача ленточки посетителю торгового учреждения в обмен на покупку.

9.Не допускается использование «Георгиевской ленточки» в политических целях любыми партиями или движениями.

10. «Георгиевская ленточка» имеет одну или две надписи: название города, государства, где произведена ленточка. Другие надписи на ленточке не допускаются.

История современной георгиевской ленточки

 Распространение Георгиевских ленточек впервые проводилось весной 2005 года. Акция была организована и проведена РИА Новости и молодёжной организацией «Студенческая община». Активисты раздавали ленточки около станций метро, торговых центров или привязывали их на антенны припаркованных автомобилей. Ленточка стала атрибутом торжественных мероприятий, традиционных встреч с ветеранами в школах столицы, праздничных гуляний во многих городах .

В 2006 году в рамках акции было распространено свыше 4 миллионов георгиевских ленточек в более чем в 900 городах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

В акции «Георгиевская ленточка» принимают участие жители многих стран мира. Она стала традицией и неотъемлемой частью празднования Дня Победы. Ленты стали символом общенародного уважения к воинам-победителям, Великой Победы, Великого Подвига, знаком примирения и объединения поколений.

5.Страница – Рукодельница. Практическое занятие. Изготовление георгиевских ленточек.

Ребята под руководством учителя самостоятельно изготавливают георгиевские ленточки и приклеивают их на открытки с гвоздиками.

6. Рефлексия.

Чтение стихотворения Александра Желнова . Исполнение песни «Спасибо деду за Победу»


...Майский день красив необычайно-

День Победы празднует страна!

Может это вовсе не случайно-

Что весной закончилась война?

Неслучайно в этот день чудесный,

В память о героях давних лет,-

Распустились нынче повсеместно

Лепестки георгиевских лент…

-А сейчас давайте присоединимся к акции «Спасибо деду за победу» и споём песню «Спасибо вам, родные наши деды…»

7.Подведнние итогов классного часа

 Ребята, выскажите своё мнение по поводу сегодняшнего мероприятия.

А теперь, я предлагаю вам поучаствовать в викторине, посвящённой Великой Отечественной войне.

Викторина «35 фактов о Великой Отечественной войне»

Герои:

  1. Кто занял пост главнокомандающего партизанским движением, учрежденный ГКО (Государственный Комитет Обороны) 6 сентября 1942 года? (С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, П. К. Пономаренко, М. П. Сидоренко)
  2. Кто из советских военоначальников руководил обороной Москвы? (И. В. Сталин, Г. К. Жуков, А. М. Василевский, П. А. Артемьев)
  3. Кому пренадлежат слова «Великая Россия, а отступать некуда: позади Москва!»? (Сталин, Симонов, Клочков, Багрошин)
  4. В годы Великой Отечественной Войны было учреждено звание Героя Советского Союза, которое присваивалось за совершение героических поступков, за особый героизм в боях. Кто в ходе войны стал первым трижды Героем Советского Союза (А. Покрышкин, А. Матросов, И. Кожедуб, В. Талалихин)
  5. Лётчик, который продолжал летать даже после ранения и ампутации обеих ног. О нём написан известный роман Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» (С. А. Савельев, Г. Э. Просвирник, А. П. Маресьев, А. П. Талалихин)
  6. Этот 14-летний белорусский партизан, Герой Советского Союза, участвовал во многих боях и неизменно проявлял мужество и отвагу. В своём последнем бою он сражался до последнего патрона, а когда у него осталась одна граната, подпустил фашистов поближе и взорвал их и себя. (С. М. Иванов, К. Г. Устинов, М. И. Казей, С. П. Лозовой)
  7. Кто был начальником Генерального штаба Красной Армии в начале Великой Отечественной Войны? (А. М. Василевский, Б. М. Шапошников, Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский)

Военные действия:

  1. Как называлась операция немецкого наступления на Курской дуге? (Цунами, Тайфун, Морской лев, Цитадель)
  2. Как назывался план немцев по захвату Москвы? (Барбаросса, Ост, Тайфун, Цитадель)
  3. Какая военная операция получила название «Огненная дуга»? (Курская битва, освобождение Киева, сражение за Сталинград, снятие блокады Ленинграда)
  4. Операция советских войск под названием «Багратион» в 1944 году проводилась...(на Кавказе, в Венгрии, в Белоруссии, в Крыму)
  5. Стратегическое наступление советских войск под Сталинградом, которое привело к окружению и последующему разгрому армии Паулюса...(Уран, Тайфун, Ураган, Смерч)
  6. Сколько дней длилась блокада Ленинграда (800 дней, 850 дней, 900 дней, 950 дней)
  7. Бои по прорыву оборонительных рубежей на Зееловских высотах состоялись в ходе (Сталинградской битвы, Битвы за Москву, Берлинской операции, Битвы на Курской дуге).

Техника:

  1. Назовите советского авиаконструктура создателя штурмовиков (С. В. Илюшин, А. С Яковлев, А. Н. Туполев)
  2. Кто является авиаконструкторм лучшего танка Второй Мировой Т-34 (Яковлев, Туполев, Кошкин, Коровин)
  3. Расшифруйте название советского танка КВ (красный воин, красное вооружение, Клим Ворошилов)
  4. Расшифруйте аббревиатуру ППШ (Полевая пушка Шпалова, пистолет – пулемет Шпагина, пистолет – пулемет Шапошникова,
  5. Где был произведен первый залп БМ13 – «Катюша»? (в районе Аксая, в районе Перегрузная, в районе Орши, в районе озера Сарпа)
  6. Немецкий средний танк, разработанный фирмой MAN назывался (Тигр, Пантера, Ягуар, Лухс, Хуммель)
  7. Кто был создателем артиллерийской реактивной установки БМ13 – «Катюша».

Города:

  1. При ночном наступлении на какой немецкий город Советские войска применили 140 прожекторов, которыми ослепили войска противника? (Дрезден, Берлин, Мюнхен, Франкфурт – на – Майне)
  2. Назовите самый южный город-герой (Керчь, Севастополь, Новороссийск, Одесса)
  3. Какому городу присвоено звание Город-герой раньше остальных (Одесса, Керчь, Смоленск, Тула)
  4. Назовите город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о Великой победе над фашизмом (Смоленск, Москва, Ленинград, Сталинград)
  5. Какой город защищали герои-панфиловцы? (Москва, Ленинград, Севастополь)
  6. Какой из городов не имеет высшее звание Город- герой (Брест, Тула, Мурманск, Смоленск)
  7. Фашистские войска в 1941-1942 году потратили на захват этого города 250 дней, а Советские войска освободили его в 1944 году за 5 дней. Что это за город? (Москва, Севастополь, Новороссийск, Керчь).

Памятники:

  1. «У них не было выбора» – так гласит надпись на пямятнике животным, погибшим во время Второй Мировой войны. Где находится этот памятник? (Париж, Волгоград, Новороссийск, Лондон)
  2. Чему равна длина монумента победы на поклонной горе? (141м80см, 145м50см, 200м, 211м50см) пояснение: по дециметру за каждый день войны.
  3. Кто является архитектором паямтника «Родина-Мать» (Е. В. Вучетич, А. А Бичуков, В. И. Мухина, В. М. Клыков)
  4. В каком городе находится «Дом солдатской славы» (Киев, Москва, Волгоград)
  5. Назовите кличку собаки, пробразом которой стал памятник «Фронтовая собака» на Поклонной горе (Мухтар, Джульбарс, Роб, Гром)
  6. В каком городе Победа «увековечена в танце»? (Берлин, Киев, Ярославль.)
  7. В Кронштадте установлен памятник рыбке, которая спасла жителей города от голода в годы Великой Отечественной войны. Что это за рыбка? (Корюшка, Мойва, Окунь, Плотва)



Предварительный просмотр:

Приложение 8

Внеурочное занятие

Тема: ««День Победы».

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию знаний о Дне Победы.

Формируемая позиция: я патриот

Задачи:        

Образовательные: учить любить Родину, повторить  пройденный материал по теме «ВОВ»; закрепить понятия «Родина», «герой», «патриотизм»; воспитывать уважение к героям страны.

Развивающие: развитие мыслительных процессов (анализ); развитие памяти, путём повторения пройденной темы(ВОВ).

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса Родине, посредством смены видов деятельности; воспитание усидчивости, умения слушать и слышать одноклассников и учителя, самостоятельности, аккуратности в ведении записей, выполнении творческих работ.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование целостного восприятия окружающего мира, мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий; формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, стремления больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность, понимание значения математических знаний в жизни человека; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, выполнять учебные действия в устной, письменной речи; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; воспроизводить известную информацию, анализировать её.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: определять общую цель и пути её достижения, иметь представление о родной стране, Малой Родине, о героях и достижениях государства.

Ход занятия:

-А вы знаете, какие праздники отмечают в мае?

- Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить.

9 Мая – это праздник, который отмечает вся страна. В этот день закончилась Великая Отечественная война.

Приветствуют друг друга

2. Актуализация знаний

- Скажите, когда началась война? (22 июня 1941 года в 4 часа утра)

- Дата окончания Великой Отечественной войны? (9 мая 1945 года)

-Почему войну 1941-1945 годов назвали Великой Отечественной? (Страна, в которой человек родился и живёт, называется Отечеством. И все войны, направленные на защиту своей Родины, носят это гордое звание. Великая отечественная война - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил. Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой).

-Какой город во время этой войны находился в блокаде 900 дней? (Ленинград).

Слайды с изображениями по тексту

3.Освоение нового. Создание проблемной ситуации.

Задания в приложении learningapps(индивидуальные и для работы в паре)

На войне – главное люди. Это верно, но одних солдат было недостаточно. Великая Отечественная война показала, как важна техника. Военная техника, которая помогла победить врага.

  1. Этот танк стал известным как основной советский и самый массовый танк минувшей войны. Его делали на предприятиях СССР с 1940 до конца 50-х гг. Всего произведено свыше 84 тысяч единиц. Без этого танка не обходились во всех известных битвах с гитлеровскими войсками. Он заметно повлиял на приближение победы. Танк Т-34

  1. Судно, способное погружаться под воду, всплывать на поверхность и двигаться как под водой, так и на поверхности. Подводные лодки в основном используются в военных целях.

Что это за техника? Подводная лодка (субмарина)

В годы Второй мировой войны ожесточенные сражения велись не только на суше, в воздухе и на воде, но еще и под ней. Боевые субмарины несли огромную опасность вражескому флоту. Большой ошибкой было недооценивать мощь и потенциал подводных лодок, которые были идеальными машинами войны.

  1. Очень мощное оружие, которое в умелых руках может полностью изменить ход боя. Пулемет

В годы Великой Отечественной войны на вооружении советской армии стояло несколько пулеметов различных модификаций. В первые месяцы войны автоматическое оружие было не очень распространено в армейских частях. Но уже в ходе войны такое оружие стало в больших количествах поступать на фронт.

  1. Перед Великой Отечественной войной множество машин с красными крестами на бортахт Машина «Красный крест»

«карета скорой помощи», как их тогда по старинке называли,- трудились по всей нашей стране, сохраняя жизнь и здоровье советских людей. А когда грянула война, эти машины, призванные в армию, продолжали, по сути, выполнять ту же благородную работу. В годы Великой Отечественной войны медицинские службы работали в особом режиме. После оказания первой помощи раненых следовало не просто «доставить в стационар», а эвакуировать за десятки километров — в военно-полевые или тыловые госпитали. В условиях нехватки автотранспорта главным требованием, предъявляемым к санитарным машинам, стала их вместимость.

  1. Это оружие используются для поражения живой силы противника в наступлении или в обороне. Противопехотные гранаты

Гранаты можно метать из укрытия, из окопа, или прямо в момент наступления на вражеские позиции. В Красной Армии в годы войны на вооружении стояло несколько типов противопехотных гранат, и все они широко использовались советскими солдатами для борьбы с фашистскими захватчиками.

  1. Советская боевая машина реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая и знаменитая советская боевая машина (БМ) этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша».
    Было выпущено 112 РС (реактивных снарядов). По воспоминаниям А.С. Попова, одного из создателей «Катюш» — «железнодорожный узел был стерт с лица земли». Фашисты были буквально ошеломлены этим огневым смерчем из непонятного для них оружия и в панике стали спасаться бегством. Противнику потребовалось значительное время, чтобы собрать деморализованные подразделения».
    Немаловажен был и эмоциональный эффект: во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно — за несколько секунд землю в области цели буквально перепахивали реактивные снаряды. Подвижность установки позволяла быстро сменять позицию и избегать ответного удара противника. Представить себе, что значит оказаться под ударом "Катюш", сложно. По словам тех, кто пережил такие обстрелы (и немцев, и советских солдат), это было одно из самых страшных впечатлений за всю войну. Звук, который издавали ракеты во время полета, каждый описывает по-разному — скрежет, вой, рев. Как бы то ни было, в сочетании с последующими взрывами, во время которых на несколько секунд на площади в несколько гектаров земля вперемешку с кусками строений, техники, людей, взлетала на воздух, это давало сильнейший психологический эффект. Когда солдаты занимали вражеские позиции, то их не встречали огнем не потому, что все были убиты — просто ракетный обстрел сводил с ума выживших.

4.Рефлексия. Подведение итогов.

День Победы.

Майский праздник

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им Бабушки глядят!

Победа досталась нам ценой самого дорогого, что есть у человека – жизни. Не всем было суждено вернуться домой. Многие погибли, защищая свою Родину. Но память о них будет с нами вечно. Мы всегда будем помнить о героях войны. 9 мая проходит парад. А вечером в каждом городе запускают праздничный салют. В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке?

- Что они означают? (Ответы детей: чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь).

-Что нового, интересного узнали?

Наше занятие подошло к концу. Спасибо за ответы.



Предварительный просмотр:

Приложение 9

Внеурочное занятие

Тема: «Дети войны».

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию знаний по понятию «Дети войны».

Формируемая позиция: я патриот

Задачи:        

Образовательные: учить любить и уважать Родину, повторить  пройденный материал по теме «ВОВ»; закрепить понятия «Родина», «герой», «патриотизм»; воспитывать уважение к героям страны; актуализировать знания о людях, переживших войну.

Развивающие: развитие мыслительных процессов (анализ); развитие памяти, путём повторения пройденной темы(«ВОВ», «патриотизм», «Родина»).

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса Родине, посредством смены видов деятельности; воспитание усидчивости, умения слушать и слышать одноклассников и учителя, самостоятельности, аккуратности в ведении записей, выполнении творческих работ.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование целостного восприятия окружающего мира, мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий; формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, стремления больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность, понимание значения математических знаний в жизни человека; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, выполнять учебные действия в устной, письменной речи; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; воспроизводить известную информацию, анализировать её.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: определять общую цель и пути её достижения, иметь представление о родной стране, о героях и достижениях государства.

Ход внеурочного занятия:

СЛАЙД 1

Звучит фонограмма военного марша, детям войны вручают живые цветы перевязанные георгиевской лентой.

Слайд 2, 3

(Заставка на экране – дети войны. Звучит фонограмма – смех детей, волны, прибой. На сцене сидит мальчик с тетрадкой и карандашом).

Ведущий: Лето 1941-го года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах, в садах поспевала клубника.

Чтец: Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Каких-то пять минут осталось!

(Звуки-гул самолётов, взрывы)

СЛАЙД 4-6

Ведущий: И вдруг – ВОЙНА! Что это такое? Какое это страшное, непонятное слово!

(Кадры начала войны)

Чтец: Война обрушилась неожиданно,

Всё переполнила собой,

И всё смешалось в этом мире,

И смерть носилась над землёй.

Ведущий: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в больших и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки. Им предстояло выжить войну.

Чтец: Его узнал я не из книжек

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она.

Смертельными тоннами стали

Сирены тревоги ночной

В те дни мы в войну не играли

Мы просто дышали войной.

Слайд 7 - видео

(Звучит песня Т. Гвердцители. Выходят дети со свечками в руках, встают в ряд, спиной к зрителям. Каждый поворачивается говорит слова-воспоминания и гасит свечку).

СЛАЙД 8, 9,10

(Ребёнок 1: В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А летом и весной нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбёжек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.

Ребёнок 2: 28 июля 41 года мне исполнилось 7 лет. И в первый же месяц войны я был изувечен… ещё до дня рождения.

Ребёнок 3: В начале войны я сильно заболел и не мог выходить из дома. А когда стало можно выходить, город показался мне странным и чужим. Окна во всех домах были заклеены крест-накрест бумажными полосками. Всюду эти кресты, кресты, кресты…

Ребёнок 4: С наступлением холодов дома стало очень холодно, очень голодно, очень страшно и очень одиноко. Я часто оказывался дома один и днём и ночью. Тогда мне отчётливо захотелось умереть. Я долго плакал. Зашла соседка. Она ничего не спросила, а только сказала: «Ничего, Бог терпел и нам велел». Она часто молилась и мне говорила, чтобы я тоже молился своими словами.

Ребёнок 5: Когда началась война мне было 9 лет. В нашу деревню ворвались фашисты. Они согнали всех людей в сарай и подожгли его. Собаки рвали детей, а немцы хохотали. Я чудом остался жив.)

Песня «Дети войны» - Слайд 1

Ведущий: Детская память неточная. Она запоминает только страх и только хорошее. Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало первое сентября сорок первого года, и не надо было идти в школу, как работали на заводах по 12 часов в сутки, как получали от погибших отцов похоронки, как усыновляли их чужие люди, как увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб.

Ведущий: Маленькие герои большой воны. Они были повсюду: воевали на передовой линии фронта и в партизанских отрядах, заменяли ушедших на фронт отцов на заводах и в поле.

Ведущий: На оккупированной врагом территории создаются партизанские отряды. Вместе со взрослыми в партизанских отрядах сражались и дети 10-14 лет, теперь это ваши прабабушки и прадедушки. Их, детей-героев, было много. обыкновенные школьники, ставшие партизанами, отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время. Давайте вспомним имена некоторых из них…

Зина Портнова – ленинградская пионерка, принимала участие в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, не раз ходила на задания и в разведку. При выполнении одного из заданий была схвачена и зверски замучена фашистами.

Марат Казей – школьник из Белоруссии. Был разведчиком в партизанском отряде. Погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя.

Лёня Голиков – деревенский парнишка, не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд, подрывал вражеские поезда, автомашины, разрушил мосты, уничтожал склады, выносил с поля боя раненых. Погиб в бою под селом Острая Лука.

Валентин Котик – подпольщик – разведчик из Шепетовки. Подрывник в партизанском отряде. На счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.

Володя Дубинин – водил за нос отряд гитлеровцев, которые выслеживали партизан в крымских каменоломнях, запоминал с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах. Погиб, подорвавшись на мине.

Ведущий: Подростки проявляли удивительное мужество и стойкость. Как героически они умирали. Некоторые из них, несмотря на жестокие избиения, не проронили ни слезинки, не плакали при расстреле.

Чтец: Шаг за шагом вспоминаем,

День за днём, взрыв за взрывом,

Смерть за смертью, боль за болью.

Год за годом, опалённые огнем,

Год за годом, истекающие кровью.

ПЕСНЯ «А закаты алые»

Ведущий: 209 мая 1942 года ЦК ВЛКСМ обратился ко всем учащимся с призывом: наравне с отцами и матерями, работать для фронта. На этот призыв школьники ответили своим трудом. Днём и ночью работали они у станков и машин, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной победы.

Ведущий: Трудовой героизм… Это особая страница истории Великой Отечественной Войны. Главным лозунгом тех лет был призыв: «Всё для фронта, всё для победы».

Чтец: Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла.

И синее небо, и запах простого цветка.

Пришли на заводы работать мальчишки

Поставили ящики, чтобы достать до станка.

Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,

И только бы жить начинать сорванцам,

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.

Ведущий: Несмотря ни на что, школы продолжали работать. Дети сидели в шубах, шапках. Писали карандашами, так как на морозе застывали чернила. Не было бумаги, и поэтому писали на обрывках газет. От голода и холода дети умирали прямо на уроках.

Ведущий: Шла война, но были праздники, радостные моменты, люди хотели мирной жизни, хоть чуточку отвлечься от горя и страданий.

Ведущий: И что могло быть прекраснее новогодней ёлки или весточки с фронта.

Чтец: Ростом с меня она прямо стояла.

Как важно было быть прямой,

Как важно было ёлке выстоять

Всей хвойною своей судьбой.

Срастись с усталою страной

И как страна – в бинтах, но выстоять.

Ведущий: В суровые годы войны школьники работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали тёплые вещи для фронтовиков.

Чтец 1: Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашими вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Чтец2: Сколько Вас? Попробуй перечислить,

Не сочтёшь, а впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами в наших мыслях,

В каждой песне, в лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Чтец 3: И сильнее кажется мы втрое,

Словно тоже крещены огнём,

Юные безусые герои,

Перед вашим другом ожившим строем

Мы сегодня мысленно идём.

Ведущий: Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских лагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку. У них отняли Родину и свободу. Вспомните концлагеря Саласпилс, Освенцим, Дахау, Бухенвальд, и многие другие…

Ведущий: Страшно и трудно было оставаться на оккупированной врагом территории. Детей вывозили в Германию, продавали на рынках, превращая в рабов, делали донорами для немецких солдат (брали кровь, пока ребенок не умирал).

(Отрывок из фильма Будни фашизма «Детский концлагерь»).

Стихотворение М. Джалиля «Варварство»

Ведущий: 4 года шла война – это 1418 дней. 34 тысячи часов. 28 миллионов погибших людей. Из них 13 миллионов погибло только детей.

Мы должны помнить их всех; сожжённых, расстрелянных, повешенных, убитых и бомбой, и пулей, и громом, и страхом.

Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года. В память о погибших в войне пусть горят свечи.

Выходят дети в чёрном со свечами в руках. Клим «Минута Молчания»

СЛАЙД 17

Ведущий: Объявляется минута молчания. (под стук метронома)

Ведущий: Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попал на войну, должны были расстаться с детством.

Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся снаряды, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.

Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, запомнить дети? Многое!

Вслушайтесь в воспоминания детей войны.

Чтец 1: Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

Чтец 2: Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Р.Рождественский «Помните…» (читает Буров Д.)



Предварительный просмотр:

Приложение 10

Внеурочное занятие

Тема: «Патриотизм. Родина»

Цель: организация деятельности обучающихся формированию знаний о понятиях «Патриотизм» и «Родина».

Формируемая позиция: я гражданин

Задачи:        

Образовательные: учить любить и уважать Родину, повторить  пройденный материал по теме «ВОВ»; закрепить понятия «Родина», «герой», «патриотизм»; воспитывать уважение к героям страны; актуализировать знания о людях, переживших войну.

Развивающие: развитие мыслительных процессов (анализ); развитие памяти, путём повторения пройденной темы(«ВОВ», «патриотизм», «Родина»).

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса Родине, посредством смены видов деятельности; воспитание усидчивости, умения слушать и слышать одноклассников и учителя, самостоятельности, аккуратности в ведении записей, выполнении творческих работ.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование целостного восприятия окружающего мира, мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий; формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, стремления больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность, понимание значения математических знаний в жизни человека; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, выполнять учебные действия в устной, письменной речи; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; воспроизводить известную информацию, анализировать её.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: определять общую цель и пути её достижения, иметь представление о родной стране, о героях и достижениях государства.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию. Предварительно, путём жеребьевки дети получают карточки с изображением, которое указывает на то, в какой группе ученик будет работать.

– Что необычного в классе? (Всё занятие мы будем работать в группах) – Я желаю вам плодотворной работы в течение всего нашего занятия.

Психологическая поддержка. Учитель произносит слова шёпотом, учащиеся повторяют их хором вслух:

Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё получится у нас.

– Сегодня на занятии мы будем работать в группах. Предварительно мы провели жеребьёвку, и вы распределились по группам.

– Какие правила вы должны соблюдать во время работы? Давайте их вспомним. (Презентация. Слайд 2)

Учащиеся вспоминают правила работы в группах:
1. В группе должен быть ответственный.
2. Если не понял, переспроси.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.
5. Работать должен каждый на общий результат.

2. Этап мотивации. Ситуация успеха.

– Ребята, тема нашего занятия очень важная для каждого из нас. Чтобы её озвучить, вам нужно правильно разгадать кроссворд.

Кроссворд.

  1. Стоит высокий светлый дом,
    Ребят проворных много в нём;
    Там пишут и считают,
  2. Рисуют и читают. (Школа.)
  3. На нём мы учимся писать,
    Читать и цифры различать,
    На нём немножечко играем,
    В конце – оценки получаем.
    И весело звенит звонок,
    Ну вот и кончился... (Урок).
  4. По чёрному белым пишут то и дело,
    Трут тряпицей, чиста страница. (Доска и мел.)
  5. Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки.
    Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете. (Цифры.)
  6. Я много знаю, но молчу,– Я лишь старательно учу;
    Открой меня – и всё поймёшь,
    Когда страничку ты прочтёшь.
    Я добрый школьный твой волшебник,
    А называюсь я... (Учебник.)
  7. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал.)

Ученики. Получилось слово “ Родина”.

3. Актуализация знаний.

– Ребята, вы правильно определили главное слово темы нашего занятия. Прочитайте тему занятия. (Слайд. Родина.)

Посмотрите внимательно на слайды. (Слайды с изображением полей, лесов, лугов, домов, школы и т.д.)

– Что мы называем Родиной ? (Место, где ты родился, где ты живёшь, растёшь, твой родной дом, родные и близкие, друзья и двор.)

– Назовите слова, родственные, однокоренные, слову Родина. (Народ, род, родственники, родня, природа.)

– У этих слов один корень. Какой? (Род.)

Послушайте стихотворение о Родине нашей.

Ученик.

Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Пускай совсем я маленький,
Но Родину люблю,
Свой дом на тихой улице
И всю страну мою!
Люблю я речку быструю
И дальний лес за ней.
Пусть будет небо чистое
Над Родиной моей!

– Любовь человека к Родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках. Давайте узнаем, что же о Родине говорит народная мудрость.

Задание. (Сложите и назовите пословицы о Родине, какие у вас получились, работаем в группах.)

  1. Нет земли краше,... (чем Родина наша)
  2. Человек без Родины, ...(что соловей без песни)
  3. Одна у человека мать,....(одна у него и Родина)

– А как называется наша Родина ? (Россия или Российская Федерация.)

Учитель. Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Слайд). Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран.
Но есть одна страна.
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.

– Очень красива и богата наша страна. Страна, в которой мы родились, живём и учимся.

4. Физкультминутка.

Жура-жу ра-журавель!
Облетел он сто земель. (Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями, махи руками.)
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил (Поглаживание рук, ног.)
Мы спросили журавля
“Где же лучшая земля?” (Руки вытянуты перед собой, вопросительная мимика.)
Отвечал он, пролетая:
“Лучше нет родного края!” (Лёгкий бег на носочках на месте, кружатся.)

5. Задание. Каждой группе я предлагаю разгадать ребус. (1-й группа о Москве, 2-й группа о кремле, 3-й группа о Казани.) (Смотреть в презентацию.)

К каждой отгадке учитель читает строки из стихотворений.

1) Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

2) Кремль со всех сторон
окружен стеной,
а стена – Москвой,
а Москва – страной.

Словно гордый хлеб
у страны в руке –
славный город-Кремль
на Москве-реке.

3)О, Казань
О, прекрасная дева, царица Казань
Красотою своей моё сердце не рань,
Белизною кремлевской стены не плени,
Высотой Спасской башни меня не мани.

– Верно. Казань – это великий город, в котором мы живём. Казань – это столица одного из субъектов России – республики Татарстан.

6. Актуализация знаний. Знакомство с символами страны.

– Ребята, вспомните какое знаменательное событие происходило в июле месяце? (Универсиада.)

XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года в Казани стала первой Универсиадой, более того первым мульти-спортивным мероприятием в истории современной России. Универсиада прошла с 6 по 17 июля 2013 года. В наш город на студенческие игры прибыли представители из 160 стран мира, которые и приняли участие в данных соревнованиях. Представители команд также пронесли по стадиону флаги своих стран.

Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово “ символ” в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.

Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. Слово “герб” в переводе означает “наследство”. В нем отражена история.

Что на нём изображено? (Золотой двуглавый орёл изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец.)

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Учитель. Ещё один важный символ нашего государства – флаг. Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл.

– Ребята, я вас просила узнать значение цвета каждой вашей команды.

1-я группа – белый означает мир и чистоту совести.

2-я группа – синий означает небо, верность и правду.

3-я группа – красный означает огонь и отвагу.

7. Практическая работа. Конструирование. Флаг.

– Для работы нам понадобится клей.

– Какие правила работы с клеем вы знаете?

– У вас на столе есть заготовка флага. Составьте из полосок бумаги государственный флаг России.

– Команда, которая выполнит задание встает и поднимает флаг.

– Молодцы. Вы хорошо справились с этим заданием.

Учитель. Третий символ страны – это гимн. Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков. (Звучит гимн.)

8. Самостоятельная работа. (Звучит песня “С чего начинается Родина”.)

– У вас на партах лежит основа для вашего будущего коллажа. В конверте есть различные детали, рисунки, бумага. Сегодня мы говорили о Родине, у вас должен получиться коллаж, который называется “Моя Родина”

– Как только у вас будет готова та или иная деталь прикрепляйте ее на свой коллаж.

– Победит та команда, которая дружно, быстро, аккуратно выполнит работу.

Презентация коллективной работы.

– Я вижу, что не все детали вы использовали, почему? (Не использовали военную технику, мало черную бумагу.)

– Какие красивые у вас получились работы.

9. Итог занятия. Рефлексия.

– Моя милая родина. Если мы о ней говорим словами “моя” и “милая”, значит, нам дорого все, что связано с родным краем: и город, и природа, и люди.

Любить свою Родину – это не только любить природу, но и знать его историю и культуру.

Чтение стихотворения “Берегите Россию”

“Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
За небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!
(К. Синицын)

– На следующих занятиях мы продолжим знакомство с символами нашего государства и нашей республики, в котором мы живём

– Что узнали нового?

– Что было самым интересным?

– Продолжите мое предложение: Родина – это ... (место где мы родились, живем, учимся, работаем).

– Моя Родина – это... (Россия, республика Татарстан)...

– Если вам понравилось наше занятие и вы узнали много нового – возьмите солнышко, если вам было неинтересно – тучку.

– На память о сегодняшнем занятии я хочу вам сделать небольшой подарок – закладку с видами нашего города.

– Спасибо всем за хорошую работу.



Предварительный просмотр:

Приложение 11

Внеурочное занятие

Тема: «Я гражданин России»

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию гражданской позиции.

Формируемая позиция: я гражданин

Задачи:        

Образовательные: учить любить и уважать Родину, повторить  пройденный материал по теме «ВОВ»; закрепить понятия «Родина», «герой», «патриотизм»; воспитывать уважение своему народу, своей Малой Родине.

Развивающие: развитие мыслительных процессов (анализ); развитие памяти, путём повторения пройденной темы(«ВОВ», «патриотизм», «Родина»).

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса Родине, посредством смены видов деятельности; воспитание усидчивости, умения слушать и слышать одноклассников и учителя, самостоятельности, аккуратности в ведении записей, выполнении творческих работ.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование целостного восприятия окружающего мира, мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий; формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, стремления больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность, понимание значения математических знаний в жизни человека; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, выполнять учебные действия в устной, письменной речи; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; воспроизводить известную информацию, анализировать её.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: определять общую цель и пути её достижения, иметь представление о родной стране, о героях и достижениях государства.

Ход мероприятия.

1. Организация класса.

2. Минутка психологического настроя.

- С каким настроением пришли на урок?

-Я прошу улыбнуться тех, кто пришел с хорошим настроением.

-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить.

-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться друг к людям.

Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства, стойкость в бурях жизни,

Мужество во всём и до конца,

Верность другу,  преданность Отчизне

Имя гражданина и борца.

Думаю, что теперь можно начать работу.

- Чего ожидаете от урока?

3. Сообщение темы и задач

В это занятие мы посетим калейдоскоп телевизионных передач. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос «Каким должен быть гражданин России?»   Знаете, что такое КАЛЕЙДОСКОП? (Детская игрушка в виде трубки, вращая которую, мы можем увидеть различные узоры).

4. Основная часть

1)Первая передача «Клуб путешественников»

Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу одним словом: Родина - это ...

- Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. Это знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Родина - это  место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина - это дом, в котором живём. Родина - это наши предки, мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.

Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина?

А теперь послушаем стихотворение Зои Александровой «Родина».

Если скажут слово «Родина»,          В лужах первые кораблики,

Сразу в памяти встает                      Над скакалкой топот ног

Старый сад, в саду – смородины,    И большой соседней фабрики

Толстый тополь у ворот.                  Громкий, радостный гудок,

У реки березка-скромница          ... Или степь от маков красная,

И ромашковый бугор,                          Золотая целина...

А другим, наверно, вспомнится            Родина бывает разная,

Свой родной московский двор,            Но у всех она одна.

Наша Родина –Россия. Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.

. -Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства. Назовите основные символы государства. (Герб, флаг, гимн). Сообщения учащихся. Слайды.

  2) Следующая наша передача «Доброе утро»

Сегодня утром Почтальон Печкин принес письмо от волшебника. «Уважаемые ученики 4б класса! Я отправляю вам посылку - волшебную шкатулку. В ней - самое ценное сокровище планеты Земля. Кто хочет его увидеть, может заглянуть. Берегите это сокровище и преданно относитесь к нему» (Дети заглядывают, в ящике - зеркало, дети видят свое отражение).

-   Так   что   вы увидели в волшебной шкатулке? Кто там?

-  Дать ответ на вопрос «Кто я?»

(школьник, ученик, мальчик, сын, гражданин, россиянин и т.д)

- Результаты.   Вокруг сердца наклеиваем модели от каждой группы.

Мы переходим к следующей передаче.

3) Передача «Вопрос на засыпку»

-   Нам встретилось интересное и важное слово ГРАЖДАНИН.

На каком уроке мы с ним уже познакомились?

- Интервью «Кто такой гражданин?» (Дают ответы желающие)

Найдите в словаре значение слова «гражданин»

( «Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.)

«А что такое гражданин?

 Отечества достойный сын»

   Какие понятия включает в себя слово «гражданин»?  (ответы записываются на доске)

ü    Патриотизм

ü    Высокая нравственность

ü    Любовь к родной природе, к земле, к близким,

ü    Любовь к своей Родине

-  Посмотрите, ребята, как называется этот документ? (Слайд свидетельство о рождении.)

- Что в нём записано, кто знает? (высказывания детей, учитель помогает.)

- Да, это важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны, вы являетесь гражданином России, Российской Федерации.)

- А как вы думаете, когда человек рождается, он имеет какие-нибудь права? (Да, имеет)

- Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизньна гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживаниеравенство, свободу, отдых. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он ещё и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. (права выносятся на карточке на доску)

- А теперь подумайте, ребята, когда вам исполнилось 6, 7 лет, какие ещё права у вас появились? (Право  учиться)

- А когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию)

- Правильно. Право учиться, право на защиту, на свободу мысли и высказывания. А с 18 лет у вас станет прав ещё больше, вернее вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции РФ. (Учитель показывает книгу – Конституция РФ)

Конституция РФ – это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие.

- Ребята, а как вы думаете, зачем нужны законы?

Законы нужны, чтобы в нашей стране был порядок. Человек живёт в обществе и должен соблюдать все законы, которые прописаны в Конституции.

Что же такое конституция? Найдите в словаре значение этого слова.

 

Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года.

- У вас на партах лежит этот документ. Давайте его рассмотрим. Разверните содержание.

- Из чего состоит? (Из разделов).

-Сколько разделов вы насчитали?

- Найдите тот раздел, который подходит к теме нашего урока. Разверните страницу и обратите внимание на статьи…   Давайте их рассмотрим. Как вы можете их объяснить?

-право на имя, отчество, фамилию.

-жить и воспитываться в семье

-общаться с родителями и другими родственниками

-защищать свои права

-выражать свое мнение-

-право на имущество

-право на медицинское обслуживание

Какие обязанности школьника вы знаете? Они прописаны в правилах для учащихся.

1. Прилежно учиться.

2. Выполнять требования учителя, дежурных.

3. Соблюдать технику безопасности.

4. Беречь школьное имущество.

5. Выполнять распорядок дня.

6. Придерживаться правил культурного поведения.

7. Уважать права других.

4) Передача «В гостях у сказки»

Каждая группа обсуждает, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям.

Игровые ситуации.

1. Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?

2. Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь)

3. Чья жизнь в опасности? Кто посягает на жизнь?

4. Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка? Поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?

5.Какое право нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»? (неприкосновенность жилища)

6. Нарушение каких прав изобразил художник?

Мини-итог.

- У каждого есть свои права и мы должны хорошо знать их и уметь ими пользоваться. Но следует знать не только права, но и обязанности, не нарушать права других ... Только тогда мы сможем стать известными и настоящими гражданами Отечества. Поэтому сейчас я приглашаю вас в гости к известным людям России.

 5) Передача «Пока все дома».

Таких людей у нас очень много, потому что русские - это трудолюбивый и настойчивый народ. Всех их назвать сейчас невозможно. Но это и писатели, и политики, и певцы, и спортсмены, и врачи, и учителя, которые своим трудом прославили нашу Россию, их имена известны в мире.

Назовите этих людей. - Что важного сделали   они в этой жизни для России?

(Работа в группах)

Мы живём с вами в стране, которая , за свою многовековую историю перенесла многое, и гнёт татаро-монгольского ига, и смутное время, и революции, и не одну кровопролитную войну. И в каждое время находились люди, которые отдавали  свою жизнь, талант, душу на становление своей страны, своей Отчизны. В трудные для страны периоды они проявляли свои особые свойства, которые свидетельствовали о высоком гражданственном долге, гордились своей принадлежностью к ней. И страна помнит о таких гражданах:

Дети называют фамилии известных им людей. (Слайд о знаменитых людях России).

Сейчас мы увидели, какие люди прославили наше государство в спорте, музыке и поэзии.

- Какие бы качества гражданина вы бы взяли от этих людей?

И я приглашаю вас на передачу «Лучше всех»

- Как, по вашему мнению, должен жить человек на земле, чтобы оставить память о себе?

- Кто-то из вас чувствовал уже определенный успех в своей детской жизни?

На нашей выставке ваши работы, которые вы сделали своими руками и грамоты.

(Дети представляют свои способности: рисунки, поделки, стихи, произведения о России, рассказывают об успехах семьи)

Мы к будущему готовимся.

И сердце стучит: пора!

И взрослыми мы становимся

Сегодня, завтра, вчера!

Мы видим себя входящими

В грядущие времена.

Как клятву произносящими:

«Я твой гражданин, страна!

4.Творческая работа

Выполнение поделки: «Флаг РФ» (настольный, на подставке) 
Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, пустой стержень от авторучки, пробка от пластиковой бутылки, пластилин. 
Алгоритм изготовления: 
1. Изготовить из цветной и белой бумаги флаг размером 6х18 см; 
2. Согнуть его пополам, чтобы получилось двустороннее полотнище размером 6х9 см и смазать клеем; 
3. Склеить половинки, вложив между двумя сторонами древко (в качестве древка может быть использован пустой стержень от авторучки); 
4. Подготовить подставку для флага: взять пробку от пластиковой бутылки, наполнить ее пластилином. Вставить флаг в подставку.

Так каким должен быть маленький гражданин России?

Учитель. Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Я думаю, что все вы, когда вырастете, станете достойными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами есть чем.

Берегите Россию-

Нет России другой,

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию-

Нет России другой.

От кого, на ваш взгляд, зависит будущее России?
 А как приятно чувствовать себя уверенным человеком, быть гражданином такого государства, как Россия. Встаньте. Расправьте плечи. Поднимите выше подбородок и с чувством гордости произнесите: «Я - гражданин России»! Помните: именно от вас зависит завтрашний день страны, будущее нашего государства.

Минутка счастья.

-Я приглашаю всех сесть поудобнее, закрыть глаза и вспомнить что-то очень приятное. Представьте, как в вашей душе начинают расцветать цветы. Сначала они были очень маленькие, а сейчас раскрываются и становятся все больше. Они белые, розовые, желтые, синие, и вот вы - уже не вы, а цветы, очаровательные, яркие цветы, которые излучают любовь к близким людям, к дому, к стране, ко всей Земле. Любовь к тем, кто рядом с вами.

Запишите на цветочках, что вы оставите в своем сердце после урока?

-А теперь я хочу услышать от вас 1 слово - что вас тронуло сегодня? (Говорят, и украшают сердце.)

- Давайте наполним наше сердце разноцветными цветами.

(Дети наполняют сердце цветами, становятся в круг).

- Я хочу, чтобы всегда и ваши сердца были наполнены такими цветами добра, и эти цветы всегда цвели.

Песня «Я – гражданин России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Краеведение, как основа воспитания гражданственности и патриотизма у младших школьников"

Статья для педагогического форума. В ней говорится о том, как в нашей школе реализуется предмет "краеведение"....

Воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека – одно из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начальн...

Воспитание гражданственности и патриотизма посредством мультимедийной информационной среды ПервоЛого во внеурочной деятельности в начальной школе. Создание анимационного проекта «Сноубордист».

Это конспект занятия по внеурочной деятельности в мультимедийной среде ПервоЛого. Создание анимационного проекта "Сноубордист". В занятии совмещаются такие понятия как воспитание гражданственности и п...

план- конспект по внеурочному занятию

план- конспект по внеурочному занятию...

план- конспект по внеурочному занятию

план- конспект по внеурочному занятию (2 класс)...

План конспекта по внеурочному занятию 3 класс

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯТема: «Урок мужества». Время помнит Чернобыль. Кубанские ликвидаторы на Чернобыльской АЭС....

План-конспект проекта внеурочного занятия по окружающему миру(экология: природные связи) + дорожная карта к нему

План-конспект проекта внеурочного занятия по окружающему миру(экология: природные связи) + дорожная карта к нему3 классПродукт проекта(изделие): памятка "Я - эколог"...