Методическая разработка дидактической игры «Большие буквы» (по рассказам Л.Н. Толстого)
методическая разработка (3 класс)

Оленина Мария Владимировна

Мультимедийная интеллектуальная игра «Большие буквы» игра способствует развитию мышления, речи, орфографической зоркости, воспитывает интерес к книге. Это весёлая командная игра. В каждой игре команда выдерживает четыре испытания и выходит в суперигру. Для этого ребята должны продемонстрировать смекалку, сообразительность, а главное – отличное знание литературного произведения. В основе каждой игры лежат прочитанные детьми произведения, сюжетная линия которых сопровождает конкурсы. Помощник игры – весёлый клоун Буквоед.

Игра проходит интересно, несёт в себе большой эмоциональный заряд.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshie_bukvy_po_rasskazam_l.n._tolstogo.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области имени Воина-интернационалиста С.А. Кафидова

Методическая разработка

дидактической игры

«Большие буквы»

(по рассказам Л.Н. Толстого)

Автор: учитель начальных классов

Оленина Мария Владимировна

2020 г.

Описание дидактической игры

Вид игры: интеллектуальная

Используя мультимедийные технологии на основе телевизионной игры

«Большие буквы», мной была создана интеллектуальная игра, которая способствует развитию мышления, речи, орфографической зоркости, воспитывает интерес к книге. Это весёлая командная игра. В каждой игре команда выдерживает четыре испытания и выходит в суперигру. Для этого ребята должны продемонстрировать смекалку, сообразительность, а главное – отличное знание литературного произведения. В основе каждой игры лежат прочитанные детьми произведения, сюжетная линия которых сопровождает конкурсы. Помощник игры – весёлый клоун Буквоед.

Игра проходит интересно, несёт в себе большой эмоциональный заряд.

Методы и приёмы

  • работа с книгой;
  • познавательная игра;
  • видеометод.

Средства и формы

  • аудиовизуальные средства;
  • групповая форма.

Ход игры

Ведущий. Сегодня у нас с вами вторая игра «Большие буквы». (Первая игра была по сказкам А.С. Пушкина). Эта игра для тех, кто любит весёлые приключения и не боится испытаний. Участникам предстоит сегодня собрать большие буквы, из которых потом вам надо будет

составить главное слово, сыграть в суперигру. Но чтобы получить эти буквы, надо пройти несколько испытаний. Готовы?

Тогда можно начинать!

Для того, чтобы начать сегодняшнюю игру, я приглашаю моего друга, без которого не обходится ни одна игра. Встречайте – Буквоед!

Буквоед (здоровается)

Появляется обезьяна. Она срывает шляпу с Буквоеда. Буквоед грозит ей кулаком.

Буквоед Подожди же! Не уйдёшь ты от меня! Я тебя всё равно поймаю!

Обезьяна дразнит Буквоеда. Буквоед старается поймать обезьяну.

Ведущий. Буквоед! Осторожно! Ты можешь упасть! Я, кажется, догадалась, откуда эта обезьянка, которая дразнит Буквоеда. Из рассказа Льва Николаевича Толстого. Ведь сегодня наша игра посвящена творчеству  этого великого русского писателя.

1 раунд (по рассказу «Прыжок»)

Видеофрагмент мультфильма «Прыжок» по мотивам одноимённого рассказа Л. Толстого

Ведущий Узнали рассказ?

- Чтобы добыть первую большую букву, вам надо нырнуть в море и достать за 1 минуту со дна морского 5 кубиков с буквами. Из букв вы должны составить слово, которое имеет отношение к рассказу «Прыжок».

             МАЧТА

- Какое отношение имеет это слово к рассказу?

- Сверим ваше слово с проверочным. (На экране открывается слово)

- Вы зарабатываете большую букву С.

- Вы можете заработать восклицательный знак, который пригодится в

дальнейшей игре для разгадывания финального слова. Для этого за 1 минуту нужно назвать 15 слов – имён существительных, нарицательных, начинающихся с буквы С.

- Вы зарабатываете !

- Команда взяла отличный старт.

  1. раунд (по рассказу «Филипок»)

Видеофрагмент мультфильма «Филипок»

Ведущий Так как Филипок только начал ходить в школу, в задании, которое он выполнял, допустил много ошибок. Нашим ребятам предстоит эти ошибки исправить. Филипок записал пословицы, но что-то в них напутал. Исправьте ошибки, допущенные Филипком.

Без труда гуляй смело.

Семеро одного три года ждут.

Не имей сто рублей, а век учись.

Крепкую дружбу маслом не испортишь.

У семи нянек кулаками не машут.

После драки дитя без глазу.

Терпение и труд всегда пригодятся.

Ребята исправляют ошибки и получают кубики с буквами. Составляют из букв слово.

        ШКОЛА

  • Сравниваем слово с проверочным.
  • Вы зарабатываете ещё одну большую букву И. Их в финальном слове две.
  • Чтобы заработать восклицательный знак, вам надо за 1 минуту назвать пять слов – имён существительных, нарицательных, в которых дважды встречается буква И.
  1. раунд (по рассказу «Косточка»)

Ведущий Чтобы заработать буквы для составления следующего слова, вам надо за 2 минуты с закрытыми глазами определить, что за ягоды вам предлагает попробовать Буквоед.

- Составив правильно слово, вы узнаете, о каком рассказе Л. Толстого идёт речь.

          СЛИВА

  • Сравниваем с проверочным словом.

 - Узнали рассказ?

- Какое отношение имеет это слово к рассказу Л.Толстого?

Видеофрагмент мультфильма «Косточка»

  • Вы зарабатываете ещё одну большую букву Т. Их в финальном слове две.
  • Команда может заработать ещё один восклицательный знак, назвав за 1 минуту 10 слов, которые заканчиваются буквой Т.
  1. раунд  (по рассказу «Котёнок»)

Видеофрагмент мультфильма

Ведущий Вам надо за 1 минуту назвать 10 произведений, героями которых являются животные.

- Из заработанных букв вам надо составить слово, которое имеет отношение к рассказу Л.Толстого «Котёнок»

      АМБАР

Если дети затрудняются с составлением слова, ведущий даёт подсказку: это неотапливаемое холодное сельскохозяйственное строение для хранения чего-либо.

  • Сверим слово с проверочным.

- Вы зарабатываете большую букву Р. Их в финальном слове две.

- Слово – название рассказа очень интересное. Оно начинается и заканчивается буквой К. Вам для того, чтобы заработать восклицательный знак, надо за 1 минуту назвать 10 слов, которые будут начинаться и заканчиваться на одну и ту же букву.

Финал

Ведущий Впереди нас ждёт финал. Надо составить слово из больших букв

С  И  И  Т  Т  Р  Р

  • Если не догадались, какое это слово, меняете восклицательный знак на букву.

!                !        !               !

А                     Л              Е        Л

- Подсказки: это слово встречается в рассказе «Акула»; кем был отец мальчика; военнослужащий.

                                    АРТИЛЛЕРИСТ        

Суперигра

Ведущий Предлагаю сыграть в суперигру. За 1 минуту надо из букв слова АРТИЛЛЕРИСТ составить новые слова (имена существительные, нарицательные).

Если остались неиспользованные восклицательные знаки, к 1 минуте добавляется время: 10 секунд за каждый восклицательный знак.

-Узнаем, кто лучший игрок. 10, 9, 8, 7, …

  • Проверяем, какие слова записали ребята.

(Сколько слов составлено и записано правильно – столько очков

зарабатывает участник. Если количество очков одинаковое, добавляется 10 секунд).

Награждение победителя, вручение подарков участникам игры.

- Лучшим игроком в нашей игре стал … Тебе большой подарок. Всем игрокам – призы – книги, которые помогут вам стать умнее, обогатить свой словарный запас, привести к победе.

Методический комментарий

Цель - пробудить интерес к рассказам Л.Н. Толстого.

Задачи:

- расширять читательский кругозор;

  • развивать память, внимание, сообразительность и наблюдательность, быстроту реакции, орфографическую зоркость, творческие способности обучающихся;
  • обучать детей с помощью игровых форм навыкам работы в команде;
  • воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи;
  • воспитывать любовь к чтению.

Актуальность

Современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео, компьютеры вытесняют литературное и смысловое чтение. Многие нормативно-правовые документы: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Фундаментальное ядро содержания общего образования, Национальная программа поддержки развития чтения отмечают эту проблему. Мы катастрофически, особенно последние 20-30 лет, теряем читателя. Об этом свидетельствуют результаты международного исследования PISA. В 2000 году по результатам международного исследования Россия заняла 28 место. В 2014 году в исследовании приняли участие 65 стран мира. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли 43-45 места. За этим всем кроется воспитание не просто читателя, а человека культуры. Проблемы чтения встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.

Планируемые метапредметные результаты Познавательные УУД:

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • овладение навыками смыслового чтения;
  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • привитие интереса к чтению.

Регулятивные УУД:        

  • самостоятельно работать с новым произведением;
  • определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в группе;
  • участвовать в литературных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Дидактическая игра - средство поддержания у учащихся интереса к предмету»

ВведениеДидактическая игра- средство воспитания и поддержания интереса к предмету.Психология игровой организации урока.Виды дидактических игр.Структурные компоненты дидактических игр.Методические реко...

Методическая разработка занятия по чтению произведения"Умная галка" Л.Н.Толстого

Данная методическая разработка подготовлена для проведения занятия с детьми 1 класса VIII варианта по чтению...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

Методическая разработка дидактического пособия «День-ночь»

Пособие предназначено для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью. Цель: формировать элементарные представления о частях суток (умеренная и тяжёлая умственная отсталость); стимули...

Дидактическая игра «Большая стирка» (для дошкольников)

Дидактическая игра «Большая стирка»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- учить понимать порядок слов в предложении;- учить понимать и исправлять предложения, в которых допу...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 10:"Письмо буквы б. Закрепление написания букв 4-й группы: с е о а д б С О".

Сообщение темы и цели урока:- подготовка руки к выполнению движений, необходимых для написания буквы  б  : "обведение " росчерков - образцов- работа над формой, соединениями строчн...

Методическая разработка «Дидактические игры на уроках математики в 1 классе»

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что уч...