Активизация эмоционально-интеллектуального потенциала младших школьников
учебно-методический материал (1, 2 класс)

Пазова Зарема Мухабовна

Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_emotsionalno-intellektualnogo_potentsiala.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация эмоционально-интеллектуального потенциала

младших школьников.

Цель профессионального самообразования: овладение новыми педагогическими технологиями с целью формирования ключевых компетенций у учащихся.

Задачи профессионального самообразования: изучить и применять новые педагогические технологии, развивать познавательную активность у учащихся, повышать свой методический уровень, изучить методическую литературу по данной теме, обобщать и распространять свой педагогический опыт.

Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.

Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, школьные научно-практические конференции.

Формы самообразования:

Индивидуальная:

- посещение уроков коллег;

- участие в педагогических советах школы;

- изучение научно – методической и учебной литературы.

- участие в работе методического объединения школы.

Групповая:

– участие в педагогических советах школы;

- участие в работе методического объединения школы;

- курсовая подготовка на КПК;

- изучение научно – методической и учебной литературы;

- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.

Введение.

Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека

Кузнецов В.И.

Высокий интеллектуально-творческий потенциал – гарантия подлинной личной свободы. Человек с высокоразвитым интеллектуально-творческим потенциалом менее подвержен манипулированию извне, мало пригоден для роли послушного исполнителя. Появление новых тенденций в развитии общества вывело проблему развития детской одаренности в число основных.

В настоящее время исследования ученых показали, что возможности людей, которых называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать возможности, которые дала природа, и о существовании которых многие и не подозревают. В последнее время стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности. Познавательный интерес – направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Это характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым более полным знаниям .Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес , становится основой положительного отношения к учебе. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно ищет. Поэтому поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания. которые под влиянием познавательного интереса приобретают активность и направленность.

Познавательный интерес – один из главных мотивов учения. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Когда ребенок не хочет заниматься, то приносит массу хлопот и огорчений учителю.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

Когда ребенок приходит в школу и занимается с удовольствием, то и дело идет по-другому. Активизация познавательной деятельности ребенка без развития познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна.

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Учителя всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? Чтобы ученик учился не только ради оценок и похвал, но и потому, что он увлечён учёбой, что он стремится к совершенствованию своей личности.

На начальном этапе работы по проблеме опыта проводилась диагностика исходного уровня развития познавательной активности первоклассников по критериям Е. В. Коротаевой. Обработав данные, полученные при проведении диагностики и наблюдений в 1 классе, получены следующие результаты:

Ясно видна необходимость повышения уровня познавательной активности

учащихся.

К сожалению, на данный момент в литературе отсутствует единая система критериев познавательной активности и бросается в глаза обилие показателей познавательной активности, которое порождает иллюзию, что есть возможность точного измерения познавательной активности учащихся. Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме и проанализировав особенности учащихся своего класса, пришла к выводу, что познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом считаю, что конечный результат заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную.

Формирование опыта происходит в процессе изучения концептуальных основ личностно-ориентированной дидактической системы обучения.

Работа психолога Л.Б.Ермолаевой - Томиной и ее рабочая программа развивающего обучения (М.1994 г.) помогают мне создать систему развития познавательных процессов на конкретном материале учебной программы. Например: восприятие я начинала развивать на буквах русского алфавита, обучая детей грамоте; память – при заучивании трудно запоминаемых слов и правил; мышление - путем специальных вопросов и заданий, которые помогали включать в сознание ребенка учебные задачи.

Моя цель – состоит в том, чтобы создать условия, способствующие формированию талантов, развитию духовно богатой личности, способной к принятию нестандартных решений. Научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Поэтому стала соблюдать следующие условия:

1.Четко представила, что должна развивать на материале конкретного учебного предмета, при изучении той или иной темы. (Успеваемость учащихся неодинакова по разным школьным дисциплинам, так как каждая из них требует разных качеств восприятия, памяти, мышления.)

2. Знать у кого развивать. Для этого:

а ) знать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых;

б) овладеть навыками диагностик, которой фиксируется исходный уровень развития познавательных процессов и, контроль за их совершенствованием.

Результаты начальной диагностики и последующих контрольных работ необходимо сообщать детям: они должны знать особенности своего восприятия, памяти, мышления, понять, что ему мешает в овладении навыками и знаниями, и получить от учителя рекомендации по компенсации недостатков;

в) Научиться расшифровывать известные тесты («Несуществующее животное», «Моя семья», «Дом - дерево- человек» « Моя семья»). Тест Карстена (рисование палочек через определенный промежуток времени), по которым можно получить характеристику эмоционально-волевой сферы учащихся, его отношение к окружающему, определить особенности нервной системы.

в) Знать как, т.е. какими средствами можно развивать то или иное качество. В поиск таких средств должен быть включен и ученик( под контролем учителя и подсказкой).

г) Не просто развивать познавательные процессы, а включать их в любую работу на уроке. Соблюдая следующую последовательность: диагностика-тренировка приемов на уроках развития - включение в учебную деятельность.

д ) Осуществлять контроль не только знаний, умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов.

Практическая работа.

Хочу остановиться подробнее на уроках по развитию познавательных процессов. Работа всегда начиналась с диагностики, цель – получение общей характеристики того или иного качества восприятия, памяти, мышления у учащихся всего класса и выявление индивидуальных различий.

После диагностики начинается отработка интеллектуальных навыков сначала на «уроках развития», затем в учебной деятельности.

Тема и цель каждого урока направлены как раз на развитие и на углубление знаний по русскому языку, т.е. на повышение грамотности учащихся. Поэтому к урокам развития восприятия подбираю соответствующий материал. Например, упражнения по развитию восприятия составляются из тех словарных слов, которые нуждаются в повторении или контроле.

Результаты контрольных работ доводятся до сведения родителей. На родительских собраниях даются рекомендации (общие и индивидуальные) по развитию учащихся дома.

В результате целенаправленной работы по развитию восприятия у учащихся:

  1. повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети умеют «видеть», «слышать», рассуждать;
  2. развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал, большая часть детей класса получает оценки «4»и «5»;
  3. оказываются сформированными начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, уверены в себе.


Я работаю в школе учителем начальных классов более 30 лет. На протяжении многих лет наблюдаю за развитием речи и способствую развитию речи учащихся, поэтому речь ребенка является ключевым моментом его развития. По речи человека можно определить степень его культуры и образованности, уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект.

Младшие школьники – это удивительно творческие люди. Их воображение подсказывает им необыкновенные сюжеты сказок, рассказов, сюжетов и истории. Дети готовы поделиться своими творческими идеями с одноклассниками, учителями, родителями. Без поддержки взрослых людей, без систематической работы над словом, желание заниматься сочинительством быстро угасает.

Творчество – это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцветки «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьник, начинающего мастера.

Одним из главных итогов является воспитание родителей, которые, развиваясь вместе с детьми. Содействуют обучению путем развития познавательных интересов.

Важно ли иметь развитое восприятие первокласснику? Для ответа достаточно проанализировать типичные ошибки в письменных работах учащихся к концу первого года обучения: пропуск, замена, искажение букв. Так называемое зеркальное письмо. Подобные ошибки происходят из-за неумения школьников различать похожие буквы. Видеть слово в целом и каждую букву, в него входящую, анализировать звуковую информацию, осмысливать ее, улавливать изменения и отражать их на письме – и все это по причине недоразвитого восприятия.

Основными качествами восприятия являются дифференцированность
(различительная чувствительность), аналитичность (способность к анализу), конкретность (видение изменений в результате убавления, перестановки, добавления деталей), видение последствий, точность.

Все перечисленные качества восприятия возможно и необходимо развивать уже в период обучения грамоте – на буквах русского алфавита.

Так с первого дня обучения на доску вывешиваются заглавные печатные буквы. Дети выполняют различные задания:

-находят элементы, из которых состоят буквы;

- отыскивают общее и различительное в построении букв;

- проводят всевозможные действия с элементами внутри букв( элементы убирают, добавляют, меняют местами).

Подобная работа идет на уроках развития, уроках обучения грамоте и даже на уроках технологии. Я не ставлю перед учениками цели запоминать названия букв. Но длительное нахождение букв перед глазами, частые манипуляции , действия с ними приводят к тому, что дети заучивают буквы непроизвольно. т. е. незаметно для себя. (приложение1)

Коррекционно-развивающие задания

Коррекционные задания используются и проводятся на уроках русского языка для формирования познавательной деятельности и повышение уровня общего развития младших школьников.

Одной из характерных особенностей познавательной деятельности детей с задержкой психического развития является замедленное развитие у них способности к организации своих действий в том случае, когда им предстоит выполнить какое – либо задание. Это связано прежде всего, с неполным учетом структурных компонентов самого задания: инструкции учебного материала, образца. Ввиду этого, на первом этапе обучения необходимо проводить коррекционно – развивающую работу, направленную на преодоление этих затруднений.

Обучение надо строить в определенной последовательности. Сначала младшим школьникам предлагаются задания, которые включают два компонента - инструкцию и учебный материал. Дети упражняются в распознавании и различии их.

Например:

1. Прочитай, выпиши предложения с вопросительным знаком.

-Что ты ёж такой колючий?

-Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

2.Спиши, проговаривая по слогам.

Петушок клюёт зерно.

По указанию учителя дети читают текст, под № 1и 2, высказывают свои суждения о содержании каждого и их назначении. Появляются новые понятия для учащихся - «инструкция» и «учебный материал», объясняется их значение. Инструкция указывает на то, что надо сделать, т.е. на способ выполнения; учебный материал обозначает, с чем надо что – то сделать.

В связи с тем, что для слабоуспевающих учащихся с задержкой психического развития усвоение таких понятий, как «инструкция» и «учебный материал», представляют определенную сложность, могут применяться специальные карточки, каждая из которых включает название структурного компонента задания.

На приведенных примерах заданий представляется возможность практического ознакомления детей с задержкой психического развития с простейшимми случаями проблемной ситуации, поскольку перед школьниками возникают вопросы: Что такое? Как надо сделать?

В рамках этого этапа проводятся тренировочные упражнения. Направленные на формирование умения учащихся самостоятельно выявлять и различать структурные компоненты учебного задания.

Учитывая тот факт, что у младших школьников с задержкой психического развития возникают трудности в нахождении учебного материала в заданиях, предоставленного в форме отдельных слов, предложений, связного текста, в коррекционное обучение необходимо включать специальные задания с определённой формой учебного материала. (приложение 2)

Учащиеся устанавливают, что упражнения включают инструкцию и учебный материал .

Последующий анализ позволяет определить , что в заданиях присутствует ещё один элемент – слова для справок, который располагается после учебного материала. Путём сопоставления структурных компонентов – заданий с выявленным элементом, устанавливается принадлежность указанных слов к учебному материалу. Слова для справок вводится, как элемент учебного материала.

При выполнении заданий, в структуру которых входит образец . внимание детей обращается на форму его выражения: либо представлен отдельными словами , либо предложением.

После того, как учащиеся определили структуру заданий, учитель читает детям образец. Вместе устанавливают форму его предъявления: слова или предложение.

Организованная таким образом работа постепенно готовит детей к пониманию данного задания. В связи с тем, что в школьных учебниках образец выполнения задания находится до и после учебного материала, и это затрудняет его узнавание детьми с задержкой психического развития, в коррекционно – развивающее обучение вводятся специальные задания на выявление места расположения этого компонента по отношению к учебному материалу. Сначала рассматриваются случаи, когда образец находится перед учебным материалом.

Задание.

Замени в слове одну букву и напиши новые слова.

Образец: рога – рог.

Палка - ….., вилка - …., рак - …, кот - …., коса - ….

Затем анализируется другой случай, когда образец представлен после учебного материала.

Задание.

Прочитай .С помощью предлогов объедини пары слов так, чтобы получились сочетания слов.

Готовиться – праздник, заниматься - кружок, выходить – дом, заботиться родители.

Образец: Пойти – друзья - Пойти к друзьям.

Затем вводятся специальные упражнения на закрепление. Эти задания подбираются для каждого ребёнка индивидуально.

Дальше коррекционно - развивающая работа направлена на формирование умения устанавливать последовательность предстоящих действий при выполнении учебных заданий.

Задание.

Спиши. Подчеркни ЖИ одной чертой, ШИ – двумя.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Учащимся необходимо прочитать задание, выделить его структурные компоненты, определить количество требований в инструкции. Затем устанавливается зависимость одного требования от другого.

Такие задания дают возможность развивать познавательные процессы (аналитичность восприятия и навыков письма) у детей с задержкой психического развития.


Игровые технологии

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.

Обучая детей, мы прежде всего, должны разобраться в том, что ребенку дано от природы, а что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя.

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.

Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.

Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Но не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Игра в развитии познавательной деятельности. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.

Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.

Цели применения дидактических игр следующие:

-интеллектуальное развитие младших школьников;

-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как

личности, развитие его творческих способностей;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

-углубление уже усвоенных ранее знаний;

-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника.

Дидактические игры (развивающие, познавательные) способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.


Литература

 

1. А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей». М.,

Издательство «Ось-89», 2007.

2. Г.Доман “Как развивать интеллект ребенка”, М., АСТ, 1998.

3. И.В.Дубровина «Младший школьник. Развитие познавательных способностей», М., Просвещение, 2003.

4. А.З.Зак “Развитие умственных способностей младших школьников”, М.,Просвещение, 1994.

5. А.З. Зак «Совершенствование познавательных умений у детей 5 – 12 лет», Москва – Воронеж, 1999.

6. . А.З. Зак «Различия в мыслительной деятельности младших школьников»., Москва – Воронеж, 2000.

7. Л.Тихомирова “Развитие интеллектуальных способностей школьника”, Ярославль, Академия развития, 1996

8. В.Д.Шадрикова «Познавательный процессы и способности в обучении», М., «Просвещение», 1990.

9.Л.Б.Ермолаева -Томина и ее рабочая программа развивающего обучения

(М.1994 г.)

10. Статьи из журналов «Начальная школа»:

- № 2/ 99г. А.Р.Тестов «Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации»

- № 7 / 2000г. Н.Н.Жалдак «Развитие логического мышления у младших школьников.»

- № 2/2001г. А.В.тихоненко «Интеллектуальное развитие учащихся в процессе формирования геометрических понятий и представлений»

- № 6 / 2002г. В.Н.Камышников «Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта школьников»

- № 12/ 2002г. С.Г.Яковлева «Развитие логических суждений у младших школьников»

- № 5/2006г. З.П.Жукова «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры»

- № 11/2006г. «Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов» (из опыта работы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и школы в развитии нравственного потенциала младших школьников».

Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей не устоят ни село, ни город, ни Земля наша… ( А.И.Солженицын )   В данной статье обобщается опыт работы по воспитанию у детей   духовно-нравстенно...

Развитие интеллектуального потенциала младших школьников с ОВЗ посредством совершенствования исследовательских умений

Описываются способы развития  интеллектуального потенциала учащихся  посредством  дальнейшего усовершенствования исследовательских умений на уроках...

Развитие личностного потенциала младшего школьника средствами поисково - исследовательской деятельности

    Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, т...

Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников

Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала младших школьников.

Доклад на тему:Развитие творческого потенциала младших школьников....

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов  развития  творческого потенциала  младших школьников...