Экологическая игра-квест "Заповеди Природы» для 3-4 классов.
план-конспект занятия (3 класс)

Сяткина Елена Александровна

Игра может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из 8 станций. Ориентируясь по карте,  учащиеся находят «станцию» -нужный этап квеста, выполняют различные экологические задания.

На каждой станции ребята узнают одну из экологических заповедей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra_konspekt.docx861.16 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА (КВЕСТ)

на тему "Заповеди Природы»

для учащихся 3-4 классов

Составили и разработали

учителя начальных классов:

Гордеева Ю.Л.

Сяткина Е.А.

2021

Цель игры:

- обратить внимание учащихся на  проблему защиты и сохранности окружающей среды,  

- дать возможность детям проявить себя в качестве защитника природы,

 - развивать в детях стремление к охране окружающей среды,

-  развивать фантазию детей, показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы.

Игра может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из 8 станций. Ориентируясь по карте,  учащиеся находят «станцию» -нужный этап квеста, выполняют различные экологические задания.

На каждой станции ребята узнают одну из экологических заповедей.

Оборудование: карта, название станций, скотч, мешки для мусора, перчатки, тематические картинки, ,мел, обручи, стойки, пластмассовые крышки.

Ход игры:

  1. СТАНЦИЯ «ЗАГАДОЧНАЯ»

Учитель предлагает  проверить свою сообразительность, так как только самые смекалистые смогут преодолеть все препятствия. Зачитывает задачки. Дети вместе отгадывают.

1. Крышка клетки для кенгуру в зоопарке имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало? (5 углов.)

2. Хозяйка в корзинке несла 100 яиц. А дно упало (читайте не «а дно», а близко к слову «одно»). Сколько яиц осталось в корзине? (Ни одного)
3. На груше росло 50 груш, а на иве — на 12 меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве не растут груши)
4.Что легче: 1 кг ваты или 1 кг грецких орехов? (Одинаково)
5.Курица на двух ногах весит 2 кг. Сколько весит курица на одной ноге? (2 кг)
6.На дереве сидело 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве? (3 птицы)
7.Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (Одна, остальные улетели)
8. Стоит в поле дуб. На дубе 3 яблока. Ехал добрый молодец и сорвал одно. Сколько яблок осталось? (Ни одного, на дубе яблоки не растут)
9. Два бельчонка шли из леса в горы, а навстречу им еще три бельчонка и одна лисичка. Сколько бельчат шли из леса в горы? (2)
10. Мама-зайчиха купила на базаре две пары туфель для зайчат, три яблока и пять груш. Одну пару туфель зайчиха подарила своей белочке. Сколько всего фруктов купила мама-зайчиха? (8)

Молодцы! И вы получаете первую заповедь. Как и при решении трудных задачек, необходимо 7 раз отмерить, прежде, чем что-то сделать в природе.

Заповедь 1. 

Семь раз отмерь и не делай того, последствий чего для  Природы не знаешь.


2.СТАНЦИЯ «ЧИСТЫЙ ДВОР»

https://shemetovo.schoolmsk.ru/upload/mskscshemetovo_new/images/big/84/29/84292ec0a8a145383889a9dfa3f58ff0.jpg

(Девочки и мальчики проводят небольшой субботник на предлагаемой территории, собирая в мусорные мешки сухие ветки, бумажный мусор)

Заповедь 2.

Убирай за собой, ты - гость в священном доме Природы.


3. СТАНЦИЯ «ЛЕСНАЯ»

В нашем лесу только что был ураган, он сорвал листья из семи деревьев и разбросал в разные стороны! Вам нужно отгадать загадки и отыскать эти листочки и назвать дерево, с которого они сорваны»

Ответы: осина, береза, лиственница, ёлка, сосна, тополь

Игра  «Собери листочки».

Загадки:

1. Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Осина)
2. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

3. Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

(Лиственница)

4. Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

(Елка)

5. Пусть жара или метель,
Но, такая же, как ель,
Зелена, хоть не весна,
Стройна высится...

(сосна).

6. Во дворе белым-бело,

Весь июнь мело, мело…

Нет, не снег вокруг, а пух,

Лезет в нос он хлеще мух!

Расчихались мы не зря –

Распушились ...

(тополя)

Заповедь 3.

 Взяв из Природы – компенсируй второе, срубил дерево – посади три.

 4. СТАНЦИЯ «СКАЗОЧНАЯ»

Я приветствую вас на станции «Сказочная». В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней. 
Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающим миром, другие – как попытка объяснить природное явление или повадки животного. Многие сказки были о мифических существах охраняющих леса, луга, болота.
Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение и экологический опыт поколений.
В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно!
Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках. 

Растения в сказках.

Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, красота и так далее). 
Назовите сказки, в которых встречаются растения.

1. «Жар- птица» – яблоня
2. «Репка» – репа

3. «Снежная королева» – розы
4. «Золушка» – тыква

5. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка

6. «Царевна на горошине» - горох

7. «Гуси-лебеди» - яблоня

Заповедь 4.

Природу нужно любить и беречь, она наша мать и кормилица.

5. СТАНЦИЯ «ПОД МИКРОСКОПОМ»

 Игра «Атомы и молекулы»

Перед началом игры  дети вспоминают, что все в мире состоит из атомов. Но один атом маленький и незаметный. Чтобы веселей было жить, атомы объединяются в молекулы. В разных молекулах атомов бывает разное число. Например, в молекуле воды их три, а в молекуле кислорода – два.

В начале игры все игроки (кроме взрослого ведущего) – атомы. Дети беспорядочно перемещаются по площадке. По команде ведущего дети должны объединиться в молекулы.

По команде: «Молекулы по два!» объединиться в пары; «молекулы по три!» – в тройки и т.д. В молекулу могут объединяться и пять-шесть атомов. Те дети, которым не хватило место в «молекулах»,  временно выбывают из игры. Они могут опять присоединиться к играющим, когда ведущий подаст команду: «Атомы!» По этой команде все «молекулы» распадаются, и все выбывшие игроки снова могут вступить в игру.

Чтобы дети не выбирали все время одних и тех же партнеров, можно поставить условие, что молекулы должны быть все время разные.

Заповедь 5.

Нарушив слаженность и красоту Природы, трудно надеяться на её полное восстановление.

6. СТАНЦИЯ  «ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ»

Дети делятся на две команды, мелом на асфальте составляют как можно слов, используя буквы слова «гидроэлектростанция» .

Заповедь 6.

Даже самая совершенная технология не может заменить Природы.

7. СТАНЦИЯ «БОЛОТНАЯ»

 Топкое место, кочки, трясина, камышовые заросли, редкие кустарники.

Когда-то на этом месте было небольшое озеро, которое не имело стока, берега его быстро поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались, все больше выступали с берегов на воду, переплетались стеблями, закрывая воду, на стеблях селились мхи, они впитывали влагу и вода застаивалась. Прошло несколько десятков лет, и растения совсем захватили озеро и закрыли воду. С каждым годом заросли становились все гуще. И вот образовался толстый слой почти до самого дна.https://shemetovo.schoolmsk.ru/upload/mskscshemetovo_new/images/big/fc/a0/fca0dbda349c7eac202b8979eca06325.jpg

Может быть, речушка лесная текла не спеша и постепенно в низинах зарастала травами или ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот так возникли на этих местах копилки воды … Как называются эти копилки воды? Правильно, болото.

Вы оказались в топком месте, чтобы выбраться из него надо вместе преодолеть полосу препятствий.

Дети проходят полосу препятствий , выложенную кеглями, обручами, стойками т .п.

Заповедь 7.

В Больной Природе нельзя оставаться здоровым.

8.СТАНЦИЯ «Послание во Вселенную»

Дети перечитывают  все заповеди, собранные во время прохождения квеста. Делают выводы об отношении человека к природе.

Ребятам предлагается отправить послание  в космос, чтобы все жители Вселенной увидели его  и всегда следовали экологическим заповедям.

В качестве материала, используются пластиковые крышечки, которые ребята постоянно собирают для всероссийского благотворительного  проекта «Крышечки добра»

https://shemetovo.schoolmsk.ru/upload/mskscshemetovo_new/images/big/1c/33/1c33c410b43f80dcffe6bbdac73b6c5f.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический КВН "Красавица природа"

Экологический КВН направлен на формирование бережного отношения к окружающему миру, развитие познавательного интереса у учащихся, реализацию их творческого потенциала....

Экологическая игра "Причуды природы"

Игровое поле состоит из разноцветных секторов.Каждый  сектор содержит вопросы по темам: звери, насекомые, птицы, экологические ситуации....

Экологический урок - проект "Природа в опасности!"

Материал для проектной деятельности по окружающему миру...

интегрированное занятие по экологическому воспитанию «Друзья природы»

В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколе...

Экологическая игра «Сохранить природу – сохранить жизнь».

Здесь представлена разработка экологической игры-соревнования в виде путешествия....

Формирование экологического отношения к природе в начальных классах как способ развития экологической культуры детей.

Материал содержит программу по формированию экологического отношения к природе. Описаны формы работы по годам обучения в начальной школе....

Экологический марафон "Мы и Природа" для 1-х классов

Задания экологического марафона помогут детям закрепить знания об обитателях Земли. Марафон проходит в форме игры-путешествия....