Рабочая программа по курсу "Путешествие по стране Грамматика" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа "Путешествие по стране Грамматика" направлена на развитие мотивации к изучению русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_puteshestvie_po_strane_grammatiki_1klass.docx | 35.07 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Путешествие по стране Грамматика»
для 1 класса
учителя Шепелевой Ольги Григорьевны
(Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
2020 – 2021 учебный год
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………………………….2
Содержание программы внеурочной деятельности…………………………………………...3
Тематическое планирование освоения программы внеурочной деятельности……………...5
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по стране Грамматика» для 1 класса составлена в соответствии:
1) с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009),
2) на основе программы Примерных программ Министерства образования и науки РФ, созданной на основе федерального государственного стандарта,
3) на основе авторской программы Волиной В.В. «Веселая грамматика», общеинтеллектуального направления, М.: Знание, 2011 год.
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Разделы программы «Путешествие по стране Грамматика»
1 кл. «Путешествия по Стране Слов»
2 кл. «Секреты орфографии»
3 кл. «Занимательное словообразование»
4 кл. «Занимательная лингвистика»
Формы проведения занятий:
лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Планируемые УУД:
1-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема3-4. К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.)
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема 7. Чудесные превращения слов(1ч.)
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч)
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.)
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. Вглубь веков на Машине времени. (1ч.)
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.)
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.)
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.)
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.)
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.)
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.)
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «В гости лёт».
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.
Планируемые УУД:
- Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
- Признаки гласных и согласных звуков.
- Буквы русского алфавита.
- Родственные слова.
- Антонимы, многозначные слова.
- Системные связи слов.
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
- Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
- Делить слова на слоги.
- Подбирать родственные слова.
- Объединять слова в группы.
- Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
- Составлять текст по вопросам учителя. - работать со словарями.
- Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Тематическое планирование 1-й класс (33 ч) «Путешествия по Стране Слов»
Тема занятия
Количество часов
№ урока дата | По плану | По факту | Тема урока | Примечания |
1.неделя | В мире безмолвия и неведомых звуков. | |||
2. неделя | В страну слов. Первые встречи. | |||
3. неделя | К тайнам волшебных слов. | |||
4. неделя | К тайнам волшебных слов. | |||
5. неделя | Выбор друзей в Стране Слов | |||
6. неделя | К несметным сокровищам Страны Слов. | |||
7. неделя | Чудесные превращения слов. | |||
8. неделя | В гости к Алфавиту. | |||
9. неделя | В гости к Алфавиту. | |||
10. неделя | К тайнам звуков и букв. | |||
11 неделя. | Встреча с Радугой. | |||
12. неделя | В Страну Говорящих Скал. | |||
13. неделя | Вглубь веков на Машине времени. | |||
14. неделя | В Королевстве ошибок | |||
15 неделя. | В Страну Слогов. | |||
16. неделя | Неожиданная остановка в пути. | |||
17. неделя | В удивительном городе Неслове. | |||
18. неделя | Чудеса в Стране Слов. | |||
19. неделя | Чудеса в Стране Слов. | |||
20. неделя | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | |||
21. неделя | На карнавале слов. | |||
22. неделя | На карнавале слов. | |||
23. | В Театре близнецов. | |||
24 неделя | Конкурс знающих. | |||
25. неделя | Новое представление. | |||
26. неделя | Необычный урок. | |||
27. неделя | Следопыты развлекают гостей. | |||
28. неделя | В Клубе весёлых человечков. | |||
29. неделя | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | |||
30. неделя | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | |||
31. неделя | Экскурсия в прошлое. | |||
32. неделя | Полёт в будущее. | |||
33 неделя. | Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу « В стране Арифметики» для учащихся 1 класса
Данная рабочая программа по курсу «В стране Арифметики» составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (корр...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка "Путешествие по стране этикета" (по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка" Путешествие по стране этикета" (по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Занимательная математика. Страна геометрия»
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности курса «Занимательная математика. Страна геометрия» для 3 класса МБОУ « СОШ №40» составл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса "Страна творчества"
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности, к курсу «Художественное творчество: станем волшебниками». Автор: Т.Н. Проснякова. Сборник программ внеурочной дея...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Страна Здоровья» (спортивно-оздоровительное направление) 1-4 класс
Данная программа является комплексной прграммой по формированию культуры здоровья обучающихся. способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Страна этикета"
Данная программа адресована обучающимся 3-их классов и рассчитана на 1 учебный часв неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Странаэтикета» ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов « Волшебная страна ИЗО»
Цель данной программы – состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, формировать художественную к...