Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юные знатоки» для 1-4 классов
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)
Настоящая программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности».
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Программа курса «Юные знатоки» реализована в рамках «Внеучебной деятельности» и в рамках работы группы продленного дня в соответствии с образовательным планом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_1.docx | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Отрадненская средняя общеобразовательная школа №3»
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Юные знатоки»
для 1-4 классов
Срок реализации: 2020-2021 уч. год
Составитель: Славкова Н.Н.,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности».
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Программа курса «Юные знатоки» реализована в рамках «Внеучебной деятельности» и в рамках работы группы продленного дня в соответствии с образовательным планом.
Актуальность программы: Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
Новизна программы: Данная программа способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. Организация работы позволяет каждому учащемуся включиться в работу и почувствовать успех. В связи с этим программа способствует поиску новых методов и форм в организации процесса ценностно- ориентированного воспитания.
Педагогическая целесообразность: обучение по данной программе способствует развитию умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу.
Цель программы: создание условий для раскрытия познавательного интереса и творческих способностей детей путем включения их в различные виды интеллектуальной деятельности.
Задачи:
1.Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
2. Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
3. Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
4. Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
5. Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
6. Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая.
Формы организации занятий: беседа, экскурсия, опыт, наблюдение, защита проектов, олимпиада, викторина, творческая мастерская, турнир и т.п.
Методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проектный, игровой, дискуссионный, работа с литературой, занимательные упражнения; убеждения, поощрения, упражнения, стимулирования, мотивации и т.д.)
Режим занятий: 1 раз в неделю, 35 минут
Ожидаемые результаты:
Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
Повышение качества образования и воспитания школьников в целом.
Прогнозируемые результаты:
- Совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- Призовые места или дипломы в различных конкурсах;
- Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- Развитие творческого и логического мышления учащихся.
Личностные результаты:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Регулятивные результаты:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные результаты:
- умение определять понятия, обобщать полученную информацию, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные результаты:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Мониторинг
Способы проверки ожидаемых результатов: выполнение проектов, конкурсы знатоков, викторины.
Формы проведения итогов реализации программы: защита проектов, участие в различных конкурсах.
Содержание программы
Программа разделена на 6 разделов, охватывающих разные интересы детей и рассчитана на 34 часа.
1 раздел: «Занимательная математика» – 6 часов
2 раздел: «Велик и могуч русский язык» - 6 часов
3 раздел: «Литературная гостиная» – 6 часов
4 раздел: «Немного об искусстве» – 6 часов
5 раздел: «Юные исследователи» – 6 часов
6 раздел: Конкурс знатоков – 4 часа
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Содержание занятия | К/ч | Примечание |
1. | Входная диагностика. «Занимательная математика» Логические задачи. | Работа в группе. Решение готовых задач и составление своих. | 1 | Групповая работа |
2. | «Велик и могуч русский язык» Путешествие в страну «Части речи». | Актуализация знаний детей о частях речи в ходе игры. Их значение в речи. | 1 | Игра-путешествие |
3. | «Литературная гостиная» «От глиняной таблички до сетевой странички». | Экскурс в историю книги. | 1 | Презентация, беседа |
4. | «Немного об искусстве» Искусство и компьютер. | Беседа об искусстве. Виды искусств. Место компьютерных игр в искусстве. | 1 | Беседа |
5. | «Юные исследователи» Я – исследователь! | Актуализация знаний детей о создании проекта и о проведении исследования. | 1 | Презентация, беседа |
6. | «Занимательная математика» Математические ребусы. | Разгадывание готовых и создание своих ребусов. | 1 | Работа в группе. |
7. | «Велик и могуч русский язык». В стране «Ударение». | О значении правильно поставленного ударения. Поиск ударных слогов. Игра «Француз». | 1 | Игра |
8. | «Литературная гостиная» Дневник читателя. | Значение и необходимость дневника читателя. Личный дневник. | 1 | Беседа |
9. | Конкурс знатоков. | Итоги первой четверти. | 1 | Олимпиада |
10. | «Немного об искусстве» Богатство природного материала. | Беседа о разнообразии материала, который дает нам природа. Его значение и применение. Поделка из природного материала. | 1 | Беседа, практическая работа. |
11. | «Юные исследователи» Хочу все знать! | Урок, мотивирующий на проведение исследований. Поиск информации. | 1 | Работа с литературой |
12. | «Занимательная математика» Математические лабиринты. | Решение готовых и составление своих математических лабиринтов. | 1 | Работа в группе |
13. | «Велик и могуч русский язык» Тайны происхождения слов. | Интересные, но незнакомые слова. Лексическое значение слова. Словари. | 1 | Работа со словарями в группе |
14. | «Литературная гостиная» Литературная викторина «По дорогам сказок» | Актуализация знаний о сказках. | 1 | Викторина |
15. | «Немного об искусстве» Искусство природы. | Экскурсия в природу. Красота природы. | 1 | Экскурсия |
16. | Конкурс знатоков. | Итоги второй четверти. | 1 | Викторина |
17. | «Юные исследователи» Блиц-турнир «Назад в прошлое». | В ходе игры определение значения исследований в эволюции человека. | 1 | Игра |
18. | «Занимательная математика» Задачи-шутки. | Решение готовых и создание своих задач. | 1 | Групповая работа |
19. | «Велик и могуч русский язык» Сложносокращенные слова. | В ходе практической работы определение значений сложносокращенных слов. Абривиатура. | 1 | Практическая работа |
20. | «Литературная гостиная» По следам Каштанки. | Игра-расследование по произведению А.П.Чехова «Каштанка» | 1 | Игра |
21. | «Немного об искусстве» Я –художник. | Значение слова художник. Выполнение работ по собственному замыслу. | 1 | Практическая работа |
22. | «Юные исследователи» Ее величество Гипотеза! | Понятие, значение слова «гипотеза». Формулирование гипотез. | 1 | Работа в группе |
23. | «Занимательная математика» Математический турнир. | Занимательный урок математики. | 1 | Турнир |
24. | «Велик и могуч русский язык» Иностранные слова. | Иностранные слова в русском языке. Заимствование, значение. | 1 | Работа со словарем иностранных слов |
25. | «Литературная гостиная» «Земляк, прославивший Россию.» | Литературный час о творчестве Ф.Абрамова. | 1 | Литературный час |
26. | Конкурс знатоков. | Итоги третьей четверти. | 1 | КВН |
27. | «Немного об искусстве» Его величество Пластилин. | Функции пластилина. Создание композиции из пластилина. | 1 | Практическая работа |
28. | «Юные исследователи» Учусь быть интересным! | Презентация своих исследований. | 1 | Презентация проектов |
29. | «Занимательная математика» Математическая олимпиада. | Занимательный урок математики. | 1 | Олимпиада |
30. | «Велик и могуч русский язык» Тайны почерка.
| Беседа о почерке. Изучение разных почерков. Анализ своего почерка. | 1 | Практическая работа |
31. | «Литературная гостиная» «Героями не рождаются…» | Литературный час накануне Дня Победы. | 1 | Литературный час |
32. | «Немного об искусстве» Искусство танца. | Разные виды танцев. Национальные танцы, их особенности. Изучение движений русских танцев. | 1 | Презентация, игра |
33. | «Юные исследователи» Наши проекты. | Анализ выполненных детьми проектов. | 1 | Беседа |
34. | Конкурс знатоков. Итоговая диагностика. | Итоги года | 1 | Викторина |
Итого: 34 часа |
Список литературы:
1 . Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.:Айрис-пресс, 2014г
2. ХодоваТ.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4классы.
– М.:Айрис-пресс, 2014г
3. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2012г..
4. Белицкая Н.Г. Олимпиады в начальной школе. 2-4 классы. Москва ОНИКС, 2012г.
5. Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по чтению, математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАКО
6.Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО
7.Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" и тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности « Юный конструктор»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный конструктор" (работа с металлическим конструктором) в 1 классе...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный пешеход"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный пешеход"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юные экологи"
Программа курса «Юные экологи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей...
Рабочая программа По курсу внеурочной деятельности «Юный дизайнер»
Личностныерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованиядолжныотражать:1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, россий...