Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности « Юный конструктор»
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный конструктор" (работа с металлическим конструктором) в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_konstruirovaniya.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

« Юный конструктор»

( работа с металлическим конструктором)

в 1 классе.

Составитель: Иванова Лариса Ивановна.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ « Цивильская СОШ №2» в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом  начального общего образования

Программа «Юный конструктор» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. Программа  представляет собой  систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 1 классов. В первом классе 34 часа (1 ч в неделю )        Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора металлического,  овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию « глаз – рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

Основные задачи курса:

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления;

- ознакомление с окружающей действительностью;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;

- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Особенности организации учебного процесса.

  Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное моделирование. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Формировать целостное восприятие окружающего мира.

Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Формировать умение анализировать свои действия и управлять ими.

Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение  на основе работы с моделями.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений. 

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Выделять существенные признаки предметов.

Обобщать, делать несложные выводы.

Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность.

Давать определения тем или иным понятиям.

Осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов.

Формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности.

Контроль и оценка планируемых результатов.

 В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). 

                         

        

 Тематическое планирование в 1 классе.

Тема занятия

Количество часов

1

 Упражнения в завинчивании. Сборка по образцу треугольника из трёх плоских планок.

1

2

Сборка по образцу квадрата, прямоугольника. Разборка собранных изделий.

1

3

Сборка по образцу лопатки и граблей. Разборка изделий.

1

4

Сборка по образцу лесенки. Разборка изделия.

1

5

Сборка и разборка по образцу стола.

1

6

Сборка и разборка стула.

1

7

Сборка стола с перекрещенными полосками.

1

8

Сборка по образцу и по представлению «Кресло»

1

9

Сборка по образцу и по представлению тележка.

1

10

Сборка по образцу качели

1

11

Сборка по образцу карусели

1

12

Сборка по образцу мотоцикла.

1

13

Сборка по образцу самоката.

1

14

Сборка по образцу: Пушка

1

15

Сборка по образцу: машина

1

16

Сборка по образцу машина ( окончание работы)

1

17

Сборка по образцу: Кран.

1

18

Сборка по образцу: Кран (окончание работы).

1

19

Сборка по образцу трактора.

1

20

Сборка по образцу: Коляска.

1

21

Сборка по образцу вертолета

1

22

Сборка  по образцу вертолета ( окончание работы)

1

23

Сборка по образцу и по представлению машин.

1

24

Сборка  по схеме вагон.

1

25

Работа по схеме машин

1

26

Работа по схемеразличны тележек

1

27

Работа по схеме: военной техники

1

28

Работа по схеме: военной техники

1

29

Работа по схеме: военной техники

1

30

 Первые механизмы. Строительная площадка

1

31

Конкурс « Юный конструктор».

.

1

32-33

Проект: Город будущего

2

34

Занятие - праздник «Мы любим конструировать».

1

Итого

34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Внеклассная работа по труду / Сост. .— М.: Просвещение,

1995 год.

2.  Гульянц детей мастерить.— М.: Просвещение, 1984.

3.  Гукасова технического моделирования: Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 1983. – Вып. 5

4.  Перевертень из разных материалов: Кн. для учителей нач. классов по внеклассной работе.— М.: Просвещение, 1985.

5.  От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1982

6. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.

7.Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.

  8.Интернет-ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" и тематическое планирование....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юные знатоки» для 1-4 классов

Настоящая программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности».Программа     соответствует   федеральному     гос...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный пешеход"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный пешеход"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юные экологи"

Программа курса «Юные экологи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей...

КОНСТРУКТОР РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования...

Рабочая программа По курсу внеурочной деятельности «Юный дизайнер»

Личностныерезультатыосвоенияосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованиядолжныотражать:1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, россий...