Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный пешеход"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юный пешеход"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 54.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа спортивно-оздоровительного направления «Юный пешеход» для учащихся 1-4 классов предназначена для организации внеурочных занятий по правилам дорожного движения, предусмотренных новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) (Приказ Министерства образования и наук от 06.10. 2009.г. №373);
Программа составлена на основе авторской программы «Юный пешеход»: программа обучения младших школьников правилам дорожного движения / И.Ю. Бондарева. – Кемерово: ИНТ, 2013.
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Образовательный центр №1» и учебному плану МБОУ «Образовательный центр №1» на 2021-2022ученический год.
На освоение курса в 1-4 классах отводится 135 часов , 1 час в неделю.
Пропаганда безопасного дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТП) остаётся наиболее актуальной и значимой в настоящее время. Статистика дорожно-транспортных происшествий с участием детей угрожающая. Ежегодно на дорогах травмируется сотни детей, получая увечья.
Профилактика ДДТТ предполагает активизацию деятельности образовательных учреждений по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах через приоритетные направления, а именно: профилактику правонарушений на дорогах и общественных местах, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, детской безнадзорности и беспризорности, а также социальную ориентацию школьников. Решать это возможно через исполнение здоровье сберегающих инновационных форм обучения детей в системе основного и дополнительного образования.
Основная цель профилактической работы образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма – создание условий для эффективной работы системы обучения школьников основам безопасности дорожного движения.
Цель программы – предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма посредством подготовки детей младшего школьного возраста к безопасному участию в дорожном движении, в условиях улично-дорожной сети.
Задачи:
- обучать детей младшего школьного возраста основам безопасного дорожного движения;
- воспитывать законопослушных участников дорожного движения, знающих, уважающих и соблюдающих законы Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- вырабатывать у школьников способность предвидеть (прогнозировать, оценивать) посредством практико-ориентированного восприятия окружающей действительности опасную дорожную ситуацию, принимать адекватные решения в непрерывно меняющихся условиях дорожного движения;
- подготовить школьника к жизни в условиях интенсивного дорожного движения.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
· оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
· объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
· в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
· осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
· определять цель деятельности;
· учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
· задавать вопросы
Первый год обучения
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от...).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
Второй год обучения
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
Третий год обучения
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
Четвёртый год обучения
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— характеризовать слова «опасность», «опасный»;
— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— объяснять значение правил дорожного движения;
— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
−− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание программы
1-й год обучения (33 часа)
Введение (1час.)
Знакомство с учащимися. Формирование коллектива.
Содержание, цель, задачи образовательной программы «ЮИД».
Вводная диагностика, проверка уровня знаний по правилам дорожного движения.
Раздел 1. Улица (5 часов)
Тема 1.1 Разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь» (1 ч.)
Тема 1.2 Улица полна неожиданностей (2 ч.)
История родного города. Карта города: улицы, проспекты, бульвары, площади, парки, скверы, пешеходные зоны.
Тема 1.3 Праздник-викторина «Посвящение в пешеходы» (2 ч.)
Практические занятия:
Экскурсии, беседы, рисование, лепка, познавательные игры.
Раздел 2. Дорога (15 часов)
Тема 2.1 Дорога и её составные части (2 ч.)
Экскурс в историю – история дорог. Строение дорог. Дороги без покрытия и с покрытием: бетон, асфальт, булыжник, щебёнка, гравий. Основные элементы дорог в городе: проезжая часть, полоса движения, разделительная полоса, трамвайные пути, тротуары, линии тротуаров, газоны.
Тема 2.2 Светофор и его сигналы (2 ч.)
Происхождение слова «светофор» - несущий свет. Где и в каком году появились светофоры. Виды светофоров: транспортные, пешеходные. Светофоры для велосипедистов. Пешеходные светофоры. Со звуковым сигналом, вызывной кнопкой, с электронным табло. Место установки. Назначение светофоров. Значение жёлтого мигающего сигнала светофора.
Тема 2.3 Сигналы регулировщика (1 ч.)
Сигналы регулировщика..
Тема 2.4 Дорожные знаки (4 ч.)
Группы знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний. Информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички). Назначение дорожных знаков. Временные и постоянные дорожные знаки. Знаки, запрещающие движение пешеходов. Знаки для пешеходов. Расположение дорожных знаков на проезжей части.
Тема 2.5 Перекрёстки (4 ч.)
Виды перекрёстков: 4-х сторонние, Х-образные, Т-образные, У-образные, многосторонние. Перекрёсток равнозначных дорог. Регулируемые, нерегулируемые перекрёстки. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. Подземные, надземные пешеходные переходы. Движение пешеходов через регулируемые и нерегулируемые перекрёстки. Граница перекрёстка.
Тема 2.6 Где можно и где нельзя играть ( 2 ч.)
Правостороннее движение. Движение пешеходов по тротуарам, пешеходным дорожкам, по обочинам. Элементы пассивной безопасности: фликеры, светоотражающие значки на одежде, рефлекторы.
Практические занятия:
Экскурсии, игры на ПК, викторины, познавательные игры. Беседы, рисование, моделирование из бумаги, тесты.
Раздел 3. Транспорт (9 часов)
Тема 3.1 Транспорт (2 ч.)
История отечественного автомобилестроения. Энциклопедия транспорта. Виды транспорта: автомобильный, водный, железнодорожный. Воздушный, гужевой; наземный, подземный, подводный.
Тема 3.2 Мы пассажиры (2 ч.)
Пассажирский транспорт: легковые автомобили (личные), мотоцикл, такси; общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро, маршрутное такси, поезд, электричка. Грузовой транспорт. Специализированные и специальные транспортные средства, строительные, дорожные машины, транспорт оперативных служб и др.
Тема 3.3 Правила дорожного движения для велосипедистов, роллеров, скейтбордистов (5 ч.)
История роликовых коньков, велосипедов, скейтбордов и их виды. Современные стили в катании: фитнес, фристайл, скоростное катание, хоккей на роликовых коньках, агрессивное катание. Места для катания. Экипировка. Правила дорожного движения.
Практические занятия:
Рисунки, тест-игра, экскурсии, дидактические и ролевые игры, езда на велосипеде.
Итоговое занятие по ПДД (1 час)
Закрепление тем 1-го года обучения. Итоговая диагностика: решение экзаменационных задач, тестовых заданий.
2-й год обучения (34часа)
Введение (1 час)
Общие правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Пожаробезопасность.
Вводная диагностика, проверка уровня знаний обучающихся по правилам дорожного движения на начало года – тестирование; анализ результатов. Определение режима работы и расписание занятий.
Раздел 1. Улица (10 часов)
Тема 1.1 Город, в котором мы живём (2 ч.)
Разработка безопасного маршрута в школу и из школы.
Тема 1.2 Правила пешехода (3 ч.)
Работа с термином «пешеход». Освоение правил и знаков, касающихся пешеходов ( 1.8; 1.20; 1.21; 1.23; 3.1; 3.2 и т.д.) Переход улиц и дорог по пешеходным переходам. Переход проезжей части при отсутствии переходов и светофоров в зоне видимости.
Тема 1.3 Дорожные знаки для пешеходов и водителей (3 ч.)
Группы знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервис, знаки дополнительной информации (таблички). Назначение дорожных знаков. Временные и постоянные дорожные знаки. Знаки, запрещающие движение пешеходов. Знаки для пешеходов. Расположение дорожных знаков на проезжей части.
Тема 1.4 Движение пешеходов индивидуально, группами, колонной (2 ч.)
Правостороннее движение. Движение пешеходов по тротуарам, пешеходным дорожкам, по обочинам. Движение организованных пеших колон по проезжей части. Белые, красные фонари, красные флажки. Движение групп детей.
Практические занятия:
Проекты, игры на ПК, экскурсии, ролевые игры, отработка движения группами и колонной, бумагопластика.
Раздел 2. Дорога (10 часов)
Тема 2.1 Дорожная разметка и её характеристика (2 ч.)
Как появилась дорожная разметка. Виды, назначение. Горизонтальная дорожная разметка – устанавливает определённые режимы и порядок движения. Вертикальная дорожная разметка в виде сочетания чёрных и белых полос показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования. Постоянная и временная дорожная разметка. Значение дорожной разметки для пешеходов.
Тема 2.2 Осторожно гололёд (2 ч.)
Беседа, экскурсия-наблюдение.
Тема 2.3 Регулирование дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика (4 ч.)
Виды светофоров: транспортные, пешеходные. Транспортные: с вертикальным, горизонтальным расположением сигналов, с дополнительной секцией, реверсивные, для регулирования движения через железнодорожные пути. Для регулирования движении трамваев и других маршрутных ТС, для регулирования движения в определённых направлениях. Сигналы регулировщика. Когда и где появились первые регулировщики. Жезл. Диск с красным сигналом (световозвращателем).
Тема 2.4 Движение в жилых зонах и на дворовых территориях (2 ч.)
«Жилая зона» - обозначает границы территории, на которой преимуществом движения по отношению к транспорту пользуются пешеходы. Особенности: наличие школ, детских садов, медицинские и торговые центры и т.д. «Дворовая территория» - это пространство между жилыми домами. Особенности: зелёные насаждения, детские площадки, подъездные дороги к домам. Запрещено: сквозная езда, стоянка с работающим двигателем, учебная езда. Движение пешеходов в жилой зоне.
Практические занятия:
Экскурсии, наблюдения, ига «Дорожная ловушка», активные игры на свежем воздухе.
Раздел 3. Транспорт (5 часов)
Тема 3.1 Правила движения специальных транспортных средств (2 ч.)
Виды специальных транспортных средств и их отличительные признаки. Проблесковые маячки синего, красного, жёлтого, оранжевого цвета. Звуковой сигнал. Действия водителей, пешеходов при приближении специальных транспортных средств с включённой световой сигнализацией (строительство, ремонт дорог) и звуковой сигнализацией.
Тема 3.2 Велосипед. Правила безопасной езды на велосипеде (3 ч.)
Из истории велосипеда. Виды велосипедов и их устройство. Правила дорожного движения для велосипедистов. Движение по велосипедным дорожкам и при их отсутствии. Знаки, регулирующие движение на велосипеде. Маневрирование.
Практические занятия:
ситуативные игры, отработка практических навыков езды на велосипеде.
Раздел 4. Основы медицинских знаний (4 часа)
Тема 4.1 Движение Красного Креста (2 ч.)
Международное движение «Красный крест». МККК – Международный комитет Красного Креста. Состав. Основополагающие принципы Движения. Женевская Конвенция. Российское общественное движение Красный Крест.
Тема 4.2 Служба скорой медицинской помощи (2 ч.)
Как вызвать скорую помощь. Телефоны экстренного вызова. Персонал скорой помощи. МЧС. Специальные и специализированные транспортные средства. Опознавательные знаки ТС.
Практические занятия:
Просмотр документальной хроники «Деятельность Красного креста в годы ВОВ», отработка алгоритма действий при экстренном вызове скорой помощи.
Раздел 5. Пропаганда безопасности дорожного движения (2 часа)
Выпуск памяток учащимся. Выступление агитбригады.
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение теоретических и практических знаний по ПДД. Викторина.
3-й год обучения (34 часов)
Введение. Моя безопасность (1 час)
Содержание, цель, задачи образовательной программы «ЮИД» 3-го года обучения. Обобщение опыта работы за предыдущие годы. Вводная диагностика, проверка уровня знаний обучающихся по ПДД на начало года – тестирование; анализ результатов.
Раздел 1. Улица (5 часов)
Тема 1.1 Наш путь в школу и новые маршруты (2 ч.)
Разработка и презентация проекта «Мой безопасный путь в школу»
Тема 1.2 Дорожная безопасность в различных погодных и атмосферных условиях
(3 ч.)
Климатические особенности сезона: яркое солнце, ветер, дождь, снегопад, метель, туман, оттепели, заморозки, смок. Дорожная обстановка: сужение дорог из-за снега, плохой обзор, ослепление фарами, блики на асфальте, снежные заносы, не убранный снег, сугробы, плохая видимость. Возможные транспортные ситуации: затор, занос, столкновение, увеличение тормозного пути. Необходимо предвидеть опасные ситуации и избегать воздействия отрицательных факторов.
Практические занятия:
Презентация, дискуссия «Дорожная ловушка», анализ и прогнозирование дорожной ситуации, просмотр фильма «Виновники ДТП».
Раздел 2. Дорога (6 часов)
Тема 2.1 Деятельность службы ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения (2 ч.)
Экскурс в историю. Как развивалась служба ГАИ-ГИБДД на территории России. Службы ГИБДД: служба дорожного надзора, технический надзор, регистрационно-экзаменационное подразделение, дорожно-патрульная служба, отдел пропаганды.
Тема 2.2 Путешествие в страну дорожных знаков (2 ч.)
Повторение учебного материала. Дорожные знаки.
Тема 2.3 Скорость, которую мы выбираем. Движение по автомагистралям (2 ч.)
Знаки, регламентирующие максимальный, минимальный, рекомендуемый скоростной режим. Тип транспортных средств и скоростной режим установленных ПДД. Скорость в условиях интенсивности дорожного движения. Выбор скоростного режима при различных погодных условиях, дорожных покрытиях. Движения в населённых пунктах. Движение вне населённого пункта. Движение по автомагистрали. Тормозной путь.
Практические занятия:
Посещение музея ГИБДД, конкурс рисунков, аппликация, прогнозирование дорожной ситуации, наблюдение в реальной дорожной обстановке, расчёт скорости движения и тормозного пути.
Раздел 3. Транспорт (10 часов)
Тема 3.1 Остановка и стоянка транспортных средств (2 ч.)
Основные понятия: «остановка», «стоянка», «служебная остановка», «вынужденная остановка». Выбор места для остановки и стоянки. Знаки регламентирующие остановку и стоянку. Жёлтые линии разметки, запрещающие остановку и стоянку. Специально оборудованные стоянки.
Тема 3.2 Мы пассажиры (2 ч.)
Посадка и высадка пассажиров общественном транспорте. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.
Тема 3.3 Приоритет маршрутных транспортных средств (2 ч.)
Приоритеты движения маршрутных транспортных средств. Знаки, запрещающие движение и остановку ТС на специально обозначенной полосе. Линии разметки, отделяющие полосы движения маршрутных ТС.
Тема 3.4 Перевозка людей и грузов (2 ч.)
Допуск водителей к перевозке людей. Категории «С, Д». Условия перевозки людей в кузове грузового автомобиля. Пассажирский транспорт, осуществляющий перевоз пассажиров на дальнее расстояние. Инструктаж пассажиров. Организованная перевозка детей. Посадка и высадка пассажиров. Перевозка детей до 12-летнего возраста. Специальные кресла, ремни безопасности.
Тема 3.5 Мой друг – велосипед (2 ч.)
Велосипед: вчера, сегодня, завтра. Кто изобрёл велосипед? Виды велосипедов: детские, подростковые, женские, мужские, гоночные, туристические, скоростные, МТВ (горные), спортивные, гибрид. Велосипедист – водитель транспортного средства. Техническая эксплуатация и ремонт велосипедов. Подготовка велосипеда к безопасному движению по дороге. Знаки, регламентирующие движение велосипедистов. Скорость движения велосипеда. Торможение. Когда велосипедист становится пешеходом. Специальная экипировка велосипедистов.
Практические занятия:
Игры на ПК, ролевые игры, рисуем дорогу, решение тематических задач, экскурсии, занятия в «Автогородке»
Раздел 4. Основы медицинских знаний (7 часов)
Тема 4.1 Аптечка первой помощи – автомобильная (3 ч.)
Автомобильная аптечка первой помощи ФЭСТ. Состав автомобильной аптечки. Условия хранения. Назначение медицинских препаратов и средств. Применение средств, входящих в автомобильную аптечку при ДТП. Травмы, повреждения, опасности связанные с автомобилем.
Тема 4.2 Виды повязок. Правила бинтования (2 ч.)
Виды повязок, способы и цели их наложения. Типы повязок: мягкие, твёрдые. Мягкие – клеевые, лейкопластырные, косыночные, плащевидные, бинтовые, сетчатые. Твёрдые – шинные, гипсовые, крахмальные. Виды повязок: простые (контурные), давящие, иммобилизирующие, окклюзионные, корригирующие, круговые, циркулярные.
Тема 4.3 Первая медицинская помощь при ДТП (2 ч.)
Основы знаний по оказанию доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (при кровотечениях, ожогах, переломах и других видах травм).
Практические занятия:
Упражнения по визуальному распознаванию препаратов, тесты по ПК, подготовка перевязочного материала к оказанию доврачебной помощи, наложение повязок, викторина.
Тема 5. Пропаганда безопасного движения (2 часа)
Выпуск плакатов по БДД. Выступление агитбригады.
Итоговое занятие (1 час)
Блицтурнир. Диагностика тест-опрос.
4-й год обучения (34 ч.)
Введение. Повторение учебного материала по дорожной безопасности
(1 час)
Общие правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Пожаробезопасность. Содержание, цель, задачи образовательной программы «ЮИД» 4-го года обучения. Обобщение опыта работы, ведение летописи. Вводная диагностика.
Раздел 1. Улица (5 часов)
Тема 1.1 ПДД – залог безопасности пешеходов (2 ч.)
Ответственность пешеходов. Дисциплинированное, осторожное и безопасное поведение на улице. Обобщение знаний по ПДД.
Тема 1.2 ДТП с участием детей, предупреждение ДТП (3 ч.)
Виды ДТП и их последствия. Что такое ДТП. Виды: столкновение, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на животных. Причины ДТП. Статистика ДТП – общая, детский дорожно-транспортный травматизм. Характеристика происшествий. Виды происшествий: лобовое столкновение, удар в бок автомобиля, резкое торможение, удар автомобиля сзади, переворачивание автомобиля, столкновение автомобиля с пешеходами. Средства безопасности и профилактики ДТП. Ремни безопасности (жёсткие, инертные). Подголовники, подушки безопасности. Детские удерживающие устройства.
Практические занятия:
Рисование, ролевые игры, создание проекта, экскурсии.
Раздел 2. Дорога (6 часов)
Тема 2.1 Принципы приоритетности регулирования дорожного движения. Светофоры. Сигналы регулировщика (4 ч.)
Обгон, перестроение, встречный разъезд транспортных средств. Выбор скоростного режима движения. Специальные опознавательные сигналы ТС. Движение транспорта через перекрёстки. Движение по дорогам с трамвайными путями. Движение через железнодорожный переезд. Знаки, дорожная разметка. Принципы приоритетности регулирования дорожного движения. Светофоры. Сигналы регулировщика. Пешеход в дорожном движении.
Тема 2.2 Состояние дорог, тормозной путь (2 ч.)
Виды дорожного покрытия, состояние дорог. Государственный контроль за техническим состоянием дорог. Выбор скоростного режима движения. Тормозной путь. Что влияет на увеличение и уменьшение тормозного пути. Расчёт тормозного пути. Основные понятия: «остановочный путь», «тормозной путь», «время реакции водителя», «занос», «водяной клин».
Практические занятия:
Моделируем дорожную ситуацию, подвижные игры, экскурсии.
Раздел 3. Транспорт (12 часов)
Тема 3.1 Допуск транспортных средств к эксплуатации. Государственный контроль (2 ч.)
Государственный контроль за техническим состоянием транспортного средства, исправностью и безопасность при эксплуатации осуществляет служба технического надзора ГИБДД. Условия допуска велосипеда к эксплуатации: исправные тормоза, руль, звуковой сигнал, элементы пассивной безопасности катафоты, световозвращатели, фонарь красного, белого цвета.
Тема 3.2 Юный автолюбитель. Эволюция транспорта (5 ч.)
Автосалон «История одного автомобиля». Современный мототранспорт. Экстремальные виды спорта: авторалли, мотогонки, велотриал, спидвей, гонки на выживание, картинги, «Формула 1». Суперлёгкие мотоциклы, мопеды, мотовездеходы (квадроциклы), снегоходы. Скоростные велосипеды, спортивные велосипеды «тандем». Экипировка. Строение автомобиля. Техническая характеристика. Правила вождения.
Тема 3.3 Движение с уважением (2 ч.)
Выпуск наглядной агитации по дорожной безопасности листовок, памяток.
Тема 3.4 Велосипедист в дорожной безопасности (3 ч.)
Знаки, регламентирующие движение велосипедистов. Проезд перекрёстков: регулируемых, нерегулируемых. Одиночное движение, движение колонны велосипедистов, движение группами. Движение велосипедистов по велосипедным дорожкам. Звуковые сигналы. Предупреждающие сигналы – поворот на лево, на право, стоп (левой, правой рукой). Запрещённые манёвры в движении водителей велосипедов, мопедов (велосипед с подвесным двигателем). Перевоз груза и пассажиров.
Практические занятия:
Экскурсии, наблюдения, познавательные игры, защита проектов, викторины, акции, отработка навыков безопасной езды на велосипеде.
Раздел 4. Основы медицинских знаний (4 часа)
Тема 4.1 Алгоритм действий при ДТП (2 ч.)
Виды, причины, последствия ДТП. Виды травм. Первые неотложные действия на месте аварии. Извлечение пострадавших из повреждённого автомобиля. Диагностика состояния здоровья пострадавшего: схема ПО – ПП – ВО. Состав автомобильной аптечки.
Тема 4.2 Первая помощь при ДТП (2 ч.)
Строение опорно-двигательного аппарата (скелет, кости, мышцы, суставы и др.). Типичные травмы: переломы, вывихи, ушибы, растяжения, переломы, ожоги. Первая помощь при ДТП. Алгоритм действий при ДТП.
Практические занятия:
Решение теоретических задач, отработка приёмов оказания первой доврачебной помощи, ролевые игры.
Раздел 5. Пропаганда безопасности дорожного движения (2 часа)
Выступление агитбригады. Выпуск наглядной агитации. Презентация проектов (фото-, видеорепортажи).
Обобщение знаний. Итоговое занятие по курсу ПДД в начальной школе (2 часа)
Обобщение знаний. Подведение итогов. Диагностика тест-опрос.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности «Юный пешеход» 1 год обучения.
Количество часов по учебному плану: всего за учебный год 33 часа; в неделю 1 час.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки про хождения |
1. | Улица полна неожиданностей. | ||
2. | Наш город и его транспорт | ||
3-4 | Где и как переходить дорогу | ||
5. | Дорога в школу | ||
6. | Наша улица, наш район. | ||
7. | Как рождаются опасные ситуации на дорогах | ||
8. | Викторина | ||
9. | Наши верные друзья на улицах и дорогах. | ||
10. | Сигналы регулирования дорожного движения | ||
11. | Игра «Регулировщик» | ||
12. | Дорожные знаки. | ||
13. | Запрещающие знаки | ||
14. | Предупреждающие знаки | ||
15. | Знаки особого предписания и знаки сервиса | ||
16-17 | Опасные ситуации на дорогах | ||
18. | Знай правила дорожного движения как таблицу умножения | ||
19. | Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. | ||
20 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | ||
21-22 | Мы- пассажиры | ||
23 | КВН «Транспорт и правила поведения в нём» | ||
24. | Будь внимательным и осторожным | ||
25. | Клуб внимательных пешеходов. | ||
26. | Про разметку на дороге. | ||
27. | Перекрёсток. | ||
28. | Маленькие секреты транспорта. | ||
29-30 | Дорожный этикет. | ||
31 | Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. | ||
32. | Тест по ПДД | ||
33 | Праздник «Мы знаем правила дорожного движения» |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности «Юный пешеход» 2-ой год обучения.
Количество часов по учебному плану: всего за учебный год 34 часа; в неделю 1 час.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки про хождения |
1. | Вводное. Повторение изученного в 1 классе. | ||
2. | Безопасный путь из школы домой. | ||
3. | Улицы с односторонним и двусторонним движением. | ||
4. | Правила перехода улицы. | ||
5. | Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой» | ||
6-8. | Дорожные знаки, их виды. | ||
9. | Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». | ||
10. | Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» | ||
11. | История возникновения светофора. | ||
12. | Виды и сигналы светофора. | ||
13. | Викторина «Красный, жёлтый, зелёный». | ||
14. | Виды транспорта. | ||
15. | Правила поведения в общественном транспорте. | ||
16. | Правила ожидания транспорта на остановке. | ||
17. | Правила перехода дороги при высадке из транспорта. | ||
18. | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». | ||
19. | Тесты на знание ПДД. | ||
20. | Причины ДТП. | ||
21. | Где можно и где нельзя играть. | ||
22-23 | Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках. | ||
24. | Движение по улице группами. | ||
25. | Разбор дорожных ситуаций. | ||
26. | Экскурсия по зимнему городу. | ||
27. | Проектная работа по теме: «Зимняя дорога» | ||
28. | Игра по ПДД «Подскажи словечко» | ||
29. | Обобщающее занятие. Письмо-обращение к водителям и пешеходам. | ||
30. | Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД. | ||
31. | Экскурсия на улицы города. | ||
32. | Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации». | ||
33. | Праздник «Зелёный огонёк» | ||
34. | Итоговое тестирование. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности «Юный пешеход» 3-ий год обучения.
Количество часов по учебному плану: всего за учебный год 34 часа; в неделю 1 час.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки про хождения |
1 | Вводное. Повторение изученного в 2 классе. | ||
2 | Загородная дорога. (экскурсия) | ||
3 | Загородная дорога. (экскурсия) | ||
4 | Перекрестки и их виды | ||
5 | Викторина « Веселый перекресток». | ||
6 | Сигналы регулировщика | ||
7 | Предупредительные сигналы транспортных средств. | ||
8 | Предупредительные сигналы транспортных средств. | ||
9 | Проектная работа по теме: «Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям». | ||
10 | Организация движения, технические средства регулирования движения | ||
11 | Организация движения, технические средства регулирования движения | ||
12 | Проезд специальных транспортных средств | ||
13 | Викторина «В гостях у Светофорчика». | ||
14 | Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» | ||
15 | Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» | ||
16 | Дорожная разметка и ее предназначение | ||
17 | Элементы улиц и дорог | ||
18 | Урок-игра « Поле чудес» | ||
19 | Экскурсия по зимнему городу | ||
20 | Транспорт | ||
21 | Тормозной путь транспортных средств | ||
22 | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом | ||
23 | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». | ||
24 | Тесты на знание ПДД. | ||
25 | Причины ДТП. | ||
26 | Когда ты становишься водителем | ||
27 | Когда ты становишься водителем | ||
28 | Железнодорожный переезд | ||
29 | Железнодорожный переезд | ||
30 | Государственная автомобильная инспекция | ||
31 | Государственная автомобильная инспекция | ||
32 | Экскурсия на предприятие. | ||
33 | Повторение изученного в 3 классе. | ||
34 | Праздник «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности «Юный пешеход» 4-ый год обучения
Количество часов по учебному плану: всего за учебный год 34 часа; в неделю 1 час.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки про хождения |
1-4 | Безопасность пешеходов | ||
5 | Детский дорожно - транспортный травматизм | ||
6 | Остановочный путь. | ||
7-8 | Скорость движения. | ||
9-10 | Нерегулируемые перекрестки | ||
11 | Поездка в общественном транспорте | ||
12 | Перевозка детей в транспорте | ||
13 | Игра «Поездка по Городу» | ||
14 | Проектная работа по теме: «Культура поведения в транспорте и на улице». | ||
15-17 | Дорожная разметка и ее предназначение. | ||
18 | Труд водителя. За рулем – хороший человек. | ||
19-20 | Оборудование автомобилей спец.приборами. | ||
21 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | ||
22-23 | Безопасность на дорогах ради безопасности жизни. | ||
24 | Урок-экскурсия по улицам города | ||
25 | Пусть утро будет ясным. | ||
26-27 | Дорожная разметка и ее предназначение. | ||
28 | Что бы путь был счастливым | ||
29 | Конкурс рисунков и сочинений по теме: «Заглянем в будущее». | ||
30 | Безопасность на дорогах ради безопасности жизни. | ||
31 | Безопасность на дорогах ради безопасности жизни. | ||
32 | Дорожная разметка и ее предназначение. | ||
33 | Дорожная разметка и ее предназначение. | ||
34 | «Ты по улице идешь» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я - пешеход и пассажир» для обучающихся 1-4 классов
рабочая программа...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Я- пешеход и пассажир".
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я-пешеход и пассажир". Спортивно-оздоровительное направление.Программа рассчитана на 68 часов .Цель рабочей программы: заключа...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет
Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир" 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир" 3 класс
РРабочая программа...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир"
Программа ««Я — пешеход и пассажир», автор Н.Ф. Виноградова, рассчитана на 30 часов, но в соответствии с Учебным планом школы для учащихся 1 класс...