Взаимодействие школы и семьи в воспитательном процессе на примере создания фотопроектов
методическая разработка (4 класс)

Смирнова Татьяна Николаевна

Методическая разработка совместных действий родителей и педпгогов с обучающимися с ОВЗ в создании творческих проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Взаимодействие школы и семьи в воспитательном процессе на примере создания фотопроектов

Автор-составитель:

Смирнова Т.Н.

 

2020-2021 уч.г.

Стратегия развития открытого сообщества школы и семьи приобрела на современном этапе развития общего образования особый смысл.

Подобная модель партнерских взаимоотношений  предполагает организацию открытого взаимодействия семьи обучающегося с ОВЗ и школы  и выстраивание длительных взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых педагогических традиций.

Какие условия  лежат в основе эффективного  взаимодействия родителей и школы?

Необходимым условием партнерских отношений в системе «семья – школа» является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия. Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т. д.).

Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и школы является долговременность отношений, т. е. нацеленность участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.

Третий признак эффективных отношений – взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности.

Модель партнерства в воспитательной работе  может быть внедрена как на уровне учреждения образования, так и на уровне класса.

Как происходит общее планирование воспитательной работы?

Планирование воспитательной работы с семьей обучающегося с ОВЗ в условиях класса представляет собой совместную деятельность классного руководителя, родителей, в ходе которой выявляются актуальные проблемы образования, определяется смысл и содержание взаимодействия.

Какие направления воспитательного процесса  мы развиваем, создавая открытые взаимоотношения?

  • диагностика и изучение семьи;
  • просветительская работа, обучение родителей;
  • включение родителей в воспитательный процесс;
  • подготовка учащихся к социальной жизни.

Какие цели мы видим как результат  построения  взаимодействия?

Цели:

- оптимизация детско-родительских отношений

- выявление творческого и познавательного потенциала ребенка

Задачи:

-развитие коммуникативных склонностей ребенка

-развитие произвольной сферы ребенка

-обучение родителей приемам конструктивного общения

-развитие творческих способностей ребенка в игровой форме

Формируемые универсальные учебные действия:

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Какие действия следует провести  на первом  этапе взаимодействия?  

Следует провести  мониторинг родительских запросов и ресурсов и  собственный «ценностный аудит. Что сможет вложить каждая из сторон в общий результат? Большое значение имеет определение «взаимной полезности» участников, т. е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющих распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе. Например, чтобы родители знали о том, что в учреждении общего среднего образования, работают уникальные специалисты, что школа участвует в интересных проектах Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей осуществлять совместную деятельность с учреждением общего среднего образования и педагогами класса.

Каким образом реализуется умение родителей участвовать в совместной деятельности семьи и школы?

На втором этапе у родителей возникает определенная компетентность, основанная на доверии к учреждению общего среднего образования. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи. В процессе налаживания совместной деятельности особую актуальность приобретают такие понятия как «обратная связь» и «открытость каналов коммуникации». Педагогам необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве данного процесса и его результатах.

Как создается фотоочерк или фоторепортаж?

Фотоочерк.  Серия фотографий — минимум 3 снимка, — рассказывающая подлинную историю. Фотограф должен уметь рассказать ее достаточно увлекательно и ярко, не забывая при этом о деталях, иначе получится общий и скучный ряд разрозненных картинок. Очерк может создаваться о том или ином совместном с обучающимся полезном деле, общности семьи,  о встающих перед ними проблемах, о различных путешествиях.

Фоторепортаж— более развернутое коммуникативное действие, освещающее, как правило, многосоставное событие. Фоторепортаж может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития.

 Какие полезные результаты для семьи  мы видим в создании фотопроектов?

Развитию творческих способностей детей способствует не только предметная среда созданная внутри школы, но и организация труда и отдыха в родительском доме. Родители участвуют в создании фотоочерков, своеобразного архива семьи.

  Эта форма работы  была организована для того, чтобы родители научились лучше понимать творческие способности и возможности своего ребенка, научились эффективному взаимодействию с ребенком.

Как можно  использовать фотопроекты в учебной деятельности ?

 Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками педагогов. Фотопроекты частично или полностью входят как демонстрационный материал в технологическую карту  уроков по той или другой тематике. Осознание важности снимков увеличивает ценность каждого кадра.

 Как оценить результативность совместной работы над фотопроектами?

Участие фотопроектов  в городских, областных, всероссийских конкурах различной направленности повышают самооценку наших детей. Обучающимся  полезно видеть свою семью, как единое целое. Общие снимки показывают детям, что они часть маленького мира под

Пример создания фоторепортажа в семье Сергиенко Владислава.

Семья Сергиенко Владислава охотно взаимодействует с педагогами школы. В первой четверти 2011 уч. г. мы составили совместно план фоторепортажа.  Мама изготавливает торты и сладкие десерты в домашних условиях на заказ. Владик ей помогает в этом. Возможности  семьи позволяли снять процесс на телефон.   Для нас с  родителями было важно показать технологию процесса изготовления  изделия из теста от начала до украшения готового изделия. Фоторепортаж содержит 12 кадров. Фотоочерк завершается кадром сияющих глаз ребенка с тортом им собственноручно изготовленным.

Показом фоторепортажа  учитель дополнил урок по домоводству по этой теме. Наши интересы совпали. Так  появилось чувство разделенной ответственности семьи и педагогов за процесс обучения и воспитания личности учащегося.  

Наш рассказ о создании фотоочерка о семье Крыловых.

С семьей Крылова Сергея мы создали путевой фотоочерк.Основной целью фотоочерка стала показать, что люди с инвалидностью – полноправные граждане со своими сложностями, радостями и победами. Съемка проводилась весной 2020 года во время карантина в Лужском районе.  Кадры  рассказывают о простых человеческих буднях, о силе воли и достижениях.

Фотоочерк был сопровожден текстом.
«Карантин, причиной которого стала пандемия короновируса — этап сильно отличающийся от обычного процесса жизнедеятельности семьи Крыловых. Музеи, выставки, праздники и фестивали, где семьи с особым ребенком могли общаться между собой, стали недоступны. Мы едем на дачу. Движение — это то, чего больше всего нам не хватает. Тут прогулки, близость к природе, подвижные игры, экскурсии по местным достопримечательностям дадут достаточный уровень физической нагрузки. На участке всегда есть чем заняться, чем полезным наполнить время. В саду надо защитить посадки от вредителей. Для этого покрасить стволы яблонь, спилить сухие ветки у кустарников, убрать прошлогодние сухие стебли, листья и траву. Обеспечить свежей питьевой водой семью. Принести дрова и затопить печь. Сергей становиться более самостоятельным, учиться следовать правилам быта села. Мы меньше сидим за столом и больше гуляем, двигаемся. Это период большей сенсорной насыщенности: мы ходим по сухой прошлогодней траве, нюхаем первые цветочки, иногда лазаем по кручам и холмам и таким образом получаем много такой информации, которая необходима для нашего мозга. Ждем когда закончиться время карантина. »

Фотоочерк принимает участие в VIII Всероссийском фотоконкурсе о жизни инвалидов «БЕЗ БАРЬЕРОВ» организованным  Всероссийским обществом инвалидов и Союз фотохудожников России в 2020-2021гг. Тема конкурса: «Мы вместе!».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи

Презентация может быть использована как выступление на педсовете, в работе семинаров, проблемных групп и ШМО....

Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис  в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. По...

Обобщение педагогического опыта "Создание условий для духовно-нравственного становления личности через взаимодействие школы и семьи"

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ»...

«Взаимодействие школы и семьи – основа воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе»

Воспитательная работа в сельской школе - это возможность тесной связи с родителями, опора на народные традиции, близость к природе. Я считаю, что приоритетная роль в воспитании подрастающего поколения...