Взаимодействие школы и семьи в воспитательном процессе на примере создания фотопроектов
методическая разработка (4 класс)
Методическая разработка совместных действий родителей и педпгогов с обучающимися с ОВЗ в создании творческих проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие школы и семьи в воспитательном процессе на примере создания фотопроектов
Автор-составитель:
Смирнова Т.Н.
2020-2021 уч.г.
Стратегия развития открытого сообщества школы и семьи приобрела на современном этапе развития общего образования особый смысл.
Подобная модель партнерских взаимоотношений предполагает организацию открытого взаимодействия семьи обучающегося с ОВЗ и школы и выстраивание длительных взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых педагогических традиций.
Какие условия лежат в основе эффективного взаимодействия родителей и школы?
Необходимым условием партнерских отношений в системе «семья – школа» является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия. Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т. д.).
Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и школы является долговременность отношений, т. е. нацеленность участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.
Третий признак эффективных отношений – взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности.
Модель партнерства в воспитательной работе может быть внедрена как на уровне учреждения образования, так и на уровне класса.
Как происходит общее планирование воспитательной работы?
Планирование воспитательной работы с семьей обучающегося с ОВЗ в условиях класса представляет собой совместную деятельность классного руководителя, родителей, в ходе которой выявляются актуальные проблемы образования, определяется смысл и содержание взаимодействия.
Какие направления воспитательного процесса мы развиваем, создавая открытые взаимоотношения?
- диагностика и изучение семьи;
- просветительская работа, обучение родителей;
- включение родителей в воспитательный процесс;
- подготовка учащихся к социальной жизни.
Какие цели мы видим как результат построения взаимодействия?
Цели:
- оптимизация детско-родительских отношений
- выявление творческого и познавательного потенциала ребенка
Задачи:
-развитие коммуникативных склонностей ребенка
-развитие произвольной сферы ребенка
-обучение родителей приемам конструктивного общения
-развитие творческих способностей ребенка в игровой форме
Формируемые универсальные учебные действия:
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Какие действия следует провести на первом этапе взаимодействия?
Следует провести мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит. Что сможет вложить каждая из сторон в общий результат? Большое значение имеет определение «взаимной полезности» участников, т. е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющих распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе. Например, чтобы родители знали о том, что в учреждении общего среднего образования, работают уникальные специалисты, что школа участвует в интересных проектах Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей осуществлять совместную деятельность с учреждением общего среднего образования и педагогами класса.
Каким образом реализуется умение родителей участвовать в совместной деятельности семьи и школы?
На втором этапе у родителей возникает определенная компетентность, основанная на доверии к учреждению общего среднего образования. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи. В процессе налаживания совместной деятельности особую актуальность приобретают такие понятия как «обратная связь» и «открытость каналов коммуникации». Педагогам необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве данного процесса и его результатах.
Как создается фотоочерк или фоторепортаж?
Фотоочерк. Серия фотографий — минимум 3 снимка, — рассказывающая подлинную историю. Фотограф должен уметь рассказать ее достаточно увлекательно и ярко, не забывая при этом о деталях, иначе получится общий и скучный ряд разрозненных картинок. Очерк может создаваться о том или ином совместном с обучающимся полезном деле, общности семьи, о встающих перед ними проблемах, о различных путешествиях.
Фоторепортаж— более развернутое коммуникативное действие, освещающее, как правило, многосоставное событие. Фоторепортаж может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития.
Какие полезные результаты для семьи мы видим в создании фотопроектов?
Развитию творческих способностей детей способствует не только предметная среда созданная внутри школы, но и организация труда и отдыха в родительском доме. Родители участвуют в создании фотоочерков, своеобразного архива семьи.
Эта форма работы была организована для того, чтобы родители научились лучше понимать творческие способности и возможности своего ребенка, научились эффективному взаимодействию с ребенком.
Как можно использовать фотопроекты в учебной деятельности ?
Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками педагогов. Фотопроекты частично или полностью входят как демонстрационный материал в технологическую карту уроков по той или другой тематике. Осознание важности снимков увеличивает ценность каждого кадра.
Как оценить результативность совместной работы над фотопроектами?
Участие фотопроектов в городских, областных, всероссийских конкурах различной направленности повышают самооценку наших детей. Обучающимся полезно видеть свою семью, как единое целое. Общие снимки показывают детям, что они часть маленького мира под
Пример создания фоторепортажа в семье Сергиенко Владислава.
Семья Сергиенко Владислава охотно взаимодействует с педагогами школы. В первой четверти 2011 уч. г. мы составили совместно план фоторепортажа. Мама изготавливает торты и сладкие десерты в домашних условиях на заказ. Владик ей помогает в этом. Возможности семьи позволяли снять процесс на телефон. Для нас с родителями было важно показать технологию процесса изготовления изделия из теста от начала до украшения готового изделия. Фоторепортаж содержит 12 кадров. Фотоочерк завершается кадром сияющих глаз ребенка с тортом им собственноручно изготовленным.
Показом фоторепортажа учитель дополнил урок по домоводству по этой теме. Наши интересы совпали. Так появилось чувство разделенной ответственности семьи и педагогов за процесс обучения и воспитания личности учащегося.
Наш рассказ о создании фотоочерка о семье Крыловых.
С семьей Крылова Сергея мы создали путевой фотоочерк.Основной целью фотоочерка стала показать, что люди с инвалидностью – полноправные граждане со своими сложностями, радостями и победами. Съемка проводилась весной 2020 года во время карантина в Лужском районе. Кадры рассказывают о простых человеческих буднях, о силе воли и достижениях.
Фотоочерк был сопровожден текстом.
«Карантин, причиной которого стала пандемия короновируса — этап сильно отличающийся от обычного процесса жизнедеятельности семьи Крыловых. Музеи, выставки, праздники и фестивали, где семьи с особым ребенком могли общаться между собой, стали недоступны. Мы едем на дачу. Движение — это то, чего больше всего нам не хватает. Тут прогулки, близость к природе, подвижные игры, экскурсии по местным достопримечательностям дадут достаточный уровень физической нагрузки. На участке всегда есть чем заняться, чем полезным наполнить время. В саду надо защитить посадки от вредителей. Для этого покрасить стволы яблонь, спилить сухие ветки у кустарников, убрать прошлогодние сухие стебли, листья и траву. Обеспечить свежей питьевой водой семью. Принести дрова и затопить печь. Сергей становиться более самостоятельным, учиться следовать правилам быта села. Мы меньше сидим за столом и больше гуляем, двигаемся. Это период большей сенсорной насыщенности: мы ходим по сухой прошлогодней траве, нюхаем первые цветочки, иногда лазаем по кручам и холмам и таким образом получаем много такой информации, которая необходима для нашего мозга. Ждем когда закончиться время карантина. »
Фотоочерк принимает участие в VIII Всероссийском фотоконкурсе о жизни инвалидов «БЕЗ БАРЬЕРОВ» организованным Всероссийским обществом инвалидов и Союз фотохудожников России в 2020-2021гг. Тема конкурса: «Мы вместе!».
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению".
Доклад на актуальную тему....
Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи
Презентация может быть использована как выступление на педсовете, в работе семинаров, проблемных групп и ШМО....
Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"
Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. По...
Обобщение педагогического опыта "Создание условий для духовно-нравственного становления личности через взаимодействие школы и семьи"
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ»...
Доклад на тему "Взаимодействие школы и семьи в учебно-воспитательном процессе"
Выступление на педагогическом совете...
«Взаимодействие школы и семьи – основа воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе»
Воспитательная работа в сельской школе - это возможность тесной связи с родителями, опора на народные традиции, близость к природе. Я считаю, что приоритетная роль в воспитании подрастающего поколения...