Программа курса " Дошколёнок"по обучению детей старшего дошкольного возраста (предшкольная пора)
рабочая программа на тему
В настоящее время в соответствии с условиями жизни и требованиями, которые определены Федеральными Государственными Образовательными Стандартами, большое внимание уделяется социализации детей старшего дошкольного возраста и их подготовке к обучению в школе. Учитывая, что в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет, программа подготовительного курса «Дошколёнок» полностью строится в соответствии требованиям, предъявляемым к формированию личности детей данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predshkolnaya_pora.doc | 357 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Подготовительная школа «Дошколенок»
при МАОУ СОШ №42 г.Улан-Удэ
Программа по обучению детей
старшего дошкольного возраста
(предшкольная пора)
г.Улан-Удэ
2015
Пояснительная записка
В настоящее время в соответствии с условиями жизни и требованиями, которые определены Федеральными Государственными Образовательными Стандартами, большое внимание уделяется социализации детей старшего дошкольного возраста и их подготовке к обучению в школе. Учитывая, что в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет, программа подготовительного курса «Дошколёнок» полностью строится в соответствии требованиям, предъявляемым к формированию личности детей данного возраста.
Цели программы:
Социальная - обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников.
Педагогическая - развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Задачи программы:
- Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей этого возраста.
- Отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы.
- Укрепление и развитие эмоционально - положительного отношения ребёнка к школе, желание учиться.
- Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
В основе данной программы подготовительного курса «Дошколёнок» лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; обеспечение преемственности дошкольного и начального обучения; разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала и познавательных мотивов. Всё это соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет определяется, прежде всего тем, что дети этого возраста - дошкольники, т. е. только готовятся к систематическому обучению. Особое внимание обращено на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Программа подготовительного курса «Дошколёнок» построена не по областям знаний (как принято в дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и себе.
Программа курса построена на основе следующих принципов:
Реальный учёт особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребёнка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания.
- Учёт потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития.
- Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребёнка.
- Обеспечение необходимого уровня сформированное™ психических и социальных качеств ребёнка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.
- Обеспечение поступательности в развитии ребёнка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности, создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии.
- Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребёнка, его ознакомление с доступными областями
Структура программы.
Главное назначение курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, к чтению, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребёнка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Содержание программы составлено с учётом тех вопросов, которые наиболее часто задают дети старшего дошкольного возраста и условно может быть разделено на три основных блока:
- Природа и человек: дать детям элементарные сведения о живой и неживой природе, о происходящих в ней сезонных изменениях, некоторые знания об охране природы.
- Человек и общество: дать общее представление о некоторых законах, по которым живёт и развивается человеческое общество; воспитывать такие нравственные качества, как уважение к окружающим, доброе отношение, честность.
- Я и моё здоровье: прививать основные гигиенические навыки, дать элементарные представления о человеческом организме и о том, что необходимо делать для укрепления своего здоровья.
Программа подготовительного курса «Дошколёнок» состоит из трёх основных разделов:
- Учимся думать.
- Учимся родному языку.
- Учимся рисовать.
Необходимо отметить, что вопросы связанные с расширением кругозора детей об окружающем их мире, об отношениях людей в обществе, о значимости положения самого ребёнка в обществе, о формировании гигиенических навыков, об охране здоровья детей проходят через все занятия всех разделов данной программы.
Раздел № 1 «Учимся родному языку»
Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребёнка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ - рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребёнка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребёнка.
Раздел содержит в себе три основных направления:
- ознакомление с русской азбукой и обучение чтению
- пробуждение интереса к чтению
- развитие устной речи
Основной методический принцип обучения определяется идеей «живой» буквы. Суть её состоит в том, что в соответствии с возрастными особенностями обучающихся предлагается определённый зрительный образ каждой буквы в стихотворном сопровождении. Это позволяет детям быстро и легко запомнить её. Особенности зрительного образа буквы определяют «черты её характера», выраженные в её фонетических признаках. Последовательность изучения букв определена частотным принципом, положенным в основу построения «Азбуки» под редакцией Горецкого.
Ведущим методом обучения является игровой. Учителю следует иметь ввиду, что структура урока, подбор игровых заданий, а так же сам стиль ведения занятий должны поддерживать в детях высокий познавательный тонус, окрашенный положительными эмоциями и, как следствие, стремление общаться, говорить, что само по себе уже стимулирует развитие речи.
Раздел № 2 «Учимся думать»
Раздел «Учимся думать» включает в себя знания и умения, которые являются средством развития мышления и ' воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а так же развитию моделирующей деятельности, как основы для формирования наглядно - образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебному предмету математика. Вся работа идёт в трёх направлениях:
- формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в школе
- логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования числа.
- символическая пропедевтика - подготовка к оперированию знаками
Данный раздел программы направлен на развитие умений: проводить наблюдения, сравнивать и выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойств объекта, делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность, уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы. Основы начального курса математики составляют понятия о количественных и пространственных отношениях между реальными объектами окружающего мира, представления о натуральном числе, конкретном смысле арифметических действий сложения и вычитания. Формирование данных понятий проводится на основе практических действий вначале парами, а затем группами предметов и фигур. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью. На данном этапе не ставится задача формирования вычислительных навыков и запоминания состава чисел. Хотя дети и знакомятся с числами от 1 до 10 и способами их образования из двух слагаемых. Приоритет остаётся за развитием элементарных математических представлений. В процессе изучения геометрического материала дети знакомятся с понятиями: точка, прямая, кривая, ломаная линии, круг, овал, треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Особое внимание уделяется решению логических задач, направленных на развитие мышления, внимания, памяти.
Раздел № 3 «Учимся рисовать»
Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включая рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и т. д.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:
- пространственная ориентировка
- умение анализировать форму предмета и изображения
- развитие воображения
- освоение ряда специфических средств художественной выразительности
Работа направлена на формирование процесса саморегуляции, умения управлять своими движениями, на укрепление мелких мышц кисти руки, развитие внимания. Дети рисуют, штрихуют, раскрашивают. Все виды работ выполняются как в альбомах, так и в тетрадях в клетку или в узкую линию. Причём в выполнение этих заданий включается отработка навыков письма трёх основных элементов, из которых складывается письменное написание всех букв русского алфавита: овал, наклонная палочка с закруглениями вверху и внизу, длинная палочка с петлёй вверху и внизу.
Раздел №4 «Раннее изучение английского языка»
Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Гибкость механизма запоминания, отсутствие языкового барьера объясняет относительную лёгкость освоения материала на игровой основе, что позволяет детям- с интересом не утомляясь узнавать новое. Кроме этого изучение основ произношения звуков английского языка позволяет развивать у детей фонематический слух. Это хорошо отражается на развитии навыков чтения и письма в дальнейшем.
Основной целью является развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активизации их творческой деятельности.
Кроме этого при работе с детьми особое внимание уделяется вопросам расширения кругозора учащихся, что проходит красной нитью на всех занятиях, так как позиция «исследователя» выражена в этом возрасте очень ярко. У детей очень много вопросов, на которые они хотят получить ответ. Неуёмная любознательность и богатая фантазия создают в воображении детей своеобразную картину окружающей действительности, где верные и точные наблюдения причудливо сочетаются с ошибочными представлениями. Учитывая всё это, проведение уроков требует от учителя особой корректности и педагогического такта. Много времени уделяется вопросам заботы о своём здоровье и соблюдению санитарно - гигиенических норм человеком. Дети должны понять, что соблюдение правил гигиены - это залог здоровья человека, чтобы быть здоровым надо вести правильный образ жизни.
Содержание программы предусматривает обучение детей пятилетнего возраста. Программа рассчитана на 32 учебные недели. Занятия проводятся еженедельно без учёта каникулярных и праздничных дней, по субботам в объёме четырёх уроков: письмо с элементами рисования, обучение грамоте, основы математики, окружающий мир. Продолжительность уроков 30 минут, перемен между ними 15 - 20 минут, согласно документу «Изменения № 1 к
СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
Литература:
- Виноградова Н. Ф. «Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора».
- Сборник научно - практических материалов «Предшкольное образование, региональная модель»
- Яненко Н. Н. «Календарно - тематическое планирование занятий с дошкольниками, региональный опыт»
- Методическое пособие «Формирование школьно - значимых функций в условиях вариативности моделей подготовки детей к школе. Диагностика школьно - значимых функций первоклассников»
- «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», серия «Дошкольник» (Марцинкевич Г. Ф)
- Салмина Н. Г., Глебова А. О. «Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи».
- Щербакова Е. Н. «Знакомство с математикой».
- Журова Л. Е., Кузнецова М. И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»
- 3. А, Ефанова «Занимательные материалы по английскому языку» (подготовительная группа)
- А. В. Конышева «Английский язык для малышей»
- Л. Г. Фрибус, Р. А. Дольникова «Как детишек нам научить по - английски говорить»
- И. А. Шишкова, М. Е. Вербовская «Английский для малышей 4-6 лет»
Содержание образовательной области «Познавательное развитие»
Цель:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.
Задачи:
- формировать познавательные действия, становление сознания;
- развивать воображение и творческую активность;
- формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Основные направления:
Развитие познавательной деятельности.
- Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений рб объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
- Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
- развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения
Приобщение к социокультурным ценностям.
- Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Формирование элементарных математических представлений.
1 .Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Ознакомление с миром природы.
- Ознакомление с природой и природными явлениями.
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
- Формирование элементарных экологических представлений.
- Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
- Воспитание умения правильно вести себя в природе.
- Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Содержание образовательной области «Речевое развитие»
Цель: владение речью как средством общения культуры;
Задачи:
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Основные направления
Развитие речи.
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм;.
- формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература.
- Воспитание интереса и любви к чтению.
- Развитие литературной речи.
- Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Прогнозируемые результаты и формы контроля
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:
- Отчетливо и ясно произносить слова:
- Выделять из слов звуки;
- Находить слова с определенным звуком;
- Определять место звука в слове;
- Соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- Составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
- Составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
- Пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
- Ориентироваться на странице тетради;
- Писать основные элементы букв;
- Рисовать узоры и различные элементы.
- Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
- Соотносить цифру с числом предметов;
- Пользоваться арифметическими знаками действий;
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- Измерять длину предметов с помощью условной меры;
- Составлять из нескольких треугольников( четырехугольников) фигуры большего размера;
- Делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- Ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
- Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:
- Перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
- Называть основные признаки времен года.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:
- Состав чисел первого десятка;
- Как получить каждое число первого десятка ( прибавить или отнять
- Цифры 0-9, знаки +, =;
- Название текущего месяца последовательность дней недели.
Формой итогового контроля усвоения изученного материала является индивидуальное собеседование.
Средства, необходимые для реализации программы:
- Учебно-тематическое планирование;
- Рабочие тетради;
- Прописи;
- Наглядные пособия;
- Счетный материал;
- ИКТ;
- Мультимедийные презентации.
Формы проведения занятий
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию мелкой моторики и развитию координации движений.
- Ролевая игра;
- Предметная игра;
- Беседа;
- Проблемная ситуация;
- Конкурс;
- Инсценировка;
- Экскурсия;
- Сочетание всех элементов на одном уроке.
Режим занятий
В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях по подготовке к школе. Занятия проходят по субботам для детей дошкольного возраста как посещающих, так и не посещающих ДОУ.
Подготовка детей к школе в ПШД проводится с октября по май месяцы.
Занятия подготовке к школе проходят по группам .
Продолжительность занятий составляет 30-35 минут с 10-15 минутными перерывами.
Рабочая программа по математике
« Учимся думать, рассуждать, фантазировать.»
Пояснительная записка
В рамках реализации нового Федерального Государственного Образовательного стандарта, разработан учебный план группы предшкольной подготовки, в основу положена программа обучения и развития детей предшкольного возраста
«Предшкольная пора» автор Н.Ф. Виноградова.
Определены две важнейшие цели данной комплексной программы:
Социальная цель- обеспечение возможности единого старта 6-летних первоклассников;
Педагогическая цель- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:
- Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- Отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самооценки этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
- Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе
Структура программы
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы. Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
- формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
- логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
- символическая пропедевтика — подготовка к оперированию знаками.
Содержание программы
Учимся думать, рассуждать, фантазировать» 33 часа
В процессе практической деятельности с предметами устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «болыне/меньше на столько-то», уравнивать множества (удалить или добавить элементы); измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1,-1).
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и Ь>). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.
Подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических и логических операций.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Исходя из этого, программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.
Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
В программу «Предшкольная пора» входят: программа обучения и развития (для групп подготовки к школе детей с 6 лет); средства обучения для дошкольника (рабочие тетради, учебные книги), методические пособия и рекомендации для педагога по каждому разделу.
Содержание образования в группе дошкольного образования рассчитано на 1 год обучения и воспитания детей и реализует основные направления развития ребенка дошкольного возраста:
- физическое;
- познавательно-речевое развитие;
- социально-личностное;
-художественно-эстетическое.
изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.
Опытным путем определять, что число не зависит от величины, расстояния, пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства. Учиться обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.
Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков-рисунков, знаков-символов, пиктограмм, букв, цифр, геометрических фигур. Придумывать знаки для обозначения явлений природы, признаков предметов, месяцев года, сезонов, названий помещений (например: жарко, ночь, сильный ветер, май, столовая, спортзал и др.).
Видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы (объекты) в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их по отдельным чертам, завершать рисунок.
В процессе игрового часа участвовать в свободных играх-движениях под музыку, создавать различные образы в соответствии с характером музыки, импровизировать в свободных плясках.
Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:
Сашина Н.Г. «Учимся думать»;
Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе»;
ЗлатопольскийД.С. «Удивительные превращения»;
Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой»;
Сашина Н.Г., Глебова А. О. «Учимся рисовать».
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
Календарно - тематическое планирование (33 ч).
№ п/п | Тема занятия | Тип занятия | Содержания занятия | Планируемые результаты | ||
средства | УУД | |||||
1. | Наблюдай и сравнивай (сравнение предметов) Знакомство с числами и цифрами от 1 до 10. Образование числа | Изучение и первичное закрепление знаний | Сравнение предметов по размерам и форме. Выявление сходства и различий. Представление о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге - и их основных | Сравнивать предметы с целью выявления в них сходства и различия. | Учебник с 4-7 | Коммуникативные: -умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми -умение правильно ставить вопросы -умение слушать собеседника |
2 | Учись быть внимательным (множества: «один, «много»). Знакомство с числом и цифрой 2. | Изучение и первичное закрепление знаний | Формирование представлений о контрастных множествах «один» и «много». Сравнение этих множеств. Формирование общего представления о действии сложения как объединении частей в единое целое. | Устанавливать соответствие между элементами двух множеств. | Учебник с.8-11 | Познавательные: -поиск информации с помощью доступных средств -умение осуществлять анализ объектов -умение сравнивать объекты -понимание некоторых знаково-символических средств -умение строить устные речевые высказывания |
3 | Учись сравнивать (сравнение предметов по величине и цвету). Образование числа 3. Учись правильно отвечать на вопросы | Комбиниро ванный | Закрепление умений сопоставлять не только совокупности разных предметов, но и разбивать группы на подгруппы и сопоставлять друг с другом. | Уметь сравнивать предметы по величине и цвету. | Учебник с. 12-15 | Личностные: -положительное отношение к школе -формирование познавательных мотивов, интереса к новому -предпочтение уроков « школьного типа» урокам «дошкольного типа - уметь оценивать свои поступки |
4 | Закрепление знаний по образованию числа 1,2,3 Счёт предметов. Будь внимательным, наблюдательным (счёт предметов в прямом и обратном порядке) | Закреплени е новых знаний | 1 .Повторение образования чисел первого пятка. 2.Закрепление навыков количественного счёта в пределах 10. 3.Решение стихотворных задач. | Уметь определять число предметов в множестве. | Учебник с. 16-17 | Регулятивные: -уметь принимать и сохранить учебную задачу - уметь принимать оценку учителя -уметь осуществлять действие по образцу, заданному правилу -уметь адекватно принимать оценку взрослого |
5 | Учись наблюдать,, думать, рассказывать (понятия «вправо» - «влево», «вперёд» - «назад», «слева» - «справа», «впереди»,- «сзади») | Комплексное использова ние знаний | Установление пространственных отношений с помощью сравнения: «слева - справа», «вперёд - назад», «впереди — сзади», «влево - вправо». Решение логических задач. | Учебник с. 18-21 | ||
6 | Будь внимательным (знакомство с образованием числа 4) | Закреплени е новых знаний | Название, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 1 до 10 в десятичной системе исчисления. Копирование. Решение стихотворных задач. | Устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. | Учебник с. 22-23 | Коммуникативные: Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
|
7 | Учись ориентироваться в пространстве (количественный счёт, пространственная ориентировка) | Комплексно е использова ние знаний | Закреплять умение правильно ориентироваться в пространстве. Уточнить понятия «вверху -внизу», «справа - слева». | Уметь отражать в речи взаимное расположение предметов. | Учебник с. 24-25 | |
8 | Учись замечать сходство и различие (сравнение геометрических фигур) Учись быть наблюдательным (различие понятий «ближе», «дальше», «сзади», «перед») | Сходство и различие геометрических фигур: цвет, форма, размер. Зарисовка геометрических фигур. Установление пространственных отношений с помощью сравнения: «перед», «сзади», «ближе к ...», «дальше от...». | Распознавать и сравнивать простейшие геометрические фигуры. | Учебник с. 26-29 | Познавательные: Знакомиться со средствами поиска информации -умение использовать знаковосимволические средства - умение выполнять классификацию объектов -умение обосновывать свой выбор | |
9 | Расскажи о том, что видишь. Пространственная ориентировка. | Закрепление умений обозначать направление, расстояние (ближе, дальше, впереди, сбоку, слева, справа). | Сравнивать предметы с целью выявления в них сходства и различий. | Учебник с. 30-31 | ||
10 | Учись сравнивать по величине (сходство и различие предметов). Пространственные отношения | Закрепление умений сравнивать предметы, отличающиеся одним признаком. Группирование предметов по 2-3 разным признакам. Установление пространственных отношений с помощью сравнения: «быстрее - медленнее», «выше - ниже». | Выделять отличительные признаки предметов. Уточнять пространственное расположение предметов. | Учебник с. 31-35 | Личностные:
индивидуальным занятиям дома
| |
11 | Учись считать. Знакомство с образованием числа 5 | Комбиниро ванный ' | .Название, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 1 до 10 в десятичной системе исчисления. Копирование. 2.Счёт предметов. | Определять число предметов во множестве. | Учебник с.36-37 | |
12 | Учись сравнивать по величине (понятия «большой», «маленький»). Учись сравнивать по количеству (сравнение групп предметов, уравнивание). | Сравнение предметов по величине (большой, маленький). 2.Закрепление навыка порядкового счёта в пределах 10. 3.Уточнение знания вопросов: «Какой?», «Который?». Сравнение и уравнивание множеств. Понятия «поровну», «не поровну», «больше», «меньше». | Правильно называть величину предметов (большой, маленький, равный). | Учебник с. 38-41 | Регулятивные:
планировать учебную деятельность -принимать познавательную задачу -умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого | |
13 | Учись наблюдать. Знакомство с образованием числа 6. | Название, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 1 до 10 в десятичной Счёт предметов. | Определять число предметов во множестве. | Учебник с. 42-43 | ||
14 | Учись считать. Знакомство с образованием числа 7 | Комбиниро ванный | 1 .Знакомство с количественным составом числа 7 из единиц. 2.Закреплять представление о цифре 7. | Определять отношения между числами в натуральном ряду. | Учебник с. 44-45 | Коммуникатиныеб -позитивное отношение к процессу сотрудничества
|
15 | Учись сравнивать предметы по количеству и форме (больше, меньше) Особенности геометрических фигур. | Комбиниро ванный | Сравнение групп предметов: больше, меньше. Уравнивание (удалить или добавить элементы). | Уметь уравнивать множества. Распознавать многоугольники. | Учебник с. 46-47 | |
16 | Учись рассказывать о том, что видишь (числовой ряд). Учись сравнивать по величине (понятия «толстый - тонкий», «длинный - короткий»). | Комбиниро ванный | Определение отношений между числами в натуральном ряду («4 больше 3, но меньше 5 на 1). Умение называть последующее и предыдущее число. | Ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Различать понятия: «толстый - тонкий», «длинный - короткий». | Учебник с. 48-51 | Познавательные: -знакомиться со средствами поиска информации
|
17 | Умеешь ли ты наблюдать? Знакомство с числом 8. | Комбиниро ванный | 1 .Знакомство с количественным составом числа 8 из единиц. 2. Закреплять представление о цифре 8. | Определять отношения между числами в натуральном ряду. | Учебник с. 52-53 | |
18 | Учись решать арифметические задачи (составление задач на сложение). | Изучение и первичное закрепление знаний | 1 .Структура задачи. 2. Составление арифметических задач на сложение с использованием наглядного материала. 3.Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков «+, =». | Уметь составлять арифметические задачи на сложение | Учебник с. 54-55 | Личностные:
|
19 | Учись сравнивать предметы по величине и количеству (сравнение множеств предметов). | Комбиниро ванный | Сравнение и уравнивание множеств. Понятия «больше на...», «меньше на...». Решение логических задач. | Уметь производить сравнение множества предметов. | Учебник с.56-57 | |
20 | Учись мыслить логически (сравнение, зарисовка геометрических фигур; понятия «вне», «внутри»). | Комплексное использова ние знаний | 1 .Взаимное расположение предметов на плоскости. 2.Классификация геометрических фигур по цвету и по форме. 3.Зарисовка геометрических фигур. | Уметь классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме. | Учебник с. 58-59 | Регулятивные:
|
21. | Учись наблюдать, анализировать (сравнение предметов по форме, величине) | Комплексное использова ние знаний | 1 .Умения различать величины: длину, ширину, высоту.
| Уметь сравнивать предметы по длине, высоте, ширине. | Учебник с. 60-61 | |
22 | Учись сравнивать предметы по весу, количеству и величине. | Комплексное использова ние знаний | 1 .Сравнение предметов «по тяжести», нахождение равных и неравных по весу. 2.Показать неизменность веса в случае действий перемещения предметов с места на место. | Уметь сравнивать предметы по толщине. | Учебник с. 62-63 | Коммуникативны е: -умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми -умение правильно ставить вопросы -умение слушать собеседника |
23. | Будь внимательным (отличительные признаки времен года). Будь внимательным и наблюдательным (числовой ряд). | Комбиниро ванный | 1 .Формирование представлений о последовательности времён года. 2.Решение логических задач. З.Счёт предметов. | Уметь находить отличительные признаки времён года. Уметь видеть знакомые геометрические фигуры в окружающих предметах. | Учебник с. 64-67 | |
24 | Учись логично рассказывать (характерные особенности времён года). I | Комплексное использова ние знаний | 1 .Формировать понимание временных отношений «сначала - потом», «раньше - позже». 2.Решение логических задач. | Уметь пользоваться в жизни понятиями «сначала - потом», «раньше - позже». | Учебник с. 68-69 | Познавательные: -поиск информации с помощью доступных средств -умение осуществлять анализ объектов -умение сравнивать объекты -понимание некоторых знаковосимволических средств - умение строить устные речевые высказывания |
25 | Учись считать. Знакомство с образованием числа 9. Учись сравнивать, доказывать | Комбинированный | 1 .Знакомство с количественным составом числа 9 из единиц. 2. Закреплять представление о цифре 9. | Определять отношения между числами в натуральном ряду. | Учебник с. 70-71 | |
26 | Учись считать. Числовой ряд от 1 до 10. | Комбинированный | 1 .Формирование умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. 2.Моделирование геометрических фигур. | Уметь соотносить цифру и количество предметов. | Учебник с. 72-73 | Личностные: -положительное отношение к школе -формирование познавательных мотивов, интереса к новому -предпочтение уроков « школьного типа» урокам «дошкольного типа - уметь оценивать свои поступки |
27 | Учись рассказывать по картинке (временные отношения - сутки). | Комбиниро ванный | Формирование и закрепление понятий о сутках, которые состоят из четырёх периодов: утро, день, вечер, ночь. Понимание текучести и непрерывности времени. | Учебник с. 74-75 | ||
28 | Учись сравнивать по количеству (больше, меньше). Составление арифметических задач на вычитание. | Комплексное использова ние знаний | Знакомство и решение задач на нахождение части, используя арифметический знак «-». | Учебник с. 78-79 | Регулятивные: -уметь принимать и сохранить учебную задачу - уметь принимать оценку учителя -уметь осуществлять действие по образцу, заданному правилу -уметь адекватно принимать оценку взрослого | |
29 | Знакомство с образованием числа 10. | Комбиниро ванный | 1 .Знакомство с количественным составом числа 10 из единиц. 2.3акреплять представление о цифрах 1, 0. | Узнавать и называть цифры (0 - 9) и пользоваться ими для определения числа. | Учебник с. 80-81 | |
30 | Учись решать арифметические задачи. Месяцы, времена года | Комбиниро ванный | 1 .Решение простых арифметических задач. 2.3акрепление умений видеть в задаче условие и вопрос. 3.Запись арифметических действий с использованием карточек с цифрами. Определение временных отношений (день - неделя - месяц). | Уметь составлять задачи по рисунку и схеме. | Учебник с. 82-83 | Коммуникативные: Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества
|
31 | Учись сравнивать по количеству (больше - меньше). Сравнение | Комбиниро ванный | 1 .Сравнение предметов по количеству на основе составления пар прикладыванием, | Уметь сравнивать предметы на основе составления пар | Учебник с. 88-89 |
Рабочая программа по чтению «Учимся родному языку»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Учимся родному языку» (чтение) разработана на основе программы «Предшкольная пора» под редакцией профессора Н.Ф. Виноградовой, в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов второго поколения для развития и обучения детей 5-6 лет в условиях групп кратковременного пребывания.
Рабочая программа рассчитана на 32 учебных часа.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- развивать фонематический слух, обучать чтению;
- расширять и уточнять представления детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений;
- развивать все виды речевой деятельности: умения читать, слушать и говорить, а так же свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
- обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и познания окружающего мира на основе коммуникативно-значимых ситуаций и текстов различной стилистической и функциональной направленности;
- сформировать обще учебные умения и навыки, необходимые для работы с книгой и текстом;
- развивать художественно-образное и логическое мышление, развивать навыки речевой культуры общения
- воспитывать духовно-нравственные ценности
Литература
- Виноградова Н.Ф. Программа «ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА», М.: «Вентана- Граф»,2005
- Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»; М.: «Вентана- Граф»,2012
- Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе»; М.: «Вентана- Граф»,2012
- Виноградова Н.Ф. «Придумай и расскажи» (дидактические материалы); М.: «Вентана- Граф»,2006
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе». М.: «Вентана- Граф»,2006
Содержание курса
№ | Список разделов и тем | Кол часов | требования к результатам обучения (ключевые и спец, компетентности, знания и умения) | темы творческих работ учащихся, проектов и т.д. |
1 2 | Гласные звуки и буквы | 7ч. | Учащиеся должны знать/понимать: - все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем) | Творческие работы «На что похожа буква?» конструирование букв. Составление предложений по заданной теме. Составление рассказа по картине. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Рассказ-описание любимого животного. Составление рассказа от имени животного. Описание игрушки. Придумывание историй по рисункам. Коллективное придумывание стишков, загадок. Пересказ сказки, рассказа. Инсценировка сказок |
Согласные звуки и буквы | 25ч. | Учащиеся должны уметь: -правильно произносить все звуки; -выделять звуки из слов; -отчетливо и ясно произносить слова; -выделять слова и предложения из речи; -соблюдать орфоэпические нормы произношения; -раскрывать смысл несложных слов; -давать описание знакомого предмета; -пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; -составлять предложения по опорным словам, по заданной теме. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
№ | Тема урока | Кол час | Цели и задачи урока | Основные понятия урока | Универсальные учебные действия |
Гласные звуки и буквы- 7часов | |||||
1 | Гласный звук [а], буквы А, а Гласный звук [о], буквы О, о | 1 | 1 .Формировать умение выделять звуки [а], [о] из речи; познакомить с буквами А, а; О, о
| Выделение звуков [а], [о] из речи. Заглавная буква Звукобуквенный анализ слова | Коммуникативные: -умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми
Познавательные:
Личностные:
интереса к новому
Регулятивные:
уметь адекватно принимать оценку взрослого |
2 | Гласный звук [у], буквы У, у | 1 | 1.Познакомить с буквой У, у, обозначающей звук [у], учить озвучивать буквы, дать общее представление о заглавных буквах
| Выделение звука [у] из речи. Звукобуквенный анализ слова. | |
3 | Гласный звук [и], буквы И, и Гласный звук [ы], буква ы | 1 | 1 .Познакомить с буквами И, и, ы, обозначающими гласные звуки [и], [ы], наблюдать за позиционным изменение звука
| Выделение звуков [и], [ы], из речи. Звукобуквенный анализ слова Многозначные слова | |
4 | Буквы Е, е. Буква Е — показатель мягкости Буквы Ё, ё. | 1 | 1 .Познакомить с новыми гласными буквами, показателями мягкости согласных звуков;
| Буквы Е,Ё - показатель мягкости, предшествующего согласного | |
5 | Буквы Я, я. Буква Я – показатель мягкости согласных звуков | 1 | 1.Познакомить с новыми гласными буквами- показателями мягкости согласных звуков; речь, внимание 2.Развивать речь, память, внимание, мышление, 3.Воспитывать наблюдательность, любовь к своей Родине, чувство патриотизма | Буква Я - показатель мягкости | |
6 | Буквы Ю, ю. Буква Ю - показатель мягкости предшествующего согласного звука | 1 | 1 .Познакомить с новыми буквами, обозначающими мягкость согласного звука;
| Буква Ю - показатель мягкости предшествующего согласного | |
7 | Звук [э], буквы Э, э | 1 | 1 Познакомить с новыми буквами и новым гласным звуком; формировать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом;
| Произведения устного народного творчества | |
Согласные звуки и буквы- 25 часов | |||||
8 | Звуки [м], [м’], буквы М, м Чтение текстов и слов с буквами М, м | 1 | 1.Познакомить с новыми буквами и звуками, формировать навыки слогового чтения;
| Правильное слоговое чтение | Регулятивные:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос
-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта - умение управлять своим поведением Познавательные:
-уметь находить нужную информацию из текстов
умение обосновывать свой выбор |
9 | Звуки [н], [н’], буквы Н, н Чтение слов с буквами Н, н | 1 | 1.Познакомить учащихся с сонорным согласным звуками [н],[н], и буквами Н,н;
| Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | |
10 | Звуки [р], [р’], буквы Р, р | 1 | 1.Формировать навыки правильного, слогового чтения; познакомить учащихся с новыми буквами, звуками; учить узнавать графический образ букв
| Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | |
11 | Звуки [л], [л’], буквы Л, л | 1 | 1 .Учить выделять из слов на слух согласные звуки [л], [л1], узнавать графический образ букв; формировать навык тения сочетаний букв, слов; 2.Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | |
12 | Звук [й], Буква й | 1 | 1 1.Учить выделять звук [и ]; формировать навык сознательного, правильного чтения;
| Чтение текстов . Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | |
13 | Звуки [г], [г’], буквы Г, г Чтение предложений, текстов с буквами Г, г | 1 | 1.Познакомить с новыми буквами и звуками; формировать навыки чтения; учить сравнивать произношение и написание слов, учить правильно ставить вопросы по содержанию
| Звукобуквенный анализ слова. Сравнение произношения и написания слов | |
14 | Звуки [к], [к’], буквы К, к Чтение ело» с буквами К, к | 1 | 1 .Познакомить с новыми буквами и звуками, учить читать слоги, слова и предложения с изученными буквами; наблюдать за точностью высказывания мысли
| Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами. Звукобуквенный анализ слова | |
15 | Звуки [з], [з’], буквы 3, 3 Чтение слов, текстов с буквами 3, з. Пересказ текста | 1 | 1 .Формировать навык правильного, сознательного чтения; учить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки,
| Звукобуквенный анализ слова. Сознательное, правильное слоговое чтение. Пересказ текста | |
16 | Звуки [с], [с’], буквы С, с Чтение слов с буквами С,с | 1 | 1 .Познакомить с новыми буквами и звуками, учить узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки
слух | Звукобуквенный анализ слова. Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | |
17 | Звуки [д], [д’], буквы Д, д Чтение слов с буквами Д, д | 1 | 1 .Познакомить с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д], [д1]; учить звуковому анализу слов; формировать навык правильного выразительного чтения; 3.Развивать фонематический слух, связную грамотную речь, логическое мышление, внимание, память 4.Воспитывать любознательность, интерес к чтению | Сознательное, правильное слоговое чтение | |
18 | Звуки [т], [т’], буквы Т, m Чтение слов и предложений с буквами Т, т | 1 |
| Звукобуквенный анализ слова. Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | |
19 | Звуки [б], [б’], буквы Б, б | 1 | 1.Познакомить с буквами Б, б, обозначающими согласные звуки [б], [б']„ учить давать характеристики звукам,
| Сознательное, правильное слоговое чтение. Звукобуквенный анализ слова. | |
20 | Звуки [п], [п’], буквы П, п Чтение текстов с буквами П, п | 1 | 1 .Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, формировать навыки орфоэпически правильного слогового, сознательного чтения; расширять кругозор
| Работа с текстом. Звукобуквенный анализ слова. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов | |
21 | Звуки [в], [в’], буквы В, в | 1 | 1 .Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного чтения; учить сравнивать произношение с написанием слов; познакомить со слогом как единицей речи
| Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами | |
22 | Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф | 1 | 1.Познакомить с новыми буквами и звуками; формировать навыки чтения, умение правильно ставить логическое ударение; учить работать с текстом
| Сопоставление парных звонких и глухих согласных | |
23 | Буква ь. Ь-показатель мягкости согласных звуков | 1 |
| Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь. Работа с текстом. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов. | Личностные -формирование познавательных мотивов -ориентирование на моральную норму (взаимопомощи, правдивости) -осознание своих возможностей в учении -способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении Регулятивные: -адекватно принимать оценку окружающих -принимать познавательную задачу -умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого |
24 | Звук [ж], буквы Ж, ж Правописание сочетаний «жи», «ши». Чтение слов, текстов с изученными буквами | 1 | 1 .Познакомить с новыми буквами и звуками; формировать навыки орфоэпически правильного, чтения; обучать умению работать с текстом, правильно писать сочетания жи-ши
| Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | |
25 | Звук [ш], буквы Ш, ш Чтение слов, предложений с буквами Ш, ш | 1 |
| Чтение тестов, шуток, скороговорок. Произведения устного народного творчества. Понимание содержания литературного произведения | |
26 | Звук [ч’], буквы Ч, ч Чтение слов, предложений с буквами Ч, ч Сочетания «ча», «чу» | 1 | 1 1.Сформировать представление о звуке [ч'] как о мягком согласном; учить детей правильному, сознательному, выразительному, беглому чтению
| Чтение текстов, скороговорок. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов | |
27 | Звук [щ’], буквы Щ, щ Чтение слов, предложений с буквами Щ, щ Формирование навыков чтения | 1 | 1 1.Познакомить с новыми буквами, формировать представления детей о звуке [щ']; формировать навыки чтения, работы с текстом; сопоставлять вымысел и реальность по сказкам
| Сопоставление вымысла и реальности. Дифференцирование шипящих согласных | |
28 | Звуки [х], [х’], буквы X, X Чтение предложений, текстов с буквами Х,х. | 1 | 1 1.Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками, научить давать характеристику, производить звукобуквенный анализ; закреплять знания учащихся
| Чтение текстов. Составление устного рассказа | |
29 | Буква Ъ | 1 | 1 .Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделения согласного и гласного звуков; | Чтение текстов. | |
30 | Ъ и Ь разделительные знаки | 1 | 1 .Формировать навыки чтения с Ь и Ъ разделительными знаками, обучать работе с текстом
| Роль Ь и Ъ знаков в речи. Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | |
31 | Обобщение изученного | 1 | 1 .Формировать стремление для лучшего освоения навыков чтения, закреплять знания об изученных звуках и буквах
| Чтение текстов, стихов. Ответы на вопросы. Соотнесение картинок и слов |
Рабочая программа по обучению грамоте (письмо)
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте(письмо)разработана на основе Примерной программы начального общего образования. Содержание программы по письму направлено на формирование процесса саморегуляции, умение управлять своими движениями, укрепление мелких мышц кисти рук, развитие внимания. Дети учатся рисовать, штрихуют, раскрашивают. Все виды работ выполнятся как в альбомах, так и в тетрадях в клетку или в узкую линию. Выполнение этих заданий включает написание трех основных элементов, чаще всего встречающихся в буквах русского алфавита: овал, наклонная палочка с закруглениями вверху или внизу, длинная палочка с петлей вверху или внизу. Поскольку сам процесс письма достаточно утомителен для детей данного возраста, особое внимание уделяется композиционному построению уроков, физкультминуткам, смене видов деятельности, включение в урок работы с линейками-трафаретами и построению с их помощью изображений различных предметов.
Рабочая программа рассчитана на 32часа.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
-развитие умственных способностей и расширение кругозора.
-стимулирование познавательной активности, формирование положительного отношения к школе, учебе.
Задачи:
-развивать речь, мышление, воображение учащихся.
-овладевать умениями писать по образцу, составлять рассказы по сюжетным рисункам.
-осваивать первоначальные знания о различии устной и письменной речи
Используемая литература:
Волина В.В. «1000 игр с буквами и словами» М. «АСТ-ПЕСС»1996
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» «Просвещение»1991
Желтовская Л.Я. Соколова Е.Н. «Дидактический материал к урокам чистописания» М. «Просвещение» 1990
Салмина Н.Г. Глебова А.О. «Учимся рисовать» . «Вентана-Граф»2013
Технологическая карта
№ п/п | Тема урока | Кол. ч | Цели и задачи урока | Элементы содержания | Планируемый результат |
1 | История возникновения письма | 1 | -Познакомить с историей возникновения письменности. -Развивать внимание. | Речь устная и письменная. Общее представление возникновения письменности. | Коммуникативные УУД: -формировать собственное мнение; -использовать речь для регуляции своего действия. |
2 | Знакомство с новым предметом. | 1 | - Познакомить учащихся с правилами письма, посадкой, положением тетради, рук, карандаша, движением руки по строке. -Развивать мелкие мышцы пальцев. -Развивать речь, внимание. | Подготовка к письму. Правила письма: положением тетради, рук, карандаша, движением руки по строке. | Личностные УУД: -формировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к школе; -уметь оценивать свои поступки. |
3-4 | Гигиенические правила письма. | 2 | Гигиенические правила письма. Письмо наклонных прямых. | ||
5-7 | Рабочая строка | 3 | -Познакомить с рабочей строкой. -Учить работать со схемами. -Формировать усидчивость, речь. | Знакомство с рабочей строкой. Дописывание строк. | Личностные УУД: -формировать познавательные мотивы, интерес к новому материалу. |
8 | Ориентация на листе бумаги с элементами раскрашивания и штриховки. Узкая и широкая строки. | 11 |
| Пространственное ориентирование на бумаге. | Регулятивные УУД: -учить принимать и сохранять учебную задачу; -уметь осуществлять действия по образцу. |
9 | Рисование узоров в широкой строке. Рисование узоров в узкой строке. | 11 | -Познакомить с широкой и узкой строкой. -Формировать усидчивость. | Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. | Познавательные УУД: -использовать знаковосимволические средства; -уметь сравнивать объекты. |
10 | Рисование в тетради в линию. (Аквариум) | 11 | -Познакомить с разлиновкой тетради в линию. -Формировать навык общения в разных ситуациях. | Пространственное ориентирование на бумаге, странице тетради, её разлиновка. | Личностные УУД: -формировать познавательные мотивы; -ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
11 | Рисование в тетради в линию. (Ёлочные игрушки) | 11 | -Познакомить с правилами письма. -Формировать речь. | Гигиенические правила письма. | Коммуникативные УУД: -формировать собственное мнение; -использовать речь для регуляции своего действия. |
12 | Рисование в альбоме. Составление картинок по трафарету из геометрических фигур. (Животные) | 1 |
| Знакомство с альбомом и правилами пользования. | Личностные УУД: -формировать познавательные мотивы, интерес к новому материалу. |
13-14 | Рисование узоров на клетчатой бумаге. | 2 | -Познакомить с разлиновкой тетради в клетку. -Воспитывать чувство товарищества. | Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. | Регулятивные УУД: -учить принимать и сохранять учебную задачу; -уметь осуществлять действия по образцу. |
15-16 | Рисунки с использованием печатных букв. | 2 | -Познакомить с пространственным ориентированием. -Развивать речь. -Развивать внимание. | Составление рассказа по сюжетному рисунку. | Познавательные УУД: -задавать вопросы; -уметь сравнивать объекты; -строить устные речевые высказывания. |
17 | Рисование в тетради в линию. (Фрукты) | 1 | -Тренировать умения группировать предметы. | Знакомство с понятием группировка предметов. Письмо по образцу. | Коммуникативные УУД: -формировать собственное мнение; -использовать речь для регуляции своего действия. |
18 | Рисунки с построением прямых и ломаных линий путем соединения точек. | 1 | -Познакомить с понятием прямые и ломаные линии. -Учить пользоваться линейкой. -Развивать внимание. | Знакомство с линейкой, умением ей пользоваться. Правила письма, положение рук, линейки. | Познавательные УУД: -использовать знаковосимволические средства; -уметь сравнивать объекты. |
19 | Рисование в тетради в линию. (Весенний дождик ) | 1 | -Познакомить с пространственным воображением. -Формировать усидчивость. -Развивать речь. | Составление рассказа по сюжетному рисунку. | Познавательные УУД: -задавать вопросы; -уметь сравнивать объекты; -строить устные речевые высказывания. |
20-21 | Письмо наклонных прямых. | 2 | -Учить писать элементы букв. -Формировать умение выделять из речи предложения, из предложений слова. -Развивать фонематический слух. - Воспитывать чувство товарищества. | Звукобуквенный анализ слова «дома». Письмо по образцу элементов букв. | Личностные УУД: -формировать познавательные мотивы, интерес к новому материалу. |
22-23 | Письмо наклонных прямых с закруглением внизу. | 2 | Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. | Регулятивные УУД: -учить принимать и сохранять учебную задачу; -уметь осуществлять действия по образцу. | |
24-25 | Письмо наклонной прямой с закруглением вверху и внизу. | 2 | - Учить писать элементы букв. -Работать со схемами. -Формировать навык общения в разных ситуациях. | Письмо элементов согласных букв. Деление слов на слоги. | Познавательные УУД: -использовать знаковосимволические средства; -уметь сравнивать объекты. |
26-27 | Письмо удлиненной петли вверху и внизу. | 2 | -Развивать внимание, фонематический слух. -Формировать навык общения в разных ситуациях. | Звукобуквенный анализ слов. Письмо линий с петлей. | Коммуникативные УУД: -формировать собственное мнение; -использовать речь для регуляции своего действия. |
28-29 | Письмо полуовалов «левых» и «правых». | 2 | -Учить писать элементы букв. -Делить слова на слоги . -Учить работать со схемами. | Составление рассказа по сюжетному рисунку. Письмо полуовалов. | Познавательные УУД: -задавать вопросы; -уметь сравнивать объекты; -строить устные речевые высказывания. |
30-31 | Письмо овалов. | 2 |
| Обведение овалов и письмо. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. | Регулятивные УУД: -учить принимать и сохранять учебную задачу; -уметь осуществлять действия по образцу. |
32 | Итоговый урок, тестирование. | 1 | -Повторить изученный материал. -Развивать речь. -Развивать внимание. | Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Звукобуквенный анализ слов. | Регулятивные УУД: -учить принимать и сохранять учебную задачу; -уметь осуществлять действия по образцу. |
Итого: | 32 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению чтению и письму."
Дополнительная образовательная программа интегрированного курса по подготовке к обучению чтению и письму для детей 5-6 лет "33веселых буквы"(2009). Программа адресована педагогам,воспитателям образова...
Интерактивные игры как средство обучения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы способам конструктивного разрешения конфликтов
В настоящее время сциологи рассматривают конфликт как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.Эффективным средством обучения детей способом конструктивного разрешения конф...
Образовательный проект «Организация предшкольной подготовки для детей старшего дошкольного возраста не посещающих ДОУ»
Проблема: Недостаточный уровень общего развития детей предшклоьного возраста не посещающих ДОУ. Задачи: Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творче...
Дистанционное обучение. Презентация диагностической программы: "Экспресс-диагностика: Комплексное обследование детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-х классов образовательных учреждений.
В данной диагностической программе соединены обследования речевых и психических функций, что дает ускорение процесса обследования, удобство использования как логопедами, так и учителями начальны...
Консультация для воспитателей на тему:«Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы».
Консультация для воспитателей на тему:«Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы»....
Обучение детей старшего дошкольного возраста в игре шахматы
Данная программа предназначена для работы с детьми старших и подготовительных групп детского сада в течение года. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамма...