Опыт работы: Активизация и развитие речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством ИКТ
проект по логопедии по теме
Развитие речемыслительной деятельности одна из важных задач подготовки к школьному обучению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад «Тополек» села Чапаево»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
Опыт работы по теме:
Развитие речемыслительной деятельности старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством ИКТ
учитель-логопед
Гуляева Яна Андреевна,
Корсаковский городской округ
с.Чапаево
2017
Дошкольный возраст - это период формирования базовых составляющих психического развития, которые обогащаются личностными и индивидуальными характеристиками.
В этом возрасте речь и мышление объединяются, образуя речевое мышление или речемыслительную деятельность, развитие которой создает благоприятные условия последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Так как я работаю еще и в школе, то мне не раз приходилось наблюдать детей интеллектуально пассивных, которые не могут справиться с элементарными учебными заданиями. Эти особенности во многом обусловлены недоразвитием познавательной и речевой деятельности детей (М.С. Певзнер, Л.В. Яссман, Т.А. Власова, С.Г. Шевченко и др.).
По данным клинических, педагогических и психологических исследований (Т.А. Власова, Г.И. Жаренкова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко, Л.В. Яссман и др.) около 50% из числа неуспевающих школьников – дети с нарушением речи. Понимая насколько это важно, мы, педагоги дошкольного образования, должны делать, и стараемся делать всё возможное по данной проблеме.
В специализированных детских садах созданы все условия для направленного развития речемыслительной деятельности, которое осуществляется и на индивидуальных занятиях с логопедом, и на занятиях по обучению грамоте, на занятиях по развитию речи, то есть в здесь проставлены иные акценты, нежели в детских садах общеразвивающего вида. Если говорить о нашем детском саду с.Чапаево, где контингент детей различный и не каждый родитель, имеет возможность отправить своего ребенка с тяжелыми нарушениями речи в специализированную группу детского сада. Именно поэтому мы должны создать все необходимые условия для своевременного, полноценного и гармоничного развития наших дошкольников.
С целью повышения качества образования воспитанников с речевыми нарушениями «Детского сада «Тополек» с.Чапаево, было осуществлено целенаправленное обследование речемыслительной деятельности воспитанников подготовительной к школе группы (12 чел) с речевыми нарушениями (в период с сентября по октябрь 2016 г) (обследование речемыслительной деятельности включало обследование речи : состояния словарного запаса: Игры «Назови предметы», «Подбери признаки и действия», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Семейка слов»; функции словообразования: Игры «Назови ласково», «Из чего – какое?», «Сравни предметы»; функции словоизменения: Игры «Один - много», «Чего не стало?», «Расскажи об овощах», «Что чем делают?»; функции согласования частей речи: Игры «Мой, моя», «Подбери предметы к признаку», «Веселый счет», «Расскажи, что где находится»; состояния связной речи: Игры «Составь предложение по картинке, по опорным словам», «Путаница» (деформированная фраза), «Составь рассказ по серии картинок», состояния фонематических процессов: Игры «Поймай слово в ладошки», «Раздели слова на части», «Выдели первый звук в слове», «Назови звуки по порядку», «Слоги перепутались»; обследование мыслительных процессов: Белопольская Н.Л. «Четвертый лишний» цель: способность к обобщению, абстрагированию, умению выделять существенные признаки; «Классификация» Зегарник Б.В. цель: Уровень сформированности обобщения и отвлечения; «Аналитические задачи» Земцова О.Н. цель: понмание логических отношений, умение соотносить два суждения и делать вывод(словесно-логическое мышление); «Простейшие дедуктивные умозаключения» У.В. Ульенкова цель: причинно-следственные связи, состояние устной речи, соотношение уровней развития мышления и речи) в результате чего у детей с были выявлены неутешительные показатели состояния речемыслительной деятельности, ни один ребенок с заданиями на 100% не справился.
Средний уровень речемыслительной деятельности воспитанников подготовительной к школе группы с речевыми нарушениями
Учитывая данные нашего обследования, мы разработали комплекс игр, упражнений, направленных на развитие и активизацию речемыслительной деятельности, что поможет в преодолении трудностей, вызывающих школьную неуспеваемость.
Для активизации и развития речемыслительной деятельности мы определили следующие направления работы:
1. Развитие мыслительных операций (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии.)
2. Развитие внимания к звучащей речи, речеслуховой памяти.
3. Развитие планирующей и регулирующей функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма детей).
6. Развитие умения понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании (определение переносного значения фразеологизмов, нахождение решения в гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов). Работа по данным направлениям ведется параллельно, комплексно, у нас эта работа велась на логопедических занятиях.
Кроме того, при разработке заданий мы обязательно учитывали:
- максимальное присутствие речевой деятельности ребенка в заданиях направленных на развитие мышления;
- все игры и упражнения подчинены принципу обоснованного ответа.
- Ведущий вид деятельности - игра;
Для того чтобы сделать образовательный процесс интересным, насыщенным, занимательным я активно использую информационно-коммуникативные технологии. На практике убедилась, что это способствует повышению интереса к учебной деятельности, создает хорошую эмоциональную обстановку, и что главное положительно влияет на результаты усвоения детьми программного материала, обучение становится непринужденным и занимательным.
Но мы не должны забывать о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Поэтому работаем согласно им. Согласно нормам СанПиНа:
(- должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59-69 см.
- Высота установки 1-1,3 м.
- При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.
- Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг.
- После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
- Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 мин.)
Для развития речемыслительной деятельности я разработала серю интерактивных игр, созданные в программе POWER POINT они адаптированы как к интерактивной доске, так и к работе на компьютере.
Некоторые из созданных игр я сейчас продемонстрирую. (демонстрация игр)
Плюсы игр:
+ с материальной точки зрения не требует затрат;
+ объединены лексической темой;
+ меню позволяет использовать отдельные игры, а не комплекс целиком;
+ очень хорошая подмога воспитателям, логопедам, родителям.
Главная цель интерактивных игр-заданий» - развитие речемыслительной деятельности.
Игры загадки - «Хитрые загадки», «Догадайся» и др. загадки направлены на: развитие словесно-логического мышления, слухового внимания, активизацию словаря, развитие связной речи.
«Четвертый лишний», «Что общего?», «Фрукты, овощи, грибы» «Запасы зверей» - развиваются мыслительные операции: сравнение, классификации, обобщения, устанавливание логических связей, а также зрительное внимание, словесно-логическое мышление.
«Что забыл нарисовать художник?», «Чего не хватает?» - развивается зрительное внимание, восприятие, активизируется словарь, связная речь, формируется целостное восприятие предмета, объекта.
«Быль – небыль», «Небылицы» - формируется умение отличать реальное от выдуманного, ребенок учится делать умозаключения, развивается память, внимание, логическое мышление, воображение, связная речь.
«Объясни выражение», «Объясни словечко» - развивается образное мышление, слухоречевая память, ребенок учится понимать скрытый смысл, развивается связная речь.
Так как развитие речемыслительной деятельности тесно связано со всей коррекционной работой логопеда, то совместно с играми я использую, такие электронные материалы как:
1. Презентации информационно-обучающего характера для родителей, детей, педагогов.
2. Презентации к занятиям на лексические темы для подгрупповой работы.
3. Презентации к занятиям по дифференциации и автоматизации звуков для индивидуально-подгрупповой работы.
Таким образом, использование данных ИКТ материалов в целом положительно сказывается на развитие речи и формирование речемыслительной деятельности наших воспитанников.
Подтверждением того, является сравнительный анализ итоговой диагностики речемыслительной деятельности в конце и в начале учебного года.
Результаты сравнительной диагностики в начале учебного года и в конце
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Старший дошкольный возраст Произвольное внимание Развитие произвольной слуховой и зрительной памяти мышление речь Речемыслительная деятельность
По данным клинических, педагогических и психологических исследований ( Т.А. Власова, Г.И. Жаренкова , К.С. Лебединская, В.И. Лубовский , Н.А. Никашина, М.С. Певзнер и др.)
Специализированный детский сад Детский сад общеразвивающего вида Целенаправленное развитие речемыслительной деятельности
Обследование речемыслительной деятельности старших дошкольников РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Устная речь: - Словарный запас; - Словообразование; - Словоизменение; - Согласование частей речи; - Связная речь; - Фонематические процессы; Мышление: - «Четвертый лишний» (способность к обобщению, абстрагированию, умению выделять существенные признаки); - «Классификация» (сформированность обобщения и отвлечения); - «Аналитические задачи» (понимание логических отношений, соотносить два суждения, делать вывод); - «Простейшие дедуктивные умозаключения» (причинно-следственные связи, соотношение уровней мышления и речи);
Средний уровень речемыслительной деятельности старших дошкольников с речевыми нарушениями в МБДОУ «Детский сад «Тополек» с.Чапаево»
Направления работы по развитию речемыслительной деятельности Логопедические занятия Развитие мыслительных операций; Развитие внимания к звучащей речи, речеслуховой памяти; Развитие планирующей и регулирующей функции речи; Развивать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений;
Использование ИКТ Повышает интерес к учебной деятельности Создает хорошую эмоциональную обстановку Способствует усвоению программного материала Делает обучение непринужденным и занимательным
выход «ДОГАДАЙСЯ» «ХИТРЫЕ ЗАГАДКИ» «Четвертый лишний» «Что общего?» «Что забыл нарисовать художник?» «Небылицы» «Объясни выражение» «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» МЕНЮ:
«Хитрые загадки» Отгадайте загадки, но смотрите не обманитесь не каждое слово в рифму верное! А х, как скачет по деревьям! Как мелькают лапки, ушки, А за ними – хвостик рыжий У красавицы … В чаще, голову задрав, воет с голоду … … далее
«Догадайся» Догадайся о каком животном идет речь? далее Бурый, мохнатый, большой, косолапый Прыгает по веткам, меняет шубку к зиме и к лету Длинные уши, короткий хвостик, теплый пушок, косые глазки Серый, страшный, зубастый Маленькая, серенькая , с длинным хвостом
«Четвертый лишний» Посмотри, в каждом ряду по 4 картинки, 3 подходят друг к другу по какому-либо признаку, а 4 лишняя. Какая? Почему ты так думаешь? далее
«ЧТО ОБЩЕГО ?» Сравни животных, подумай, чем они похожи, а чем отличаются? далее
«Что забыл нарисовать художник?» Внимательно посмотри на животных, что художник забыл нарисовать? Отвечай полным ответом и покажи на картинке. далее
«Небылицы» Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по лесу, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за ели как выскочит заяц, как зарычит на меня: « ф-ф-ф-ф !" - и рога уже наставил. Я испугалась и убежала. А вы бы испугались? далее
«Объясни выражение» 1. Медведь на ухо наступил. 2. Медвежья услуга. 3. Держать в ежовых рукавицах. далее
Итоговая диагностика речемыслительной деятельности старших дошкольников с речевыми нарушениями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе наблюдений за природой и рассматривание пейзажных картин
Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это-источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных, чувственных восприятий к четким понятиям», а познание разли...
«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
Приближается 1 сентября. Многие дети впервые пойдут в школу. Это очень трудный и ответственный момент в жизни ребенка. Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привы...
Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привычный уклад жизни, меняется место ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузк...
картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
дидиктические игры по развитию речи...
Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
В сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста, мы включили теоретический материал по психическим процессам: восприятие, память, мышление, внимание и вообра...
Возможности сказкотерапии как средства активизации развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
материал для педагогов, воспитателей и учителей по теме "Сказкотерапия"...