Конспект внеурочного занятия на экологическую тематику
план-конспект занятия (2 класс)
Занятие направлено на воспитание бережного отношения к окружающей среде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_ekologicheskuyu_tematiku.docx | 697.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия на экологическую тематику
Тема: «Это зависит от каждого из нас»
Цель урока: познакомить обучающихся с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором.
Задачи:
- Сформировать у учащихся представление о проблеме загрязнения бытовым мусором;
- Дать знания учащимся о целесообразности вторичного использования бытовых отходов;
- Формировать у учащихся умения раздельного сбора отходов; уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;
- Стимулировать интерес учащихся к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к чистоте окружающей среды.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: Уважение к своей родине, ее природе
Регулятивные УУД: определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные УУД: уметь участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение
Планируемые достижения учащихся.
- Усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
- Понять, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям.
Оборудование: проектор, ноутбук, чистые образцы отходов, 4 коробки для сортировки мусора
Предварительная подготовка:
1.Обучающиеся проводят небольшое исследование, узнают какой мусор больше всего выбрасывает его семья
2. Проводится индивидуальная исследовательская работа обучающимся класса по вторичному использованию бытовых отходов
Ход занятия
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и целей занятия
Сегодня мы с вами познакомимся и попробуем разобраться в одной из глобальных проблем человечества.
Как вы думаете, может ли планета заболеть? Оказывается, может. Именно это произошло с Землей по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого. Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития с/хозяйства распахиваются все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи растений и животных. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, катастрофа…
3.Актуализация знаний
- Кто из вас знаком со словом «экология»?
- Как вы думаете, что оно обозначает?
3. Раскрытие основного содержания
-Рассказ учителя
Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме. Экология – это наука о том, как сохранить нашу планету.
Природа нашей планеты украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении – SOS.
- Кто знает, что означают эти три буквы?
- Формирование представления об экологической катастрофе
Учитель демонстрирует слайды (https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-ekologicheskie-problemi-mira-374135.html), а учащиеся предлагают варианты ответа на вопрос «Что произошло с природой и, кто в этом виноват?»
1) Загрязнение природы отходами
Проблема отходов признаётся учёными одной из самой главных и трудных. Горы отходов изуродовали леса, луга и реки. Учёные считают, что человек обязан не вываливать груды разовой посуды и упаковочных материалов, и работают над изготовлением этих предметов на бумажной основе, которые не так вредны в природе.
2) Загрязнение воды
Проблема чистой воды в настоящее время приобрела мировое значение. Чистая питьевая вода стала дефицитом.
3) Пожары
Много лесов погибает из-за пожаров. Большая часть пожаров происходит по вине человека.
4) Вырубка лесов
Вырубленный лес не восстанавливается. На его месте появляется безжизненная пустыня. Жителям леса некуда деваться, и они многие погибают. Чтобы вырастить новый лес, нужно ждать 15 – 20 лет.
5) Высыхание водоёмов
Из-за неправильного хозяйствования многие реки и озера стали меньше, и поэтому многие животные, населяющие водоёмы, из-за недостатка воды умирают.
6) Истребление цветов
Когда человек собирает букет, то выбирает самые лучшие, красивые и крупные, а семена остаются худшие. Происходит вырождение цветов. Сорванные цветы быстро вянут. Если цветы исчезнут, то природа обеднеет.
7) Загрязнение воздуха дымом и выхлопными газами
На сегодняшний день чистый воздух - это огромный дефицит, это проблема больших и малых городов, проблема помещений, в которых мы живём.
Многие болезни появляются из-за загрязненного воздуха.
8) Мусорные свалки
-Краткий обзор.
Мусор всегда играл важнейшую роль в человеческой культуре. (https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-okruzhayuschego-mira-istoriya-musora-1728858.html) История мусора показывает, что эта проблема решалась уже в далёком прошлом. Примерно 3 тыс. лет до н.э. на острове Крит были построены первые в истории человечества централизованные помойки: мусор сваливали в специально вырытые ямы, слои мусора пересыпали слоями земли.
А 2500 лет до н.э. был принят закон, в котором граждане города Афин должны вывозить мусор на расстояние не менее 1.5 км от городской черты.
16 век - английская королева Елизавета Первая даровала специальные привилегии сборщикам тряпья, которое шло на производство бумаги.
Во многих странах Европы свиней выгоняли на улицу, чтобы те поедали мусор, отходы
18 век - мусор на службе войны. Сбор металлических отходов в США был объявлен патриотическим долгом, он шёл на переплавку
1895 год. В Нью-Йорке создана первая в мире сортировка мусора. Жители города были обязаны разделять пищевые отходы, бумагу, металл и выбрасывать их в отдельные баки, стоящие на улице.
В СССР утилизации придавалось большое значение, по всей стране существовали пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались школьники
В России "мусорная тема", как никогда, актуальна. О проблеме мусора говориться много, а делается недостаточно. А он всё накапливается и накапливается.
- Викторина
На нашей планете раздаются тревожные сигналы, которые адресованы вам, будущим хозяевам Земли
-Его производит обыкновенная корова.
- В небольших количествах он очень полезен.
- Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
- При попадании в водоёмы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
- Его необходимо компостировать. (Навоз.)
- У детей очень много игрушек сделано из этого.
-Это бывает разного цвета, и это очень трудно сломать.
- Предметы, изготовленные из неё, мало весят.
- Если это поджечь, то появляется много чёрного дыма, который плохо пахнет.
-Это нельзя выбрасывать, так как оно само по себе в природе не разлагается. (Пластмасса.)
- Её изобрели китайцы.
- У нас её получают из дерева.
-Она легко горит.
-Из неё получается очень много мусора.
-На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага.)
- Его делают из песка.
-Чаще всего оно прозрачное.
- Когда падает, оно разбивается.
- Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
-Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло.)
-Это получается, когда становится старым или ломается.
- Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
- Это можно сдать и получить деньги.
- Из этого можно сделать что – то новое.
- Это бывает цветным, и за него можно получить деньги. (Металлолом).
-Просмотр и обсуждение мультфильма «Мультик про мусор» ( http://www.youtube.com/watch?v=hV2RLGHyZDk)
-Инсценировка "Мы приехали на речку”. Обсуждение ситуации.
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят! Загорают и едят –
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки,
И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели: жгли костры, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо… "Эй, ребята!” – крикнул Дима –
"Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!
Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!”
Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели… Отдохнули и ушли!
И остались на полянке у потухшего костра: мяч, бутылки,
Банки, склянки – словом, мусора гора!
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти!!!
-Выступление обучающихся о результатах исследования выбрасываемого мусора
-Защита экологического проекта «Вторичное использование пластиковых бутылок» (ПРИЛОЖЕНИЕ)
-Игра «Сортируем мусор».
В коробки с надписью «Стекло», «Пластик», «Макулатура», «Металл» ребята сортируют чистые образцы бытовых отходов.
4. Закрепление основного содержания занятия
Мы на основе фактов из нашей жизни выявили проблемы экологии. Экологические проблемы – важнейшие проблемы на Земле. Чтобы сохранить планету чистой, мы должны разумно хозяйствовать на Земле, потому что каждому из нас приятно видеть красивое дерево, купаться в прозрачной воде, дышать свежим воздухом. Чистота начинается с нас самих.
- Составление кластера
Положительное влияние человека на проблему загрязнения бытовым мусором:
1. Использовать упаковочные материалы из не вредных веществ
2.Убирать мусор в лесу
3.Давать «вторую» жизнь бытовым отходам
4.Сортировать мусор
5. Итог занятия
Природа – друг человека. Она дает ему все необходимое для жизни: плодородную почву, на которой растет зерно и цветут сады; леса и луга, реки и озера, полезные ископаемые. Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей. Люди любят природу за красоту, за загадки, которые она им загадывает, за ее мудрость и бесконечное разнообразие. А сколько в природе дел для любознательных и пытливых! Посмотри вокруг, посмотри под ноги – везде жизнь таинственная и необычная. Природа служит нам, радует нас и удивляет. Но и мы ее должны уважать и беречь”. Н. Сладков.
-Подготовленные обучающиеся читают стихотворение Андрея Усачева
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
6.Рефлексия.
Ребята, что вы узнали нового и полезного из нашего занятия?
Использованные интернет-ресурсы:
- http://ecourok.ru/
- «Мультик про мусор» http://www.youtube.com/watch?v=hV2RLGHyZDk
- http://uslide.ru/ekologiya/11342-problema-bitovogo-musora.html
- https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-ekologicheskie-problemi-mira-374135.html
- https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-okruzhayuschego-mira-istoriya-musora-1728858.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию для воспитанников 7-8 лет с ограниченными физическими и интеллектуальными особенностями. «Путешествие по осени».
Данный конспект предназначен для формирования представлений об осенних явлениях в природе у детей сограниченными интеллектуальными способностями. В нём рассматриваются в доступной для воспитанников фо...
Конспект занятия кружка "Экологические проблемы современности"
Следует задуматься о современных проблемах экологии . Занятие имеет высокую плотность подачи материала. Быстрый темп обеспечивает реализацию целей занятия. Наличие разных видов деятельности позволяет ...
Конспект - таблица к экологической игре.
Таблица, которая поможет с ориентироваться в действиях по презентации....
Занятия экологической тематики
Доклад на методичкском объединении....
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСНЫМ ТРОПИНКАМ»
Цель: активизировать знания обучающихся о растениях и животных, развивать экологическую культуру.Задачи:-формирование представлений и элементарных знаний об экологии;-анализ позитивного опыта по взаим...
Сочинение по литературному чтению на экологическую тематику "Природа и человек"
Творческая работа по литературному чтению на экологическую тематику "Природа и человек" ученика 3 класса ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Воротнее Федорова Кирилла...
План-конспект мероприятия по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" в 4 классе
Мероприятие направлено на формирование элементарных знаний и представлений учащихся о том, что такое "Экология"....