План-конспект мероприятия по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" в 4 классе
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Мероприятие направлено на формирование элементарных знаний и представлений учащихся о том, что такое "Экология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_ekologicheskoy_trope_4_v_klass.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №61

имени Ильгизара Александровича Касакина»

План-конспект

мероприятия по экологическому воспитанию

"Путешествие по экологической тропе"

в 4 классе

Составитель:

учитель начальных классов

Е.А. Ананенко

Новокузнецк, 2024

Цели и задачи:

  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
  • анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Планируемые достижения учащихся:

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.
  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
  • Учиться защищать природные ресурсы.
  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование:

  • аудиозапись голов птиц;
  • видеозаписи природы;
  • индивидуальные творческие задания;
  • клей;
  • цветные карандаши;
  • мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;



Ход мероприятия

Учитель:

- Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в необычное, но очень серьёзное и важное путешествие по просторам нашей земли. Только так можно разузнать все её тайны, разглядеть её красоту, увидеть все беды и помочь ей.

- Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак. (Открытые ладони).

- Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладошки)

- Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы понять природу, нужно ее хорошо знать и любить. Этой теме мы и посвящаем наше мероприятие.

Ученик:
Я живу на земле, где тревожно и горько
Пахнет лист тополиный, промытый грозой,
Где в печи розовеет пшеничная корка,
Где сплавляет пучина свинец с бирюзой.
На земле, осчастливленной солнечным светом,
Изнывающей в лунной несбыточной мгле,
Непонятной безжизненным стылым планетам,
Трижды грешной и трижды прекрасной земле!

Учитель:
- А давайте вспомним, как всё начиналось!


(фонограмма звуки леса, слайды)

(видео)

Ученик:

Когда – то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую,
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте,
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.


- Сегодня мы с вами отправимся в Зеленую страну по экологической тропе. Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы. Мы - её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все - дети природы.

-Послушайте историю о лесе.

Кадр «Лес»

– Жил был лес.

Кадр «Птицы»

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

Кадр «Звери»

– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

Кадр «Человек»

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Кадр «Вырубка леса»

– Стал человек тогда вырубать лес.

Кадр «Пожар в лесу»

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Кадр «Загрязнение водоемов»

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Кадр «Воздух»

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Кадр «Засорение отходами»

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Кадр «Просьба леса»

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

Ученик:

- Я - лес! Я — в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски!
Услышьте голос мой родной.
Я плачу дождевой слезой,
Я задыхаюсь, не молчу,
Землетрясениями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистым и здоровым!
Очнитесь, люди!

Учитель

– Почему в лесу никто не живет?

Ученик

– Человек разрушил жизнь леса.

Учитель

– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученик

– Экология.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

Учитель

– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

Задание 1

Учитель

– У вас на столах лежат листочки с загадками, прочитай загадку, отгадай дерево, и узнаешь название дерева. Найди его рисунок. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

1

Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)

2

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)

3

Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ель)

4.

Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

5.

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)


Породы деревьев вывешиваются на доску.

Кадр «Деревья»

Учитель

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

Задание 2

Учитель

– Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Ученик

– Не хватает птиц и зверей

Учитель

- На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (На пазлах фотографии медведя, лисы, совы, енота, дятла.)

Кадр «Звери в лесу»

– Лес преобразился. Снова запели птицы и звери начали резвиться на полянках.

Физкультминута «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)


-Звери и птицы благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.

Задание 3

-Это кроссворд о природе.

Кадр «Кроссворд»

Отгадаем кроссворд вместе.

Вопросы к кроссворду

1. Группа животных, тело которых покрыто перьями. (птицы)

2. Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит.
(река)

3. Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья )

4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники. (растения)

5. Житель планеты, наделенный разумом. (человек)

6. Чем дышит человек. (воздух)

7 Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)


Учитель

Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.

- А мы продолжаем наше путешествие по экологической тропе.

Кадр «Охрана природы»

Ученик:
На планете нашей голубой
Есть то место, где живем с тобой,
Родина моя – Кузбасские края,
Будем мы всегда беречь тебя!

Ученик:
Здесь растут и елка и сосна,
И березка белая моя,
Дуб, осина, клен -
Все деревья в нем.
Край Кузбасский,
Я в тебя влюблен.

Учитель:
-А какова же экологическая ситуация нашей области?

- Металлургия Кемеровкой области не имеет себе равных в России. Она представлена металлургическими комбинатами, заводами. Предприятия этой отрасли являются основными источниками загрязнения окружающей среды. Основной вид загрязнения – тяжелые металлы. Кроме них в почве и воздухе повышенная концентрация бензопирена, ртути, свинца, хрома, марганца, которые очень вредны для всего живого.

Ученик:
Чтоб сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены.

Ученик:
Там сон-трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш,
Весны чудесной вестник-первоцвет.

Ученик:
Красная книга - книга тревоги,
Знай, все растения в ней - недотроги.
Рвать не нужно их, друзья,
Охраняйте их всегда!

Презентация (Красная книга Кемеровской области)

- Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Под угрозой исчезновения находятся многие животные, которых истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения.

В 2021 г. учеными подготовлено 3-е издание Красной книги Кемеровской области — Кузбасса, куда вошло 183 вида животных, в том числе 2 вида кольчатых червей, 2 вида моллюсков, 2 вида пауков, 77 видов насекомых, 9 видов рыбообразных и рыб, 3 вида амфибий, 1 вид рептилий, 85 видов птиц и 15 видов млекопитающих.

- Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Редким растениям и грибам посвящен первый том Красной Книги Кемеровской области. У неё занесены 10 видов мхов, 9 – лишайников, 18 видов грибов и 128 высших растений, чья численность на территории региона постоянно уменьшается.

Ученик: (видео « Вальс цветов»)
С целым миром спорить я готов,
Я могу поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад-
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

Ученик:
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат,

наполнит воздух сада,
Они так красят сад!

Давайте сохраним ромашки на лугу,
Кувшинки на реке,
Фиалки, ландыши для нас
Весёлый май в садах припас.
Но мы их рвать не будем.
Пускай цветут на радость людям!
Дерево, цветок, трава и птица,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!


Ученик:
Берегите землю, люди!
Нашу Родину и место, где живём,
И посёлок наш, который все мы любим,
Улицу родную, где растём!

Ученик:
Берегите красоту родного края,
Шелест листьев, трав весенних цвет,
Край Уральский сравнить мы можем с раем,
Ведь красивей места для меня уж нет!
Люди, берегите вы всё это,
Берегите всё, что дал вам Бог!
Чтоб родной землёю этой,
Каждый житель бы гордиться мог!

Задание 4

На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Это знаки – напоминания о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).

Итог урока

- Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.

Музыкальный клип « Живёт повсюду красота»

Учитель:

- Наша встреча подходит к концу. В заключение я хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит: «Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага». Давайте все вместе сделаем этот шаг навстречу природе.

- Перед вами дерево, символизирующее ваше отношение к природе. Если вы готовы принимать активное участие в деле охраны природы, возьмите листочек и прикрепите его на деревце.

(дети прикрепляют листики)

- Посмотрите, как преобразилось наше дерево! И пусть также вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия "Слагаемые здоровья" + презентация (4 класс)

В данном материале представлен план-конспект внеклассного мероприятия для проведения в 4 классе на тему «Слагаемые здоровья». На этом мероприятии актуализируются знания обучающихся о компонентах здоро...

Внеклассное мероприятие беседа с элементами игры «Экологическая ромашка» в 3-х классах

Игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь....

План-конспект внеклассного мероприятия в 1 классе по теме: Осенины.

Праздник составлен в форме конкурсной программы с загадками, играми, частушками, стихами на осеннюю тематику.Наша общая цель – научить маленького человека видеть красоту окружающего мира, а если в шко...

План-конспект внеклассного мероприятия во 2 классе по теме: Праздник “Funny English”/ «Забавный английский»

План-конспект внеклассного мероприятия во 2 классе по теме: Праздник “Funny English”/ «Забавный английский»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ в 1-4 классах МБОУ Школа №18

Изучение жизни и деятельности выдающегося космонавта Ю.А. Гагарина;- научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории, окружающим людям;- сформировать качеств...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ в 1-4 классах МБОУ Школа №18

Изучение жизни и деятельности выдающегося космонавта Ю.А. Гагарина;- научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории, окружающим людям;- сформировать качеств...

План-конспект внеурочного мероприятия "Новый год в начальной школе" (2-3 классы)

Конспект праздника  "Новый год в начальной школе" (для учащихся 2-3 классов)...