Формы взаимодействия школы и семьи
статья
Процессы гуманизации и демократизации образования обусловили необходимость активизации взаимодействия образовательного учреждения с семьей.
Семья – первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, поддержку. За воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты поддерживают и дополняют их воспитательную деятельность.
Принципы организации совместной работы образовательного учреждения с семьями:
- открытость учреждения;
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, подходы к развитию личности в семье и коллективе УДО;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов образовательного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, дополняя и обеспечивая полную реализацию воспитательных функций.
Все формы сотрудничества с родителями подразделяются на: коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.
Популярны нетрадиционные формы общения для установления неформальных контактов с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_shkola.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные виды сотрудничества учебного учреждения с семьей.
Процессы гуманизации и демократизации образования обусловили необходимость активизации взаимодействия образовательного учреждения с семьей.
Семья – первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, поддержку. За воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты поддерживают и дополняют их воспитательную деятельность.
Принципы организации совместной работы образовательного учреждения с семьями:
- открытость учреждения;
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, подходы к развитию личности в семье и коллективе УДО;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов образовательного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, дополняя и обеспечивая полную реализацию воспитательных функций.
Все формы сотрудничества с родителями подразделяются на: коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.
Популярны нетрадиционные формы общения для установления неформальных контактов с родителями.
Информационно-аналитические: социологические срезы, опросы, «Почтовый ящик», индивидуальные блокноты.
Познавательные: семинары-практикумы, тренинги, собрания, консультации в нетрадиционной форме, мини-собрания, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием педагогическая библиотека для родителей, исследовательские проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
Досуговые: совместные досуги, праздники, выставки работ родителей и детей, кружки и секции, клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы.
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские: информационные проспекты для родителей, альманахи, журналы и газеты, издаваемые УДО для родителей, дни (недели) открытых дверей, открытые уроки, стенгазет, мини-библиотеки.
Рассмотрим группы форм взаимодействия педагогов и родителей подробнее.
- Познавательные формы взаимодействия с родителями доминируют. Для повышения психолого-педагогической культуры родителей, изменения взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развития рефлексии.
В этой группе лидируют традиционные коллективные формы общения:
- Общее родительское собрание УДО.
План подготовки к собранию:
- Анкетирование родителей по теме собрания.
- Изготовление приглашений каждой семье
- Изготовление памяток с советами на тему собрания с кратким содержанием, текст напечатан крупным шрифтом.
- Подготовка конкурсов, выставок.
- Подготовка плакатов по теме собрания и т.д.
Собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями организовать собрания, такие как «Круглый стол». В нетрадиционной обстановке со специалистами обсуждаются проблемы воспитания.
- Педагогический совет с участием родителей.
Родительский совет (комитет) группы – это группа родителей, которая регулярно собирается для содействия педагогу в совершенствовании условий образовательного процесса, охраны жизни и здоровья учащихся, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении мероприятий.
- Родительская конференция
- Тематические консультации
- Педагогический консилиум.
- Групповые собрания родителей.
- Открытые занятия с детьми в УДО для родителей.
Старые формы совместной деятельности:
- Дни открытых дверей.
- Презентация образовательного учреждения. Это осовремененная форма рекламы УДО. Родители знакомятся с уставом, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах.
- Клубы для родителей для установления между педагогами и родителями доверительных отношений. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей
- Устный педагогический журнал. Продолжительностью не более 40 минут. Примерные темы: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и др.
- Вечера вопросов и ответов для уточнения педагогические знания, пополнения знаниями, обсуждения проблемы развития детей.
- «Родительский университет». В нём могут работать кафедры по потребностям родителей: «Кафедра эффективного семейного воспитания», «Кафедра семейных традиций».
- Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
- Исследовательские проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Участники конструируют модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры анализируют ситуацию, находят решение. Примерные темы игр: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
- Тренинги помогают оценить способы взаимодействия с ребенком, выбрать удачные формы обращения к нему и общения, заменить нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком.
- Дни добрых дел. Дни добровольной помощи родителей учреждению. Попечительский совет - коллегиальный орган самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при УДО.
- Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по вопросам воспитания. Цель — обмен мнениями; активное участие и педагога и родителей.
- Посещение семьи для знакомства с ребенком и его родными в привычной обстановке.
Необходимо быть тактичным, не разговаривать о недостатках ребенка, не задавать много вопросов о воспитании. Необходимо составить памятку организации домашних визитов.
- Индивидуальные консультации. Педагог стремится дать квалифицированный совет.
- Индивидуальные блокноты для записи успехов детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
- Досуговые формы взаимодействия с родителями призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, доверительные отношения между родителями и детьми.
- Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Такие вечера создают эмоциональный комфорт. Родители могут участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.
- Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.
- Совместные походы и экскурсии для укрепления детско-родительских отношений.
- Благотворительные акции имеют большое воспитательное значение, которые учатся принимать и делать подарки.
Наглядно-информационные формы взаимодействия для ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях учреждения, для правильной оценки деятельности педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность педагога.
К ним относятся:
- Уголок для родителей с кратким ясным содержанием, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
- Выставки, вернисажи детских работ - демонстрация родителям важных разделов программы, успехов детей по программе (рисунки, игрушки, книги, альбомы и т.д.).
- Информационные листы о дополнительных занятиях с детьми, объявления о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность помощникам и т.д.
- Памятки для родителей - инструкции по выполнению каких либо действий.
- Анкетирование используется работниками УДО с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Письменные формы взаимодействия с родителями. Когда нехватка времени родителей мешают вам встретиться с ними лично. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Это - брошюры, пособия, бюллетень, доска объявлений, ящик для предложений, отчеты.
Результаты эффективности работы с родителями:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с педагогом;
- размышление родителей о правильности использования методов воспитания;
- повышение активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач, дискуссий.
И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе, родители станут активными участниками встреч и помощниками педагога и администрации УДО, создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет гибкой, они станут участниками воспитательно-образовательного процесса детей, ощущая себя компетентными в воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»
· оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;· создание условий дл...
Формы взаимодействия педагога и семьи
В статье говориться о формах взаимодействия педагога и семьи для достижения воспитательных результатов и раскрытия общего потенциала, который несет собой сотрудничество....
Современные формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи учащихся начальных классов
Семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но, что особенно важно, главным партнером школы в самореализации личности ребенка, активным участником образовательно-воспи...
Статья: Статья СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СЕМЬЁЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Необходимость организации работы с семьёй исходит не из обящанностей родителей оказывать помощь школе, а из стремления обеспечить гармоничное индивидуальное развитие каждого школьника, что может осуще...
«Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения»
laquo;Будьте здоровы!», «На здоровье!», «Здоровье – главное богатство нации» – эти фразы звучат дома, на работе, в СМИ. Рейтинги телепередач о здоровом образ...
«Взаимодействие школы и семьи – основа воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе»
Воспитательная работа в сельской школе - это возможность тесной связи с родителями, опора на народные традиции, близость к природе. Я считаю, что приоритетная роль в воспитании подрастающего поколения...
Формы взаимодействия школы с семьёй, работа с родителями в начальной школе
В работе указаны формы и методы проведения родительских собраний, формы взаимодействия школы с семьёй. Отмечены правила при подготовке к родительским собраниям, и принципы общения с родителями. Предст...