План работы с одаренными детьми
методическая разработка (4 класс)

Спицина Антонина Николаевна

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Автор - составитель:

учитель начальных классов

Спицина А. Н.  

 

1. Введение

 

Обоснование необходимости программы

         Одаренные дети в любом обществе должны рассматриваться как национальное достояние. На современном этапе развития нашего общества внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, их поддержка, развитие и социализация – одно из важнейших направлений работы школы.

Пояснительная записка

           Проблема раннего выявления и обучения одаренных детей - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.

          Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество   психики, которое   определяет возможность достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

          Одаренный   ребенок   -   это ребенок, который   выделяется   яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

          Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Познавательная потребность — прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: потребность в впечатлениях, любознательность, целенаправленная познавательная деятельность. Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Каждый одаренный — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе. Именно учреждения дополнительного образования могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для воспитанников, но и для педагога. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому МБОУ «Новоаганская ОСШ №1» в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

  • не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
  • формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Цель: поддержка, развитие и социализация одаренных обучающихся

Задачи:

- Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.

- Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации.

- Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников  в российских, международных конференциях, творческих  конкурсах, выставках, олимпиадах.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи программы: 

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;
  • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Принципы работы педагога с одаренными детьми: 

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

2. Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

 

План работы с одарёнными детьми.

 

п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

в течение года

 Спицина А. Н.

2.

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.

в течение года

 Спицина А. Н.

3.

Создание банка данных по одарённым детям.

Сентябрь, январь

 Спицина А. Н.

4.

Проведение работы с родителями одарённых детей.

в течение года

Спицина А. Н.

Проведение предметных декад

в течение года

Спицина А. Н.

5.

Проведение учёбы по изучению опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми.

 

в течение года

Спицина А. Н.

6.

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

в течение года

Спицина А. Н.

7.

Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 1-4 классов.

ноябрь, декабрь

Спицина А. Н. учителя начальных классов

8.

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Гелиантус», «Компэду», «Знанио», «Росконкурс» «Кенгуру», «ЧИП»,

 «КИТ», «Золотое руно»,

«Британский бульдог»

- организация внеурочной деятельности:

кружки «Риторика», «Занимательная информатика»

«Веселый английский»

«Шахматы», «Я-исследователь»

«Юный химик», «Уники и умницы»

в течение года

Спицина А. Н

Учителя начальных классов

Развитие творческих способностей детей

- конкурсы рисунков, презентаций

-викторины

- конкурс юных чтецов,

- выставки творческих работ

в течение года

Развитие спортивных способностей

- спартакиада,

- спортивная игра «Зарница»

- малые спортивные игры

-смотр строя и песни

в течение года

Учителя физкультуры

9.

Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

январь-апрель

Спицина А. Н.

10

Конференция «Я-исследователь».

Защита исследовательских работ и творческих проектов

Апрель

Спицина А. Н.

Коротаева Н. Е.

учителя

Участие в социальных проектах, акциях

в течение года

Спицина А. Н.

Коротаева Н. Е.

учителя

Оценивание достижений обучающихся через «портфолио»

в течение года

Спицина А. Н.

Коротаева Н. Е.

учителя

11.

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

в течение года

Библиотекарь

Стимулирование одаренных детей:

- функционирование доски почета «Золотая десятка»,

- вручение грамот за призовые места, сертификатов за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах,

- проведение традиционных линеек с целью с целью повышения мотивации к занятиям творчеством, спортом

В конце четверти,  года

Спицина А. Н.

Коротаева Н. Е.

учителя

 

Главные принципы реализации программы.

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах, смотрах

Методическая работа педагога: 

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы”, а именно:3 кл. - КВН по русскому языку.

Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

4 кл. Интеллектуальный марафон.

Семейная игра “Кто хочет стать миллионером”.

Лекция “Развитие личности ребенка”. Общественный смотр знаний.

3. Результаты реализации Программы

 

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.

Мониторинг результативности работы с учащимися

  • педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
  • изучение структуры интеллекта;
  • отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
  • отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
  • отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Прогнозируемые результаты:

      Данная программа позволит сформировать систему работы с одарёнными детьми, в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь: 

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми пригодится учителям, работающим в первых классах....

План работы с одаренными детьми

План работы на год с одаренными детьми....

План работы с одаренными детьми.

Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных де­тей, их самореализации в соот­ветствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....

план работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьмиСрокиМероприятияУровеньСентябрьДиагностика интеллектуальных, творческих возможностей учащихсяШкольныйОктябрьВовлечение в школьные кружки поИнтересамНПК «Первые шаг...

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми 3 класс...

План работы с одаренными детьми МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5

План работы с одаренными детьми методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской Приморско – Ахтарского района Краснодарского краяЦель:  создание благо...

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми представлен в виде рабочей программы, с соблюдением структуры....