Организация воспитательной деятельности в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Формирование воспитательно-образовательной среды в организации общего образования состоит в том, что положительный синергетический эффект образования и воспитания будет достигнут в случае, если учащиеся не просто периодически сталкиваются с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценностями и проявлением моральных устоев, но погружаются в определенное пространство, обеспечивающее комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vospitatelnoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация воспитательной деятельности в начальной школе
Формирование воспитательно-образовательной среды в организации общего образования состоит в том, что положительный синергетический эффект образования и воспитания будет достигнут в случае, если учащиеся не просто периодически сталкиваются с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценностями и проявлением моральных устоев, но погружаются в определенное пространство, обеспечивающее комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.
В состав этого пространства входят такие компоненты, как нравственные ценности, урочная, внеурочная деятельность обучающихся; качества личностей педагогов и обучающихся; программы духовно-нравственного воспитания; социальный опыт обучающихся. Педагогическое сообщество и обучающиеся могут, как воспринимать воспитательно-образовательную среду, так и формировать ее.
Воспитательная система – это сложная система, процесс создания которой длительный, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов является важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитание гражданина, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться – один из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
В статье 26 (ч.2) Конституции Российской Федерации закреплено, что «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Так же основным законом Российской Федерации определено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания (ч. 1, ст.72) в то же время согласно ч.2 ст.38, непосредственное право воспитывать детей имеют только родители.
Статья 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения...», а «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Тем же законом в ч.1 ст.3 установлены основные принципы государственной политики в сфере воспитательной работы: «...воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения, и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнерства;
- индивидуально-личностного развития;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- социальной востребованности воспитания.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно- нравственного, психоэмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации.
Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы
в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...
Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)
Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....
«Организация воспитательной работы в начальной школе на основе коллективно-творческой деятельности»
Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родит...
«Инновационные подходы в организации воспитательной деятельности в современной школе»
Цели и задачи дополнительного образования.Выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, облада...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему н...
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе
Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Выступление на районном МО учителей начальных классов Егорлыкского района с докладом и презентацией...