Классный час "Что такое совесть?"
классный час (2 класс)

Никифорова Людмила Аркадьевна

cryingЦель: уточнение представлений детей о совести, о совестливых и бессовестных людях, о том, зачем человеку совесть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_tako_sovest.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                Классный час на тему «Что такое совесть?»

Цель: уточнение представлений детей о совести, о совестливых и бессовестных людях, о том, зачем человеку совесть.

Задачи:

Обучающая: формирование ценности «нравственность» через знакомство обучающихся с просмотра и обсуждения мультфильма « Совесть» 350-я серия « Лунтик»

Воспитывающие: стимулировать самооценку у обучающихся и их самоконтроля в повседневном поведении на основе формирования этического понятия совести;

формировать у обучающихся культуру общения;

Развивающие: развивать умение высказывать своё мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;

Оборудование: проектор, компьютер, экран, толковые словари, тексты, листочки.

Ожидаемые результаты: Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд»,научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое,научатся осознавать, для чего человеку нужна совесть.

                                                  Организационный момент.

1.Разгадывание кроссворда

1.Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».

2.Антоним к слову здоровье.

3. Ложь-правда

4.Синоним к слову храбрость- смелость

5. Ученье - свет,а неученье-тьма.

6. Антоним к слову грязь - чистота

7. Она дана на добрые дела - жизнь

СОВЕСТЬ - ключевое слово

Учитель. Народ придумал много крылатых выражений, пословиц

о совести:

совесть замучила; совесть гложет; душа не на месте; сгореть со стыда; совесть без зубов, а загрызет; наперед спроси у совести; знает кошка, чье мясо съела; угрызения совести

и об ее отсутствии:

хоть наплюй в глаза: ему все божья роса; душа христианская, а совесть-то цыганская.

Как отличить совестливого человека от бессовестного? Очень просто. Кто искренне переживает свой неблаговидный поступок, терзается, мается без сна, потерял покой и сам, без давления со стороны, хочет искупить свою вину, не боясь при этом вслух признаться, попросить прощения или загладить свою ошибку другим, достойным поступком, тот, несомненно, человек совестливый.

Чего не сделает человек совестливый?

 Не обидит слабого, старого, малого.

 Не влезет без очереди.

 Не будет сидеть в переполненном автобусе, если рядом стоит старый человек.

 Не свалит свою вину на другого.

 Не станет обещать, зная, что не сдержит слова.

 Не выгонит из дома состарившегося пса.

 Не будет радоваться чужому горю.

2. Притча о совести.

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошелёк у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

— Почему невыполнимо?

— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

- Ребята, почему просияло лицо учителя и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?

А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести).

Применение знаний в новой ситуации

3. Правило руки

Ты размышляешь над тем, что совершил.

Эта мысль тебя преследует.

Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.

Ты исправляешь положение.

Наступает мир с самим собой

4.Просмотр и обсуждение мультфильма « Совесть» 350-я серия « Лунтик»

5. Итог занятия

Составление портрета совестливого человека

Портрет совестливого человека

Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).


Правила тренировки совести.

НЕ ОБИЖАЙ ДРУГИХ, НЕ ПРИЧИНЯЙ ОГОРЧЕНИЙ!

НЕ СОВЕРШАЙ БЕЗНРАВСТВЕННЫХ ПОСТУПКОВ!

ОБДУМЫВАЙ КАЖДОЕ СВОЕ ДЕЙСТВИЕ!


        Учитель. Человеку свойственно ошибаться, совершать поступки, за которые бывает стыдно. От этого никто не застрахован. Но давайте учиться признавать ошибки — это самое трудное. Давайте учиться быть мужественными и честными перед собой, перед своей совестью. Это нужно, прежде всего, нам самим для того, чтобы мы могли себя уважать, и тогда, бесспорно, нас будут уважать и окружающие. Давайте жить в ладу с собой и миром!

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....

Классный час "Такие разные профессии"

Классный час  "Такие разные профессии"...

Классный час " Такие разные профессии"

Данная подборка материала поможет учителю интересно провести классный час в рамках профориентационной  работы  среди младших школьников....

Классный час "Такие разные эмоции"

Развитие эмоционального интеллекта - важный аспект педагогической деятельности учителя начальных классов. Надеюсь, что этот материал поможет коллегам сделать первый шаг в работе с младшими школьниками...