Формы и методы работы по формированию ценности здоровья у младших школьников в группе продлённого дня
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Самсонова Юлия Николаевна

Эффективность формирования ценности здоровья у детей в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов и приемов, которые воспитатель будет использовать в своей работе, а также от учета возрастных психологических особенностей младших школьников. Это наглядный метод, наблюдение и самонаблюдение, проблемная беседа, игровые методики, театрализованная деятельность, метод проектов. Они представляют собой широчайшие возможности для педагогического творчества и интересны детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Формы и методы работы по формированию ценности здоровья

у младших школьников в группе продлённого дня.

         Реализуя работу по формированию ценности здоровья у младших школьников, учитель должен учитывать их возрастные психологические особенности. Наиболее яркие качества психологического «портрета» детей младшего школьного возраста - это двигательная активность, эмоциональность, опора на реальный жизненный опыт, конкретность мышления, стремление к сотрудничеству в детском коллективе, мотивация успеха и поощрения.

         Двигательный «тонус» - на уровне непреодолимой интуитивной потребности - подчиняет себе психические функции детей младшего школьно возраста. Внимание младших школьников сосредоточено на движении, действии воспринимаемого предмета или лица. В познавательных процессах младших школьников огромную роль играет апперцепция (зависимость восприятия нового от предшествующего опыта). Мышлению детей этого возраста присущи: установка на истину, детальное внимание к предметам и лицам окружающего мира, описательность. Младших школьников отличает эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все ярко-образное и необычное. К этому возрасту в сознании детей формируются устойчивые аффективные комплексы - появляется то, что Л.С. Выготский называет «обобщением переживаний».

Если переживания дошкольника были ситуативными и мимолетными, то у младшего школьника формируется логика чувств - между переживаниями устанавливаются связи, возможна борьба переживаний.

Конкретность внимания, направленность его на предметы внешнего мира - одно из определяющих качеств младших школьников. Процессы запоминания, обучения у детей этого возраста опираются на опосредование знаками (исследования П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др.). Психологи отмечают, что для детей младшего школьного возраста наименее утомительны занятия, насыщенные практическими или наглядными методами. Одна из конкретных рекомендаций такова: чем младше дети, тем богаче, детальнее должна иллюстрироваться тема.

В процессе формирования ценности здоровья у младших школьников рекомендуется отдавать предпочтение методам, учитывающим перечисленные особенности детей. Это наглядный метод, наблюдение и самонаблюдение, проблемная беседа, игровые методики, театрализованная деятельность, метод проектов. Они представляют собой широчайшие возможности для педагогического творчества и интересны детям.

Так, интересной формой работы с младшими школьниками является ведение «Дневника здоровья». Здесь сочетается наглядный, игровой метод и самонаблюдение.       Работа с этим дневником предполагается на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии (труда). Если родители и ребёнок хотят дополнительно что-либо сообщить, они могут построить страничку фантазии с обратной стороны листа.  По каждой страничке дневника предполагается работать одну четверть (триместр), отслеживание состояния здоровья ведет ученик, учитель, родители.

В практической работе в начальных классах можно проводить «Уроки здоровья». Темы для этих уроков могут подбираться разные, но обязательно интересные для детей. Сами уроки организуются разнообразно: могут включать беседу с проблемными вопросами для детей, различные проблемные ситуации, диалоги, физкультминутки. Изложение нового материала сопровождается схемами, карточками и т. д.  В результате такого интересного урока у детей формируется положительная мотивация на соблюдение здоровьесберегающих правил поведения. Ещё одно направление – беседы,                                                     объединенные тематикой «Азбука здоровья» (темы гигиены, хороших привычек, рационального питания, профилактики утомления и стресса и др.).

Для формирования ценности здоровья у детей учитель может использовать подвижные, интеллектуальные, ролевые игры, игры с театрализациями и т. д. Подвижные игры с детьми могут проводиться на воздухе или в спортивном зале. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения ориентировкой в пространстве, способствует развитию восприятия и представлений. В подвижных играх с элементами соревнования воспитываются целенаправленность, устремленность, ответственность, настойчивость, активность. Сюжетно-ролевые игры могут включать персонажей или ситуации, отвечающие теме сохранения здоровья. Интеллектуальные игры помогают закреплять основные понятия, представления ребенка по тематике здоровья (кроссворды, сканворды, викторины). В играх с использованием театрализованного проигрывания ситуаций закрепляются ролевые стереотипы и воспитываются ценные качества, - например, умение сказать «нет!» в критической ситуации, формирование навыков общения и т. д. В некоторых случаях по специальному сценарию может быть организована большая игра, сочетающая в себе элементы сюжетно-ролевой, подвижной игр, интеллектуальные задания.  

Для младших школьников доступна и интересна работа над индивидуальными и групповыми мини-проектами на тему «Ценность здоровья». Работа над проектами может строиться таким образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают у детей; затем из сборников, журналов, газет собираются материалы о здоровье; после этого каждый из детей может выбрать подходящие своей теме сведения. Например, в течение года дети готовят папки: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами» и т. д., оформляют стенды на соответствующие темы. Итогом работы должны стать уроки по этим темам с использованием компьютерных презентаций, что стимулирует и повысит интерес детей к проблемам здоровья.

В конце полугодия или учебного года в классе можно провести «Праздник здоровья», на котором будут отмечены дети в различных номинациях: «ни разу не заболевший»; «выполняющий режим дня»; «не нарушивший правила безопасного поведения»; «за правильную осанку». В сценарий подобного праздника могут включаться различные методы и формы работы. Так, большой интерес у детей вызывают программы в виде игры-соревнования.

Наиболее яркие качества психологического «портрета» детей младшего школьного возраста - это двигательная активность, эмоциональность, опора на реальный жизненный опыт, конкретность мышления, стремление к сотрудничеству в детском коллективе, мотивация успеха и поощрения. В работе, направленной на формирование ценности здоровья у младших школьников, можно рекомендовать: беседу, игры, инсценирование ситуаций и др. Это могут быть занятия в классе и на природе, уроки-игры, праздники, викторины и др.  

Эффективность формирования ценности здоровья у детей в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов и приемов, которые учитель будет использовать в своей работе, а также от учета возрастных психологических особенностей младших школьников.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня. Тематическое планирование клубных часов "Зелёная неделя". Конспект занятия "Цветы - краса Земли"....

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников в группе продлённого дня.

Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически. С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремится к движениям. Формирование этой важн...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за пе...

Статья "Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников в группе продлённого дня."

Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания)....

Роль воспитателя в адаптации младших школьников в группе продлённого дня

Презентация к логопедическому занятию с использованием нетрадиционной техникой рисования....

Статья. «Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня».

Материал данной статьи думаю пригодится воспитателям ГПД и учителям начальной школы во внеклассной работе по направлению "Экологическое воспитание". В статье я рассказала о различных ф...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....