ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ
статья на тему
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_ml_shk_v_gpd.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.
. Не секрет, что в последние годы возрос процент детей с отклонениями в здоровье. Все меньше ребят приходит в школу с первой группой здоровья, и, как ни грустно отмечать, их количество по мере взросления только уменьшается. Прослеживается тенденция к увеличению численности детей с различными хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями (нарушения зрения, осанки, болезни крови, органов дыхания, пищеварительной системы, аллергическая, эндокринная и нервно-психическая патологии и т.д.). Ухудшение здоровья школьников обусловлено различными факторами. Это и плохая экологическая обстановка, и низкий социально-экономический уровень жизни многих семей, что отрицательно сказывается на качестве питания детей, их отдыхе и физическом развитии, и кризис семьи, отражающийся на психологическом здоровье взрослых, который они повседневно наблюдают (дома, на улице, в телепередачах) и перенимают. Также рост заболеваемости детей напрямую связан и с неправильным образом жизни.
Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья.
В осуществлении мер, направленных на сбережение и укрепление здоровья школьников, велика роль воспитателя в ГПД. Воспитатель группы продленного дня должен эффективно использовать средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе при работе с учащимися начальной школы, а особенно с первоклассниками, и активно вовлекать учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления.
Здоровье сбережение школьника включает следующие компоненты:
- Соблюдение режима дня.
- Рациональное питание.
- Оптимальная двигательная активность.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
- Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.
- Профилактика заболеваний, закаливание.
- Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
- Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Необходимо пробудить в ребенке желание и необходимость быть здоровым. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени.
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков в сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Поэтому, и учитель начальных классов, и воспитатель группы продлённого дня должны поставить для себя такие задачи как формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Каждый ребенок - яркая индивидуальность, и нужно уметь найти к нему правильный подход, заинтересовать. А как это сделать? Какими средствами? Конечно - через игру, так как игра является основным видом деятельности младшего школьника. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Недаром А.С. Макаренко говорил: "Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет".
Соблюдение режима дня очень важно для ребенка младшего школьного возраста. Регулярно повторяющаяся деятельность постепенно формирует так называемый динамический стереотип, который запечатлевается в вегетативной памяти и реализуется при возникновении соответствующих условных раздражителей. Ребенок учится планировать и организовывать свою деятельность, чередовать работу и отдых.
Младшие школьники очень любят соблюдать различные правила, следовать знакомому порядку. Предсказуемость определенных событий вызывает у них чувство спокойствия и уверенности. Выполнение режимных моментов не вызывает негативного отношения у правильно мотивированных детей, можно даже привлечь их к составлению распорядка дня, учесть в какой-то мере их пожелания.
Маленьким школьникам нужны собранность, умение правильно распределить время, иначе его не хватит на то, чтобы плодотворно учиться, хорошо и интересно отдыхать. Для этого необходимо часто вспоминать о режиме дня, пользе его соблюдения для здоровья. Дети с удовольствием рисуют этапы режима,играют в «Рассказ по цепочке». ( Ученики становятся в круг. Ведущий начинает рассказ фразой: «Мальчик проснулся в 7 утра и…», следующий игрок повторяет предложение ведущего и показывает движением, что сделал мальчик дальше. Каждый последующий игрок повторяет по очереди все, что показывали до него. В конце игры хором все повторяют фразу и движения по очереди.)
Дети любят отгадывать загадки. Можно предлагать загадки и предметах личной гигиены, включать эти слова в кроссворды и ребусы, попутно разъясняя детям правила пользования.
Дети младшего школьного возраста любят представлять себя взрослыми. любят помогать, дежурить. «Санитары» тщательно следят за выполнением гигиенических процедур в группе продлённого дня учениками и сами выполняют их.
Многократное. добросовесное повторение одних и тех же действий в одно и то же время становится привычным. А привычное делается необходимым. У человека возникает потребность в этих действиях, и он совершает их легко и просто без особых волевых усилий, т.е. соблюдение режима дня, соблюдение гигиенических процедур приводит к тому, что у ребенка создаются и укрепляются определенные стойкие здоровые привычки. Необходимо объяснить детям, что здоровье - это одна из ценностей жизни. «Здоровье – это ещё не все, но все без здоровья – ничто» - утверждал Сократ.
Еще один важный компонент – рациональное питание. Обычно в школе осуществляется 2 разовое питание. Разрыв между приемами пищи не должен превышать 3 – 4 часа. Перед приемом пищи воспитатель может провести краткую беседу о пользе определенных продуктов, важности своевременного и здорового питания. Всего несколько слов перед каждым обедом – и дети получат полезную информацию о витаминах, белках и жирах, узнают, почему надо есть овощи, чем вредны чипсы, какой продукт может заменить любимые конфеты, зачем человек пьет воду. Именно в школе ребенок может приобщиться к культуре питания, полюбить здоровую пищу.. Может помочь беседа, разъяснение, личный пример, взаимовлияние детей, соревновательный элемент, поощрение, игровые приемы. Здоровому питанию может быть посвящено и отдельное занятие на тему «Как полюбить полезную пищу». Ребята сами предложат интересные способы, которые могут помочь сделать нелюбимую кашу вкусной и красивой, а скучную морковку – веселой.
Большую часть дня младшие школьники проводят сидя, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, отсюда ухудшение зрения и осанки. Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Движение как форма физиологической активности, присуща практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности и самосознания ребенка. Достаточное движение должно быть обеспечено и во время самоподготовки, и во время отдыха.
Поэтому использование танцевальных физкультминуток, физкультминуток по технологии В.Ф. Базарного повышает интерес, настроение детей, подготавливает организм к дальнейшей работе.
Например, для профилактики близорукости у детей можно проводить физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров (траектории овала, восьмёрки, по которым дети «бегают» глазами, «Весёлые человечки», «Коврик»).
Отдых школьника должен быть активным. И хорошо, что наши дети не склонны к лежанию на диване, как мы, взрослые. Нужно просто не мешать, а умело направлять их энергию в нужное русло.
Активный отдых – это многоплановая деятельность учащихся. Активный отдых в группе продленного дня разнообразен. Это подвижные игры, физкультурно-оздоровительные занятия, физический труд, экскурсии, прогулки, свободная деятельность, ручной труд, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, ознакомление с окружающим миром, кружковая работа.
Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. Это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.
Нравятся детям спортивные часы, подвижные игры, соревнования и спортивные праздники. Выделяются дети, обладающие высокими физическими возможностями. Но к конкурсам и соревнованиям важно привлекать и учащихся с ослабленным здоровьем, физическими недостатками, обеспечивая им равные шансы на победу. Полезна гимнастика на свежем воздухе.
Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но дети - дежурные охотно помогают нам. Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль.
Правильная организация учебно-воспитательной работы, умелое педагогическое влияние на ребенка, в частности воспитание у него чувства ответственности, долга, умения видеть свои недостатки, воспитание волевых качеств, целеустремленности и трудолюбия, в большой степени облегчат выработку у него хороших привычек и предупредят появление и закрепление привычек вредных.
. Таким образом, владея современными педагогическими знаниями, воспитатель планирует свою работу в тесном взаимодействии с учителями, учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, учитывая приоритеты сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Задача воспитателей – пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях, активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с коллегами.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
- Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2004.
- Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня. Тематическое планирование клубных часов "Зелёная неделя". Конспект занятия "Цветы - краса Земли"....
Здоровьесбережение младшего школьника в группе продленного дня
Актуальность применения здоровозберегающих технологий в ГПД...
Методическая разработка внеурочного занятия по здоровьесбережению в группе продлённого дня
План - конспект внеурочного занятия по здоровьесбережению в группе продлённого дня Предмет: здоровьесбережение.Класс: 1Тип урока: внеурочное занятие.Технология построения урока: организацион...
Методическая разработка: «Динамический час в младших классах групп продлённого дня». Разработка : Сурковой Е.В. воспитателя группы продлённого дн
Динамическая пауза - это актуальный отдых у детей.Двигательная активность - биологическая активность организмаю\....
Методическая разработка: «Динамический час в младших классах групп продлённого дня».
Большую часть дня учащиеся начальной школы проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, к...
Методическая разработка: «Динамический час в младших классах групп продлённого дня».
Методическая разработка: «Динамический час в младших классах групп продлённого дня». Большую часть дня учащиеся начальной школы проводят в с...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....