Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Здоровейка"
календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Здоровейка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdoroveyka.docx | 107.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/Мордвинова С.Н./ Протокол № 1 От «25» августа 2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ________/Мордвинова С.Н./ От «27» августа 2018г. | «Утверждено» Директор школы _________ /Красноперова М.Л./ Приказ № От «27» августа 2018г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Азевская основная общеобразовательная школа
Агрызского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ЗДОРОВЕЙКА»
спортивно-оздоровительное направление
1-4 класс
Мордвиновой Снежаны Николаевны,
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «27» августа 2018г.
Срок реализации программы 4 года
Год разработки 2016 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Таблица №1.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Предмет | содержание учебной дисциплины | Содержание программы «Здоровейка» |
Литературное чтение | Чтение произведений Ю.Тувима, русских народных сказок, сказка «Колобок». Устное народное творчество. | Просмотр кукольных спектаклей. Подбор пословиц и поговорок. |
Окружающий мир | Сезонные изменения в природе. Организм человека. Опора тела и движение. Наше питание. | Экскурсия «У природы нет плохой погоды». Осанка – это красиво. Умеем ли мы питаться. |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции. | Изготовление овощей и фруктов из солёного теста. |
Изобразительное искусство | Мир фантазии. | Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка». |
Физическая культура | Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий. | Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки. День здоровья «Дальше, быстрее, выше». |
Музыка | Выразительность музыкальной интонации. | Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций : Бетховина, Шопен, Штрауса, Глинки и т.д. |
Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
Для реализации программы «Здоровейка» необходима материально-техническая база:
- Учебные пособия:
- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
- измерительные приборы: весы, часы и их модели.
- Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.
Таблица №2.
формы проведения занятия и виды деятельности | тематика |
Игры | Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим “Я б в спасатели пошел” «Остров здоровья» «Состояние экологии и её влияние на организм человека» |
Беседы | Полезные и вредные продукты Гигиена правильной осанки «Доброречие» Мой внешний вид –залог здоровья Как питались в стародавние времена и питание нашего времени Мода и школьные будни Как защититься от простуды и гриппа |
тесты и анкетирование | Чему мы научились за год. «Правильно ли вы питаетесь?» Чему мы научились и чего достигли«Что мы знаем о здоровье» «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» «Мои отношения к одноклассникам» «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» |
круглые столы | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений |
школьные конференции | В мире интересного |
просмотр тематических видеофильмов | «Как сохранить и укрепить зрение» «Быстрое развитие памяти» «Человек» «Мышление и мы» Клещевой энцефалит Вредные и полезные растения. |
Экскурсии | «Сезонные изменения и как их принимает человек» «Природа – источник здоровья» «У природы нет плохой погоды» |
дни здоровья, спортивные мероприятия | «Дальше, быстрее, выше» «Хочу остаться здоровым» . «За здоровый образ жизни» |
конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок | В здоровом теле здоровый дух «Моё настроение» Вредные и полезные растения. Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка» «Продукты для здоровья» «Мы за здоровый образ жизни» «Нет курению!» Выпуск плакатов «Продукты для здоровья» |
решение ситуационных задач | Культура питания. Этикет. Лесная аптека на службе человека Вредные привычки |
театрализованные представления, кукольный театр | Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк» Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр» Спектакль С. Преображенский «Капризка» Спектакль «Спеши делать добро» |
участие в городских конкурсах «Разговор о правильном питании» | «Разговор о правильном питании» «Вкусные и полезные вкусности» «Хлеб всему голова» «Что даёт нам море» |
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю -34 часа в год, 1класс – 33 часа. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из 7 разделов:
- «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
- «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
- «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
- «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
- «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
- «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
- «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Данный курс построен на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста. Содержание курса раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Цели:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи: формировать
- представления о факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем; особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека; основы рационального питания; правила оказания первой помощи; способы сохранения и укрепление здоровья; основы развития познавательной сферы; свои права и права других людей ;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность; значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; знания о "полезных" и "вредных" продуктах, значение режима питания.
Уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; выполнять физические упражнения для развития физических навыков ; различать "полезные" и "вредные" продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, СРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье; заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет; применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе; оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах; находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Содержание курса
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе».(16 ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
1 класс 4 часа
Тема 1. Дорога к доброму здоровью
Тема 2. Здоровье в порядке - спасибо зарядке
Тема 3. В гостях у Мойдодыра. Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр»
Тема 4. Правила личной гигиены.Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» (текущий контроль-праздник)
2 класс- 4 часа
Тема 1. Что мы знаем о ЗОЖ
Тема 2. По стране Здоровейке
Тема 3. В гостях у Мойдодыра
Тема 4. Я хозяин своего здоровья (текущий контроль- КВН)
Зкласс - 4 часа
Тема 1. «Здоровый образ жизни, что это?»
Тема 2. Личная гигиена
Тема 3. В гостях у Мойдодыра
Тема 4. «Остров здоровья» (текущий контроль знаний - игра)
4 класс- 4 часа
Тема 1. «Здоровье и здоровый образ жизни»
Тема 2. Правила личной гигиены
Тема 3. Физическая активность и здоровье
Тема 4. Как познать себя (текущий контроль знаний - За круглым столом}
Раздел 2. Питание и здоровье (20ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
1 класс - 5 часов
Тема 1 Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»
Тема 2. Культура питания. Приглашаем к чаю
Тема 3. Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)
Тема 4. Как и чем мы питаемся
Тема 5 Красный, желтый, зелёный (текущий контроль знаний- викторина)
2 класс- 5 часов
Тема 1 Правильное питание - залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.
Тема 2. Культура питания. Этикет.
Тема 3. Спектакль «Я выбираю кашу»
Тема 4. «Что даёт нам море»
Тема 5 Светофор здорового питания (текущий контроль знаний- викторина)
3 класс- 5 часов
Тема 1 Игра «Смак»
Тема 2. Правильное питание -залог физического и психологического здоровья
Тема 3. Вредные микробы
Тема 4. Что такое здоровая пища и как её приготовить
Тема 5 «Чудесный сундучок». Текущий контроль знаний - КВН
4 класс- 5 часов
Тема 1 Питание необходимое условие для жизни человека
Тема 2. Здоровая пища для всей семьи
Тема 3. Как питались в стародавние времена и питание нашего времени
Тема 4. Секреты здорового питания. Рацион питания
Тема 5 «Богатырская силушка». Текущий контроль знаний -КВН
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках ( 28ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
1 класс (7 часов)
Тема 1. Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим
Тема 2. Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим
Тема 3. Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
Тема 4. Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»
Тема 5. Как обезопасить свою жизнь
Тема б. День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»
Тема 7.В здоровом теле здоровый дух Текущий контроль знаний (Викторина)
2 класс (7 часов)
Тема 1. Сон и его значение для здоровья человека
Тема 2. Закаливание в домашних условиях
Тема 3. День здоровья «Будьте здоровы»
Тема 4. Иммунитет
Тема 5. Беседа "Как сохранять и укреплять свое здоровье".
Тема 6. Спорт в жизни ребёнка.
Тема 7. Слагаемые здоровья . Текущий контроль знаний - за круглым столом
3 класс (7 часов)
Тема 1. Труд и здоровье
Тема 2. Наш мозг и его волшебные действия
Тема 3. День здоровья «Хочу остаться здоровым»
Тема 4. Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья
Тема 5. Беседа "Как сохранять и укреплять свое здоровье".
Тема 6. Экскурсия «Природа - источник здоровья»
Тема 7. «Моё здоровье в моих руках». Текущий контроль знаний - викторина
4 класс (7 часов)
Тема 1. Домашняя аптечка
Тема 2. «Мы за здоровый образ жизни»
Тема 3. Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»
Тема 4. «Береги зрение с молоду».
Тема 5. Как избежать искривления позвоночника
Тема 6. Отдых для здоровья
Тема 7. Умеем ли мы отвечать за своё здоровье Текущий контроль знаний - викторина
Раздел 4. Я в школе и дома (24ч.)
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
1 класс (6 часов)
Тема 1. Мой внешний вид -залог здоровья .
Тема 2. Зрение - это сила
Тема 3. Осанка - это красиво
Тема 4. Весёлые переменки
Тема 5. Здоровье и домашние задания
Тема 6. Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим. Текущий контроль знаний.
2 класс (6 часов)
Тема 1. Я и мои одноклассники
Тема 2. Почему устают глаза?
Тема 3. Гигиена позвоночника. Сколиоз
Тема 4. Шалости и травмы
Тема 5. «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление
Тема 6. Умники и умницы. Текущий контроль знаний
3 класс (6 часов)
Тема 1. Мой внешний вид - залог здоровья
Тема 2. «Доброречие»
Тема 3. Спектакль. С. Преображенский «Капризка»
Тема 4. «Бесценный дар- зрение»
Тема5. Гигиена правильной осанки
Тема 6. «Спасатели, вперёд!». Текущий контроль знаний
4 класс (6 часов)
Тема 1. «Мы здоровьем дорожим - соблюдая свой режим»
Тема 2. «Класс не улица ребята! И запомнить это надо!»
Тема 3. Кукольный спектакль «Спеши делать добро»
Тема 4. Что такое дружба? Как дружить в школе?
Тема 5. Мода и школьные будни
Тема 6. Делу время, потехе час. Текущий контроль знаний - игра викторина
Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (16ч.)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
1 класс (4 часа)
Тема 1. Хочу остаться здоровым
Тема 2. Вкусные и полезные вкусности
Тема 3. День здоровья, «Как хорошо здоровым быть»
Тема 4. «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Текущий контроль знаний - круглый стол
2 класс (4 часа)
Тема 1. С. Преображенский «Огородники»
Тема 2. Как защитить себя от болезни. (Выставка рисунков)
Тема 3. День здоровья «Самый здоровый класс»
Тема 4. «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности. Текущий контроль знаний – конкурс «Разговор о правильном питании»
3 класс (4 часа)
Тема 1. Шарль Перро «Красная шапочка»
Тема 2. Движение это жизнь
Тема 3. День здоровья «Дальше, быстрее, выше»
Тема 4.«Разговор о правильном питании». Вкусные и полезные вкусности. Текущий контроль знаний - конкурс «Разговор о правильном питании»
4 класс (4 часа)
Тема 1.Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься
Тема 2. День здоровья «За здоровый образ жизни».
Тема 3. Кукольный спектакль. С. Преображенский «Огородники»
Тема 4.«Разговор о правильном питании». Вкусные и полезные вкусности. Текущий контроль знаний - конкурс «Разговор о правильном питании»
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (15 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
1 класс (3 часа)
Тема 1.Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»
Тема 2. Вредные и полезные привычки.
Тема З. Я б в спасатели пошел". Текущий контроль знаний - ролевая игра
2 класс (4 часа)
Тема 1. Мир эмоций и чувств
Тема 2. Вредные привычки
Тема 3 «Веснянка»
Тема 4. В мире интересного. Текущий контроль знаний - викторина
3 класс (4 часа)
Тема 1. Мир моих увлечений
Тема 2. Вредные привычки и их профилактика
Тема 3. Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тема 4. В мире интересного. Текущий контроль знаний - викторина
4 класс (4 часа)
Тема 1. Размышление о жизненном опыте.
Тема 2. Внедренные привычки и их профилактика.
Тема 3. Школа и моё настроение.
Тема 4.В мире интересного. Текущий контроль знаний – итоговая диагностика.
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» (16 часа)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
1 класс (4 часа)
Тема 1.Опастности летом (просмотр видео фильма)
Тема 2.Первая доврачебная помощь.
Тема 3.Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»
Тема 4.Чему мы научились за год. Итоговый контроль знаний - диагностика.
2 класс (4 часа)
Тема 1.Я и опасность.
Тема 2.Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»
Тема3.Первая помощь при отравлении
Тема 4.Наши успехи и достижения. Итоговый контроль знаний - диагностика.
3 класс (4 часа)
Тема 1.Я и опасность.
Тема 2.Лесная аптека на службе человек.
Тема 3.Игра «Не зная броду, не суйся в воду»
Тема 4.Чему мы научились и чего достигли. Итоговый контроль знаний - диагностика.
4 класс (4 часа)
Тема 1. Я и опасность.
Тема 2. Игра «Мой горизонт»
Тема 3. Гордо реет флаг здоровья.
Тема 4. «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни». Итоговый контроль знаний - диагностика. Составление книги здоровья.
№ темы | Темы экскурсий | Часы |
3.4 | «Сезонные изменения и как их принимает человек» | 1 |
3.6 | «Природа- источник здоровья» | 1 |
3.6 | «У природы нет плохой погоды» | 1 |
Итого: | 3 |
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Здоровейка»
1 класс
«Первые шаги к здоровью»
Цель: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | |
лекции | практические занятия | ||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 3 | праздник |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | 2 | викторина |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 3 | 4 | викторина |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | 3 | Игра- викторина |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 | Круглый стол |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 3 | 1 | 2 | Ролевая игра |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | 2 | Диагностика |
Итого: | 33 | 14 | 19 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | Дата проведения | Примечание | ||||
По плану | По факту | |||||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | ||||||
1.1 | Дорога к доброму здоровью. Стартовая диагностика | 1 | ||||||
1.2 | Здоровье в порядке - спасибо зарядке. | 1 | ||||||
1.3 | В гостях у Мойдодыра. Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр». | 1 | ||||||
1.4 | Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» | 1 | ||||||
II | Питание и здоровье | 5 | ||||||
2.1 | Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | 1 | ||||||
2.2 | Культура питания. Приглашаем к чаю | 1 | ||||||
2.3 | Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться) | 1 | ||||||
2.4 | Как и чем мы питаемся | 1 | ||||||
2.5 | Красный, жёлтый, зелёный | 1 | ||||||
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | ||||||
3.1 | Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим | 1 | ||||||
3.2 | Полезные и вредные продукты. | 1 | ||||||
3.3 | Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк» | 1 | ||||||
3.4 | Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» | 1 | ||||||
3.5 | Как обезопасить свою жизнь | 1 | ||||||
3.6 | День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим» | 1 | ||||||
3.7 | В здоровом теле здоровый дух | 1 | ||||||
IV | Я в школе и дома | 6 | ||||||
4.1 | Мой внешний вид - залог здоровья | 1 | ||||||
4.2 | Зрение — это сила | 1 | ||||||
4.3 | Осанка - это красиво | 1 | ||||||
4.4 | Весёлые переменки | 1 | ||||||
4.5 | Здоровье и домашние задания | 1 | ||||||
4.6 | Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим | 1 | ||||||
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | ||||||
5.1 | "Хочу остаться здоровым". | 1 | ||||||
5.2 | Вкусные и полезные вкусности | 1 | ||||||
5.3 | День здоровья «Как хорошо здоровым быть» | 1 | ||||||
5.4 | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» | 1 | ||||||
VI | Я и моё ближайшее окружение | 3 | ||||||
6.1 | Моё настроение Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» | 1 | ||||||
6.2 | Вредные и полезные привычки | 3 | ||||||
6.3 | "Я б в спасатели пошел" | 1 | ||||||
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | ||||||
7.1 | Опасности летом | 1 | ||||||
7.2 | Первая доврачебная помощь | 1 | ||||||
7.3 | Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка» | 1 | ||||||
7.4 | Чему мы научились за год. | 1 | ||||||
Итого: | 33 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Здоровейка»
2 класс
«Если хочешь быть здоров»
Цель: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
Категория слушателей: обучающиеся 2 класса
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю(34 часа)
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | |
лекции | практи-ческие занятия | ||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 3 | КВН |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | 2 | викторина |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 3 | 2 | За круглым столом |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | 3 | КВН |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 | «Разговор о правильном питании» |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | 2 | 2 | Школьная научно – практическая конференция |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | 2 | Диагностика |
Итого: | 34 | 16 | 18 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Факти-чески | ||||
Введение «Вот мы и в школе». (4 ч) | 4 | ||||
1 | Что мы знаем о ЗОЖ. Стартовая диагностика | 1 | |||
2 | По стране Здоровейке | 1 | |||
3 | В гостях у Мойдодыра | 1 | |||
4 | Я хозяин своего здоровья | 1 | |||
Питание и здоровье (5 ч) | 5 | ||||
5 | Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь. | 1 | |||
6 | Культура питания. Этикет. | 1 | |||
7 | Спектакль «Я выбираю кашу» | 1 | |||
8 | «Что даёт нам море» | ||||
9 | Светофор здорового питания | 1 | |||
Моё здоровье в моих руках (7 ч) | 7 | ||||
10 | Сон и его значение для здоровья человека | 1 | |||
11 | Закаливание в домашних условиях | 1 | |||
12 | День здоровья «Будьте здоровы» | 1 | |||
13 | Иммунитет | 1 | |||
14 | Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. | 1 | |||
15 | Спорт в жизни ребёнка. | 1 | |||
16 | Слагаемые здоровья | 1 | |||
Я в школе и дома (6 ч) | 6 | ||||
17 | Я и мои одноклассники | 1 | |||
18 | Почему устают глаза? | 1 | |||
19 | Гигиена позвоночника. Сколиоз | 1 | |||
20 | Шалости и травмы | 1 | |||
21 | «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление | 1 | |||
22 | Умники и умницы | 1 | |||
Чтоб забыть про докторов (4 ч) | 4 | ||||
23 | С. Преображенский «Огородники» | 1 | |||
24 | Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков) | 1 | |||
25 | День здоровья «Самый здоровый класс» | 1 | |||
26 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 | |||
Я и моё ближайшее окружение (4 ч) | 4 | ||||
27 | Мир эмоций и чувств. | 1 | |||
28 | Вредные привычки | 1 | |||
29 | «Веснянка» | 1 | |||
30 | В мире интересного | 1 | |||
«Вот и стали мы на год взрослей»(4 ч) | 4 | ||||
31 | Я и опасность. | 1 | |||
32 | Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы» | 1 | |||
33 | Первая помощь при отравлении | 1 | |||
34 | Наши успехи и достижения. Итоговая диагностика | 1 | |||
Итого: | 34 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Здоровейка»
3 класс
«По дорожкам здоровья»
Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные
привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.
Категории слушателей: обучающиеся 3 классов.
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | |
беседы | практические занятия | ||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 3 | праздник |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | 2 | викторина |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 3 | 4 | викторина |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | 3 | Круглый стол |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 | КВН |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | 2 | 2 | соревнование |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | 2 | диагностика |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | Дата проведения | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | |||
1.1 | «Здоровый образ жизни, что это?». Стартовая диагностика | 1 | |||
1.2 | Личная гигиена | 1 | |||
1.3 | В гостях у Мойдодыра. | 1 | |||
1.4 | «Остров здоровья» | 1 | |||
II | Питание и здоровье | 5 | |||
2.1 | Игра «Смак» | 1 | |||
2.2 | Правильное питание – залог физического и психологического здоровья | 1 | |||
2.3 | Вредные микробы | 1 | |||
2.4 | Что такое здоровая пища и как её приготовить | 1 | |||
2.5 | «Чудесный сундучок» | 1 | |||
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | |||
3.1 | Труд и здоровье | 1 | |||
3.2 | Наш мозг и его волшебные действия | 1 | |||
3.3 | День здоровья «Хочу остаться здоровым» | 1 | |||
3.4 | Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. | 1 | |||
3.5 | Беседа «Как сохранять и укреплять свое здоровье». | 1 | |||
3.6 | Экскурсия «Природа – источник здоровья» | 1 | |||
3.7 | «Моё здоровье в моих руках» | 1 | |||
IV | Я в школе и дома | 6 | |||
4.1 | Мой внешний вид –залог здоровья | 1 | |||
4.2 | «Доброречие» | 1 | |||
4.3 | Спектакль. С. Преображенский «Капризка» | 1 | |||
4.4 | «Бесценный дар – зрение». | 1 | |||
4.5 | Гигиена правильной осанки | 1 | |||
4.6 | «Спасатели, вперёд!» | 1 | |||
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | |||
5.1 | Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 | |||
5.2 | Движение – это жизнь | 1 | |||
5.3 | День здоровья «Дальше, быстрее, выше» | 1 | |||
5.4 | Разговор о правильном питании | 1 | |||
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | |||
6.1 | Мир моих увлечений | 1 | |||
6.2 | Вредные привычки и их профилактика | 1 | |||
6.3 | Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | |||
6.4 | В мире интересного. | 1 | |||
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | |||
7.1 | Я и опасность. | 1 | |||
7.2 | Лесная аптека на службе человека | 1 | |||
7.3 | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» | 1 | |||
7.4 | Чему мы научились и чего достигли. Итоговая диагностика | 1 | |||
Итого: | 34 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Здоровейка»
3 класс
«Здоровейка»
Цель: формирование чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Категория слушателей: обучающиеся 4 класса
Срок обучения: 1год
Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | |||
беседы | практические занятия | ||||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 3 | Круглый стол | ||
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | 2 | КВН | ||
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 4 | 3 | Викторина | ||
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | 3 | Игра-викторина | ||
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 | «Разговор о правильном питании» | ||
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | 2 | 2 | Викторина | ||
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | 2 | Диагностика Книга здоровья | ||
Итого: | 34 | 16 | 18 |
Календарно-тематическое планирование
«№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | Дата проведения | Примечание | ||
По плану | По факту | |||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | ||||
1.1 | «Здоровье и здоровый образ жизни». Стартовая диагностика | 1 | ||||
1.2 | Правила личной гигиены | 1 | ||||
1.3 | Физическая активность и здоровье | 1 | ||||
1.4 | Как познать себя | 1 | ||||
II | Питание и здоровье | 5 | ||||
2.1 | Питание – необходимое условие для жизни человека | 1 | ||||
2.2 | Здоровая пища для всей семьи | 1 | ||||
2.3 | Как питались в стародавние времена и питание нашего времени | 1 | ||||
2.4 | Секреты здорового питания. | 1 | ||||
2.5 | «Богатырская силушка» | 1 | ||||
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | ||||
3.1 | Домашняя аптечка | 1 | ||||
3.2 | «Мы за здоровый образ жизни» | 1 | ||||
3.3 | Марафон «Сколько стоит твоё здоровье» | 1 | ||||
3.4 | «Береги зрение с молоду». | 1 | ||||
3.5 | Как избежать искривления позвоночника | 1 | ||||
3.6 | Отдых для здоровья | 1 | ||||
3.7 | Умеем ли мы отвечать за своё здоровье | 1 | ||||
IV | Я в школе и дома | 6 | ||||
4.1 | «Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим» | 1 | ||||
4.2 | «Класс – не улица, ребята, и запомнить это надо!» | 1 | ||||
4.3 | Кукольный спектакль «Спеши делать добро» | 1 | ||||
4.4 | Что такое дружба? Как дружить в школе? | 1 | ||||
4.5 | Мода и школьные будни | 1 | ||||
4.6 | Делу время, потехе час. | 1 | ||||
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | ||||
5.1 | Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься | 1 | ||||
5.2 | День здоровья «За здоровый образ жизни». | 1 | ||||
5.3 | Кукольный спектакль. С.Преображенский «Огородники» | 1 | ||||
5.4 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 | ||||
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | ||||
6.1 | Размышление о жизненном опыте | 1 | ||||
6.2 | Вредные привычки и их профилактика | 1 | ||||
6.3 | Школа и моё настроение | 1 | ||||
6.4 | В мире интересного. | 1 | ||||
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | ||||
7.1 | Я и опасность. | 1 | ||||
7.2 | Игра «Мой горизонт» | 1 | ||||
7.3 | Гордо реет флаг здоровья | 1 | ||||
7.4 | «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни». Итоговая диагностика | 1 | ||||
Итого: | 34 |
Литература
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
- Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
- Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
- Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительный кружок "Олимпийский мишка"
Эта программа способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта воспитания здорового образа жизни через занятия физическими упражнениями и активности, самостоятельности в двигат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Модно быть здоровым.»
В контексте социального творчества дети должны научиться видеть многоцветие окружающего нас мира и выбирать добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь, а не ненависть. Ребенок долже...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления ,,Здоровейка\'\'
Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления ,,Здоровейка\'\'содержит пояснительную записку , определяющую цели и задачи реализации программы, режим проведения занятий, планируемые результа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления "Общая физическая подготовка" для учащихся I ступени обучения
Рабочая программа «Общефизическая подготовка школьников (с элементами баскетбола)» составлена для Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная ГИМНАЗИЯ №9 города Комсомольска...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, спортивно-оздоровительное направление "Планета здоровья"
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивал...