Статья: "Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности"
статья
Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности
Обухова Анастасия Леонидовна
В настоящее время ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в школу. На сегодняшний день в системе общего образования особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость некоторых учащихся, вследствие чего к окончанию школы проблематично достижение требуемых ФГОС НОО личностных, метапредметных и предметных результатов. Перед специалистами учреждения встаёт вопрос об эффективном образовании, поступающих обучающихся.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [4].
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [6].
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В целом в школе во время внеурочных занятий воспитатели работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом и воспитателем используются следующие методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся.
В начальных классах чувство дискомфорта, неуверенности возникает у ребят с ОВЗ, которые в силу своих особенностей восприятия информации - памяти, внимания, а также мышления отстают от других, выполняют задания медленнее. Зная то, что познавательный интерес развивается с помощью определенных методов, приемов и средств, я применяют активные методы познавательной активности учащихся:
- метод познавательной игры;
- метод стимулирования;
- метод поощрения;
- метод организации учебно-познавательной деятельности;
- метод контроля.
Существует и ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности.
Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения занятия:
- занятие-практикум,
- занятие-путешествие,
- занятие-экскурсия,
- занятие-ролевая игра,
- занятие-игра,
- занятие-аукцион,
- занятие-сказка,
Важным условием повышения мотивации к познавательной деятельности на занятии служит наполнение занятия жизненно важным содержанием.
Занятие воспитатель должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение. Занятие должно выступать средством своеобразного коммуникативного фона, направленного на формирование активно-положительного отношения к развитию познавательного интереса. Этому помогают следующие методы и формы:
- диалогические формы обучения (беседы, обсуждения, лекции);
- проблемные ситуации, споры, дискуссии;
- метод проектов или его элементы;
- элементы программированного обучения;
- познавательные и дидактические игры, игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- наглядный, демонстрационный, аудио- и видеоматериал;
- увеличение кооперированно-груповых и особенно коллективных форм обучения;
- совместное оценивание (привлечение учащихся к оценочной деятельности);
- создание ситуации успеха на занятии;
- рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения;
- анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии;
- поощрение учащихся;
Так же сконцентрируем особое внимание на таких базовых формах как игротерапия и арттерапия.
В игровой деятельности дети развивают коммуникативные навыки: начинают делиться своими впечатлениями, чувствами, мыслями, осознают их и соотносят с чувствами, мыслями значимого взрослого, других детей. И, что очень важно, начинают планировать деятельность и самостоятельно находить способы решения игровых задач.
Арттерапия позволяет выявить возможности ребенка в общении, идентификации, эмпатии. Во время рисования развивается способность осознавать свое настроение, чувства, эмоции; развивается способность соотносить свои чувства, настроение, действия с ситуацией, чувствами и действиями других людей. Занятия должны быть построены таким образом, что можно их прервать в любой момент [5].
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции [3]. Вариантов внедрения педагогических форм и методов образования детей с ОВЗ в процесс обучения великое множество, их можно продуктивно совмещать. При грамотном подходе к учебному процессу у воспитанников растёт самооценка, меняется восприятие окружающего мира относительно собственных возможностей и нивелируются ограниченные возможности здоровья за счет приобретенных навыков, знаний, умений, а также общего благоприятного психологического фона, а это и есть совместный успех в обучении.
Список использованной литературы
- Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения//Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. C. 98-102.
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы. - М.: ВЛАДОС, 2003.
- Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" // Собрание законодательств РФ, 1996.
- Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999
- Истратова О. Н., Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 349, [1] с. — (Психологический практикум).
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.
- Малофеев Н.Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: проект. – М.: Просвещение, 2013.
- Шутько Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями: инновационные модели и технологии. - Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной Кинестетики) в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко...
Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, имеющими тяжёлые нарушения речи
В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи....
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...
Статья «Методы и приемы индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГПД»
Данная статья раскрывает эффективные подхлды к детям с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей....
Выступление на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Статья на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....
Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).
В данном материале описаны методы работы, которые можно использоавть в работе с детьми с ОВЗ...