Статья: "Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности"
статья

Обухова Анастасия Леонидовна

Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности

Обухова Анастасия Леонидовна

В настоящее время ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в школу. На сегодняшний день в системе общего образования особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость некоторых учащихся, вследствие чего к окончанию школы проблематично достижение требуемых ФГОС НОО личностных, метапредметных и предметных результатов. Перед специалистами учреждения встаёт вопрос об эффективном образовании, поступающих обучающихся.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [4].

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [6].

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

В целом в школе во время внеурочных занятий воспитатели работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом и воспитателем используются следующие методические приемы:

  • Поэтапное разъяснение заданий.
  • Последовательное выполнение заданий.
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
  • Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения.
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.
  • Перемена видов деятельности
  • Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
  • Чередование занятий и физкультурных пауз.
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
  • Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
  • Работа на компьютерном тренажере.
  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
  • Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
  • Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
  • Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
  • Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
  • Оценка переделанных работ.
  • Использование системы оценок достижений учащихся.

   В начальных классах чувство дискомфорта, неуверенности возникает у ребят с ОВЗ, которые в силу своих особенностей восприятия информации - памяти, внимания, а также мышления отстают от других, выполняют задания медленнее. Зная то, что познавательный интерес развивается с помощью определенных методов, приемов и средств, я применяют активные методы познавательной активности учащихся:

  • метод познавательной игры;
  • метод стимулирования;
  • метод поощрения;
  • метод организации учебно-познавательной деятельности;
  • метод контроля.

Существует и ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения занятия:

  • занятие-практикум,
  • занятие-путешествие,
  • занятие-экскурсия,
  • занятие-ролевая игра,
  • занятие-игра,
  • занятие-аукцион,
  • занятие-сказка,

Важным условием повышения мотивации к познавательной деятельности на занятии служит наполнение занятия жизненно важным содержанием.

Занятие воспитатель должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение. Занятие должно выступать средством своеобразного коммуникативного фона, направленного на формирование активно-положительного отношения к развитию познавательного интереса. Этому помогают следующие методы и формы:

  • диалогические формы обучения (беседы, обсуждения, лекции);
  • проблемные ситуации, споры, дискуссии;
  • метод проектов или его элементы;
  • элементы программированного обучения;
  • познавательные и дидактические игры, игровые технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • наглядный, демонстрационный, аудио- и видеоматериал;
  • увеличение кооперированно-груповых и особенно коллективных форм обучения;
  • совместное оценивание (привлечение учащихся к оценочной деятельности);
  • создание ситуации успеха на занятии;
  • рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения;
  • анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии;
  • поощрение учащихся;

Так же сконцентрируем особое внимание на таких базовых формах как игротерапия и арттерапия.

В игровой деятельности дети развивают коммуникативные навыки: начинают делиться своими впечатлениями, чувствами, мыслями, осознают их и соотносят с чувствами, мыслями значимого взрослого, других детей. И, что очень важно, начинают планировать деятельность и самостоятельно находить способы решения игровых задач.

Арттерапия позволяет выявить возможности ребенка в общении, идентификации, эмпатии. Во время рисования развивается способность осознавать свое настроение, чувства, эмоции; развивается способность соотносить свои чувства, настроение, действия с ситуацией, чувствами и действиями других людей. Занятия должны быть построены таким образом, что можно их прервать в любой момент [5].

Одним из условий правильной организации воспитательного процесса является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции [3]. Вариантов внедрения педагогических форм и методов образования детей с ОВЗ в процесс обучения великое множество, их можно продуктивно совмещать. При грамотном подходе к учебному процессу у воспитанников растёт самооценка, меняется восприятие окружающего мира относительно собственных возможностей и нивелируются ограниченные возможности здоровья за счет приобретенных навыков, знаний, умений, а также общего благоприятного психологического фона, а это и есть совместный успех в обучении.  


Список использованной литературы

  1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения//Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. C. 98-102.
  2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" // Собрание законодательств РФ, 1996.
  4. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999
  5. Истратова О. Н., Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 349, [1] с. — (Психологический практикум).
  6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.
  7. Малофеев Н.Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: проект. – М.: Просвещение, 2013.
  8. Шутько Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями: инновационные модели и технологии. - Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной  Кинестетики) в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко...

Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья...

Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, имеющими тяжёлые нарушения речи

В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи....

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...

Статья «Методы и приемы индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ГПД»

Данная статья раскрывает эффективные подхлды к детям с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей....

Выступление на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Статья на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....

Мастер-класс «Применение нетрадиционных техник рисования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности»

Нетрадиционных техник существует очень много и интересных — это и «Рисование цветным клейстером», и «Тычок жесткой кистью», и «Рисование поролоном», и «...