Мастер-класс «Применение нетрадиционных техник рисования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности»
материал
Нетрадиционных техник существует очень много и интересных — это и «Рисование цветным клейстером», и «Тычок жесткой кистью», и «Рисование поролоном», и «Отпечатки листьев», и «Рисование мятой бумагой», и «Набрызг», и «Воздушные фломастеры (блопены)», и «Кляксография», и «Рисование свечой или восковыми мелками», и «Рисование веревочкой» и т.д. В общем — это благодатная почва для работы с детьми, имеющими сложный дефект в развитии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области
имени Героя Советского Союза М.П. Константинова
«Применение нетрадиционных техник рисования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности»
Подготовила:
Постольник Татьяна Викторовна,
учитель - дефектолог.
Усмань, 2022 г.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она представляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков, пространственной организации и т.д. (О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, Е.А. Екжанова, Т.П. Кудрина и др.) Но наблюдения за детьми, показали, что в большинстве случаев для них характерно отсутствие интереса к рисованию. Это объясняется их выраженной неловкостью, в частности имеющимися нарушениями мелкой моторики и зрительно - двигательной координации. Графическая деятельность аномальных детей носит неосмысленный и беспорядочный характер, рисунки отличаются схематичностью изображения, отсутствием целостного образа, упрощением и искажением форм, неправильной передачей пространственных отношений между элементами одного предмета, отсутствием цветовых характеристик. Техника рисования так же весьма примитивна. Дети не могут правильно удерживать инструмент в ведущей руке длительное время, производить точные согласованные движения, контролировать и регулировать их скорость, ритм, силу. Попытки взрослых работать с ребенком в русле только традиционных техник рисования приводит с одной стороны к шаблонности в исполнении, а с другой стороны - к неудаче в изображении и к потере ребенком уверенности в своих силах и способностях в этой области деятельности.
Отсутствие готовности к самостоятельной изобразительной деятельности школьников данной категории – та главная причина, которая побудила меня взять эту тему для более глубокого изучения и внедрения в практику.
Существует много техник нетрадиционного рисования, привлекающих своей простотой и доступностью. Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются гораздо лучше, чем инструменты художника. Необычность техник состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь результата и каждая из них - это маленькая игра. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Кроме того, такие занятия не утомляют обучающихся, стимулируют положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывают радостное настроение у детей, способствуя ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.
Нетрадиционная техника «Волшебные ладошки».
Ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать обеими руками. Затем дополнить изображение мелкими деталями. Хорошо получаются в этой технике разные птицы, рыбки, осьминожки, бабочки, цветы, кроны деревьев. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу).
Техника «Рисунок пальчиками»
Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки моют с мылом.
В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях и многое другое.
Техника «Оттиск печатками»
Печатки можно сделать самим из картофеля, моркови, пенопласта, ластика, пластилина, пробок от бутылок, рельефной ткани. А можно использовать любые предметы окружающего пространства- кубики, крышки от различных флакончиков, детали мозаики, игрушки.
Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской или просто опускает в густую гуашь и наносит оттиск на бумагу .Для каждого цвета используется своя печатка. Сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные композиции.
Техника «Рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы)»
Ребенок наносит клей на силуэт, карандашную линию, затем щедро посыпает сыпучим материалом. Лишний материал ссыпается на поднос.
Соль, манку можно подкрасить. Иногда манку добавляют в гуашь и рисуют этой смесью, для получения более объемного изображения.
Техника «Рисование мыльной пеной»
Взрослый наливает воду, добавляет туда детскую шампунь и перемешивает. Ребенок берет коктейльную трубочку и дует в воду. Образуется пена. На пену взрослый наносит капельки гуаши, получается цветная пена. Ребенок берет лист бумаги и накладывает ее на пену. Получается рисунок.
Техника «Рисование ватными палочками»
Ребенок или взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает отпечатки ватной палочкой, размещая их близко друг к другу, по карандашному контуру. Затем можно заполнить и середину изображения. На каждый цвет берется чистая палочка. Эта техника доступна даже малышам, позволяет быстро получить много одинаковых кружочков, украсить одежду, посуду, получить необычное фактурное изображение.
Техника «Монотипия (предметная и пейзажная)»
Ребенок складывает лист бумаги пополам, разворачивает ее, на одной стороне рисует половину предмета или пейзаж. Затем, пока краска не высохла, снова складывает для получения отпечатка. Эта техника предусматривает довольно быстрый темп работы, поэтому лучше выбирать для изображения простые, хорошо усвоенные детьми предметы
Техника «Раздувание краски»
Ребенок выливает жидкую краску на бумагу, дует из трубочки на пятно так, чтобы краска растекалась в разные стороны. Можно сделать несколько разных пятен. Недостающие детали дорисовать .С помощью этой техники можно нарисовать деревья, цветы, ежика, солнышко и многое другое.
Техника «Рисование пластилином»
Взрослый рисует контур предмета. Ребенок отщипывает кусочки пластилина и наносит их на рисунок.
Нетрадиционных техник существует очень много и интересных — это и «Рисование цветным клейстером», и «Тычок жесткой кистью», и «Рисование поролоном», и «Отпечатки листьев», и «Рисование мятой бумагой», и «Набрызг», и «Воздушные фломастеры (блопены)», и «Кляксография», и «Рисование свечой или восковыми мелками», и «Рисование веревочкой» и т.д. В общем — это благодатная почва для работы с детьми, имеющими сложный дефект в развитии.
Практическая работа по подгруппам.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы учеников с ОВЗ в целом.
Список цитируемой литературы
1. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1982.
2. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении школьников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб.: Сотис, 2002.
3. Гризик Т.И. Маленький помощник: пособие для подготовки руки к письму. - М.: Просвещение, 2005.
4. Рисование с детьми школьного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005
5. https://infourok.ru/pedagogicheskaya-tehnologiya-primeneniya-netradicionnih-tehnik-risovaniya-pri-rabote-s-detmi-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zd-1525804.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Областной семинар-практикум по теме "Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья"
Программа областнго семинара-практикума по теме "Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья"...
Статья: "Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности"
Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности...
Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....
Технология "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с ОВЗ" Автор Грошенков И.А.
Главное отличие нетрадиционной техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это мален...
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми со сложной структурой дефекта.
Нетрадиционные техники рисования раскрывают перед детьми со сложной структурой дефекта, огромные возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют формированию предпосылок изобразительной д...
Нетрадиционные методы и приемы, используемые учителем в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже время, оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций....