программа театральной студии "Маленькая страна"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
программа театральной студии "Маленькая страна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_studiya_programma.docx | 674.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики
Администрации Лысковского района
Нижегородской области
Принята
протокол педагогического
совета № от
Утверждена приказом
директора № от
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кисловская средняя школа
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Театральная студия «Маленькая страна»
(общекультурное направление развития личности)
Срок реализации: 4 года
Руководитель:
Пешехонова Людмила Борисовна
п.Нива
2015г
1.Пояснительная записка программы театральной студии «Маленькая страна»
Программа внеурочной деятельности театральной студии «Маленькая страна» разработана для реализации общекультурного направления внеурочной деятельности для общеобразовательных школ, в соответствии с федеральными требованиями по внедрению ФГОС НОО, сертифицирована экспертным советом ГОУ ДПО НИРО, областным экспертным советом министерства образования Нижегородской области в 2011г.
Одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры ребенка, обеспечение его приобщения к духовному богатству современной цивилизации. Особо актуальной в данном контексте представляется работа учеников с литературными текстами, что открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, для развития творческих способностей, самореализации личности ученика. Одним из инструментов этого процесса может и должен стать классный театр, который является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни.
В педагогической литературе 19-20 веков неоднократно поднимались вопросы возможности использования сценического искусства в школе. Особый интерес представляют работы великого русского педагога Н.Н.Бахтина. В публикации «Театр и его роль в воспитании» Н.Н.Бахтин убедительно раскрыл и «обучающую», и «воспитывающую», и «облагораживающую» роль школьного театра. Этот эффект связан с тем, что театральное действие по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. О наличии такой близости неоднократно говорил и великий русский режиссер К. С. Станиславский.
Действительно, мы – учителя, на практике убеждаемся в том, что психологические особенности детской игры сближают ее с природой сценического искусства. Тем самым создаются естественные предпосылки для занятий с детьми актерским мастерством.
Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению, которая позволяет исполнителю-ребенку не притворяться действующим лицом, а с помощью воображения, фантазии ставить себя мысленно в положение этого лица. Н. Н. Бахтин отмечал, что «дети-то и способны чрезвычайно быстро переходить от действительности к воображаемой и разыгрываемой ими роли». Специфика сценической деятельности, работа над пьесой, по мысли Н.Н. Бахтина, «представляет дисциплинирование этой способности, подчинение ее воле, определенному плану, и такую природную способность надо не глушить, а с помощью театральных занятий поддерживать и развивать в детях». Участие детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл.
Сценическое искусство требует особого внимания и чуткости к поступкам людей в жизни, умения видеть смысл, значение, цель простейших действий человека. Актер действует на сцене не только физически, но и словом: просит, приказывает, ободряет, утверждает… В словесных действиях на сцене выражаются мысли, чувства, намерения, цели героев, даже если речь идет о классном театре в начальной школе. Чем содержательнее исполняемая на сцене пьеса (естественно, в соответствии с возрастными рамками), богаче и ярче внутренний мир персонажей, глубже и тоньше раскрыты их характеры в действиях исполнителей, тем больше наши дети узнают о жизни, тем полнее становится их представление о многообразии средств выражения внутреннего мира человека. Они начинают лучше воспринимать смысл отдельных действий людей, тоньше улавливать значение человеческой речи, разнообразие ее интонационных оттенков, вернее оценивать действия окружающих их людей, собственные поступки.
Сила непосредственного эмоционального воздействия театра во многом связана с синтетическим характером данного искусства, в котором, по выражению великого русского критика В.Г. Белинского, «могущественная драма облекается с головы до ног в новое могущество, где она вступает в союз со всеми искусствами, призывает их на свою помощь и берет у них все средства, все оружия…» Психологи особо подчеркивают, что детей младшего школьного возраста характеризует синтетический взгляд на мир. Учет этого фактора позволяет педагогам, в частности, использовать синтезное воздействие театрального искусства на овладение детьми навыками творческого чтения литературных текстов. Образная сила художественного слова литературного произведения (пьесы) при чтении далеко не всегда воспринимается детьми младшего школьного возраста в должной мере, а на сцене, благодаря звучащему слову и действию, может быть выявлена с наибольшей полнотой и яркостью. Очень важно, что театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, может способствовать развитию интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.
Необходимо остановиться еще на одном важнейшем аспекте психологических особенностей младшего школьного возраста. Основным видом развивающей деятельности ребенка-дошкольника является игра. Ребенок живет в мире ролевых игр. Это состояние не перестает существовать и в школьный период. Задача школы как раз и состоит в создании богатой и разнообразной среды, способствующей познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению. В начальной школе необходима активная модель организации жизнедеятельности ребенка. Дети должны получить разнообразную реализацию и поддержку. Классная комната – это особое многофункциональное помещение: и библиотека, и мастерская, и лаборатория, и … театр. Именно классный театр формирует базовые жизненные компетенции – сопереживание, чувство прекрасного, коммуникативность…
Театр мягко готовит ребенка к новому этапу его жизни – подростковому, когда на первый план выходят общение и сотрудничество.
Главной характеристикой этого возраста применительно к педагогической практике является понимание воспитания как создания условий для становления духовной жизни ребенка. Психологи называют возраст семи лет кризисным, ибо это начало дифференциации внутренней и внешней жизни ребенка, переживание приобретает смысл, происходит обобщение переживаний. Новообразованием являются самолюбие и самооценка. Детей надо направлять на добрые дела – сострадание, терпение, сопереживание…
Именно в этом сензитивном периоде жизни ребенка, как ни в одном другом, ребенок, живя в мире ролевых игр, должен не только открыть для себя театр, но и стать активным участником сценической деятельности. Театральная деятельность создает условия для более успешной социализации личности.
Социализация в самом общем ее определении— это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает в себя освоение человеком культуры человеческих отношений, социальных норм, необходимых для эффективного взаимодействия с разными людьми, ролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает активное познание человеком окружающей его социальной действительности, овладение им навыками индивидуальной и групповой работы, развитие у него необходимых для этого способностей.
Понятие социализации касается как результата, так и механизмов приобретения человеком социального опыта. В качестве основных источников социализации индивида выступают семья, школа, общественные институты и организации, печать, радио, телевидение, система образования. Процесс социализации идет главным образом через общение людей друг с другом.
Программа ЮНЕСКО «Концепция образования XXI столетия» основной целью образования на современном этапе развития общества называет именно формирование социальных компетентностей.
Таким образом, социализация – это практическое приобщение ко всем основным сферам жизни и деятельности в обществе. Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:
- четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
- научаться чувствовать и понимать других людей;
- приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
- увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности». Практическая деятельность учителя начальной школы и в учебной, и во внеурочной деятельности базируется на реализации двуполушарного подхода к обучению. Суть этого подхода состоит в параллельном обращении к разным типам мышления ребенка – логическому и образно-художественному, что позволяет создать каждому ученику (с доминирующим левым полушарием и с доминирующим правым) оптимальные условия для познавательной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих способностей. Речь идет об органичном соединении и в процессе изучения каждой темы в предметной области, и в сценической практике двух различных методик – логической и ассоциативно-образной. В результате такого соединения возникает качественно новая, адаптивная методика, позволяющая ребенку максимально включаться в учебный процесс во всех его проявлениях. Последовательное применение такого подхода имеет своей целью гармонизацию деятельности мозга ребенка на ранних этапах обучения и на этой основе – повышение эффективности процесса обучения в целом.
Программа театральной студии «Маленькая страна» исходит из вышеизложенных концептуальных положений. Она рассчитана на 4 года обучения (с 1 по 4 класс) и основывается на следующем предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей и социализации личности младшего школьника является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Л.С. Выготский писал: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте
творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А.Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребенка – способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра – шаг к искусству, начало художественной деятельности.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
Цель программы – создание условий для социализации личности младших школьников, их эмоционально-эстетического развития.
Задачи программы:
- развитие общей культуры ребенка средствами театральной деятельности;
- формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
- выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей;
- развитие устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;
- формирование базовых психологических качеств: самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность;
Основные принципы и подходы:
- концентрический принцип;
- художественно-эстетический принцип;
- принцип гуманитаризации образования;
- коммуникативно-деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Отличительные особенности программы
Спецификой программы является:
- комплексный характер:
- взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом;
- практическая направленность;
- социальное партнерство с родителями.
Формы организации
Содержание программы реализуется через систему внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста.
1. Оптимальное количество учащихся на занятиях не более 15 человек, что позволяет педагогу выработать индивидуальную стратегию работы, включая
- специальные коррекционные и развивающие занятия.
Состав группы переменный, при наборе максимально учитываются желания детей.
- Занятия с каждой подгруппой проводятся 1 раз в неделю по 35 (1 класс) - 45 минут (2-4 классы).
Всего 36 часов в год.
Формы занятий
- Практические занятия.
- Проведение экскурсий в кукольный, драматический театр, ТЮЗ, театр оперы и балета (ознакомление с театральными профессиями, с оформлением сцены, игрой актёров).
- Открытый урок для родителей.
Открытый урок для родителей проводится для ознакомления их с процессом занятий, в который вовлечены дети, как правило, это генеральная репетиция спектакля. Кроме этого предполагается самое активное участие родителей в подготовке спектакля, их помощь в изготовлении костюмов, декораций.
- Премьеры спектаклей на школьных мероприятиях.
- Социальный проект «Юный артист» - показы спектаклей в детских учреждениях.
- Выставки работ учащихся.
Большое значение придается индивидуальной и групповой работе. Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, упражнения и тренинги. Эти задания предлагаются в начале каждого занятия театральной студии с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения (память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. Почти в каждое занятие включается хотя бы одно упражнение на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, согласованности коллективных действий.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 4 года, в течение которых учащиеся осваивают материал курса и реализуется в 3 этапа.
I ЭТАП (1 класс) – мотивационно-ориентировочный
Цель: создание условий, способствующих активизации интереса младших школьников к театрально – игровой деятельности.
Задачи:
- Адаптация ребенка в коллективе.
- Создание разнообразной учебной среды.
- Развитие личностных и творческих способностей детей.
Снятие внутренних зажимов.
- Формирование умение передавать мимикой, позой, жестом, движением
основные эмоции. Обучать детей адекватному эмоциональному
реагированию.
- Развитие инициативы и самостоятельности детей.
II ЭТАП (2 -3 классы) –- операционально-исполнительный
2 класс
Цель: создание условий, способствующих овладению начальными навыками актерского мастерства.
Задачи:
- Воспитание устойчивого интереса к театрально – игровой деятельности.
- Подведение детей к созданию выразительного образа в этюдах,
драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.
- Стимуляция внимания, памяти, мышления, воображения детей.
- Развитие представления о нравственных качествах человека,
эмоциональное осознание самого себя.
3 класс
Цель: создание условий, способствующих проявлению активности младших школьников в театральной деятельности, их творческому самовыражению и самореализации.
Задачи:
- Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально- игровой
деятельности.
- Совершенствование исполнительских умений детей в создании
художественного образа с использованием игровых, песенных и
танцевальных импровизаций.
- Совершенствование интонационной выразительности речи, развитие
диалогической и монологической формы речи.
- Побуждение детей к импровизации на тему знакомых сказок, рассказов,
историй собственного сочинения индивидуально и коллективно с
использованием игры - драматизации.
- Стимулирование желания искать выразительные средства для создания
игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой,
жестом, выразительной интонацией.
III ЭТАП (4 класс) – рефлексивно-оценочный
Цель: создание условий, способствующих развитию творческой самостоятельности в создании художественного образа и формированию базы рефлексивно-оценочных суждений младших школьников.
Задачи:
- Совершенствование творческих способностей детей средствами
театрального искусства.
- Побуждение детей к сочинению песен в определенном жанре и характере
своего героя, импровизации, и игры – драматизации.
- Развитие творческой самостоятельности детей, умения передавать
настроение, характер музыки пластикой своего тела, создавая яркий
танцевальный образ героя.
- Воспитание устойчивого интереса к театрально – игровой деятельности.
Знания, умения и навыки учащихся по программе
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Основы театральной культуры | -Знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля. -Знать основное строение театра, его происхождение. -Знать и применять в речи театральные термины: театр, сцена, спектакль, актер, режиссер, аплодисменты, гардероб, фойе, антракт, буфет, ширма, декорации. | -Знать устройство зрительного зала. -Знать и применять в речи театральные термины: зрительный зал, партер, амфитеатр, балкон, композитор, звукорежиссер, художник, жест, мимика, пантомимика. | -Знать устройство зрительного зала, сцены, кулис. -Знать строение театра теней, его историю. -Знать виды театров: театр теней, драматический театр. -Знать и применять в речи театральные термины: драматург, гример, костюмер, пьеса, сценическое действие, грим, костюм, силуэт, сцена, занавес, кулисы, задник, ложа. | -Знать театры своего города, области -Знать устройство зрительного зала, сцены, кулис. -Знать виды театров: драматический театр. -Знать и применять в речи театральные термины: театральный билет, театральная программка, репертуар, афиша, опера, балет, оперетта, драма, хореограф, осветитель. |
Культура и техника речи | -Уметь выполнить артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога. -Уметь произносить скороговорки в разных темпах. -Знать 5-8 артикуляционных упражнений. | -Знать основные выразительные средства речи. -Знать 8-10 артикуляционных упражнений. -Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы. -Уметь выполнить артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога. -Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно. -Уметь произносить одну и ту же скороговорку или фразу с разными интонациями. -Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу. -Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями. -Уметь подобрать рифму к заданному слову. | -Знать и четко произносить в разных темпах 15-20 скороговорок. -Уметь произносить на одном дыхании стихотворное четверостишие. -Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса. -Уметь выразительно прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. -Знать наизусть 10-15 стихотворений русских и зарубежных авторов. | -Владеть комплексом артикуляционной и дыхательной гимнастики. -Уметь пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. -Знать наизусть 15-20 стихотворений русских и зарубежных авторов. -Уметь выразительно прочитать наизусть прозаический текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. |
Театральная игра | -Выполнять упражнения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека. | -Уметь запоминать заданные позы. | -Знать основные выразительные средства актера. -На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. | -Уметь произносить стихотворный текст в движении и разных позах. -Находить оправдание заданной позе. |
Ритмопластика | -Уметь выполнить разминку, подготовить свое тело к работе под руководством педагога. | -Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц. - Уметь равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом | -Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке. -Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. | -Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц до полной релаксации. |
Работа над спектаклем | - Уметь проводить репетиции по эпизодам. | - Уметь проводить монтировочные, генеральные репетиции; - Уметь анализировать пьесы. | -Уметь выделять и запоминать заданные режиссером мизансцены. | - Уметь находить художественное решение спектакля: определять костюмы, атрибуты, декорации. |
Опыт ценностных ориентаций
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
-Знание и выполнение правил поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля. -Умение в течение длительного времени (20-40 мин.) концентрироваться на просмотре спектакля, концерта, прослушивании музыки. -Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. | -Умение замечать прекрасное в искусстве и стремиться выразить свое отношение с помощью слова. -Сотрудничество с другими людьми. -Способность вступать во взаимодействие с одноклассниками в процессе решения коммуникативных задач. | -Умение видеть прекрасное и стремиться выразить свое отношение с помощью жестов. -Сотрудничество и взаимопонимание между людьми, овладение навыками внеучебного сотрудничества. -Способность вступать во взаимодействие с одноклассниками и взрослыми в процессе решения коммуникативных задач. -Умение высказывать свою точку зрения. | -Умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. -Умение свободно и естественно держаться при выступлении на сцене. -Владение своим телом. -Взаимодействие с другими людьми в процессе решения коммуникативных задач. -Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека. |
Опыт творческой деятельности
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
-Умение строить простейший диалог. -Умение строить связный рассказ о своих впечатлениях от увиденного, сравнить с предшествующими впечатлениями. | -Осознание возможностей различных средств выразительной устной речи. -Умение сочинять этюды по сказкам. -Умение выполнять движения соответственно логике действия персонажей. | -Умение строить диалог с партнером на заданную тему. -Умение составлять диалог между сказочными героями. -Умение создавать пластические импровизации под музыку разного характера. -Осознание возможностей выразительных движений. -Овладение технологией создания театра теней, декораций, масок, костюмов для игры-драматизации. | -Умение сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. -Умение сочинять рассказ от имени героя. -Написание собственных сценариев спектаклей. -Умение находить оправдание заданной позе. -Уметь создавать художественные образы героев, проявляя творческие способности. -Умение импровизировать. -Создание эскизов и элементов декораций |
Планируемые результаты:
- повышение уровня общей культуры;
- приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
- развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;
- формирование базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме.
Формы подведения итогов реализации программы
Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Проверка эффективности данного курса осуществляется через итоговые творческие часы, открытые уроки, премьерные показы спектаклей, где учащиеся демонстрируют свое театральное мастерство. Также проводится тестирование: мониторинг в течение 4 лет.
Подведение итогов реализации программы проводится путем организации выставок работ учащихся (куклы, декорации, маски, костюмы), премьерных показов спектаклей, тестирования учащихся.
Методы контроля:
- анкетирование;
- мониторинг результативности реализации программы в соответствии с заявленными критериями оценки;
- сбор отзывов всех участников проекта (детей, родителей, педагогов) о проведении мероприятий;
- анализ социальной активности учащихся.
Психологическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса
В процессе обучения, развития и воспитания педагог совместно с психологической службой проводит мониторинг психологического развития участников студии:
- исследование уровня тревожности учащихся;
- исследование школьной мотивации;
- исследование уровня развития образной креативности;
- исследование коммуникативных способностей;
- диагностика личностного роста учащихся;
- исследование социальной и творческой активности учащихся;
- изучение социализированности учащихся.
Внеклассная деятельность
Выступления воспитанников студии на школьных мероприятиях, показы спектаклей в детских учреждениях, театральные капустники, социальные проекты.
Родители детей являются активными участниками творческого процесса театральной студии. Взаимодействие с родителями осуществляется через:
- индивидуальную работу с родителями (беседы, творческое сотрудничество в подготовке спектаклей, изготовлении костюмов, декораций);
- повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование, обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.)
- мастер-класс для родителей;
- День Открытых дверей для родителей;
- выступление детей перед родителями на родительских собраниях;
- приглашение родителей на премьеры спектаклей;
- подготовка и распространение афиш и рекламных буклетов спектаклей.
Содержание программы
Тематическое планирование
Учебно-тематический план (на 4 года)
№ | Раздел | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
теория | практика | теория | практика | теория | практика | теория | практика | ||
1. | Основы театральной культуры | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 |
2. | Культура и техника речи | 2 | 5 | 1 | 4 | 3 | 3 | ||
3. | Театральная игра | 3 | 1 | 4 | 1 | 3 | 3 | ||
4. | Ритмопластика | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 4 | |
5. | Работа над спектаклем | 3 | 15 | 3 | 15 | 4 | 17 | 3 | 19 |
Итого | 8 | 28 | 8 | 28 | 9 | 27 | 5 | 31 |
Тематическое планирование - 1 класс
Тема | В том числе | |
Теоретические (час) | Практические (час) | |
Основы театральной культуры
2. Виды театрального искусства. |
1 |
|
1 | ||
3. Театр снаружи и изнутри (экскурсия). Мы – кукловоды. 4. Культура зрителя. Мы – зрители (игра) | 1 | |
1 | ||
Культура и техника речи 1. Речь и дыхание. | 1 | 1 |
2. Говорим правильно и четко. | 1 | 1 |
3. Скороговорки. | 2 | |
4. Творческие игры со словом. | 1 | |
Театральная игра 1. Общеразвивающие игры. 2. Игры на превращение. 3. Игры на память физических действий. | 1 1 1 | |
Ритмопластика 1. Освобождение мышц. 2. Музыка и ритм. 3. Мимика. | 1 | 1 1 1 |
Работа над спектаклем | 3 | 15 |
ИТОГО | 8 | 28 |
Тематическое планирование - 2 класс
Тема | В том числе | |
Теоретические (час) | Практические (час) | |
Основы театральной культуры 1.Особенности театрального искусства. Наш театральный коллектив (презентация). 2.Виды театрального искусства. Театры моего города (обзорная экскурсия). ТЮЗ. 3.Рождение спектакля. Театральные профессии (экскурсия в ТЮЗ). 4.Театр снаружи и изнутри. Зрительный зал. | 1 1 | 1 1 |
Культура и техника речи 1.Речь и дыхание. 2. Говорим правильно и четко. Интонация. 3.Творческие игры со словом. | 1 | 1 1 2 |
Театральная игра 1. Общеразвивающие игры. 2. Игры на превращение. 3. Игры с воображаемыми предметами. 4. Этюды. | 1 | 1 1 1 1 |
Ритмопластика 1. «Мышечный контролер» 2. Музыкально-пластические импровизации. 3. Жесты. | 1 | 1 1 1 |
Работа над спектаклем | 3 | 15 |
ИТОГО | 8 | 28 |
Тематическое планирование - 3 класс
Тема | В том числе | |
Теоретические (час) | Практические (час) | |
Основы театральной культуры 1.Особенности театрального искусства. Театр – особое искусство. 2.Виды театрального искусства. Драматический театр. 3.Рождение спектакля. Театральные профессии. 4.Театр снаружи и изнутри. Мир кулис (экскурсия за кулисы театра). | 1 1 1 | 1 |
Культура и техника речи 1.Дыхание и артикуляция. 2.Дикция и интонация. 3.Творческие игры со словом. | 1 1 1 | |
Театральная игра 1. «Круг друзей» 2. Сценическое внимание. 3. Сочинение этюдов. | 1 | 1 1 1 |
Ритмопластика 1. Мимика и пантомимика. 2. Музыкально-пластические импровизации. | 1 | 1 2 |
Работа над спектаклем (театр теней,) | 4 | 17 |
ИТОГО | 9 | 27 |
Тематическое планирование - 4 класс
Тема | В том числе | |
Теоретические (час) | Практические (час) | |
Основы театральной культуры 1. Особенности театрального искусства (презентация). 2. Виды театрального искусства. Музыкальный театр (экскурсии в драматический театр, театр оперы и балета). 3.Рождение спектакля. Спектакль глазами актера и зрителя. | 1 1 | 2 |
Культура и техника речи 1.Дыхание и артикуляция. 2.Дикция и интонация. 3.Творческие игры со словом. | 1 1 1 | |
Театральная игра 1. Сочинение этюдов. 2. Общение с партнером. 3. «Эстафета импровизаций». | 1 1 1 | |
Ритмопластика 1. Релаксация. 2. Музыкально-пластические импровизации. 3. Хореография. | 1 1 2 | |
Работа над спектаклем (драматическая постановка) | 3 | 19 |
ИТОГО | 5 | 31 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Раздел программы | Общие задачи программы | Предполагаемые результаты реализации программы | Механизмы отслеживания результатов |
1. Основы театральной культуры | - знакомить детей с театрами своего города; - знакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального искусства, с главными творцами сценического чуда (создателями спектакля); - познакомить с театральными профессиями, с устройством зрительного зала и сцены; - воспитывать культуру поведения в театре; - приобщать детей к миру искусства | - знать театры своего города; - знать театральную терминологию; - знать виды театрального искусства; - знать устройство зрительного зала, сцены, кулис; - знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; | - рефлексия с детьми; - практическая работа; - педагогическое наблюдение; - отзывы о спектаклях, экскурсиях |
2. Культура и техника речи | - развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию на материале скороговорок и стихов; - пользоваться интонациями, выражающими основные чувства (грусть, радость, удивление, таинственность, восхищение, т.п.); - тренировать три вида выдыхания; - расширять диапазон и силу звучания голоса; - учить находить ключевые слова в отдельных предложениях и выделять их голосом; - учить подбирать рифмы к заданным словам; - учить строить диалог между героями разных сказок, самостоятельно выбирая партнера; - развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев, сочинять коллективную сказку; - формировать четкую и грамотную речь | - владеть комплексом артикуляционной и дыхательной гимнастики; - уметь четко произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно, с разными интонациями; - уметь произносить на одном дыхании стихотворное четверостишие; - уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса; -уметь пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; - уметь выразительно прочитать наизусть прозаический и стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; - знать наизусть 15-20 стихотворений русских и зарубежных авторов; - уметь строить диалог с партнером на заданную тему; - уметь подобрать рифму к заданному слову | - рефлексия с детьми; - практическая работа; - педагогическое наблюдение |
3. Театральная игра | - снимать зажатость и скованность; - развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление, способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться); - импровизировать на темы знакомых сказок; - сочинять этюды по сказкам, на заданную тему | - находить оправдание заданной позе; - уметь выполнять движения соответственно логике действия персонажей; - уметь импровизировать; - уметь сочинить рассказ от имени героя; - уметь составлять диалог между сказочными героями; - уметь сочинять этюды по сказкам; - уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему | - рефлексия с детьми; - практическая работа; - педагогическое наблюдение |
4. Ритмопластика | - развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений; - упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основные группы мышц; - формировать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом; - развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми | - владеть своим телом; - уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц до полной релаксации; - уметь создавать художественные образы героев, проявляя творческие способности. - уметь равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом; - уметь согласовывать свои действия с действиями партнера | - рефлексия с детьми; - практическая работа; - педагогическое наблюдение |
5. Работа над спектаклем | - учить анализу пьесы; - учить художественному решению спектакля: определять костюмы, атрибуты, декорации; - выделять мизансцены спектакля; - проводить репетиции по эпизодам, монтировочные, генеральные репетиции; - показывать и обсуждать спектакли | - уметь запоминать заданные режиссером мизансцены; - свободно и естественно держаться при выступлении на сцене; - уметь работать в коллективе сверстников и взрослых | - рефлексия с детьми; - практическая работа; - педагогическое наблюдение; - отзывы о спектаклях, видео-, фотоматериалы |
Раздел I
Основы театральной культуры
На этих занятиях дети знакомятся с театром, его историей, овладевают профессиональной терминологией театрального искусства, осознают, что также будут играть на сцене. Рекомендуется несколько походов в театр с последующим разбором увиденного спектакля.
Данный раздел включает 5 основных тем:
I. Особенности театрального искусства:
синтетический характер;
коллективное творчество;
искусство, творящееся каждый раз заново.
Все вопросы данной темы могут быть рассмотрены во время обсуждения спектакля, в работе над пьесой. Педагог выясняет с детьми, что театр объединяет другие виды искусства – литературу, музыку, живопись, хореографию. Но главное в театре – это игра актеров.
На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, создается усилиями всех участников творческого коллектива. В отличие от произведений литературы, музыки, живописи, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии и при поддержке зрителей. Эта особенность театра будет понята детьми только при условии неоднократного повторения спектакля в присутствии разных зрителей (дошкольники, школьники, родители).
Темы занятий:
1 класс - Мир театра.
2 класс – Наш театральный коллектив.
3 класс – Театр – особое искусство.
4 класс – Особенности театрального искусства.
II. Виды театрального искусства:
- кукольный театр;
- драматический театр;
- музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл).
Темы занятий:
1 класс - Театр кукол
2 класс – Театры моего города. ТЮЗ.
3 класс – Драматический театр.
4 класс - Музыкальный театр.
III. Рождение спектакля:
- творцы сценического чуда;
- спектакль и актер;
- спектакль и зритель.
Данная тема предполагает формирование представлений о театральных профессиях, о театральном спектакле глазами актеров и глазами зрителей.
Здесь встречается много понятий и слов, которые легче усваиваются в процессе игр и этюдов. Знакомство с понятиями можно начать, предложив игру «Идем в театр» или «О чем рассказала театральная программка». Закрепить знание театральной терминологии можно с помощью игры «Волшебная корзинка». Словарь театральных терминов представлен в приложении 1.
Темы занятий:
2 класс – Театральные профессии.
3 класс – Творцы сценического чуда.
4 класс - Спектакль глазами актера и зрителя.
IV. Театр снаружи и изнутри:
- театральное здание;
- зрительный зал;
- за кулисами.
Театральное здание отличается от жилых домов и учреждений своей архитектурой. Знакомство с данной темой следует начать с экскурсии по городу и показать детям театральные здания.
Говоря об устройстве зрительного зала, следует показать детям на иллюстрациях, каким был театр в Древней Греции, и предложить построить с помощью стульев современный театральный зал.
Следует организовать экскурсию в театр – в мир кулис, чтобы дети почувствовали, что это такое, проникли в тайны театрального искусства.
Темы занятий:
1 класс - Мы – кукловоды.
2 класс – Зрительный зал.
3 класс – Мир кулис
V. Культура зрителя.
Работа над этой темой осуществляется в практической деятельности. Детям предлагаются театральные игры и этюды , например: «Покупка театрального билета», «Сегодня мы идем в театр».
Темы занятий:
1 класс – Мы – зрители.
Раздел II
Культура и техника речи
Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. На этих занятиях с помощью скороговорок и специальных упражнений отрабатывается ясная, четкая речь, дети учатся громко и отчетливо говорить со сцены и посылать звук в зрительный зал, а также выразительному чтению. Рекомендуется упражнения по технике речи проводить в начале каждой репетиции.
Все упражнения можно разделить на три вида (приложение 2):
- Дыхательные и артикуляционные упражнения.
- Дикционные и интонационные упражнения.
- Творческие игры со словом.
Упражнения и игры данной темы должны помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее. Речевые упражнения и игры рекомендуется включать в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными играми.
Прежде всего детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох. В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
С точки зрения исполнительской деятельности важно научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести по-разному: грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, надо поощрять у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций.
В раздел «Культура и техника речи» включены творческие игры со словами, которые развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми.
Скороговорки
Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки – это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах. Активизирует речевой аппарат произнесение скороговорок беззвучно, энергично шевеля губами.
Раздел III
Театральная игра
Данный раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры (этюды). Этюды – самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Работа над этюдами развивает в детях способность живо и инициативно отвечать на условия вымысла конкретными действиями. Сначала темы предлагает преподаватель, в дальнейшем дети начинают придумывать их самостоятельно.
Общеразвивающие игры
Эстетическое воспитание учащихся начальных классов средствами театра направлено на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижение данной цели необходимо развивать внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.
Общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят детей к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей к школе и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах.
Специальные театральные игры
Специальные театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. Перед педагогом стоит сложная задача – сохранить детскую непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо опираться на личный практический опыт ребенка и предоставить ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить учащихся со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Прежде всего это игры, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации.
Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами.
Общеразвивающие и специальные театральные игры представлены в приложении 3.
Этюды
Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Причем предлагаемые обстоятельства могут дополняться педагогом и включаться детьми в этюд по ходу исполнения.
Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям, например, «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Логику поведения развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого органа чувств заставляет действовать по-разному. Дети самостоятельно или с помощью педагога придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды.
Следующий этап – это сочинение этюдов по сказкам. Дети выбирают эпизод из сказки и сочиняют по нему этюд. Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этюдами, можно переходить к импровизационным играм – драматизациям по хорошо знакомым сказкам. Работа над этюдами и играми-импровизациями развивает многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнеров.
Раздел IV
Ритмопластика
Данный раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей младших школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову, поэтому детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия в данном разделе предполагают решение следующих задач:
- развитие двигательных способностей детей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости);
- развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений);
- развитие воображения (способность к пластической импровизации).
В данной программе использованы в оригинале или модифицированные упражнения и игры таких специалистов, как Л.Алексеева, В.Давыдов, М.Чистякова, С.Клубков (приложение 4).
Жесты как важное средство выразительности
Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами.
Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики. Педагог может рассказывать, вызывая нужные эмоции, подсказывать, но как можно меньше показывать, чтобы не выработать штампы, лишенные эмоциональной окраски.
Раздел V
Работа над спектаклем
Данный раздел является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
1. Знакомство с пьесой.
2. От этюдов к спектаклю.
В спектакле участвуют все дети без исключения. Желательно, чтобы не было дублеров на одну роль. Оптимальная продолжительность спектакля: 1 класс - 10 - 15 минут,
2 класс - 15 – 25 минут, 3-4 класс – до 45 минут. На следующем занятии проводится обсуждение спектакля.
Совместная творческая деятельность при создании спектакля вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. При подготовке к спектаклю следует соблюдать некоторые правила:
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
- предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для общеобразовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведений, в том числе народных и авторских сказок, которые могут быть использованы в театральной деятельности. Данная программа предоставляет педагогу возможность и даже ставит его перед необходимостью вместе с детьми варьировать состав репертуара студии. Развитие готовности к выбору – необходимое условие формирования вкуса. Умение детей на основе собственных ценностных ориентаций самостоятельно выбирать формируется в практике выбора произведений для постановки на сцене.
За учебный год каждая возрастная группа ставит 2 – 3 спектакля (в зависимости от сложности пьесы).
Этапы работы над спектаклем
- Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
Готовя инсценировки по русским народным сказкам и по авторским сказкам русских писателей, следует провести беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Это расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес.
- Деление пьесы на эпизоды.Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывают им название.
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно следует вовлекать в этот процесс всех ребят.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечая наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.
- Создание совместно с детьми и родителями эскизов декораций, костюмов.
- Работа над эпизодами пьесы. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения персонажей. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее. А педагог может наметить исполнителей, способных справиться с конкретной ролью.
- Работа над выразительностью речи и поведением на сцене (работа над ролью). Закрепление отдельных мизансцен.Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя. Нельзя навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Это приводит к запрограммированности поведения.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять.
- Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, декораций, реквизита. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или излишняя торопливость делают спектакль неинтересным для зрителей. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трех.
- Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми. Премьера является одновременно генеральной репетицией, так как до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления, поскольку ребята слишком возбуждены и не смогут оценить свои успехи и неудачи. Но на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре.
- Повторные показы спектакля. Выставка работ учащихся. Одноразовый показ спектакля интересен скорее зрителям, чем юным исполнителям. Для детей наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (фотографии, рисунки, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.
Учебно - методическое обеспечение программы «Маленькая страна»
Для полноценных занятий в театральной студии и проведения мероприятий школа располагает следующими помещениями:
- Зал – холл 2 этажа, оборудованный сценической площадкой, ширмой, зрительскими местами, а также оснащенный звуковоспроизводящим оборудованием – для проведения спектаклей, репетиций, общешкольных мероприятий и занятий.
- Помещение для занятий – хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели. Необходимо также наличие музыкального инструмента (компьютер, магнитофон, микрофон и т.д.) и аудиотехники.
- Гримерная – помещение для переодевания и подготовки к занятиям (комната релаксации).
- Декорационно-костюмерная – помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества студии (комната релаксации).
Заключение
Программа направлена на социализацию личности учащихся начальных классов. Использование предложенных образовательных технологий позволит сформировать личность младшего школьника, способную к самообразованию, находящейся в состоянии саморазвития и готовой к реализации творческого потенциала.
В основу разработки программы положены:
- концентрический принцип;
- художественно-эстетический принцип;
- принцип гуманитаризации образования;
- коммуникативно - деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Такой подход позволяет выявить природные способности ребят, снять физические и психологические зажимы, развивать у детей креативность, эмпатию, толерантность, повысить качество образования.
Программа рассматривалась на педагогическом совете школы и была рекомендована к использованию.
Список используемой литературы
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.: АРКТИ, 1998.
- Барышева Т. А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. - М.: Инфа-М., 2000.
- Богатырев В.А., Тришин В.А. Воспитание личности участников студии. – М., 1998.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
- Генералова И.А. Интегративный предмет «Театр», или Воспитание искусством.– М., 1997.
- Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. – С. 10-24.- М., 1992.
- Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М.: Просвещение, 1998.
- Дорфман Л. Эмоции в искусстве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Зарубина В.Е. Куклы. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. – М.: Учпедгиз, 1960.
- Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. - СПб., 1997.
- Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. – М.: Просвещение, 1985.
- Крутенкова А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы.
1 – 9 классы.- Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
- Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой). – Нижний Новгород – Москва, 1993.
- Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1988. – с.4.
- Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. – М.: Просвещение,1979.
- Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Немеровский А.П. Пластическая выразительность актера. – М.: Просвещение, 1976.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
- Парулина О.В. Мир игрушек и поделок. – Смоленск, 2000.
- Пикулева Н.В. Слово на ладошке. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.
- Савкова З.В. Техника звучащего слова: Методическое пособие. – М.: «ВЛАДОС», 1998.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: АРКТИ, 1995.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
- Сорокина Н.Ф.Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2002.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: «Фолио», 2000.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: «Генезис», 2004.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение,1995.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.
- Ястребова А.В., Лазоренко О.И. Хочу в школу. – М.: АРКТИ, 1999.
Список литературы
для педагогов и родителей
- Безымянная О.В. Школьный театр. – М.: Рольф, 2001.
- Богуславская Н.Е. , Кунина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург, 1997.
- Городкова Т.В., Нагибина М..И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки: популярное пособие для родителе и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Горшкова В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. – М., 1993.
- Гринберг О.Э.. Хоровод кукол. – М.: Искусство, 1985.
- Еценко В.Г. Кукольный театр в школе. – Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2001.
- Лебединский А.Л. Театр в чемодане. – М.: Искусство, 1977.
- Лосич Л.Н. Игрушки-самоделки. – Минск: Элайда, 1998.
- Мирясова В.И. Играем в театр. – М.: Гном-Пресс, 1999.
- Овдиенко Г.Г., Цаплина Л.Н. Смешное и грустное на школьной сцене. – М.: Издат-школа 2000.
- Поляк Л.Я. Театр сказок. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Смирнова Н.И. И … оживают куклы. – М.: Издательство «Детская литература», 1982.
- Сорокина Н.Ф.Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2002.
- Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов под ред. А.Б. Никитиной. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001.
- Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.
- Шихматов Л.М. Сценические этюды: Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных учебных заведений. – М., 1966.
- Юнисов М..М. Маленький театр: пьесы для домашних и школьных постановок. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003.
- Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: пособие для педагогов. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа театрального кружка "Капельки солнца"
Мои дети с удовольствием посещали театральный кружок «Капельки солнца», который я вела по разработанной мною программе. В этом маленьком школьном театре, дети сочиняли и импровизировали роли. Сами изг...
интегрированная программа театральной студии "Мини-театр"
Цель программы: развитие личности ребёнка путём интеграции содержания предмета "Литературное чтение " с содержанием занятий театральной студии.Задачи программы:-формирование духовно-ценностных ориента...
Программа Театрального Кружка "Мир фантазий"
Данная программа расчитана для детей 7 -11 лет. Я уже успешно иду по этой программе с детьми 1 класса. Дети очень заинтересованы театральными постановками, благодаря данной программе на всех без исклю...
Проект Программа театрального кружка
Внеурочная деятельность...
Программа театрально-фольклорного кружка "Ладушки" (1-ый год)
Отработав в школе 25 лет, я и не предполагала, что класс, который я набрала в 2010 году, поможет мне воплотить в жизнь давнюю мечту: организация школьного театра. 2010 год. Вновь беру первоклашек! Кто...
Дополнительная образовательная программа театрального кружка «Теремок» для учащихся 1 класса
Программа театрального кружка "Теремок" содержит пояснительную записку, учебно-тематический план 1, 2, 3 года обучения, краткое содержание тем курса, методическое обеспечение дополнительной образовате...
образовательная программа театрального творчества
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чародеи" (3 года обучения)...