Методическая разработка. Азы военной подготовки. Георгий Победоносец.
методическая разработка (3 класс)

Чувакорзин Владимир Анатольевич

В данной методической разработке знакомлю детей с жизнью и подвигами широко почитаемого на Руси святого Георгия Победоносца.Учебные вопросы, Раскрываемые на данном занятии: 

1. Житие святого Георгия.

2. Чудеса святого Георгия.

3.  Почитание святого Георгия.

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере.Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, Св. Георгий сделался любимцем    императора. Под тяжелыми пытками Георгий не отрекся от Христианской веры и принял мучительную смертьНа Руси с древних времен св. Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах великий князьЯрослав основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия (см. Юрьев монастырь) и повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября (9 декабря).

В русских землях народ почитал Георгия как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны под именем весеннего и осеннего Юрьева дня. В весенний Юрьев день крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля. Изображения святого Георгия встречаются издревле на великокняжеских монетах и печатях..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл georgiy_pobedonosets.docx187.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

«АЗБУКА ВОЕННОЙ ИСТОРИИ»

(3-ий класс)

Тема:  Георгий Победоносец.

Учебные вопросы:  

1. Житие святого Георгия.

2. Чудеса святого Георгия.

3.  Почитание святого Георгия.

Цель занятия:  познакомить воспитанников с жизнью великомученика

                         Георгия – воина и заступника русского воинства.

Время проведения: 45 мин.

Место проведения: класс.

Руководитель занятия: Чувакорзин В.А.

1. Житие святого Георгия.

              Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор. Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, Св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.http://www.somb.ru/images/stories/ethnocalendar/05-may/06-1.jpg

                                       Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор     об                                                                        

   истреблении христиан, Св. Георгий    

   воспламенился состраданием к ним.

   Предвидя, что его тоже ожидают

   страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

          После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключён в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжёлый камень.

          На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.

         Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому.

         Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.  

         Его заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах (вариант — с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором целым и невредимым.

         Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но наутро он восстал исцелённым.

         На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленные волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство.

          Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. После безрезультатных уговоров отречься и принести языческое жертвоприношение, его приговорили к смерти. В эту ночь ему во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Георгий тот час позвал слугу, который записал всё сказанное (один из апокрифов написан от лица именно этого слуги) и велел после смерти отвезти своё тело в Палестину.

          В конце мучений Георгия император Диоклетиан, спустившись в темницу, ещё раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей отречься от Христа. Георгий сказал: «Отнесите меня в храм Аполлона». И когда это было исполнено (на 8-й день), Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?» При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона крестным знамением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме.

          Взбешённые этим жрецы кинулись избивать Георгия. А прибежавшая в храм жена императора Александра бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Она была обращена в веру случившимся только что чудом. Диоклетиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!» И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху.

          Вместе с Георгием приняла мученическую смерть царица Александра Римская, супруга императора Диоклетиана.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/66/S.George01_%28rublevs_museum%29.jpg/220px-S.George01_%28rublevs_museum%29.jpg

Житийная икона св. Георгия.

В клеймах можно разглядеть различные пытки, в том числе и те, которых нет в стандартном списке — например, как его жгут в медном раскалённом докрасна быке

 

2. Чудеса святого Георгия

                                                                                        Чудо Георгия о змиеhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ed/Paolo_Uccello_047b.jpg/300px-Paolo_Uccello_047b.jpg

Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. 

Паоло Уччелло. «Битва Св. Георгия со змием»

Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием» Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом[8].

Мощиhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e8/La_tomba_di_San_Giorgio_%28Lod%2C_Israele%29_02.JPG/140px-La_tomba_di_San_Giorgio_%28Lod%2C_Israele%29_02.JPG

Гробница св. Георгия Победоносца в Лоде.

Согласно преданию, святой Георгий захоронен в городе Лод (в прошлом Лидда), в Израиле. Над его гробницей построен храм, который принадлежит Иерусалимской православной церкви. Глава святого хранится в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро.

3. Почитание святого Георгия

 Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства.  http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f9/MCB-icon13.jpg/220px-MCB-icon13.jpg

Георгий считается покровителем Воинов, земледельцев (имя Георгий происходит от греч.γεωργός — земледелец) и пастухов, а в ряде мест — путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр.

Святой Георгий с житием.

Византийская икона.

               На Руси с древних времен св. Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах великий князьЯрослав основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия (см. Юрьев монастырь) и повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября (9 декабря).

В русских землях народ почитал Георгия как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны под именем весеннего и осеннего Юрьева дня. В весенний Юрьев день крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля. Изображения святого Георгия встречаются издревле на великокняжеских монетах и печатях. 

Со времён Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIVXV веков появляющееся в московской геральдике, в народном сознании воспринималось как образ святого Георгия; в 1730 г. это было закреплено официально.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/da/Coat_of_Arms_of_Moscow.png/130px-Coat_of_Arms_of_Moscow.png

В настоящее время эта фигура в гербе Российской Федерации описывается как «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона», то есть без прямой     ссылки на св. Георгия, и изображается без нимба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История возникновения герба РФ, Георгий Победоносец.

Конспект занятия по ознакомлению младших школьников с государственной символикой. В данной работе - герб Российской Федерации....

Методические разработки занятий по подготовке детей к школе

Планы занятий по подготовке к обучению грамоте, математике, окружающему миру, творчеству....

Методическая разработка внеклассного военно- патриотического мероприятия "Был город- фронт, была блокада".

Мероприятие направлено на формирование знаний учащихся о героизме наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО КУРСУ «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Методическое пособие для подготовки к сочинению по русскому языку.Настоящее методическое пособие поможет учителю и ученику алгоритмированно выстроить сочинение по русскому языку....

Методическая разработка урока для подготовки к полугодовому тесту для 4 класса

Упражнения для подготовки к полугодовому тестированию в 4х классах...

Методическая разработка по военно-патриотическому воспитанию "Подвигу народа жить в веках"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современного общества. Детство - самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к  Родин...