МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО КУРСУ «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Методическое пособие для подготовки к сочинению по русскому языку.

Настоящее методическое пособие поможет учителю и ученику алгоритмированно выстроить сочинение по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО КУРСУ «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Алгоритм работы с текстом.

  1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи.
  2. Формулируем проблему.

Из  «Словаря литературных терминов»:  проблема - вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения.

Если текст публицистического стиля, то он выстроен по определенным законам композиции: тезис, доказательства, вывод. Поэтому особое внимание нужно обратить на начало и конец текста, на первый и последний абзацы.

В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. Следует помнить, что в тексте может быть не одна проблема, а выбрать нужно только одну и работать по ней.

Внимательно перечитайте первый абзац и сформулируйте вопрос, над которым размышляет автор. Помочь сформулировать вопрос может задание А29.

Лучше проблему формулировать в форме вопроса. Это даст возможность не уйти от проблемы. Работать от начала до конца нужно над одной проблемой (вопросом). На всех этапах работы (комментарий, позиция, аргументация, вывод) постоянно возвращайтесь к поставленному вопросу.

Если текст художественного стиля, то проблема в таком тексте сформулирована не так явно, как в публицистическом. Работать надо с текстом в целом, проблемный вопрос ставить ко всему тексту. Нужно обратить внимание на художественные детали (особенности портрета, интерьера, речи, пейзажные зарисовки и т.п.). Некоторые детали могут повторяться, на это нельзя не обратить внимания. Подумайте, дл чего автор акцентирует внимание читателя на этих подробностях, что он хочет этим сказать, о чем поразмышлять.

Определить проблему можно, отталкиваясь от позиции автора, утверждения, основной мысли текста.

Найдите абзац, в котором сформулирована основная мысль текста (основной тезис). Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.

  1. Комментируем проблему.

Комментарий:

1)– пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение;

- объяснительные примечания к текстам сочинений какого-либо автора.

2) –рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо;

- информационный материал, анализирующий, разъясняющий какие-либо события или факты общественно-политической жизни (по Современному толковому словарю).

Концепционный комментарий - это интерпретация проблемы, указание и объяснение ее актуальности. Это трудный вид комментария, т.к. очень легко увлечься и уйти от темы.

Текстуальный комментарий должен объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблем, т.е. как бы прослеживать ход авторской мысли.

Целесообразнее работать над текстуальным комментарием.

Перечитайте центральные части текста. Здесь автор размышляет, приводит свои аргументы, ссылается на авторитетные источники.

В комментарии можно указать:

-разные точки зрения на проблему, показать, с кем спорит или соглашается автор;

-что заставило автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная статья, просмотренный фильм, поездка, встреча или другие жизненные наблюдения;

-какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом;

-на какие авторитетные мнения ссылается.

При написании комментария следует обращать внимание на диалоги, используемые в тексте, на впечатления, описанные автором, на его переживания, чувства, цитаты.

Комментарий должен содержать рассуждение, пояснительные замечания, толкование проблемы. Главное - чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.

Проверьте, соответствует ли ваш комментарий поставленному вопросу.

4.Формулируем позицию автора.

Позиция автора - это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль.

Перечитайте текст, найдите ответ на поставленный вами вопрос. Обратите внимание на последний абзац текста или несколько последних предложений. Возможно, именно там можно найти авторское отношение к поставленной проблеме. Сформулируйте авторскую позицию своими словами, подтвердив цитатой из текста.

Обратите внимание! Особую трудность представляет художественный текст с использованием диалога. В нем может быть противопоставлено несколько мнений и авторская позиция не столь явно выражена. Она может совпадать с позицией одного из героев, а может отличаться от всех утверждений, данных в диалогах. Выявить ее можно, сопоставляя идеи, анализируя сюжет и художественные детали.

5.Выражаем свое отношение к проблеме.

Необходимо выразить свое мнение по данной проблеме, соглашаясь или оспаривая (частично или полностью), ее.

Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос. От точности формулировки, расставленных смысловых акцентов будет зависеть аргументация.

6.Приводим аргументы.

Аргумент – причина, доказательство, убеждение, довод. (В.И.Даль).

Смысл аргументации в том, чтобы показать важность, актуальность, ценность высказываемых идей.

Виды аргументов (по Сениной Н.А., Нарушевич А.Г.):

-логические (рациональные)- это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (научные аксиомы, законы природы, статистические данные, реальные факты, положения официальных документов);

- иллюстративные (примеры из жизни и литературы, предположительные примеры);

-ссылки на авторитет (мнения выдающихся людей, цитаты из авторитетных источников).

Правильность собственной позиции доказывается определенными примерами. Аргументов должно быть два. Одно доказательство можно взять из произведений художественной литературы. В качестве другого аргумента лучше использовать интересные факты общественной жизни, политики, истории, искусства, биографии известных людей.

7. Работаем над заключением.

Заключение - последняя часть работы. Здесь еще раз необходимо вернуться к поставленной проблеме (перечитайте проблемный вопрос) и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по проведению минуток чистописания на уроках русского языка в 1-4 классах по ОС Школа 2100

Методика использования пособия по чистописанию М. А. Яковлевой , конспекты уроков уроков, упражнения для развития мелкой моторики, для языковой разминки....

Методическая разработка мероприятия КВН юных филологов 2 класс (русский язык)

Тема мероприятия: КВН юных филологов.(в рамках предметной недели  русского языка  в начальной школе).Участники: учащиеся 2 класса....

Авторская методическая разработка по использованию интерактивного материала на уроках русского языка во 2 классе

Авторская методическая разработка по использованию интерактивного материала на уроках русского языка во 2 классе...

Методическая разработка " Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка на правописание парных согласных"

Игры и упражнения направлены на отработку орфограммы на правописание парных согласных в слабой позиции....

Методическая разработка в помощь учителю начальных классов по русскому языку "Сравниваем имя существительное и имя прилагательное"

Данная  разработка  по  программе "Гармония"  даст  учителю  возможность  спланировать  урок в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическая разработка "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс

Методическая разработка "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс знакомит с приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах....