Внеурочная деятельность "Мир профессий"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района
Хабаровского края
«Рассмотрено» На заседании МС Протокол № 1 от августа 2020г. | «Рассмотрено» На заседании педагогического совета Протокол № 1 от августа 2020г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ СОШ №1 с. Троицкое
_______________/ Сафронова Е.Н./ Приказ № от сентября 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Лялиной Полины Игоревны
учителя начальных классов
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
МИР ПРОФЕССИЙ
для обучающихся 1-4 классов
2019 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.
Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Курс «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности начального общего образования. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития, на основе программы развивающего курса «Мир профессий», авторы Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер основываются на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа».
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
– расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
– расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
– активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
– воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
– расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
– воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.Регулятивные УУД:
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Содержание программы. Общая характеристика программы.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Программа состоит из четырёх частей
«Труд в жизни человека» (1 класс);
«Профессии наших родителей» (2 класс);
«Мир профессий» (3 класс);
«Я в мире профессий» (4 класс).
Место программы
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мир профессий» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Данная программа рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. в год, 2 – 4 классы – 34 ч. в год.
Формы контроля:
- Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
- По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать»
Форма проведения
Очная, дистанционная.
Тематическое планирование
(1 класс - 33 часа)
Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе:
- формирование у младших школьников общих представлений о роли труда в жизни людей;
- расширение знаний о производственной деятельности людей;
- воспитание уважения к людям труда.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
Профессии, связанные с природой. | ||||
1 | Путешествие в мир профессий сельского хозяйства | 1 | 1 | |
2 | У бабушки в деревне | 1 | 1 | |
3 | Ловись рыбка | 1 | 1 | |
4 | Труженики леса | 1 | 1 | |
5 | Хлеб – всему голова | 1 | 1 | |
6 | Профессия овощевод | 1 | 1 | |
7 | Знакомьтесь. агроном | 1 | 1 | |
8 | Профессия цветовод | 1 | 1 | |
9 | Все работы хороши, выбирай на вкус | 1 | 1 | |
Профессии наших мам. | ||||
10 | В магазине | 1 | 1 | |
11 | В библиотеке | 1 | 1 | |
12 | Весёлая портняжка | 1 | 1 | |
13 | Расти здоровым | 1 | 1 | |
14 | Я в учителя пойду | 1 | 1 | |
15 | Кухонный переполох | 1 | 1 | |
16 | Причёски такие разные | 1 | 1 | |
17 | Профессии наших мам. Кем быть? | 1 | 1 | |
Профессии наших пап. | ||||
18 | Строим дом | 1 | 1 | |
19 | У кого мастерок, у кого молоток | 1 | 1 | |
20 | Весёлый мастерок | 1 | 1 | |
21 | Профессия водитель | 1 | 1 | |
22 | Осторожно огонь | 1 | 1 | |
23 | Я б в спасатели пошёл пусть меня научат | 1 | 1 | |
24 | Профессия шахтёр | 1 | 1 | |
25 | Все профессии нужны, все профессии важны | 1 | 1 | |
Профессии, связанные с путешествиями. | ||||
26 | Куда уходят поезда | 1 | 1 | |
27 | Высоко в облаках | 1 | 1 | |
28 | Космическое путешествие | 1 | 1 | |
29 | Морское путешествие | 1 | 1 | |
30 | На арене цирка | 1 | 1 | |
31 | Профессии наших родителей | 1 | 1 | |
32 | Кем быть? Каким быть? | 1 | 1 | |
33 | Профессиоведческий турнир | 1 | 1 |
Тематическое планирование
(2 класс-34 часа)
Цель: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |||||
теория | практика | |||||||
Профессии, связанные с природой. | ||||||||
1-2 | Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих профессий» | 2 | 1 | 1 | ||||
3-4 | Садовник, дворник. | 2 | 1 | 1 | ||||
5 | Мастер-цветовод | 1 | 1 | |||||
6-7 | Профессия продавец | 2 | 1 | 1 | ||||
8-9 | Почтальон | 2 | 1 | 1 | ||||
Профессии, которые нас охраняют. | ||||||||
10 | Охранник | 1 | 1 | |||||
11 | Полицейский | 1 | 1 | |||||
12 | Пожарный | 1 | 1 | |||||
13 | Военный | 1 | 1 | |||||
14 | Профессия «Следователь» | 1 | 1 | |||||
15 | Следствие ведут второклассники! | 1 | 1 | |||||
16 | Разведчик | 1 | 1 | |||||
17 | Летчик | 1 | 1 | |||||
18 | Водолаз | 1 | 1 | |||||
Профессии, которые нас лечат. | ||||||||
19-20 | Врач скорой помощи | 2 | 1 | 1 | ||||
20-21 | Детский врач - педиатр | 2 | 1 | 1 | ||||
22-23 | Зубной врач | 2 | 1 | 1 | ||||
24-25 | Кто лечит наши глаза | 2 | 1 | 1 | ||||
Профессии в школе. | ||||||||
26-27 | Профессия – учитель. | 2 | 1 | 1 | ||||
28-29 | Профессия - воспитатель | 2 | 1 | 1 | ||||
30-31 | Как помогает логопед | 2 | 1 | 1 | ||||
32-33 | Профессия - библиотекарь | 2 | 1 | 1 | ||||
34 | Создание странички портфолио – «Труд в почете любой» | 1 | 1 |
Тематическое планирование
(3 класс-34 часа)
Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: знакомство школьников с профессиями окружающих людей (родителей, знакомых), расширение их представлений о разных профессиях.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1-2 | Представление о труде взрослых. | 2 | 1 | 1 |
3-4 | Вот у Коли, например, мама – милиционер. | 2 | 1 | 1 |
5 | «Мама – лётчик? Что ж такого?» | 1 | 1 | |
6-7 | Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии. | 2 | 1 | 1 |
8-9 | Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы» | 2 | 1 | 1 |
10-11 | Кем работают мои родные? | 2 | 1 | 1 |
12-13 | Кем работают(ли) бабушки и дедушки | 2 | 1 | 1 |
14-15 | Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». | 2 | 1 | 1 |
16-17 | Исследование трудовой истории моей семьи. Оформление страницы портфолио. | 2 | 1 | 1 |
18-19 | Семейные династии | 2 | 1 | 1 |
20-21 | Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии» | 2 | 1 | 1 |
22-23 | Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. | 2 | 1 | 1 |
24 | Как рождаются новые профессии. | 1 | 1 | |
25 | Исчезают ли профессии? | 1 | 1 | |
26-27 | Как приобрести профессию? «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» | 2 | 1 | 1 |
28-29 | Сложности выбора профессии. Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! В.Маяковский «Кем быть?» | 2 | 1 | 1 |
30 | Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?» | 1 | 1 | |
31-34 | Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!» | 4 | 1 | 3 |
Тематическое планирование
(4 класс-34 часа)
Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе
- обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда;
- расширять и углублять представления о различных профессиях.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | В гостях у своего «Я». | 1 | 1 | |
2 | Мое «Я» в гостях у других «Я» | 1 | 1 | |
3 | Великая радость – работа | 1 | 1 | |
4-5 | « Быть нужным людям…» | 2 | 1 | 1 |
6 | Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия» | 1 | 1 | |
7-8 | Характер и выбор профессии | 2 | 1 | 1 |
9-10 | Правила выбора профессии | 2 | 1 | 1 |
11-12 | Творческий проект «Моя будущая профессия» | 2 | 2 | |
13-14 | Представление о себе и проблема выбора профессии | 2 | 1 | 1 |
15 | «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») | 1 | 1 | |
16-17 | Как готовить себя к будущей профессии | 2 | 2 | |
18-19 | Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?» | 2 | 2 | |
20-21 | Сочинение « … - это призвание!» | 2 | 1 | 1 |
22-23 | Профессии без которых не обойтись. | 2 | 1 | 1 |
24-25 | Исследование «Необычная творческая профессия» | 2 | 1 | 1 |
26-27 | Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий» | 2 | 1 | 1 |
28-29 | Проект « Я и мир профессий» | 2 | 1 | 1 |
30-31 | «Мое профессиональное протфолио» | 2 | 1 | 1 |
32-33 | Защита «Профессионального портфолио» | 2 | 2 | |
34 | Итоговая конференция «Мир профессий» | 1 | 1 |
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, представленный в таблице (таблица 1)
Таблица 1 | |||||||||||||||
Критерии | Показатели | Методики | |||||||||||||
диагностики | |||||||||||||||
Когнитивный | 1.Знания о труде. | Тестирование | |||||||||||||
знания | учащихся | о | 2.Понимание | значения | труда | для | (Тесты | «Зачем | |||||||
труде, | о | мире | жизни общества | и | каждого | нужен труд?», | |||||||||
профессий | человека. | «Какая | это | ||||||||||||
3.Знания об основных профессиях, | профессия?») | ||||||||||||||
их особенностях. | |||||||||||||||
сознания | |||||||||||||||
Мотивационно- | 1.Отношение к труду и людям | Наблюдение | |||||||||||||
личностный | труда | Методика | |||||||||||||
отношение | к труду, | 2. | Интерес | к | трудовой | и | «Продолжи | ||||||||
интерес к профессиям, | профессиональной деятельности. | предложение» | |||||||||||||
желание | овладеть | 3. Желание овладеть какой-либо | Беседа | «Кем | |||||||||||
какой-либо | профессией. | быть?» | |||||||||||||
профессиональной | |||||||||||||||
деятельностью | |||||||||||||||
Поведенческий | 1.Навыки трудовой деятельности. | Наблюдение. | |||||||||||||
Навыки | трудовой | 2.Проявлегие | трудолюбия, | Анализ | |||||||||||
деятельности, | старательности. | продуктов | |||||||||||||
ответственность, | 3.Добросовестность, | активность, | трудовой | ||||||||||||
дисциплинированность, | ответственность в учебном труде. | деятельности. | |||||||||||||
самостоятельность | в | ||||||||||||||
труде | |||||||||||||||
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Методическое обеспечение программы.
Литература для учителя:
1. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Издательство «БАРО-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2008 г.
Дополнительно:
- Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности. А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Л.И. Божович. – М., 1968.
- Дмитриев, Ю. Соседи по планете. Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.
- Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Программа с методическими рекомендациями для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия» (2011)
- Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах Учебное пособие.
А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
- Загребина, Г.В. Давай устроим праздник. Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003.
- Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? Учеб. пособие для преподавателей. Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
- Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы. Учебное пособие. А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.
- Левитан, Е.П. Малышам о звёздах и планетах. Е.П. Левитан. - М.; «Педагогика-Пресс», 1981.
- Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей. Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
- Психология развивающейся личности. сост. А.В. Петровский. – М., 1987.
- Разумихина. Г. Будь, пожалуйста, счастлив! Г. Разумихина. – М., 1990.
- Федин. С. Игры в пути. Учебное пособие. С. Федин. - М.; 2000.
- Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте . А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993.
- Яровая , Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс Л. Н. Яровая, О.Е. Жиренко. - М: «Вако», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Мир профессий" в 1 классе по теме "Взаимосвязь профессий"
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе. Занятие является обобщающим и раскрывает сущность взаимосвязи профессий.Занятие заставляет учащихся задуматься о ценности вещи, о бережном отнош...
Программа внеурочной деятельности "Все профессии нужны, все профессии важны"
Сроки реализации программы 33 чВозраст детей: 7-8 лет (1 класс)Направление: социальноеВид: модифицированная...
"Профессии – Букваренок -Заниматика" внеурочная деятельность 1 класс "Мир профессий"
"Профессии – Букваренок -Заниматика" занятие разработано для внеурочной деятельности "Общеинтеллектуальное направление "1 класс курс "Мир профессий".Содержание определяется возрастными осо...
Внеурочное занятие "Профессии людей"
Внеурочное занятие "Профессии людей"...
Внеурочное мероприятие с краеведческим материалом «Профессии людей моего края: профессии бабушек и дедушек, профессии современности, профессии будущего.»
Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие пр...
Путешествие в мир профессий. Конспект занятия по внеурочной деятельности "Профессия "Адвокат"
Путешествие в мир профессий. Конспект занятия по внеурочной деятельности "Профессия "Адвокат"...
Методическая разработка внеурочного занятия "Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера"
Представлена методическая разработка внеурочного занятия «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера»Цель занятия: сформировать представления о профессии парикмахера (...