Как человек придумал упряжь?
методическая разработка (4 класс)

Спиридонова Валентина Александровна

история одного экспоната

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_chelovek_pridumal_upryazh.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

     В школьном музее нашей школы  экспозиций.  В ннх  представлены предметы утвари, орудия труда, одежда наших предков. Есть экспозиции, посвященные истории села, истории школы, истории семейского хора. Большое место занимают материалы и экспонаты, посвященные Великой Отечественной Войне.

 Меня всегда привлекала мини - экспозиция «Конская упряжь». Предметы упряжи были собраны и подарены в музей семьей Спиридоновых в 2010году.

Вплоть до VIII века н.э. единственным видом упряжи был подшеек — ремень, охватывающий шею лошади. Пользоваться им было неудобно, потому что при малейшем усилии подшеек начинал душить лошадь. Всадник даже рисковал задушить свою лошадь, пуская ее галопом. Понятно, что за подшеек лошадь нельзя было запрягать в повозку. Отсутствие упряжи, позволявшей перевозить тяжелые грузы, сказывалось и на экономике. Так, Древний Рим всецело зависел от зерна, которое привозили из Египта на кораблях. Без него римлянам грозил голод. А все дело было в том, что в те времена не существовало упряжи, с помощью которой можно было запрячь лошадей в повозки, чтобы перевозить зерно по дорогам. Примерно в IV столетии до н.э китайцам удалось изобрести достаточно удобную упряжь. Это был хомут, который надевался поперек груди животного. С помощью кожаных ремней-постромок он соединялся с оглоблями. Вскоре его заменила кожаная упряжь, целиком состоящая из ремней. Шею лошади больше не стягивал ремень, потому что основная нагрузка приходилась на грудь и ключицы. Но наиболее удобным и эффективным оказался мягкий хомут, обхватывавший грудь лошади. Было установлено, что лошадь в такой упряжи могла везти груз весом в полторы тонны. Ученые установили, что изобретению упряжи в Китае помогли две причины. Во-первых, необходимость перевозить грузы по вязкому песку. Понятно, что лошади в упряжи с подшейком делали это с большим трудом. Кроме того, лошади использовались и для перевозки грузов по реке, где шейный ремень также был неприменим. Вот почему хомутовая упряжь получила наибольшее распространение именно в Китае. Она широко употреблялась уже в I веке до н.э., т.е. на тысячу лет раньше, чем в Европе.

Через некоторое время был предложен еще более простой вид хомутовой упряжи: постромки стали прикреплять непосредственно к повозке. В таком виде этой упряжью пользуются и сейчас во всем мире.

  Конская упряжь — разновидность упряжи, совокупность приспособлений, обеспечивающих возможность управления лошадью. Подразделяются на одноконную и пароконную, дуговую и бездуговую.  

Предметы одноконной дуговой упряжи:

  1. Уздечка с удилами и поводьями - часть конской сбруя, надеваемая на голову лошади, которая служит для управления лошадью. Узда состоит из подбородного ремня, налобника, затылочного ремня,щёчного ремня, носового ремня, щётки, подчелюстного ремня,  повода  и удила. Удила – это железные защёлки, которые вкладывают в рот лошади. Узда без удилов называется недоуздок или хакамора. При помощи недоуздка лошадь прикрепляется к привязи. Узда крепится к дуге при помощи железного кольца- зги.
  2.  Дуга – деревянная, согнутая крутым лучком тугая распорка, которая располагается между оглоблями, укрепляется взахлёст гужами, после чего клешни хомута стягиваются под шеей лошади супонью. Дуга изготавливалась из молодой берёзы, которую гнут на специальном станке, стягивают по краям деревянной плашкой, чтобы дуга при сушке не выпрямлялась. Обычно это делалось весной. На нашей дуге заметны волокна берёзы. Верху дуги находится кольцо (зга) в которое продевается повода узды, чтобы лошадь не отпускала голову вниз. На концах дуги вырезаются канавки, в которые влаживаются оглобли. Дуга служит для соединения хомута с повозкой при помощи оглобли.
  3. Хомут с гужами и супонью – часть конской упряжи, которая служит для соединения упряжи с повозкой. Хомут состоит из деревянных клешней, которые соединены между собой мягкой  изогнутой подушкой (хомутиной). Хомут надевается на шею лошади,к нему крепится шлея.
  4. Шлея состоит из ремней, которые надеваются на туловище лошади и служат для удерживания всей сбруи при спуске с горы.
  5.   Вожжи – это верёвка или ремень пристегиваемая кляпом или пряжкой к удилам узды запряжённой лошади и служат для управления лошадью.
  6. Седёлка с подпругой - мягкая подушка с деревянными колодками, которая служит для стягивания и удерживания всей упряжи. Седёлка надевается на спину и перетягивается подпругой под животом лошади. Через седёлку продевается чересседельник, которым удерживается в правильном положении, хомут. Им можно регулировать угол подъёма хомута (в гору и с горы). В этом чересседельнику помогает подбрюшник, который находится под грудью лошади. Подбрюшник прикрепляется к оглоблям с одной стороны петлёй, а с другой застёжкой для регулировки. Эти элементы предотвращают набои и ссадины, которые может получить лошадь при неправильной  запряжке.

Еще одним экспонатом моей экспозиции является старинное деревянное колесо от телеги. Оно изготовлено из сухой березы, которую пропитывали смолой, что бы в процессе езды, при намокании, колесо не рассыхалось  и нее гнило. Вот почему это колесо хорошо сохранилось.

Колесо состоит из: турбицы, внутри которой есть металлические втулки, в которые вставлялась ось. Сверху располагались металлические обручи, которые стягивали элементы ступицы. От ступицы идут спицы, которые скрепляются корнями. Корни обтягивались раскаленным шиновым  обручем. Все скрепляется коваными гвоздями.

Телега на таких колесах хорошо проезжала по песку, вязкой глине, потому что они узкие.

 Еще одним предметом, относящимся к лошади является подкова. Подкова защищает копыто лошади от набоев, порезов. Среди обычных подков, которыми в большинстве случаев подковывают лошадь, различают переднюю и заднюю подкову.

У всех подков мы различаем: верхнюю и нижнюю опорную поверхность, наружный и внутренний край, внешнюю и внутреннюю кромку и зацепную часть. Для лучшего сцепления с дорогой, на подковы прикрепляют шипы, которые по мере стирания заменяют другими. Подковы прикрепляют к копыту при помощи специальных гвоздей.

Найти подкову на дороге, найти счастье в доме. Поэтому на ворота многих домов прибиты подковы.

        












































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Кто придумал бутерброд?

это проект о происхождении слова и о правильном питании...

Проект "Кто придумал коньки?"

Данную работу можно использовать на уроках окружающий мир, классных часах....

Сказки, которые придумали дети

Творческие работы учащихся по чтению...

Кто придумал Новый Год?

Интересные сведения детям про Новый Год....

Классный час с презентацией "Зачем человек придумал электричество?"

слово «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО» произошло от греческого слова «ЭЛЕКТРОН». А означает это слово «ЯНТАРЬ»- Ещё в 600 году до нашей эры греки знали, что если потереть янтарь, то он способен притягивать к себе мале...

МАСТЕРСКАЯ "Придумай животное"

Мастерская — это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает твор­ческую атмосферу, психологический комфорт, способ­ствует росту личности учителя и ученика, дарит ...

Родительское собрание на тему «Придумай будущее своего ребенка».

Выбор профессии – задача не из легких даже для  взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении прос...