Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника
статья по теме
Предварительный просмотр:
Взаимодействие школы и семьи
в воспитании личности сельского школьника
Известно, что семья играет особо значимую роль в жизни человека, его защите, развитии, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Являясь важнейшим элементом социальной структуры, она выступает посредником между индивидом и обществом; она поддерживает баланс семейных и общественных интересов посредством естественного регулирования.
В семье заключён мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений, воспроизводства рабочей силы; она способствует нивелированию социальных противоречий и напряжённости. Государство заинтересовано в семье активно действующий, способной вырабатывать и осуществлять собственную жизненную стратегию, обеспечивать не только своё выживание, но и развитие. Мы понимаем, что именно такая семья является важнейшим фактором укрепления общества и гражданства. Но, проживая в сельской местности, видим, что переживаемое сегодня многими сельскими семьями ухудшение социально-экономического положения приводит к дестабилизации супружества и межличностных отношений, конфликтности, вызывает депрессивные состояния, чувство неудовлетворённости настоящим положением дел. Как учителей, нас беспокоит, что дестабилизированная семья не в состояние полноценности и качественно выполнять свои экономические, социальные, воспитательные функции.
На протяжении многих десятилетий учителя, как в России, так и за рубежом, налаживают сотрудничество с семьями учащихся. Новая образовательная идеология ещё более ориентирована на взаимодействие с семьёй. Одна из важнейших задач современных педагогов – построить процесс обучения по- новому, принципиально повысив в нем роль родителей и семьи, что ориентирует на качественно новый результат.
Отношения взрослых (педагог, родитель) и детей предполагаются на основе взаимопонимания и взаимовосприятия, при которых каждый приобретает право на проявление индивидуальности, свободу самовыражения. Получивший распространение личностный подход ориентирует педагогов на уникальность ребенка, самоактуализацию его способностей и потенциальных возможностей, развитие духовных сил – интеллектуальных, эмоциональных и волевых. Гуманистическая система ценностей, составляющая основу личностно ориентированного подхода, создает благоприятные условия для полноценного развития ребенка, так как обеспечивает дошкольнику и младшему школьнику чувство психологической защищенности и доверия к окружающему миру.
Проблема взаимодействия школы и семьи выросла из традиционной идеи, обозначаемой в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями», из ценностно-нейтральной формулировки «семья и школа». Однако наш мир меняется, а с ним меняются и взаимоотношения всех социальных институтов. Современная образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами педагогического процесса, в ст.52 Закона РФ «Об образовании» на них возложена ответственность за качество воспитания своих детей. У учителей сельских школ эта ситуация порождает вопросы: готова ли школа помочь родителям в этом сложном деле? Сумеют ли они как специалисты тактично и грамотно направить заинтересованность родителей в нужное русло? Способна ли сельская школа выстроить такую систему педагогического взаимодействия, которая перерастет в эффективное сотрудничество?
Демографическая ситуация в Российской Федерации в целом остается неблагоприятной, и это в первую очередь отражается в сельской местности: уменьшился количественный состав дошкольников и младших школьников. Например, в настоящее время в нашей начальной школе обучается 58 учащихся, и если 10лет назад в классе было до 30 учащихся, то в данный момент наполняемость до 15 человек. Реже встречаются многодетные семьи, у нас это 6 семей, имеющих по 3 ребёнка, преимущественно в семье воспитают одного ребёнка. Хотя по нашим наблюдениям, дети, воспитывающиеся в многодетных семьях, гораздо милосерднее, отзывчивее, внимательнее.
Ещё одна проблема не обошла стороной сельские школы – отток интеллектуально развитых семей из сельской местности в город. На селе остаются родители с неполным средним образованием, встречаются родители, не получившие средне - профессионального образования. Эти родители не нацеливают своего ребёнка на получение достойного образования, ссылаясь на нехватку средств.
На воспитательный потенциал сельской семьи оказывают влияние значительные масштабы социального расселения, утрата многих нравственных ориентиров и ценностей. Уклад жизни сельских семей и городских кардинально отличается друг от друга. В селе после продолжительного рабочего дня родители продолжают трудиться на своих приусадебных участках, выращивать скот. Времени на помощь в обучении детей практически нет, дети предоставлены сами себе.
Большой проблемой на селе стало отсутствие рабочих мест, и поэтому главе семьи, отцу, зачастую приходится оставлять семью, а иногда и два родителя уезжают на заработки, оставляя детей на бабушек.
В сельской местности дети часто лишены возможности посещать музыкальные, спортивные школы; у родителей нет времени и возможности возить их в город.
Мы полагаем, что сельским школам выделяется мало средств, частные предприниматели не заинтересованы вкладывать средства в образовательные учреждения, а родители из-за низких зарплат не могут оказать должной помощи школе.
Осознавая эти проблемы, Краснодонецкая СОШ Белокалитвинского района пытается налаживать сотрудничество с семьями детей станицы. Остановимся на некоторых примерах из опыта работы учителей классов нашей школы.
Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны; это родительские собрания, посещение уроков, участие в подготовке и проведении праздников, организации экскурсий.
Так как наша начальная школа находится в отдельном здании от основной школы, то в основном здании систематически оформляются выставки ученических тетрадей, дневников, поделок и рисунков. Мы заботимся, чтобы родители знали: их ждут в школе, рады встрече с ними. Просматривая работы учеников, родители отмечают лучшие из них, сравнивают работу своего ребенка с другими работами.
Мы стараемся проводить родительские собрания живо, интересно, чтобы, уходя с родительских собраний, дружеских встреч, родители имели искорку надежды, что вместе мы можем сделать многое.
Мы глубоко убеждены, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями.
Особенно хочется отметить работу членов родительского комитета в подготовке и проведении различных праздников. Праздники – это не только развлечения для школьников, но и возможность подняться на более высокие ступеньки знаний, проявить свои способности. Но, к сожалению, отметим, что активных родителей мало, состав родительского комитета часто постоянен.
Мы уделяем большое внимание детско-родительским отношениям, возобновлению внутрисемейных традиций межпоколенного общения. Традиционно в нашей школе проводятся торжественные линейки, КТД, праздники, часы интересного общения с замечательными людьми; так, проводились КТД «Моя родословная», где составлялось генеалогическое древо семей, показывались реликвии семей – это шкатулки, украшения, иконы, фотографии, которым более века. В ноябре на базе школы проводится районный семинар по правовому воспитанию. Начальная школа готовит праздник «Семейный очаг», где главные герои – семья, дети, их родители. На нем дети узнают о хобби семей, их традициях, увлечениях, что, конечно, будет способствовать сближению детей, родителей, педагогов.
Учителя начальных классов проводят работу по взаимодействию детей во внеурочное время. В школе организован танцевальный кружок «Танцуем вместе». При подготовке танцев к празднику родители больше внимания уделяют ребенку, шьют костюмы, придумывают прически, макияж. В танцах участвуют и девочки, и мальчики. Традиционным стал вальс для выпускников четвертого класса.
Наша школа одна из немногих, которой выделен руководитель кружка по бисероплетению из районного дома творчества. Родители заинтересованы в посещении кружка детьми, выделяют средства для приобретения бисера. Многие дети посещают кружок вышивания; это служит сохранению и возрождению народного творчества. Преподаватели и родители рады этому занятию.
Начальная школа тесно сотрудничает с работниками сельского дома культуры: дети принимают участие в концертных программах каждого сельского праздника, где родители с гордостью наблюдают за успехами своего ребенка.
В школе возобновляется тимуровская работа. Для людей старшего поколения проводятся праздники (День пожилого человека), оказывается помощь на дому, особенно ветеранам труда, участникам ВОВ, труженикам тыла. Возлагаем с детьми цветы на могилы воинам ВОВ, погибшим участникам Афганской войны. Принимаем участие в митингах, посвященных дню освобождения станицы от немецких оккупантов, ко дню Победы. Все эти мероприятия воспитывают почтительное отношение к людям старшего поколения. Организовываются интересные встречи с людьми, часто это родители наших детей. У нас побывали – медсестра, шоферы, пекари, животноводы, полеводы. Они рассказали много необычного и удивительного о себе и своей работе. Наши дети были на экскурсии на хлебопекарне, на ферме, в мастерских по ремонту техники, на току, где воочию наблюдали работу людей этих профессий.
Обучаясь в Каменск – Шахтинском филиале ЮФУ по специальности «Педагогика и методика начального образования», уже на 4курсе (выпускном) мы обратили внимание, что особенности обучения в сельских школах отдельно не рассматриваются. Учителя приобретают опыт решения проблем стихийно, в том числе и в вопросах взаимодействия с семьей.
Мы выражаем уверенность, что семена добра, мудрости и знаний, которые мы сеем вместе с родителями в сердцах наших детей, дадут благодатные всходы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника
Взаимодействие школы и семьив воспитании личности сельского школьника...
Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника
Взаимодействие школы и семьив воспитании личности сельского школьника...
"Взаимодействие школы и семьи в воспитании творческой личности".Сообщение на МО учителей начальных классов.
Что такое творчество, творческая деятельность. Какие качества нужно развивать в ребёнке, чтобы проявился его творческий потенциал. Что способствует развитию творческой личности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
статья о совместной работе классного руководителя с родителями в деле воспитания младшего школьника...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В этой презентации говориться о роли взаимодействия семьи и школы в очень важном сегодня направлении воспитательной работы - духовно-нравственном. В ней показаны основные формы и методы работы, ...
Презентация "Взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников"
Данный материал содержит статью и презентацию по теме: "Взаимодействие школы и семьи в духовно-нравсткенном воспитании младших школьников"...
«Взаимодействие школы и семьи – основа воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе»
Воспитательная работа в сельской школе - это возможность тесной связи с родителями, опора на народные традиции, близость к природе. Я считаю, что приоритетная роль в воспитании подрастающего поколения...