Рабочая программа ВНД. "Экологический клуб", 3-4 классы
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Рабочая программа по ВНД "Экологический клуб" для 3-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_klub._3-4_klass.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально - исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

На наш взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

 Программа  «Экологический клуб»  основывается на принципах:

         Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного  процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

         Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

        Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

         Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной,  внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

        Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.  

        Новизна программы «Экологический клуб» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде. 

         Цели  программы  «Экологический клуб»:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

        Задачи программы:

Обучающие:

-  расширять представления об окружающем мире;

-  формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать  ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы;

Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб» соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 9-11 лет (3-4 класс).

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

  1. русский язык;
  2. литературное чтение;
  3. окружающий мир;
  4. технология;
  5. изобразительное искусство.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, учреждения дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, промышленные предприятия города, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии. 

 Содержание программы «Экологический клуб» предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через  беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

 Программа «Экологический клуб» относится  к  духовно-нравственному направлению,  рассчитана на 2 года занятий, объемом в 68 часов, 1 час в неделю.

Класс

Кол-во часов

3 класс

34часа

4 класс

34часа

 

 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

 Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя школа №8». Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

В программе  «Экологический клуб» описаны  требования к обучающимся по годам обучения.

К концу третьего года обучения школьники должны знать:

 1.Реальные местные экологические условия.

 2. Способы охраны природы

3.Некоторые охраняемые растения и животные Крымской области

К концу третьего года обучения школьники должны уметь:

1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить

2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке

3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования

К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:

1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы

2.Нравственные и правовые принципы природопользования

3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края

К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:

1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах

2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе

3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении

  К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Первый уровень результатов освоения программы будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для  обучающихся 3-4 классов, презентации экологических проектов на микроучастке школы.

 Программа «Экологический клуб» способствует формированию у  младших школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к  малой родине;
  • неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты,  творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Содержание программы

  1. Выясняем что такое экология (2 часа)

Организм и окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.

Разъяснение сущности и значения экологии.

  1. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения.(3 часа)

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей и других животных). Использование с этой целью атласа-определителя «От земли до неба»

Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.

  1. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение.

Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-апполон, утка-мандаринка, снежный барс.

Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и.т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны.

  1. Изучаем способы охраны природы.(2 часа)

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники,  национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.

Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками).

  1. Выясняем роль неживой природы в жизни живого (3 часа).

Солнце как источник тепла и света для живых существ.

Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.

Светолюбивые и теневыносливые растения. Роль света в жизни животных.

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.

  1. Открываем жизнь в почве (1 час)

Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

  1. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы (4 часа)

Многообразие растений: знакомство с интересными представителями изученных на уроках групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плавунами.

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные (речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

  1. Изучаем экологические связи в живой природе (4 часа)

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса («Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривать на примере дубового леса и других примерах по усмотрению учителя).

Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни дубового леса: жёлуди дуба - лесные мыши- сова).

Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковина улитки, сходство мух-осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи и другие примеры).

  1. Знакомство с охраняемыми растениями и животными (5 часов)

Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.

Охраняемые животные: бабочка «мёртвая голова», жук-красотел, орёл-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.   Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны.

 История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.

Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (знакомство с3-4 конкретными ботаническими садами и зоопарками нашей страны и мира).

  1. Мастерим домики для птиц  (1 час)

Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

  1. Учимся передавать свои знания другим ребятам (3 часа)

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых.

Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.

Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.

  1. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека (2 часа)

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т.д.).

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры,  направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (очистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных без применения опасных веществ, и т.д.).

  1. Обсуждаем примеры экологических катастроф (2 часа)

Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Исключение загрязненного района из использования как места отдыха людей.  Долговременные последствия аварии нефтеналивного судна.  Представление о радиоактивном загрязнении среды.

Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, назначение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.

Экологические знания как основа деятельности людей на охрану природы.

  1. Подводим итоги нашей работы за год (1 час)

Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности по факультативному курсу.

Кадендарно-тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Тема занятий

дата

Содержание

Корректировка

план

факт

Понятие «Экология». Инсценирование экологической сказки «Репка».

1

Что такое экология.

2

Экологические связи. Значение экологии.

Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы ( между растениями и животными, между различными животными) ; связи между природой и человеком.

3

Экскурсия в парк.

4 - 5

Практическая работа « Растения и животные нашей местности»

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами.  Работа с гербариями. Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Сформировать представление о разнообразии животного мира.

6

Представители редких организмов (грибов, растений, животных)

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о редких организмах.

Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных»

Проект «Знакомые незнакомцы»

7

Охраняемые природные территории (заповедники, заказники)

Байкальский заповедник.

Понятия «заповедник», «заказник». Знакомство с Байкальским заповедником. Заповедники и заказники нашего края

8

Солнце как источник тепла и света.

Солнце как источник тепла и света для живых существ.

9

Теплолюбивые и холодостойкие растения.

Классификация растений

10

Воздух и жизнь.

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух,  которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

11

Роль воздуха в жизни живой природы.

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

12

Живые обитатели почвы. Особенности их строения и образа жизни.

Живые обитатели почвы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

13

Многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники.

Знакомство с интересными представителями изученных на уроках групп растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

14

Многообразие растений: хвощи и плауны.

Знакомство с интересными представителями изученных на уроках групп растений: с хвощами и плавунами.

15

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные.

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные (речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).

16

Грибы и лишайники как особые группы живых существ.

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

17

Экологические связи в живой природе.

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса (« Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

18

Сеть питания в природе и её значение.

Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривать на примере дубового леса и других примерах по усмотрению учителя).

19

Экологическая пирамида и её значение для охраны природы.

Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни дубового леса: жёлуди дуба - лесные мыши - сова).

Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

20

Защитные приспособления у растений и животных.

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковина улитки, сходство мух-осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи и другие примеры).

21

Знакомство с растениями «Красной книги».

Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.

22

Лекарственные растения, их свойства и правила сбора.

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.

23

Охраняемые животные. Причины сокращения численности и меры их охраны.

Охраняемые животные: бабочка «мёртвая голова», жук-красотел, орёл-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.   Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны.

 История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.

24

Путешествие по ботаническим садам и зоопаркам. Сибирский ботанический сад. Иркутская зоогалерея.

Виртуальное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (знакомство с 3-4 конкретными ботаническими садами и зоопарками нашей страны и мира).

25

Практическая работа по изготовлению домиков для птиц.

Технология изготовления домиков для птиц из различных материалов

26

Экскурсия в ближайший парк (развешивание домиков для птиц).

27

Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток.

28

Экологический КВН «Моя зелёная планета»

29

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т.д.).

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей).

30

Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Меры,  направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (очистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных без применения опасных веществ, и т.д.).

31

Экологические катастрофы. Причины, последствия экологических катастроф.

Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Исключение загрязненного района из использования как места отдыха людей.  Долговременные последствия аварии нефтеналивного судна.  Представление о радиоактивном загрязнении среды.

32

Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение.

Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, назначение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.

33

Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

Экологические знания как основа деятельности людей на охрану природы.

34

Итоговое занятие

Учебно-тематический план 4 класс

                                          Наименование  раздела

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Личностные

Перечень универсальных действий обучающихся

теория

практика

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Мир  глазами эколога.

1

2

Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа.

- самостоятель-ность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесбе-регающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Мы любим свой город.

1

3

Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.

Пути решения экологических проблем города.

История нашего края.

2

2

Изучение разнообразия птиц родного края.

Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.

Птицам наша забота.

1

3

Распознавание встречающихся в нашей местности растений.

Растения, нуждающиеся в защите.

Особенности их внешнего строения и распространения.

Охрана растений Кемеровской области.

1

3

Разнообразие животных Кемеровской области.

Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.

Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле.

Животные, которым грозит  исчезновение.

1

4

Знакомство с историей Кузнецкой земли от древних времен до 16 века. Наш край в 17 – 21 веках.

Заповедники и заказники родного края.

2

4

Знакомство с растительностью липовой рощи Кузбасса, горной тундры и альпийских лугов, находящихся под охраной.

Чем занимаются люди земли Кузнецкой.

2

Передаём свои знания

3

9

26

Итого:

Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ п/п

Тема занятий

Дата

Содержание

Уровень результативности

план

факт

Теория

Практика

1

Мир глазами эколога

Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа.

Природоохранительная акция «Мой экодом».

Экологическая игра  «Не проходите мимо!»

2

Мы любим свой город

Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.

Пути решения экологических проблем города.

Классный час «Охрана природы – твоя обязанность».

Природоохранная акция «Чистый микрорайон».

Выезд на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Новокузнецка и его окрестностей».

3

Птицам - наша забота

Изучение разнообразия птиц родного края.

Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.

Природоохранная акция «Пернатые друзья».

Составление «Красной книги» исчезающих птиц Кемеровской области.

Конкурс кормушек

4

Охрана растений нашей местности

Распознавание встречающихся в нашей местности растений.

Растения, нуждающиеся в защите.

Особенности их внешнего строения и распространения.

Устный журнал «Зеленая книга».

Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!»

«Красная книга растений Кузбасса»

5

Животные, которым угрожает исчезновение

Разнообразие животных Крымской области.

Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.

Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле.

«Красная книга» животных

Кемеровской области

6

История нашего края

Знакомство с историей Крымской земли от древних времен до 16 века. Наш край в 17 – 21 веках.

Экскурсии:»Томская писаница», «Телеутская землица».

Изготовление кукол-оберегов.

Создание буклета «История моего края».

7

Заповедники и заказники родного края

Знакомство с растительностью липовой рощи Кузбасса, горной тундры и альпийских лугов, находящихся под охраной.

Игра – путешествие «Заповедники и заказники Кемеровской области».

Экскурсия «Заповедный край Томуса».

Проект «Заповедные зоны родного края».

Выпуск «Жалобной книги природы».

8

Чем занимаются люди земли Кузнецкой

Экскурсия «Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов».

Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».

9

Передаем свои знания

Изготовление условных знаков, экологических памяток.

Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория»

КВН «Эта хрупкая планета».

Список литературы

Список литературы для учителя

Основная литература

1.  Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

 2.  Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –  М.:Просвещение, 2010, 119с.

3.  Аверина,  Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

4.  Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе.  Волгоград: Учитель, 2007. 152с.

5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.

6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова,   М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.

8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной  деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.

 Дополнительная литература

1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.

2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.

 3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.

4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.

5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.

6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.

7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.

8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.  

Список литературы для обучающихся

Основная литература

1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.

2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.

Дополнительная литература

1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.

2.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.

3.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

3 класс

Тест «ПОЧЕМУ МЫ ЧАСТО СЛЫШИМ СЛОВО ЭКОЛОГИЯ?»

1.Что такое экология?

а) наука о животных

б) наука о растениях

в) наука о бережном отношении к окружающему миру

г) наука о космосе

2.Когда отмечают День Земли?

а) 22 апреля

б) 2 декабря

 в) 1 января

г) 7 марта

3.Как называют защитников природы?

а) красные

б) белые

в) зеленые

г) синие

4.Какие ученые занимаются защитой окружающего мира?

а) филологи

б) уфологи

в) экологи

г) зоологи

5.Как ты можешь помочь в охране воздуха?

 а) меньше дышать

 б) не ездить в автобусе

 в) высаживать деревья

 г) ходить по улице в кислородной маске

 6.  Как ты можешь помочь в охране водоемов?

  а) не купаться

  б) меньше поливать растения

  в) не бросать мусор в водоемы

  г) меньше умываться

7. Что ты не должен делать в лесу?

а) собирать грибы

б) гулять

в) оставлять мусор

г) наблюдать за птицами

8.Какие растения и животные описываются в Красной книге?

а) находящиеся под угрозой исчезновения

б) ископаемые

в) редкие

г) восстановленные

4 класс

                                        Опросный лист «Природа благодарит и сердится»

Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:____________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

Напиши, за что природа могла бы рассердиться на тебя:____________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка метапредметных результатов

Виды УУД

3 класс

4 класс

Познавательные

Методика «Репка»

Диагностика универсально-го действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, модифициро-ванный вариант методики)

Регулятивные

Проба внимания

(С.Л. Гальперин)

Методика сформирован-ности действия оценки (методика Г.В.Репкина, Е.В.Заики)

Коммуникативные

«Кто прав» (методика Г.А. Цукермана)

«Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Задание «Дорога к дому»

(модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.

Возраст: 10-11 лет.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 6, я), другому — карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.
Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

- умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

- способа взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Уровни оценивания:

1.Низкий уровень: узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются  непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

2.Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

3.Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (Нарисованную дорогу)с образцом.

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников
в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: 10,5—11 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы:

1. Как ты считаешь, кою можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.

2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?

3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я  хороший ученик»?

Критерии оценивания:

адекватность выделения качеств хорошего ученика
(успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

Подведение итогов реализации программы

    Данная программа предусматривает промежуточные и итоговые  формы подведения итогов внеурочной деятельности.

Формы подведения итогов

3 класс

4 класс

Экологическая игра «Водоемы просят о помощи», «Жалобная книга природы» (растения).

«Жалобная книга природы» (животные).

Инсценирование экологических сказок.

Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?».

Эксперимент «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее природности для водоснабжения населения».

Круглый стол «Как сохранить воздух чистым».

Создание кроссвордов «Растения моего края».

Заседание клуба «Что будет, если исчезнут насекомые.».

Проект «Знакомые незнакомцы».

Выращивание цветочных растений и озеленение пришкольного участка.

Изготовление кукол-оберегов.

Создание буклетов об истории родного края.

Выезд на природу с маршрутным наблюдением «Памятники природы Новокузнецка и его окрестностей»

Составление «красной книги» исчезающих птиц Кемеровской области.

Выпуск «Жалобной книги природы».

Создание краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».

Проект «Заповедные зоны Кузбасса».

Конкурс кормушек.

Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория».

В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания. 

3 класс

Тест « ВОДА»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Что такое вода? Обведи нужную букву.

а) вода – это твердое вещество;

б) вода – это жидкое вещество;

в) вода – это газообразное вещество.

2. Какими свойствами обладает вода? Вычеркни лишнее.

Прозрачная, кислая, бесцветная, не имеет запаха, имеет температуру, растворитель, текучая, сжимается при охлаждении, расширяется при нагревании.

3. Как называется процесс очистки воды? Обведи нужную букву.

а) нагревание;

б) фильтрование;

г) охлаждение.

4. Что происходит с водой при нагревании? Обведи нужную букву.

а) вода сжимается;

б) вода расширяется;

в) изменений не происходит.

5. В стакан с водой опустили ложку. Ложка хорошо видна. Какое свойство воды в этом проявилось?  Обведи нужную букву.

а) воды нет в стакане;

б) вода невидима;

в) вода бесцветна.

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Что такое вода? Обведи нужную букву.

а) вода – это твердое вещество;

б) вода – это жидкое вещество;

в) вода – это газообразное вещество.

2. Какими свойствами обладает вода? Вычеркни лишнее.

Текучая, упругая, сжимается при охлаждении, бесцветная, не имеет запаха, солёная, растворитель, прозрачная, расширяется при нагревании.

3. Какой предмет помогает очистить загрязненную воду? Обведи нужную букву.

а) термометр;

б) фильтр;

в) сито.

4. Что происходит с водой при охлаждении? Обведи нужную букву.

а) вода сжимается;

б) вода расширяется;

в) изменений не происходит.

5. В чай положили сахар. Вскоре сахара не стало, а чай стал сладким. Какое свойство воды в этом проявилось? Обведи нужную букву.

а) вода умеет есть, поэтому она съела сахар;

б) вода растворяет некоторые вещества, она – растворитель;

в) вода с самого начала имела сладкий вкус.

                                       

   Тест   «ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Что такое воздух? Обведи нужную букву.

а) воздух – это жидкое вещество;

б) воздух – это твердое вещество;

в) воздух – это газообразное вещество.

2. Какие вещества входят в состав воздуха? Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) кислород;

б) водород;

в) азот;

г) углекислый газ.

3. Какими свойствами обладает воздух? Вычеркни лишнее.

Прозрачен, синий, проводит звуки, не имеет запаха, плохо проводит тепло, при охлаждении сжимается, при нагревании расширяется, бесцветен.

4. Растения, зимующие под снегом, не замерзают. Какое свойство воздуха используется? Обведи нужную букву.

а) при охлаждении воздух сжимается;

б) воздух плохо проводит тепло;

в) при нагревании воздух расширяется.

5. По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) дыхание животных;

б) курение;

в) выхлопные газы машин;

г) выбросы отработанных газов заводов;

д) пожары и горящие костры.

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Что такое воздух? Обведи нужную букву.

а) воздух – это смесь газов;

б) воздух – это смесь жидкостей;

в) воздух – это смесь твердых веществ.

 2. Какие вещества входят в состав воздуха? Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) азот;

б) пропан;

в) углекислый газ;

г) кислород.

 

3. Какими свойствами обладает воздух? Вычеркни лишнее.

Упругий, без запаха, прозрачен, имеет форму шара, бесцветен, при нагревании расширяется, плохо проводит тепло, при охлаждении сжимается.

4.  В окнах устанавливаются двойные рамы на зиму. Какое свойство воздуха используется? Обведи нужную букву.

а) при нагревании воздух расширяется;

б) при охлаждении воздух сжимается;

в) воздух плохо проводит тепло.

5. По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) пожары и горящие костры;

б) подвижные игры;

в) выхлопные газы машин;

г) чтение книг;

д) выбросы отработанных газов заводов и фабрик.

Тест  «ПРИРОДА МОЕГО КРАЯ»

1.        Мой край расположен на материке...

а) Африка;        б) Евразия;

в) Австралия;        г) Северная Америка.

2.   Мой край находится в природной зоне...

 а) лесов;           б) тундра;         в) степи;        г) пустыни.

3.         Мой край находится в ...

а)        восточном полушарии;

б)        западном полушарии.

4.        В моем краю растут...

а) кактусы, кипарисы;          б) ягель, клюква, карликовая ива;

в)        ель, береза, осина;           г) полынь, ковыль, саксаул.

     5.        У нас обитают...

а)        лоси, зайцы, кабаны;

б)        косули, волки;

в)        олени, медведи.

     6.        Мой край даст стране...

а)        продукты сельского хозяйства;

б)        легковые автомобили;

в)        морепродукты.

7.Территория моего края расположена в...

а)        тропическом поясе;

б)        полярном поясе;

в)        умеренном поясе.

                         

Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ!»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Из-за чего исчезают некоторые виды животных? Обведи нужную букву.

а) из-за неумеренной охоты и истребления ради меха и мяса;

б) из-за пожаров и стихийных бедствий;

в) из-за изменения климата на Земле.

2.  Отчего  загрязняется воздух? Обведи нужную букву.

а) от посадки и выращивания растений;

б) от воздушно-транспортных средств;

в) от выброса дыма заводами и выхлопных газов автомобилями.

 

3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека? Обведи нужную букву.

а) чистые;

б) бесцветные;

в) прозрачные.

4. Что люди делают  для спасения живой природы? Обведи нужную букву.

а) создают бульвары и скверы;

б) создают фермы, пасеки и птицефабрики;

в) создают заповедники и национальные парки.

5. Что такое национальные парки? Обведи нужную букву.

а) это природные музеи в закрытых заповедниках;

б) это природные музеи под открытым небом;

в) это природные музеи, где выращивают  домашних животных.

                                                   

4 класс

Тест  «НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА»

1.  Месторождения полезных ископаемых отыскивают...

а) археологи;

б) геологи;

в) строители

2. К полезным ископаемым относятся…

а)        кирпич, бетон, бензин;

б)        станки, вазы, ножницы;

в)        нефть, газ, глина.

З. В строительстве  используются...

а)        торф, железная руда, самоцветы;

б)        песок, глина, гранит;

в)        мрамор, каменный уголь, малахит.

4. Металлы получают из ...

а)        каменного угля, янтаря, мела;

б)        жемчуга, известняка, торфа.

в)        железной руды, медной руды.

5. Какие полезные ископаемые добывают в твоем крае:

    ______________________________________________________

________________________________________________________

6. В шахтах добывают... . . .

а)        известняк, ракушечник, гранит;

б)        каменный уголь, антрацит, железную руду;

в)        поваренную соль, жемчуг, графит.

 7. В карьерах добывают...

а) известняк, песок, глину;

б) золото, малахит, мрамор;

в) нефть, торф, бурый уголь.

8. Как используются полезные ископаемые вашей местности?

 Запиши____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест  «ПОВЕРХНОСТЬ И ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ»

  1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется….  

а) балка;          б) холм;        в) овраг.

      2.   Возвышенность, имеющая вершину высотой 300м, называют…

а) холм;     б) гора;        в)плоскогорье.

      3.   Горы, созданные людьми, называют:

              а) холмы;      б)плоскогорья;   в)терриконы.

      4.    Хранилища воды называют...

а) низменности;   б)водоемы;     в) плато.

      5.    К естественным водоемам относятся...

а) пруд, озеро, канал;            б) ручей, море, река;

в) водохранилище, океан, пруд.

      6. Назови наиболее крупные реки Кемеровской области. Запиши их________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     7.    Запиши наиболее крупные озера своего края __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     8.      С водоемами связана жизнь следующих  животных:

 а) утки, лебеди, цапли;

б) трясогузки, совы, кукушки;

в) орлы, аисты, кедровки;  

ТЕСТ «КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ?»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

  1. Кто в ряду «чужой»? Вычеркни его. Назови одним словом оставшиеся тела. Допиши предложение.

  • Комар, щука, лягушка, чашка, синица, медведь – это __________

  1. Обведи кружком все буквы правильных ответов. У животных есть:

а) лапы;

б) ноги;

в) руки;

г) крылья.

  1. Соедини стрелками название признака и название группы животных.

  1. Сколько ног у насекомых? Обведи нужную букву.

а) 4 ноги;

б) 8 ног;

в) 6 ног.

  1. Какое животное относится к рыбам? Обведи нужную букву.

а) дельфин;

б) бегемот;

в) карп.

6. Какое животное относится к земноводным? Обведи нужную букву.

а) ящерица;

б) лягушка;

в) носорог;

7.Запиши, как растения влияют на жизнь животных твоего края___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Запиши самого большого и самого маленького зверя твоего края______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.  Какие заповедники и заказники твоего края ты знаешь? Запиши_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

  1. Кто в ряду «чужой»? Вычеркни его. Назови одним словом оставшиеся тела. Допиши предложение.

Божья коровка, карась, черепаха, черёмуха, пингвин, волк – это _____________

_____________________________________________________________________

  1. Обведи кружком все буквы правильных ответов. Животные живут:

а) в гнёздах;

б) в домиках;

в) в норах.

  1. Соедини стрелками название признака и название группы животных.

3.Чем покрыто тело у рыб? Обведи нужную букву.

а) шерстью;

б) чешуёй;

в) перьями.

  1. Какое животное относится к насекомым? Обведи нужную букву.

а) паук;

б) снегирь;

в) червь.

6. Какое животное относится к птицам? Обведи нужную букву.

а) колибри;

б) жираф;

в) питон.

7.Запиши, почему животные лесов твоего края так разнообразны___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Запиши, на какие группы можно разделить животных нашего края по месту обитания________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие заповедники и заказники твоего края ты знаешь? Запиши
    Тест   «КАКАЯ БЫВАЕТ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Какие отрасли промышленности существуют? Заполни схему.

2. Расшифруй сокращения.

ГЭС – ________________________________________________________.

АЭС – ________________________________________________________.

3. Подчеркни предприятия пищевой промышленности.

Обувная фабрика, хлебозавод, кондитерская фабрика, электростанция, мясокомбинат, металлургический завод, консервный завод, сахарный завод.

4. Какие отрасли промышленности производят данные товары? Установи соответствие.

5. Какую продукцию производят в твоей местности? Запиши _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*6. Напиши, какие отрасли промышленности связаны между собой для изготовления рельсов?

________________________, ___________________________,

________________________, ___________________________.

7. О каких известных людях Кузнецкой земли ты знаешь? Запиши____________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                             ____________________________________________________________________________

      Программа «Экологический клуб «Почемучки» раскрывает возможности для формирования всех видов универсальных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных  - с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

3 класс

Методика «Кто прав?»

(методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.

Текст 1

Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? Л Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Текст 2

После школы три подруги решили готовить уроки вместе.

— Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа.

— Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, —предложила Катя.

— А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, —возразила Ира.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Текст 3

Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.

— Давай купим ему это лото, — предложила Лена.
Нет, лучше подарить самокат, — возразила Аня.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?
Что бы ты предложил подарить? Почему?

Критерии оценивания:

понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной; понимание возможности разных оснований для оценки
одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учет разных мнений и умение обосновать собственное;
— учет разных потребностей и интересов.
Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета
(например, изображенного персонажа и качества самою рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

2. Средний уровень: частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.

Проба на внимание

(П. Я. Гальперин и СЛ. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровни сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.

Возраст: 9-10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.

Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.).

Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст 1

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась
ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Текст 2

На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли мною моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади  В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.
Уровни сформированности внимания:

1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимании.

2. 3—4 — средний уровень внимании.

3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания.

Методика «РЕПКА»

(позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии)

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.

 Учащимся предлагаются следующие вопросы:

1. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «—»):

а)  физическая сила и выносливость;

б)  умственная работоспособность;

в)  сила воли;

г)   выдержка, терпение, упорство;

д)   ум, сообразительность; с) память;

ж)  объем знаний;

з)   внимание и наблюдательность;

и)   критичность и доказательность мышления;

к)   умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность) ;

л)   умение планировать работу;

м)  умение организовать свой труд (организованность);

н)   умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

о)   умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

п)   чуткость и отзывчивость к людям;

р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

с)  умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

т)  умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

у)  умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

2. Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли буквы из предыдущего вопроса)?

3.  Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?

4.  Над какими из них ты сейчас работаешь?

5.  Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?

Обработка полученных данных. Полученные результаты можно систематизировать с помощью следующей таблицы:

 

Ф.И

уч-ся

Качества личности

Физическая сила и выносливость

Умственная работоспособность

Сила воли

   Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволяет получить информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке школьников, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса воспитания помогает определить эффективность воспитательной деятельности. Результаты анкетирования целесообразно использовать при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитания учащихся.  

              

1-4 класс

Диагностика универсального действия

общего приема решения задач

(по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)

Цель: выявление сформированности общего приема решения задач.

Оцениваемые универсальные учебные действия: прием решения задач; логические действия.

Возраст: 6,5—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа детей.

Описание задания: все задачи (в зависимости от возраста  учащихся) предлагаются для решения арифметическим (не алгебраическим) способом. Допускаются записи плана (хода) решения, вычислений, графический анализ условия. Учащийся должен рассказать, как он решал задачу, доказать, что полученный ответ правильный.

Критерии оценивания: умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи.

 Уровни сформированности общего приема решения задач:

1. При анализе задачи выделяют не только существенные, но и несущественные смысловые единицы текста; создают неадекватные схемы решения; применяют стереотипные способы решения; не умеют соотносить результат решения с исходным условием задачи.

2. При анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; при создании схемы решения не учитывают все связи между данными условия и требованием; применяют стереотипные способы решения; испытывают трудности (допускают ошибки) в соотнесении результата решения с исходными данными задачи.

3. При анализе выделяют только существенные смысловые

единицы текста; создают различные схемы решения; используют разные способы решения; обосновывают соответствие полученных результатов решения исходному условию задачи.

А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова предложили набор задач с

постепенно усложняющейся структурой, который дает возможность диагностировать сформированность обобщенного способа решения задач.

1. Наиболее элементарную группу составляют простые задачи, в которых условие однозначно определяет алгоритм решения, типа a + b = х или a – b = х. Например:

• У Маши 5 яблок, a y Пети 4 яблока. Сколько яблок у них обоих?

• Коля собрал 9 грибов, а Маша — на 4 гриба меньше,  чем Коля. Сколько грибов собрала Маша?

• В мастерскую привезли 47 сосновых и липовых досок.Липовых было 5 досок. Сколько сосновых досок привезли в мастерскую?

2. Простые инвертированные задачи типа a – х = b или x – a = b, существенно отличающиеся от задач первой группы своей психологической структурой. Например:

• У мальчика было 12 яблок; часть из них он отдал. У него осталось 8 яблок. Сколько яблок он отдал?

• На дереве сидели птички. 3 птички улетели; осталось5 птичек. Сколько птичек сидело на дереве?

3. Составные задачи, в которых само условие не определяет возможный ход решения, типа a + (a + b) = x или a + (a – b) = x. Например:

• У Маши 5 яблок, a y Кати на 2 яблока больше (меньше). Сколько яблок у них обеих?

• У Пети 3 яблока, a y Васи в 2 раза больше. Сколько яблок у них обоих?

4. Сложные составные задачи, алгоритм решения которых распадается на значительное число последовательных операций, каждая из которых вытекает из предыдущей, типа a + (a + b) + [(a + b) – c] = x. Например:

• Сын собрал 15 грибов. Отец собрал на 25 грибов больше, чем сын. Мать собрала на 5 грибов меньше отца. Сколько всего грибов собрала вся семья?

• У фермера было 20 га земли. С каждого гектара он снял по 3 т зерна. 1/2 зерна он продал. Сколько зерна осталось у фермера?

5. Сложные задачи с инвертированным ходом действий, одна из основных частей которых остается неизвестной и должна быть получена путем нескольких операций. Например:

• Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?

• Одна ручка и один букварь стоят 37 рублей. Две ручки и один букварь стоят 49 рублей. Сколько стоят отдельно одна ручка и один букварь?

• Три мальчика поймали 11 кг рыбы. Улов первого и второго был 7 кг; улов второго и третьего — 6 кг. Сколько рыбы поймал каждый из мальчиков?

• Отцу 49 лет. Он старше сына на 20 лет. Сколько лет им обоим вместе?

6. Задачи на прямое (обратное) приведение к единице, на разность, на части, на пропорциональное деление. Например:

• 15 фломастеров стоят 30 рублей. Купили 8 таких фломастеров. Сколько денег заплатили?

• Купили кисточек на 40 рублей. Сколько кисточек купили, если известно, что 3 такие кисточки стоят 24 рубля?

• На двух полках стояло 18 книг. На одной из них было на 2 книги больше. Сколько книг было на каждой полке?

• Двое мальчиков хотели купить книгу. Одному не хватало для ее покупки 7 рублей, другому не хватало 5 рублей. Они сложили свои деньги, но им все равно не хватило 3 рублей.

Сколько стоит книга?

• По двору бегали куры и кролики. Сколько было кур, если известно, что кроликов было на 6 больше, а у всех вместе было 66 лап?

Существенное место в исследовании особенностей развития интеллектуальной деятельности имеет анализ того, как учащийся приступает к решению задачи и в каком виде строится у него ориентировочная основа деятельности. Необходимо обратить внимание на то, как ученик составляет план или общую схему решения задачи, как составление предварительного плана относится к дальнейшему ходу ее решения. Кроме того, важным является анализ осознания проделанного пути

и коррекция допущенных ошибок, а также фиксация обучающей помощи при затруднениях во время выполнения уроков учащегося и анализ того, как он пользуется помощью, насколько продуктивно взаимодействует со взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб "Наш дом-Земля" 1-4 классы

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в р...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб "Твори добро" в 3 классе

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи про...

Рабочая программа кружка «Экологический клуб «Почемучки» 1 класс

Рабочая программа для проведения занятий экологического кружка "Почемучки" в первом классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе ФГОС клуб"Почемучки"

Программа клуба «Почемучки» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»  для 1-4 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в обл...

Рабочая программа "Моя экологическая граммотность" 5-8 класс

Рабочая программа "Моя экологическая граммотность" разработана для учащихся 5-8 классов. Цель: развитие экологически образованной личности и формирование гражданской и нравственной...

Рабочая программа внеурочного курса Экологический клуб «Почемучки» 2 класс

Программа социальной направленности предназначена для учащихся 2 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб английского языка» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб английского языка» 3 класс...