Рабочая программа по экологическому кружку Земля - наш дом
рабочая программа по окружающему миру по теме
Воспитание экологической культуры - цель данной программы. Занятия могут проходить в разновозвозрастной группе, что актуально в условиях малокомплектных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prgramma_po_ekologicheskomu_kruzhku_zemlya_-_nash_dom.rar | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Михайловская основная общеобразовательная школа
муниципального образования «Родниковский муниципальный район»
Ивановской области
__________________________________________________________________
155230, Ивановская область, Родниковский район, с. Михайловское, д. 60
тел. (49336)4-31-32, email:mihosso@mail.ru
Рассмотрено Председатель ШМО _______________________ | Согласовано Заместитель директора по УР _______________ /Карасева Л.А./ | Утверждено Директор МКОУ Михайловская ООШ ________________ /Осипов В.А./ . |
Рабочая программа
по экологическому кружку
«Земля – наш дом»
Модуль «Познавательная экология»
для 1-4 классов
Составлена:
Щелкановой Е.В.
учителем начальных классов
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
- Цель и задачи курса
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
- Особенности программы.
Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:
⎯ научно-познавательного;
⎯ ценностного;
⎯ нормативного;
⎯ практически-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому ⎯ природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание
Нормативный аспект содержания экологического образования ⎯ это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ⎯ показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
При построении программы кружковой работы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
⎯ познавательном;
⎯ познавательно-развлекательном;
⎯ практическом;
⎯ исследовательском.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, исследовательская работа, путешествия, сообщения, доклады, подготовка проектов, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это выставки-проекты на экологическую тему, праздники, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами ⎯ посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов, исследовательская работа, сбор информации из печатных и Интернет источников, проектная деятельность, участие в познавательной конференции.
Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников.
Программа составлена из расчета одно занятие в неделю, 34 часа в год.
Итоги работы кружка подводятся в конце каждой четверти, которые принято заканчивать в форме праздников, природоохранительных акций, «Днем птиц», субботниками, пропагандой экологических знаний среди школьников; изготовлением стенгазет, коллажей, и т.п.
Успех работы кружка в значительной степени будет зависеть от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с. А так же использована Рабочая программа экологического кружка «Родничок»
для учащихся 1-4-х классов. Составитель: учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ«СОШ п.Головановский» Сырыско Лилия Мударисовна
Требования к знаниям и умениям обучающихся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России,
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
-что такое наблюдение и опыт;
-экология - наука об общем доме;
-экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Календарно-тематическое планирование экологического кружка
№п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата | Коррекция |
1. | Путешествие по экологической тропинке - знакомство с работой кружка | 1 | 04.09 | |
2. | Экскурсия «Удивительное рядом». Поиск-наблюдение «Экологические проблемы» | 1 | 11.09 | |
3. | Исследовательская деятельность. Поиск информации о решении экологических проблем. | 1 | 18.09 | |
4. | Работа над проектом «Давайте сохраним свою планету» | 1 | 25.09 | |
5. | Защита проекта «Давайте сохраним свою планету» | 1 | 02.10 | |
6. | Фенологические наблюдения «Осенние явления в неживой и живой природе». Сбор природного материала. | 1 | 09.10 | |
7. | Подготовка творческих проектов с использованием природного материала на тему «Удивительное рядом». | 1 | 16.10 | |
8. | Конкурс творческих проектов «Удивительное рядом» | 1 | 23.10 | |
9. | Исследовательская работа «Перелетные птицы нашего края» | 1 | 30.10 | |
10. | Исследовательская работа по направлениям «Оседлые птицы нашего края», «Что это за праздник – Синичкин день?» | 1 | 13.11 | |
11. | Диспут «Почему улетают птицы?» | 1 | 20.11 | |
12. | Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для зимующих птиц). | 1 | 27.11 | |
13. | Исследовательская работа «Какая кормушка лучше?» | 1 | 04.12 | |
14. | Работа над проектом « Моя кормушка» | 1 | 11.12 | |
15. | Исследование «Из чего приготовить печенье для птиц?» | 1 | 18.12 | |
16. | Проект по изготовлению печенья для птиц «Сытая птица мороза не боится» | 1 | 25.12 | |
17. | Операция «Кормушка» (развешивание кормушек, подкормка птиц. | 1 | 15.01 | |
18. | Подготовка проектов, докладов и сообщений к Конференции «Диалоги о птицах» | 1 | 22.01 | |
19-20. | Познавательная Конференция «Диалоги о птицах» | 2 | 29.01 | |
21. | Опыты «Почему идет снег?» | 1 | 06.02 | |
22 | Опыты «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой). | 1 | 12.02 | |
23. | Исследовательская работа «Почему снег бывает разным?» | 1 | 19.02 | |
24. | Экскурсия «Следы». Фенологические наблюдения. | 1 | 26.02 | |
25. | Работа над проектом «Следы на снегу». | 1 | 05.03 | |
26. | Защита проектов «Следы на снегу» | 1 | 12.03 | |
27. | Фенологические наблюдения «Весенние явления в неживой и живой природе». | 1 | 19.03 | |
28. | Конкурсная программа «Встреча пернатых друзей». | 1 | 02.04 | |
29. | Исследовательская работа «Узнай дерево по стволу». | 1 | 09.04 | |
30. | Исследовательская работа «Узнай растение по листу» | 1 | 16.04 | |
31. | Подготовка проектов « Деревья нашего леса», «Первоцветы нашего края» | 1 | 23.04 | |
32. | Защита проектов о растениях наших лесов. | 1 | 30.04 | |
33. | Проект «Очистка аллеи от сушняка». Опыт со срезанными ветками. | 1 | 14.05 | |
34. | Итоговый проект-путешествие в природе «По лесным тропинкам» | 1 | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание экологического клуба: «Земля - наш дом» 4 класс
Цель: Как можно больше узнать про «Наш дом», «Дом, в котором мы живем»....
Экологическая безопасность Земли.
Урок по предмету "Окружающий мир", автор Плешаков А.А. по программе "Школа России" в 3 классе....
Интегрированный урок окружающего мира и информатики "Экологическая безопасность Земли"
Цель данного урока: воспитание бережного отношения к окружающейприроде. Урок проведён с использованием интерактивной доски....
Красные книги: знакомые незнакомцы. Экологический марафон "Земля - планета жизни!"
Уч-ся собирали информацию о некоторых видах редких и исчезающих видах растений и животных. Работа велась в группах (сбор материала, пользуясь библиотекой, интернетом; оформление коллажа; выставка рису...
"Экологическая безопасность Земли"
Коль суждено дышать нам воздухом одним,Давайте же мы все навек объединимся.Давайте наши души сохраним!Тогда мы на Земле и сами сохранимся!...
Сценарий воспитательного мероприятия проведенного в экологическом кружке ко Дню экологических знаний - занятие-игра "Волнуется природа неспроста"
Содержание этого материала направлено на углубление экологических знаний о природе, о тесных взаимосвязях и взаимозависимостях между всеми живыми существами планеты Земля, включая человека, и неживой ...
Экологическая игра "Земля, мы любим тебя" ко Дню Земли
Экологическая игра «Земля, мы любим тебя!» посвящена международному празднику День Земли, который отмечается 20 марта....