Рабочая программа по экологическому кружку Земля - наш дом
рабочая программа по окружающему миру по теме

         Воспитание экологической культуры - цель данной программы. Занятия могут проходить в разновозвозрастной группе, что актуально в условиях малокомплектных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Михайловская основная общеобразовательная школа

муниципального образования «Родниковский муниципальный район»

Ивановской области

__________________________________________________________________

155230, Ивановская область, Родниковский район, с. Михайловское, д. 60

тел. (49336)4-31-32, email:mihosso@mail.ru

Рассмотрено

Председатель ШМО

_______________________

Согласовано

Заместитель директора по УР

_______________ /Карасева Л.А./

Утверждено

Директор

МКОУ Михайловская ООШ

________________ /Осипов В.А./

.

Рабочая  программа

по экологическому кружку

«Земля – наш дом»

Модуль «Познавательная экология»

для 1-4 классов

Составлена:

Щелкановой Е.В.

учителем  начальных классов

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    

         Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

  1. Цель и задачи курса

        Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

        Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.   Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.   Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.  Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

  1. Особенности программы.

Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

 научно-познавательного;

 ценностного;

 нормативного;

 практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому  природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания  раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание

Нормативный аспект содержания экологического образования  это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали  показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

При построении  программы кружковой работы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

 познавательном;

 познавательно-развлекательном;

 практическом;

 исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, исследовательская работа, путешествия, сообщения, доклады, подготовка проектов, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это выставки-проекты на экологическую тему, праздники, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами  посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов, исследовательская работа, сбор информации из печатных и Интернет источников, проектная деятельность, участие в познавательной конференции.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников.

Программа составлена из расчета  одно занятие  в неделю, 34 часа в год.

Итоги работы кружка подводятся в конце каждой четверти, которые принято заканчивать в форме праздников, природоохранительных акций, «Днем птиц», субботниками, пропагандой экологических знаний среди школьников; изготовлением стенгазет, коллажей, и т.п.

Успех работы кружка в значительной степени будет зависеть от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с. А так же использована Рабочая программа экологического кружка  «Родничок»

для учащихся 1-4-х классов. Составитель: учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ«СОШ п.Головановский» Сырыско Лилия Мударисовна

Требования к знаниям и умениям обучающихся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

   -наиболее типичных представителей животного мира России,

   -какую пользу приносят представители животного мира;

   -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

-что такое наблюдение и опыт;

-экология - наука об общем доме;

-экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Календарно-тематическое планирование экологического кружка

№п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата

Коррекция

1.

Путешествие по экологической тропинке - знакомство с работой кружка

1

04.09

2.

Экскурсия «Удивительное рядом». Поиск-наблюдение «Экологические проблемы»

1

11.09

3.

Исследовательская деятельность. Поиск информации о решении экологических проблем.

1

18.09

4.

Работа над проектом «Давайте сохраним свою планету»

1

25.09

5.

Защита проекта «Давайте сохраним свою планету»

1

02.10

6.

Фенологические наблюдения «Осенние явления в неживой и живой природе». Сбор природного материала.

1

09.10

7.

Подготовка творческих проектов с использованием природного материала на тему «Удивительное рядом».

1

16.10

8.

Конкурс творческих проектов «Удивительное рядом»

1

23.10

9.

Исследовательская работа «Перелетные птицы нашего края»

1

30.10

10.

Исследовательская работа по направлениям «Оседлые птицы нашего края», «Что это за праздник – Синичкин день?»

1

13.11

11.

Диспут «Почему улетают птицы?»

1

20.11

12.

Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для зимующих птиц).

1

27.11

13.

Исследовательская  работа «Какая кормушка лучше?»

1

04.12

14.

Работа над проектом « Моя кормушка»

1

11.12

15.

Исследование «Из чего приготовить печенье для птиц?»

1

18.12

16.

Проект по изготовлению печенья для птиц «Сытая птица мороза не боится»

1

25.12

17.

Операция «Кормушка» (развешивание кормушек, подкормка птиц.

1

15.01

18.

Подготовка проектов, докладов и сообщений к Конференции «Диалоги о птицах»

1

22.01

19-20.

Познавательная Конференция «Диалоги о птицах»

2

29.01

21.

Опыты «Почему идет снег?»

1

06.02

22

Опыты «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).

1

12.02

23.

Исследовательская работа «Почему снег бывает разным?»

1

19.02

24.

Экскурсия «Следы». Фенологические наблюдения.

1

26.02

25.

Работа над проектом «Следы на снегу».

1

05.03

26.

Защита проектов «Следы на снегу»

1

12.03

27.

Фенологические наблюдения «Весенние явления в неживой и живой природе».

1

19.03

28.

Конкурсная программа «Встреча пернатых друзей».

1

02.04

29.

Исследовательская работа «Узнай дерево по стволу».

1

09.04

30.

Исследовательская работа «Узнай растение по листу»

1

16.04

31.

Подготовка проектов « Деревья нашего леса», «Первоцветы нашего края»

1

23.04

32.

Защита проектов о растениях наших лесов.

1

30.04

33.

Проект «Очистка аллеи от сушняка». Опыт со срезанными ветками.

1

14.05

34.

Итоговый проект-путешествие в природе «По лесным тропинкам»

1

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание экологического клуба: «Земля - наш дом» 4 класс

Цель: Как можно больше узнать про «Наш дом», «Дом, в котором мы живем»....

Экологическая безопасность Земли.

Урок по предмету "Окружающий мир", автор Плешаков А.А. по программе "Школа России" в 3 классе....

Интегрированный урок окружающего мира и информатики "Экологическая безопасность Земли"

Цель данного урока: воспитание бережного отношения к окружающейприроде. Урок проведён с использованием интерактивной доски....

Красные книги: знакомые незнакомцы. Экологический марафон "Земля - планета жизни!"

Уч-ся собирали информацию о некоторых видах редких и исчезающих видах растений и животных. Работа велась в группах (сбор материала, пользуясь библиотекой, интернетом; оформление коллажа; выставка рису...

"Экологическая безопасность Земли"

Коль суждено дышать нам воздухом одним,Давайте же мы все навек объединимся.Давайте наши души сохраним!Тогда мы на Земле и сами сохранимся!...

Сценарий воспитательного мероприятия проведенного в экологическом кружке ко Дню экологических знаний - занятие-игра "Волнуется природа неспроста"

Содержание этого материала направлено на углубление экологических знаний о природе, о тесных взаимосвязях и взаимозависимостях между всеми живыми существами планеты Земля, включая человека, и неживой ...

Экологическая игра "Земля, мы любим тебя" ко Дню Земли

Экологическая игра «Земля, мы любим тебя!» посвящена международному празднику День Земли, который отмечается 20 марта....