Неделя психологии "Я в кругу людей!"
методическая разработка (2 класс)

Горохова Галина Николаевна
Неделя психологии "Я в кругу людей!" – мероприятие, которое проводится в течение недели и предполагает участие школьников, а также учителей и родителей. Данная методическая разработка недели психологии разработана для учащихся 2 классов. Может быть использована как пример внеурочной деятельности по предмету психология. Цель мероприятия: формирование психоэмоционального благополучия обучающихся. Занятия проводятся пять дней подряд, используя различные формы работы – игровые задания, упражнения психологического характера, загадки, ребусы. Каждый день в классе начинается с рефлексии. Дети отмечают цветом, с каким настроением дети пришли в школу и с каким ушли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_sredi_lyudey.docx311.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Базинская ООШ им. Н.В. Сутягина

Неделя психологии

«Я в кругу людей!»

Номинация: методические и дидактические материалы, используемые в ходе проведения Недели психологии 

Методическая разработка

 недели психологии

 «Я в кругу людей»

D:\неделя психологии\IMG_20201216_124137.jpg

р.п. Бутурлино

2020 год

«Люди рождены для совместной жизни,

наше общество – свод, выложенный из камней;

 он обрушится, если один не будет поддерживать другого»

Сенека

Неделя психологии – мероприятие, которое проводится в течение недели и предполагает участие школьников, а также учителей и родителей.

Цель:

1. Формирование психоэмоционального благополучия обучающихся.

Задачи:

  1. повысить мотивацию обучения в школе;
  2. обучить развивающим играм;
  3. обеспечить психоэмоциональный комфорт участников как необходимое условие для развития у детей уверенности в себе;
  4. организовать взаимодействие между детьми как предпосылку формирования навыков учебного сотрудничества;
  5. создать предпосылки для групповой сплоченности класса.

Условия проведения: занятия проводятся пять дней подряд, используя различные формы работы – игровые задания, упражнения психологического характера, загадки, ребусы. Каждый день в классе начинается с рефлексии. Дети отмечают цветом, с каким настроением дети пришли в школу и  с каким ушли.

Категория участников: учащиеся 2  класса, родители, педагоги.

Программа проведения Недели психологии

День недели

Название дня

Тема и форма

мероприятия

Участники

Понедельник

«Подари улыбку миру»

Игра «А я в школу принесу»

Просмотр мультфильма «Крошка Енот»

Акция «Подари улыбку миру»

Рефлексия «Настроение»

Учащиеся, учителя и родители

Вторник

«Будьте счастливы, друзья!»

Игра «Будьте счастливы, друзья!»

Тест «Рукавички»

Рефлексия «Настроение»

Учащиеся

Среда

«Классный класс»

Игра «Запретная буква»

Определение самооценки «Лестница»

Социометрия

Игра «В кругу»

Рефлексия «Настроение»

Учащиеся, психолог

Четверг

«Добрый юмор – лучшее лекарство»

Игра «Слова-перевертыши»

Игра «Я помню»

Игра «Бегемот»

Рефлексия «Настроение»

Учащиеся

Пятница

«Пожелания тебе»

Акция «Пожелания тебе»

Учащиеся, учителя и родители

Понедельник

«Подари улыбку миру»

Цель мероприятия: стабилизация эмоционального фона у обучающихся.
Задачи: 

  1. способствовать сплочению школьного коллектива;
  2. помочь каждому ребенку осознать себя частью школьного коллектива;
  3. оптимизировать межличностные отношения в классных коллективах, навыки и способы общения;
  4. повысить уровень психологического комфорта среди учащихся и учителей.

«Жизнь так прекрасна, улыбайся.

И радость в сердце береги.

Дарить улыбку не стесняйся,

Поверить в чудо помоги!»

Наталья Гегер

  1. Орг. момент

Приветствие.

- Ребята поздоровайтесь  глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас свое настроение:

кто-то возбужден, кто-то, может быть, огорчен. Давайте отвлечемся. Нам поможет в этом «Зонтик настроения».

 Учитель проносит над детьми красочный зонтик так, чтобы каждый из них побывал под ним несколько секунд)

Разминка

Учитель: «Кричалка»

(после первой строчки девочки говорят «ха-ха», после второй – мальчики «хи-хи», кто скажет дружнее и громче)

Мы весёлые девчонки любим петь и танцевать …

А мы сильные мальчишки любим драться и играть …

Если вместе завизжим, то мальчишек оглушим …

Если разом закричим, то девчонок победим …

Девчонки все разом …

Мальчишки в ответ …

Да, девчонки хороши, повизжали от души ….

А мальчишки как кричали, что чуть стены не упали …

Улыбкой дверь отворите в пути,

Улыбку нельзя удержать взаперти.

Улыбка – цветок, расцветет на устах.

Улыбка прогонит и злобу, и страх.

Улыбка, как дождик веселый, как мяч,

Его не догонишь – отправимся вскачь,

Улыбка, как сон, и она, как мечта.

  1. Основная часть

 «Улыбка – способ проявления эмоций и свойственна всем людям.
В своем непосредственном значении улыбка является выражением радости. Улыбка почти всегда предназначена другим людям. На нее трудно не ответить взаимностью. Давайте посмотрим мультфильм «Крошка Енот».

Просмотр мультфильма «Крошка Енот»

- Скажите, помогла ли улыбка Еноту?

А вы знаете, что существует день, когда все радуются и улыбаются? Это - всемирный праздник день улыбки. Он отмечается каждую первую пятницу октября.

Интересна история возникновения праздника. В 60-е года XX столетия руководство одной компаний для поднятия рабочего духа и настроения, пошло на необычный ход. По задумке, нужен был символ, который бы заставил улыбаться сотрудников в течение всего рабочего дня.
Разработка символа была поручена художнику Харви Бэлу  В далеком 1963 году Харви с энтузиазмом взялся за работу. Эмблема, которую он предложил для компании, была проста, но гениальна.

Это был смайлик – рожица желтого цвета, растянутая в улыбке.  По эскизам изготовили значки для всех сотрудников компании. Совсем скоро результат превзошел все ожидания. Желтую улыбающуюся рожицу полюбили не только работники компании, но и клиенты. 

Смайлик, как назвали эту эмблему, находил все больше и больше своих почитателей по всему миру. Желтая улыбающаяся рожица стала появляться на чашках, бейсболках, футболках и другой сувенирной продукции. Художник Харви Бэлл был очень горд собой, тем, что свою миссию – «дарить людям улыбки и отличное настроение» выполнил на отлично.
Спустя еще какое-то время, Бэлл предложил праздновать день улыбки, и 1999 год – стал первым годом празднования всемирного дня улыбки.
Идея праздника заключалась в том, что люди в этот день не должны грустить, предлагалось создавать себе и окружающим хорошее, веселое настроение.

Так давайте будем дарить улыбки друг другу, будем добрее. Создадим вокруг себя островки хорошего настроения и радости, и мир станет светлее и добрее».

  1. Акция «Подари улыбку миру»

Детям раздаются листочки с контуром нижней части лица. Задача детей нарисовать на ней улыбку. Учитель выполняет такое же  задание наравне с детьми, что положительно влияет на отношения ученика и учителя. После чего  делают совместную фотографию. (В течение дня привлекаем к участию в акции всех учителей, приходящих в класс)

Учитель: Наши улыбки готовы. Я предлагаю вам дома устроить день улыбок, подключив всех членов семьи, сделать фотографии своих счастливых семей и разместить их в нашей группе в Вайбере.

Насмеялись?

И, надеюсь, наигрались?

Значит, нам пришла пора

Попрощаться, детвора!

  1. Прощание. Хором сказать фразу: «Улыбайтесь, не грустите - радость людям приносите»
  2. Рефлексия «Настроение». Дети отмечают цветом свое настроение.

Вторник

«Будьте счастливы, друзья!»

Цель мероприятия: создание положительного эмоционального фона, снятие психоэмоционального напряжения и усталости у учащихся.

Задачи: 

  1. познакомить школьников с понятием счастья, помочь им осмыслить это понятие, в том числе и применительно к самому себе;
  2. формировать у учащихся умение понимать друг друга, дать каждому ребёнку возможность почувствовать себя в центре внимания, тем самым, повысить свою самооценку, почувствовать себя уверенно;
  3. формировать чувство единения с группой, способствовать сплочению группы;
  4. познакомить детей с историей происхождения «Птицы счастья».
  5. способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся.

1.Орг. момент.

Приветствие.

Дети хором говорят фразу «Привет, привет. Живем без бед!»https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/021f/00065736-fc2f2351/3/img19.jpg

- Перед вами ребус. Кто догадался, какое слово здесь зашифровано? (счастье)

        
2. Основная часть.

Учитель:

- Ребята, а давайте поразмышляем «Что означает быть счастливым»?

(ответы детей)

- Вы всё правильно говорите. Счастье- это состояние человека, при котором он чувствует себя спокойным, испытывает радость, когда ему легко на душе, ничего не беспокоит, у такого человека всегда сияет улыбка на лице.

- А вот писатель Л.Н. Толстой утверждал «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Дом — это, то место, где мы чаще всего ждем поддержку и спасение, согласитесь, но многие всегда и часто хотят вернуться домой. Если у нас, по крайней мере, есть дом, и там приятная атмосфера, где мы чувствуем себя положительно, то половина проблем у нас исчезает. Мы действительно можем сказать, что мы счастливы, находясь у себя дома, в уютной кровати, на любимом диванчике, с любимой игрушкой. Когда рядом с нами находятся наши родные и близкие люди.

Дом, это, то место, куда мы приводим гостей, где отдыхаем сами, если там есть счастье — то мы действительно счастливы. Мы забываем обо всем вокруг, именно находясь дома.  Нам уже безразлично какая - погода на улице, кто  там и что там, нам главное, что мы дома, а дома - счастье!

- Ребята, а может быть нам с вами тоже построить свой дом счастья?

- Наш дом счастья мы построим из мудрых мыслей и добрых слов, хорошего настроения!

3. Ритуал начала.

Возьмитесь за руки, закройте глаза и почувствуйте друг   друга и тепло дружеских   рук.   Теперь мы стали одной командой и можем смело приниматься за работу.

- Давайте все вместе дружно пожелаем:

- Мы хотим быть счастливы!

4.  Построение дома Счастья.

- На доске записаны качества, выберите только те, которые мы возьмем в «Дом счастья» (Звучит музыка.)

Доброта, жестокость, доверие, злость, грубость, дружба, жадность, взаимопонимание, чистота.

Первый кирпич – это доброта.

Учитель: Добрый человек какие совершает поступки? ( Ответы детей)

Второй кирпич в доме счастья – это доверие. Чтобы узнать и почувствовать, что такое доверие сыграем в игру «Лабиринт».  

-         Что ты чувствовал, когда шёл закрытыми глазами?

-         А что чувствовали Вы, когда вас вели?

Вы доверяли друг другу. В доме и семье нужно доверие? (ответы)

Третий кирпич – это дружба. Предлагаю перебрать геометрические фигуры: отделить квадраты от кругов (одному и группой).  

-         Посмотрите, кто закончил первым.

-         Почему?

(Так и в доме нужно помогать, поддерживать друг друга)

Следующий кирпич – это взаимопонимание.

  • Тест «Рукавички» (парами).  Покажите, какие рукавички у вас получились

Недаром говорят, счастье – это когда тебя понимают. А в семье дети должны понимать родителей, а родители должны понимать своих детей.

Четвёртый кирпич – это чистота.

-         А зачем нужна чистота в доме? (ответы)

-         Приятно, когда в доме чисто, тепло. Вы замечали, что порядок в доме легче поддержать, чем наводить. А нужно – то совсем немного: каждому члену семьи убирать за собой, и тогда чистота и порядок будут в радость.

 - Ну, вот мы и построили наш «Дом счастья». Чего не хватает в нем? (крыши)

- А крыша нашего дома – есть счастье.

  -А чтобы наш дом был ещё красивее, давайте посадим (нарисуем)  цветы на полянке возле дома.

-Ребята, посмотрите, какая  птичка к нам залетела. Птица, которая приносит людям Счастье и Удачу. Эта Птица необычайно красива. Она – истинная королева птиц. Есть в ней что - то от гордого орла, что - то от нежного голубя – лучшие черты всех птиц Земли. Оперение ее излучает свет Добра и Надежды.

     Раньше в старину мастерили птиц счастья и подвешивали их к потолку в избе, это считался оберегом. Такой оберег раньше висел в каждом доме, размещали его обычно под потолком в прихожей, чтобы каждый входящий прошел под ним. Оберег забирает все отрицательное, с чем человек может войти в дом и пропускает в дом только хорошее. Тогда, в доме нет ссор, и все добрее друг к другу относятся. Оберег - не просто красивый сувенир, это и маленький кусочек волшебства в вашем доме, приносящий счастье, здоровье и удачу.

5. Итог занятия:

- Я надеюсь, что, взрослея, вы будете вспоминать нашу встречу и помнить, что ваше счастье в ваших руках! А теперь попрощаемся.

6. Ритуал окончания занятия. Возьмёмся за руки и передадим друг другу улыбку, чтобы она нас радовала и поддерживала. И все дружно скажем «Мы счастливы»!

7. Рефлексия «Настроение». Дети отмечают цветом свое настроение.

Среда

«Классный класс»

Цели: изучение межличностных отношений в группе.

Задачи:

  1. способствовать сплочению класса;
  2. формировать чувство команды;
  3. учить корректному обращению друг с другом;
  4. определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. 

  1. Орг. Момент.

Учитель: Я рада приветствовать вас, мои дорогие!

Учитель: Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…

Дети: Привет!

Учитель: С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой…

Дети: Привет!

Учитель: При встрече через много лет, вы крикните друзьям…

Дети: Привет!

Учитель: И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…

Дети: Привет!

Учитель: Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы…

Дети: Привет!

   Сейчас предлагаю вам показать слово «привет» при помощи собственного тела, это можно делать вдвоем. Я по очереди называю буквы, а вы их показываете.

  1. Игра «Запретная буква».

Буквы показываете дружно. А теперь проверим какие вы внимательные. Я называю слова, а вы если в слове услышите букву «Р» , то надо стоять тихо. Если буквы «Р» в слове нет, - хлопать в ладоши. Слова: тополь, тигр, баклуши, борода, пилот, поход, город, корабль, солома, голос, колос.

  1. Упражнение «Что я люблю делать…»

 Учитель: Ребята! Для того чтобы мы еще лучше узнали друг друга, давайте поиграем в игру. Один из вас выбирает что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные будут внимательно смотреть за тем, что делает выступающий, и попытаются отгадать, что он хочет нам сказать. Как только выступающий завершит свою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы можем начать высказывать наши предположения. После того, как все желающие выскажутся, мы можем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий.

(Дети выполняют задание, далее идет обсуждение.)

- Из выступлений каких ребят вам удалось понять, что они любят делать?

- Кто из ребят любит делать то же, что и вы?

- Кто из выступавших удивил вас своим выступлением?

- Трудно ли было объяснить что–либо без слов?

4.  Методика «Рукавички» (проводит педагог-психолог)

Инструкция:

Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

5. Социометрия (проводит педагог-психолог)

Предлагаю вам ответить на вопросы, которые помогут улучшить отношения между школьниками в нашем коллективе, сделать его дружным и сплочённым. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три. После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свой листочек.

1. Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?

2. Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?

3. Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?

6.  Игра «В кругу»

Предлагаю вам поиграть. В игре принимают участие все дети. (В классе заранее чертится круг диаметром 1,5 -2 метра. Дети становятся  круг.) Пока звучит музыка, вы двигаетесь по кругу. Как только музыка прекращается, нужно взяться за руки по 2,3,4,5 и т.д. человека. Те, кто останется без заданного количества участников, выбывают из игры и болеют за других.

А теперь давайте подумаем,  какая у нас семья. Ведь наш класс – это большая семья. На каждую букву слова «КЛАСС» назовите слова, характеризующие дружный класс.

К – крепкий, коммуникабельный, крутой, классный, креативный

Л – любящий, любознательный, ловкий, ласковый

А – активный, артистичный

С – счастливый

С – самостоятельный

7. Прощание.

Дети хором произносят: «До свидания, мой друг, Мы классный класс – мы входим в круг!»

8. Рефлексия «Настроение».

Четверг

«Добрый юмор – лучшее лекарство»

Цели: развитие внимания, словесно-логического мышления, кратковременной памяти; формирование психоэмоционального благополучия.

Задачи:

  1. повысить мотивацию обучения в школе;
  2.  обучить развивающим играм;
  3. формировать потребность использовать развивающие игры вне школы;
  4.  обеспечить психоэмоциональный комфорт участников как необходимое условие для развития у детей уверенности в себе;
  5. организовать взаимодействие между детьми как предпосылку формирования навыков учебного сотрудничества;
  6. создать предпосылки для групповой сплоченности класса.

  1. Огр. Момент.

Все дети хором говорят «Привет!» — сначала шепотом, потом

вполголоса, потом громко.

2. Игра «Слова-перевертыши»

Учитель  произносит слова, состоящие из 3–5 букв, в перевернутом виде, «задом наперед». Задача

детей — произнести слова так, как они должны звучать.

Слова:

мод — ДОМ, мос — СОМ, мол

— ЛОМ, мок — КОМ, кору —

УРОК, акер — РЕКА, агон — НОГА,

атор — РОТА, нанаб — БАНАН,

текуб — БУКЕТ, чалак — КАЛАЧ,

солок — КОЛОС.

3. Игра «Бегемот»

Детям раздаются листочки с надписью «БЕГЕМОТ». Но дети думают, что у всех написаны разные животные.

Инструкция: «Ребята, сейчас я раздам вам листочки с названиями животных. У каждого оно свое. Ваша задача причитать название животного, запомнить его, листочки выбросить в урну. Сообщать другим, какое у вас животное, не надо, поскольку потеряется смысл игры. Я буду читать текст по животных. Когда вы услышите название своего животного, вам нужно быстро присесть, чтобы вас не задержали другие участники игры. Пойманный выбывает из игры, поэтому сохраняйте  тайне название ваших животных».

 Учитель читает текст:

«В далеких краях, на Мадагаскаре, живут различные животные. Это и большие ушастые … слоны, они любят, когда на них виснут смешные …. макаки. Достопримечательностью Мадагаскара является … лев.  Ему нравится демонстрировать себя перед другими животными, например перед толстыми … БЕГЕМОТАМИ». Все дети должны присесть.

  1. Прощание.

Хором произносят «До свидания» по слогам. После каждого слога 2 притопа, 1 прихлоп.

  1. Рефлексия «Настроение».

Пятница

«Пожелания тебе»

В день окончания недели психологии в классе во время перемен проводятся:

- дидактическая игра «Бабушкин сундучок». Дети передают «сундучок» проговаривая слова: - «Я положу в бабушкин сундучок….», называя сначала все предметы, которые  назвали дети до него, а потом свой предмет. Игра учит быть внимательным, развивает память и способствует сплочению детского коллектива.

- акция «Тропинка желаний». Дети рисуют свое желание на листе потом выкладывают из них тропинку. Основная цель - раскрытие творческого потенциала личности ребенка. Акция способствует созданию благоприятного климата в классе, поднятию общего эмоционального тонуса.

- акция «Пожелания тебе». В классе весит плакат, где дети в течение дня могут написать пожелания друг другу, поделиться настроением, выразить свои мысли и эмоции.

Заканчивается день рефлексией «Настроение».

Источники материалов

  1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений.-М.,2003
  2. Школьный психолог. Методическая газета для педагогов-психологов № 7. Издательский дом «Первое сентября», 2011г.
  3. Андреева Г. М. Психология социального познания.- М., 2000.
  4. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения.- СПб.: Питер, 2007.
  5. Классный руководитель. Научно-методический журнал № 4. Москва 2009.
  6. Справочник классного руководителя № 3 Издательский дом «МЦФЭР» ресурсы образования, 2009.
  7. Чекина  Т. И. Шесть шагов к уверенному поведению./ Программа тренинговых занятий. – Нижний Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2009.
  8. http://www.people.nnov.ru/volkov/conflictology/Latynov_V_conflict_review.html
  9. http://psy.1september.ru/
  10. http://www.sergilch.narod.ru/index.html
  11. http://area7.ru/metodic-material.php?7345
  12. http://nataliagrishina.blogspot.com/2009/09/1-4.html
  13. http://zabygrom.com/turisticheskiy-top/top-10-samyih-neobyichnyih-sposobov-privetstviya.html

http://festival.1september.ru/articles/574246/

http://www.solnet.ee/sol/002/z_107.html

http://www.konspekt.org/prazdniki/scenary/1_iun/6293-scenarij-detskoj-razvlekatelnoj-programmy-dnya.htm

Приложение 1.

Методика "Рукавички" (Г.А. Цукерман)

Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Инструкция:

Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей

Обработка результатов:

Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Средний уровень – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Критерии оценки «Рукавички»

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение
  • убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности:
  • замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования, эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1. низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет

2. средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или

форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3. высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим

узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к

согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают

способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за

реализацией принятого замысла.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/04/s_5ccd31280f48a/1151328_2.jpeg

https://sun9-47.userapi.com/c622525/v622525775/98ec/ameZdKextVg.jpg

Приложение 2

Социометрическое изучение межличностных отношений

в детском коллективе.

  Методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружным и сплочённым. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?........................................

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?........................

3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?..............................................................................................................................

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов:

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А при ответе на первый вопрос выбрал Б, Г и Е; при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы А вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников, и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. Эта цифра будет считаться его рейтингом.

Интерпретация полученных результатов

Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:

лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги;

рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги;

одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги;

отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла.

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологии

Одним из путей повышения интереса к работе учителя-логопеда и педагога-психолога является хорошо организованная внеурочная работа. Одной из форм внеурочной совместной работы учителя-логопеда и пе...

Тема мастер-класса: Развивающая игра «Мир фантазии» в рамках недели психологии.

Тема мастер-класса: « Мир фантазии»Цель мастер-класса: представление опыта работы по  организации  недели психологии  в школе.Задачи мастер-класса:1) создание условий для профессиональн...

Презентация. Развивающая игра "Мир фантазии" в рамках недели психологии.

Развивающая игра   « Мир фантазии» Внеклассное  мероприятие в рамках недели психологии  Возрастная группа:  команды   6-7  классов (по 6 человек от к...

Неделя Психологии в начальной школе

План проведения Недели психологии. Разработки классного часа, интегрированного урока, психологической игры...

Бинарный урок музыки-психологии "Музыка учит людей понимать друг друга" (2 класс)

Конспект бинарного открытого урока музыки и психологии во 2 классе на основе произведений Кабалевского Д.Б. Урок получил положительную оценку Администрации школы, работа заняла I место в VII Всероссий...

неделя психологии МО педагогов – психологов, социальных педагогов, учителя – логопеда «Доброта – спасет мир» и "Жить в мире с собой и другими"

второй год в нашей школе проходит неделя психологов, социальных педагогов и логопеда.Цель - развитие представления учащихся о доброте, воспитание у детей положительных качеств характера, мотивировать ...

Отчёт педагога-психолога по недели психологии 2022-2023

Отчёт педагога-психолога по недели психологии...