«Каждый ребенок имеет право на понимание»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 155.12 КБ |
![]() | 746 КБ |
![]() | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Базинская основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Н.В. Сутягина
«Каждый ребенок имеет право на понимание»
Выступление на РМО педагогов-психологов и социальных педагогов
Подготовила
Горохова Галина Николаевна,
социальный педагог
р.п. Бутурлино, 2020г.
Каждый ребенок имеет право на понимание
«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком,
думай о том, что тебя соединяет,
а не о том, что тебя разъединяет с ним»
Л.Н. Толстой
В России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту. «Особые» дети живут рядом с нами. Они могут быть невероятно талантливыми и душевно богатыми людьми, но общество старается их не замечать.
Познакомлю вас одной притчей: «У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась. Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей: «Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать». Но мудрая старая женщина только улыбнулась: «А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны –нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее».
Это коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны! Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее. Дети с ограниченными возможностями здоровья, не только имеют право на понимание, но и могут быть полезны обществу.
Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, (согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Так кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья?
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Ещё несколько лет назад мало кто из педагогов массовых школ мог себе представить, что совсем скоро в обычных классах среди обычных детей будут учиться и дети с умственной отсталостью. Однако сейчас мы наблюдаем ситуацию, что в массовой школе все больше и больше обучается таких детей и постепенно это становится нормой. Законом об образовании РФ от 2012 года за родителями (законными представителями) закреплено право самостоятельно выбирать образовательную организацию для обучения своего ребёнка, а образовательная организация – обязана создать для него все необходимые условия. Кроме этого для успешного обучения таких детей необходимо организовать и социально-педагогическое сопровождение их на протяжении всего процесса обучения.
Дословно «сопровождать» означает «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». Социальный педагог является одним из таких «провожатых». Одной из главных целей в сопровождении детей с ОВЗ в ОУ это оказание им индивидуальной помощи. Она включает в себя помощь в адаптации к среде здоровых сверстников.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
К сожалению, детская жестокость часто делает «особых» ровесников изгоями и целью насмешек. Задача педагогов, формируя в классном коллективе эмпатию и толерантность, привить здоровым детям убеждение: «наш класс участвует в важном для всей страны деле: создании безбарьерного общения». Подготовить класс к приходу ребенка с ОВЗ, преодолев проблемы барьера общения здоровых и «особых» детей.
Обеспечить включение детей с особенностями развития в общую жизнь класса поможет работа по следующим направлениям:
Просветительское
- Знакомство с принципами интегрированного образования.
Беседа по теме: «Что такое интегрированное образование». Цель — раскрыть детям основные принципы интегрированного образования, особенности обучения их одноклассника с ОВЗ, трудности его жизни.
- Знакомство с правовой системой инклюзии.
Беседа «Единство прав и возможностей». Цель — познакомить детей с общими правами ребенка и правами инвалидов, с политикой государства по инклюзивному образованию и интеграцией людей с ОВЗ в общество. Использовать документы «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Конвенция о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
- классы.
- «Смогли бы вы дружить с одноклассником с ОВЗ?».
- «Чему вы и одноклассник с ОВЗ можете научить друг друга?».
- «Что значит дружить без барьеров с одноклассником с ОВЗ?»
- классы.
- «Какие чувства вы испытываете, видя ровесника с ОВЗ?».
- «Знаете ли вы людей с ОВЗ, победивших судьбу?».
- «Как сделать наш мир доступней для людей с ОВЗ?».
- «Что мы можем сделать, чтобы исчезли барьеры между здоровыми людьми и людьми с ОВЗ?»
10-11классы.
- «Что значит равенство прав всех людей, независимо от их учебных способностей и особенностей развития?».
- «Что значит доступность окружающей среды для людей с ОВЗ?».
- «Как вы понимаете термин «безбарьерная среда для людей с ОВЗ?».
- Формирование убежденности в талантах, способностях людей с ОВЗ и уважения к ним.
- Цикл классных часов «Великие люди с особенностями здоровья» с использованием видеозаписей и аудиозаписей. Цель — продемонстрировать здоровым детям сильные уникальные качества людей с ОВЗ. Например «Гениальность С. Хокинга», «Героизм параолимпийцев», «ОВЗ и достижения в искусстве». В последнем обсудить одаренность людей с ОВЗ, начиная от композитора Бетховена и заканчивая победителем детского «Голоса» Данилой Плужниковым. Рассказ о параолимпийцах, показ выступлений танцоров-колясочников и т.п. В результате здоровые дети осознают трудности людей с ОВЗ, пути их преодоления, узнают о работе государства по созданию безбарьерного общения и захотят принять в ней участие.
Психологическое
- Создание в классе безбарьерной среды.
Беседы, классные часы, общие собрания здоровых детей и их родителей.
- темы в старшей школе «Разрушение барьеров и стереотипов в отношении людей с ОВЗ»
- в младшей и средней «Люди с ОВЗ и как им помочь».
Общая цель — развивать у детей принятие одноклассника с ОВЗ, несмотря на трудности, с которыми придется столкнуться, искать в этом помощь у своих родителей.
- Обучение навыкам коммуникативной толерантности.
- в старшей школе тренинги с общей целью: формировать поисковую деятельность и научиться самостоятельно решать проблемы в ситуации общения с ровесником с ОВЗ, развивать эмоциональный интеллект.
- в средней и младшей школе игры-имитации с общей целью: дать ученикам ощущения и понимание испытаний детей с ОВЗ и вместе с учителем учиться им помогать. Пример: Игра-имитация «С завязанными глазами». Цель — развивать социальные мотивы поведения, формировать навык помощи «особым» ровесникам. Учитель выбирает двух добровольцев. Одного — для имитации «слепоты», второго — его помощником. Учитель завязывает «слепому» глаза и дает задание: «Пройди от двери класса к доске, возьми мел, на доске напиши свое имя, положи мел и вернись за свою парту». Помощник оберегает «слепого» от столкновений с окружающими предметами и от падений, но только по просьбе «слепого». После окончания игры учитель задает вопросы:
- «слепому»: «Что ты чувствовал?». «Что ты делал?» «Было ли тебе трудно?» «Что было самым трудным?»
- помощнику: «Хотел ли ты помочь?» «Когда ты особенно хотел помочь?»
- классу: «Где „слепому“ было особенно трудно?» «С какими еще трудностями встречаются люди совсем не видящие?»
В целях формирования у подрастающего поколения культуры общения с «не такими, как все» выпуск памяток, буклетов:
- «Памятка педагогам при работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»,
- «Правила этикета при общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении»,
- «Правила этикета при общении с людьми, имеющими нарушения зрения»,
- «Правила этикета при общении с людьми, имеющими нарушения слуха»,
- «Правила этикета при общении с людьми с задержкой в развитии и проблемами в общении»,
- «Правила этикета при общении с людьми, испытывающими затруднения в речи»,
- «Практические рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к обучению в школе».
- Развитие способности к эмпатии.
- в младшей и средней школе внеклассные и внешкольные мероприятия с использованием игр «Испорченный телефон», «Передай другому», «Найди себе пару», «Подарки», «Мы так похожи»;
- в старшей школе дискуссии «Наши роли», «Все — некоторые — только я», тренинг «4 позиции восприятия»;
- индивидуальные беседы с наиболее агрессивными учениками, поручение им взять на себя покровительство и защиту одноклассника с ОВЗ.
Общая цель — развитие эмпатии к людям с ОВЗ.
Для всех возрастов полезно упражнение «Объятия за плечи». В его основе — стимулиция древнейшей тонической мускулатуры, связанной с эмоциональным и другими важными отделами мозга. Цель — стимулировать эмпатию, нейтрализовать враждебость и агрессивность. Специалист нейропсихолгии К. Ханнофорд уверена: воздействие объятием на тоническую систему плечей дает глубокие позитивные чувства, умировтворенность, принятие себя и окружения. Дети стоят по кругу. Учитель просит одного ученика: «Повернись к соседу слева и обними его за плечи. Далее учитель просит принявшего объятия повернуться к соседу слева и обнять его за плечи. Все остальные продолжают упражнение по кругу, пока все ученики не почувствуют «объятия». Учитель говорит: «Все обнимите себя за плечи, про себя назовите свое имя и скажите, как сильно себя любите».
Результат: Стимулирования способности к эмпатии и через тоническую систему оздоровление вегетативной и нейроэндокринной систем.
Работа с детьми требует большого внимания, терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится. Труд педагогов по принятию здоровыми детьми одноклассников с особыми образовательными потребностями снизит к ним враждебность, приведет к переосмыслению отношений с позиции толерантности, эмпатии, желания помочь.
Я уверена, теплая и комфортная обстановка, созданная в школе, построенная на доверии, любви и ответственности поможет всем детям в преодолении трудностей не только в общении но и в обучении.
В завершении мне бы хотелось поделиться с вами еще одной историей: «Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:
- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!
И вдруг человек услышал: «Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя».
Использованные источники:
- Барсукова, О. В. Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования / О. В. Барсукова, Е. Н. Гавриш. — Текст: непосредственный, электронный // Образование и воспитание. — 2017. https://moluch.ru/th/4/archive/56/1763/ (дата обращения: 28.04.2020).
- Источник: https://rosuchebnik.ru/material/podgotovka-zdorovih-shkolnikov-k-prinyatiyu-detej-s-ovz/
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ http://base.garant.ru/70291362/
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 3. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.
- Груздева Л.А. Учебно–методические и образовательные комплексы в обучении детей с особыми образовательными способностями.- //Справочник замдиректора школы, 2013, №6, с.30.
- Л. В. Турищева, канд. психол. наук «Общаемся с детьми с ОВЗ» Журнал « ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ» № 2 (26) февраля 2016 г.
Социальные педагоги, классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.
Приоритетная цель деятельности педагогического коллектива школы - признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его личностных психофизических особенностей, познавательных, академических и иных достижений.
Совместная организация обучения и внеурочной деятельности детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников повышает уровень навыков общения, толерантности, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
В организации социально – педагогической работы используется разработанная система ведения документации:
- Примерная форма заполнения АКТа обследования жилищно- бытовых условий проживания обучающихся инвалидов и семей, имеющих детей с ОВЗ
- ПРИМЕРНАЯ социальная карта
- Примерная форма заполнения социальной карты обучающегося инвалида и лица с ОВЗ
- ПЛАН
индивидуальной работы социального педагога
5. ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ
Заключение
Таким образом, роль социального педагога в сопровождении лиц с ОВЗ имеет определенную специфику и призвано решать ряд определенных задач, в результате решения которых ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и общества. Социально-педагогическое сопровождение охватывает все перечисленные проблемные поля, интегрирует педагогическую, психологическую и социальную работу и, таким образом, является ярким примером реализации комплексного подхода к организации системы сопровождения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним» Л.Н. Толстой
В России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту. «Особые» дети живут рядом с нами. Они могут быть невероятно талантливыми и душевно богатыми людьми, но общество старается их не замечать.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья , (согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дети с ограниченными возможностям здоровья Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); Дети с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с умственной отсталостью; Дети с задержкой психического развития; Дети с нарушением поведения и общения; Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Законом об образовании РФ от 2012 года за родителями (законными представителями) закреплено право самостоятельно выбирать образовательную организацию для обучения своего ребёнка, а образовательная организация – обязана создать для него все необходимые условия.
Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
К сожалению, детская жестокость часто делает «особых» ровесников изгоями и целью насмешек. Задача педагогов, формируя в классном коллективе эмпатию и толерантность, привить здоровым детям убеждение: «наш класс участвует в важном для всей страны деле: создании безбарьерного общения».
Обеспечить включение детей с особенностями развития в общую жизнь класса поможет работа по следующим направлениям:
Теплая и комфортная обстановка, созданная в школе, построенная на доверии, любви и ответственности поможет всем детям в преодолении трудностей не только в общении но и в обучении.
Источники информации Барсукова , О. В. Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования / О. В. Барсукова , Е. Н. Гавриш . — Текст: непосредственный, электронный // Образование и воспитание. — 2017. https://moluch.ru/th/4/archive/56/1763/ (дата обращения: 28.04.2020). Источник: https://rosuchebnik.ru/material/podgotovka-zdorovih-shkolnikov-k-prinyatiyu-detej-s-ovz/ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ http://base.garant.ru/70291362/ Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 3. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с. Груздева Л.А. Учебно –методические и образовательные комплексы в обучении детей с особыми образовательными способностями.- //Справочник замдиректора школы, 2013, №6, с.30. Л. В. Турищева , канд. психол. наук «Общаемся с детьми с ОВЗ» Журнал « ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ» № 2 (26) февраля 2016 г. https ://www.surgutgts.ru/upload/iblock/6b7/6b744c513056f2e33396549a832686f5.png https://i.pinimg.com/736x/3a/c7/b3/3ac7b388ebf09e501b7070a7db91aa33.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/9495/39663434.57b/0_9863c_7ae92d54_M.png https://img-fotki.yandex.ru/get/9115/16969765.22a/0_8f5db_757680dc_orig.png http://www.playcast.ru/uploads/2015/01/30/11854010.png
Знакомство с принципами интегрированного образования Беседа по теме : «Что такое интегрированное образование». Цель — раскрыть детям основные принципы интегрированного образования, особенности обучения их одноклассника с ОВЗ, трудности его жизни. Вернуться назад
Знакомство с правовой системой инклюзии Беседа «Единство прав и возможностей». Цель — познакомить детей с общими правами ребенка и правами инвалидов, с политикой государства по инклюзивному образованию и интеграцией людей с ОВЗ в общество. Использовать документы «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Конвенция о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Вернуться назад
Тематика классных часов 1-4 классы. - «Смогли бы вы дружить с одноклассником с ОВЗ?». - «Чему вы и одноклассник с ОВЗ можете научить друг друга?». - «Что значит дружить без барьеров с одноклассником с ОВЗ?» 5-9 классы. - «Какие чувства вы испытываете, видя ровесника с ОВЗ?». - «Знаете ли вы людей с ОВЗ, победивших судьбу?». - «Как сделать наш мир доступней для людей с ОВЗ?». - «Что мы можем сделать, чтобы исчезли барьеры между здоровыми людьми и людьми с ОВЗ?» 10-11классы. - «Что значит равенство прав всех людей, независимо от их учебных способностей и особенностей развития?». - «Что значит доступность окружающей среды для людей с ОВЗ?». - «Как вы понимаете термин « безбарьерная среда для людей с ОВЗ?». Вернуться назад
Формирование убежденности в талантах, способностях людей с ОВЗ и уважения к ним Цикл классных часов «Великие люди с особенностями здоровья» с использованием видеозаписей и аудиозаписей. Цель — продемонстрировать здоровым детям сильные уникальные качества людей с ОВЗ. Например «Гениальность С. Хокинга », «Героизм параолимпийцев », «ОВЗ и достижения в искусстве». В последнем обсудить одаренность людей с ОВЗ, начиная от композитора Бетховена и заканчивая победителем детского «Голоса» Данилой Плужниковым . Рассказ о параолимпийцах , показ выступлений танцоров-колясочников и т.п. В результате здоровые дети осознают трудности людей с ОВЗ, пути их преодоления, узнают о работе государства по созданию безбарьерного общения и захотят принять в ней участие. Вернуться назад
Создание в классе безбарьерной среды Беседы, классные часы, общие собрания здоровых детей и их родителей. - темы в старшей школе «Разрушение барьеров и стереотипов в отношении людей с ОВЗ» - в младшей и средней «Люди с ОВЗ и как им помочь». Общая цель — развивать у детей принятие одноклассника с ОВЗ, несмотря на трудности, с которыми придется столкнуться, искать в этом помощь у своих родителей. Вернуться назад
Обучение навыкам коммуникативной толерантности - в старшей школе занятия с элементами тренинга и с общей целью : формировать поисковую деятельность и научиться самостоятельно решать проблемы в ситуации общения с ровесником с ОВЗ, развивать эмоциональный интеллект. - в средней и младшей школе игры-имитации с общей целью : дать ученикам ощущения и понимание испытаний детей с ОВЗ и вместе с учителем учиться им помогать. Пример: Игра-имитация «С завязанными глазами». Вернуться назад
Вернуться назад Выпуск памяток и тематических буклетов
Развитие способности к эмпатии - в младшей и средней школе внеклассные и внешкольные мероприятия с использованием игр «Испорченный телефон», «Передай другому», «Найди себе пару», «Подарки», «Мы так похожи» ; - в старшей школе дискуссии «Наши роли», «Все — некоторые — только я», тренинг «4 позиции восприятия»; - индивидуальные беседы с наиболее агрессивными учениками, поручение им взять на себя покровительство и защиту одноклассника с ОВЗ. Общая цель — развитие эмпатии к людям с ОВЗ. Вернуться назад
игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каждый ребенок имеет право
Классный час посвященный правам ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-184810-1358923223.jpg)
Тематический классный час "Каждый ребенок имеет право"
Проводится ко дню подписания "Конвенции по правам ребенка"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/13/picture-162254-1365845197.jpg)
"Каждый ребенок имеет право"
Оформление стенда в уголке класса по правовому просвящению младших школьников...
Каждый ребёнок имеет право...
Данная разработка - классный час и предназначен для учеников начальной школы. Его материал знакомит с понятием право, с правами,закреплёнными в Конвенции, формирует положительное отношение...
Беседа - просвещение По теме: «Каждый ребенок имеет право...»
Беседа- просвещение по теме: "Каждый ребенок имеет право..."...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/16/picture-1329278-1618596696.jpg)
Консультация для родителей младших школьников "Каждый ребенок имеет право на игру!"
Описание различных подвижных игр, в которые родители могут поиграть вместе со своими детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/16/picture-1364327-1637091891.jpg)
День правовых знаний " Каждый ребенок имеет право..."
День правовых знаний " Каждый ребенок имеет право..."...