Отчет по теме самообразования
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Сортавальского МРРК ДС № 23 корпус №1
Отчет по самообразованию
«Развитие речи детей ОВЗ дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
Выполнил: Санина О.Е. воспитатель
2020
Актуальность:
Физиологами доказано, что примерно третью часть площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости к речевым зонам коры. Именно это позволяет рассматривать кисть руки как «орган речи».
Поэтому любая тренировка пальцев рук – неотъемлемая часть воспитательно - образовательного процесса, направленного на развитие речи детей дошкольного возраста.
Существует множество средств совершенствования мелкой моторики дошкольников, но наш выбор пал на нетрадиционное рисование.
С давних пор именно этому виду продуктивной деятельности уделяется огромное внимание. Его применение в детском саду помогает малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок; позволяет расширить палитру тактильных ощущений, а значит, как следствие, способствует развитию речи.
В неразрывной связи с рисованием идет и пальчиковая гимнастика, позволяющая, с одной стороны, снять с пальчиком напряжение от продуктивной деятельности, а с другой, дополнительно активизировать те мозговые центры, которые отвечают за развитие речи малышей.
Чрезмерный интерес к этой теме нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.
С целью создания условий для развития творческих способностей детей раннего возраста был разработан объемный модуль по самообразованию.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- изучить методическую и психолого – педагогическую литературу по теме;
- проанализировать опыт коллег по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования (ладошками, пальчиками, методом тычка);
- осуществить подбор занятий по нетрадиционному рисованию;
- оценить целесообразность и успешность применения нетрадиционных техник рисования и пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста;
- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам развития речи детей посредством применения нетрадиционных техник рисования и пальчиковой гимнастики;
- поделиться опытом с коллегами по вопросу положительного влияния нетрадиционных техник и пальчиковых игр на развитие речи детей ОВЗ дошкольного возраста.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
Собрана объемная картотека пальчиковых игр и упражнений по разным лексическим темам.
Осуществлен подбор нетрадиционных техник рисования в соответствии с возрастными возможностями детей.
Составлен перспективный план работы на учебный год.
В течение учебного года в педагогический процесс активно внедрялись пальчиковые игры по лексическими темами в соответствии с годовым планом. Дети освоили следующие техники нетрадиционного рисования:
- рисование ладошками;
- рисование пальчиками;
- пуантилизм (рисование ватными палочками);
- рисование штампами (оттиск пробкой, оттиск мятой бумагой, поролоном);
- рисование методом тычка;
- рисование с использованием манной крупы.
В течение всего срока работы над темой продуктивно велась работа с родителями:
- проведено анкетирование «Развитие речи моего малыша»;
- подготовлены консультации «Нетрадиционное рисование как увлекательный способ развития речи», «Пальчиками играем – речь развиваем!», «Пальчиковые игры»;
- организована совместная деятельность «Новогодняя открытка в нетрадиционной рисовании»;
- проведен творческий конкурс «Пальчиковая гимнастика собственного сочинения»;
- организована выставка рисунков «Фантазии моего малыша» (рисование в нетрадиционных техниках)
- проведен мастер – класс «Разговорчивые пальчики».
Опыт работы по теме был передан коллегам в форме:
- семинара – практикума «Значение пальчиковых игр в дошкольном возрасте»;
- брошюр для педагогов по использованию нетрадиционных техник в разных возрастных группах.
Результат:
По итогам работы над темой были выявлены следующие результаты:
- дети стали активнее включать в самостоятельную деятельность элементы упражнений и игр с речевым сопровождением;
- дети стали активнее проявлять интерес к рисованию;
- произошло обогащение словарного запаса детей;
- дети стали активнее включаются в деятельность по речетворчеству;
- благодаря информационно – просветительской работе среди родителей, удалось повысить их компетентность в области развития речи детей.
Вывод и перспективы на будущее:
Подводя итоги, следует отметить, что речь не возникает сама по себе, ее развитие необходимо стимулировать. Это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. То, насколько совершенной будет речь у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, какие условия они создадут для этого, какими впечатлениями обогатят. Нетрадиционные техники рисования в союзе с пальчиковыми играми продемонстрировали отличный результат по совершенствованию детской речи. Данный опыт мы планируем применять и далее, расширяя условия в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Список литературы:
- Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика», изд. АСТ, 2007г.
- Бардышева Т. Ю. «Расскажи стихи руками». Москва, 2014.
- Давыдова Т.Н. «Рисуем ладошками»: Стрекоза, 2012 г.
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М., 2007г.
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- Светлова И. «Развиваем мелкую моторику» ЭКСМО-Пресс, 2001г.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги» С-Пб, "Корона", 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования
«Формирование орфографического навыка через развитие познавательного интереса к предмету»...
Презентация "Отчет по теме самообразования"
В данной презентации содержится информация по теме самообразования "Развивающие игры на уроках математики"...
Отчет по теме самообразования
«Дидактическая игра как один из компонентов личностно-ориентированного урока в начальных классах»....
Отчет по теме самообразования "Интеграция и межпредметная связь на уроках изобразительного искусства"
Отчет по теме самообразования...
Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"
В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...
ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»
Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...