Отчет по теме самообразования
методическая разработка по теме
«Дидактическая игра как один из компонентов личностно-ориентированного урока в начальных классах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
Коноваловой Олеси Викторовны
учителя начальных классов МОУ СОШ №1
на тему: «Дидактическая игра как один
из компонентов личностно-ориентированного урока в начальных классах».
Г.Николаевск-на-Амуре
15 января 2008 г.
Содержание
Введение.
Глава I.
Дидактическая игра как один из компонентов
личностно-ориентированного урока в начальных классах.
1.1. Личностно-ориентированный урок в начальной школе.
1.2. Дидактическая игра как компонент личностно-ориентированного урока в начальной школе.
1.3. Группы дидактических игр.
Глава II.
Использование дидактических игр в учебном процессе.
2.1. Цели применения дидактических игр.
2.2. Применение дидактических игр на примере обучения в начальной школе.
Заключение.
Библиография.
Примечание.
Введение.
Актуальность исследования. С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой - указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, учитель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры, таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.
Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.
На сегодняшний день фундаментальные работы по философии образования и методологии психолого-педагогической науки (А.Н.Леонтьев, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, П.Г. Щедровицкий, И.С. Якиманская и многие другие) связаны с вопросами структуры процесса обучения и создания концепции развития человека, логично и разумно сочетающейся с организацией обучения.
Психолого-педагогические исследования, активно направленные на учет индивидуальных особенностей личности в процессе обучения, получили свое развитие в концепциях саморазвития личности, представленных А.Г. Асмоловым, А.Н. Леонтьевым, В.В. Сериковым и др., развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.), на инновациях в образовании (М.В. Кларин, Ю.Г. Круглов, А.Я. Наин, Н.Д. Никандров, В.А.Сластенин).
Свободное развитие личности - вопрос, волновавший умы просветителей в разные века. Особенности игрового обучения, описанные Ж.Пиаже, Л.С. Выготским, С.Г. Якобсоном в трудах, посвященных психофизиологическим и возрастным особенностям школьного детства, послужили опорой для развития речи, логики и разума ребенка, стали основой результативности обучения.
Педагогической обработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В.И. Даль, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин, Е.М. Дементьев и др.
Организаторами методической работы по игре и детским праздникам выступали В.Г. Марц, Н.П. Булатов и др.
Игра и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, этнографов, собирателей-энтузиастов (Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, С.А. Шмаков и др.) являясь тем самым их общей воспитательной целью.
Игровое обучение - важнейший фактор сегодняшней начальной школы, определяющий вектор гуманизации начальной школы в целом.
Гипотеза исследования – при обучении младших школьников дидактическая игра служит одним из компонентов
личностно-ориентированного урока, который способствует формированию у детей развитие самостоятельной творческой личности.
Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия использования дидактической игры на личностно-ориентированных уроках в начальных классах.
Объектом исследования данной работы являются младшие школьники.
Предмет исследования заключается в обучении детей с помощью дидактической игры.
Задачи исследования:
1. Выявить основные свойства дидактической игры и выявить ее роль в личностно-ориентированном уроке.
2.Рассмотреть основные типы дидактических игр, их особенности и основные характеристики.
3. Исследовать основные условия эффективности игры как средства воспитания всесторонне развитой личности.
4. Раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения .
5. Рассмотреть основные цели, для которых применяются дидактические игры.
Глава I.
Дидактическая игра как один из компонентов
личностно-ориентированного урока в начальных классах.
Личностно-ориентированный урок в начальной школе.
Понятие «личностно-ориентированный урок» (автор-разработчик Якиманская И.С.) вошло в педагогическую практику как реакция на координальные изменения, происходившие в современном российском образовании. Оно стало альтернативой сложившейся системе обучения, подразумевающей, что «хороший» ученик – это аккуратный, знающий исполнитель, который точно следует за инициативами учителя. Личностно-ориентированный урок нацелен, прежде всего, на раскрытие и развитие позитивных качеств личности каждого ребенка, его самобытной индивидуальности. «Хороший» ученик в этом случае подразумевается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми.
Образование на личностном уровне – это смысловое субъективное восприятие реальности, и, следовательно никакая предметная деятельность не гарантирует образование требуемого смысла. Личность всегда выступает действующим лицом, соучастником. А подчас и инициатором любого процесса своего образования.
Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-
ориентированное обучение используется в педагогической практике нашего времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно-ориентированного развивающего обучения.
Личностно-ориентированный урок в начальной школе - это эффективное обогащение, накопление и развитие личностного опыта младших школьников. Зайцев С.В. – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАН – утверждает, что ребенок этой возрастной категории учится лучше и научится большему, когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него опыт, который, как отражение его индивидуальности, всегда уникален, самобытен, неповторим. Поэтому, на мой взгляд, задача учителя начальных классов – не только научить новому опыту в какой-либо области, но и изучить тот опыт, который уже имеется у него в данной области в данный момент.
Дети легко и быстро схватывают то, что им интересно. В своем уникальном поиске они готовы засыпать взрослых вопросами, одолеть разнообразными, зачастую очень оригинальными идеями и предложениями. Они могут часами предаваться интересному занятию или игре без тени утомления. Интересно – это колоссальная движущая сила. А познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника, но и организовать его на уроке для младших школьников можно по-разному. Л.В. Выгодский считал, что при организации успешного учебного процесса всегда следует придерживаться правила перехода от естественных интересов ребенка, которые мы у него находим в достаточном количестве, к интересам прививаемым. Отсюда, на мой взгляд, вытекает важнейший вывод: по-настоящему эффективная система обучения не может игнорировать детские интересы, а личностно-ориентированный урок как ее неотъемлемая часть выступает стержнем в развитии и актуализации этого интереса.
Дидактическая игра как компонент личностно-ориентированного урока в начальной школе.
Я считаю, что этот принцип личностно-ориентированного урока успешнее раскрывается через дидактическую игру, которая ставит учеников младшего школьного возраста в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других. Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования. Обсуждая разные варианты игровой ситуации, мои ученики активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой путь решения. Дидактическая игра как компонент личностно-ориентированного урока позволяет младшим школьникам задействовать все свои интеллектуальные возможности, наполнить предмет изучения личностно значимым смыслом, при этом усваиваемый материал глубоко и прочно входит в каждого ребенка.
В.В. Волина в своей работе «Учимся играя» так определила характер дидактических игр: «Игры в школе - это не игры дошкольников, это не игры-развлечения, вводимые лишь для занимательности и разнообразия заданий. Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить».
Дидактическая игра позволяет свести до минимума утомляемость и напряженность ребенка, в течение всего урока поддерживать его внимание, способствует быстрому выполнению заданий, развивает и повышает интерес к предмету, позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышает уровень знаний отстающих.
1.3. Группы дидактических игр.
Методология личностно-ориентированного урока такова: каждый ребенок реализует свои интересы и потребности, опираясь на личный опыт, делает персональный выбор. Исходя из этого положения, можно выделить три группы дидактических игр:
Уровневые;
Предметные;
По характеру познавательной деятельности.
Уровневые дидактические игры способствуют созданию адекватной и эффективной развивающей среды. Всем известно, чтобы сконцентрировать внимание первоклассников на изучаемом предмете, требуется больше игровых моментов, чем на уроках у четвероклассников, которые, опираясь на личностный опыт, могут делать самостоятельные выводы. Это позволяет распределить все игровые моменты по возрастному критерию.
Уровневые дидактические игры:
Класс | Целевые установки | Дидактические игры |
1 класс | первичное знакомство с областями научных знаний; формирование системы знаний, умений, навыков, направленной на развитие интеллектуальных способностей первоклассников; развитие моторики; формирование познавательного интереса; накопление личностного опыта учениками развитие личности младших школьников | «Волшебная корзина»; «Удачная рыбалка»; «Рисунок» |
2 класс | активизация познавательной деятельности; обогащение личного опыта учеников; дифференциация обучения; формирование первичных умений и навыков самостоятельной работы; формирование положительной мотивации к обучению; развитие личности младших школьников; развитие умения оперировать знаниями, применять их на практике | «Веселый поезд» «Елочка»; «Велосипедисты» «Загадалочки» |
3 класс | развитие умений и навыков самостоятельной работы; актуализация познавательной деятельности; обогащение личностного опыта учеников; дифференциация обучения; развитие личности младших школьников; развитие специфических и общеинтеллектуальных умений и навыков | «Чей круг?»; «Теремок»; «Шутка»; «Слова – змейки» |
4 класс | совершенствование умений и навыков самостоятельной работы; обучение с опорой на личностный опыт ученика; самостоятельная поисковая деятельность; дифференциация и индивидуализация обучения; развитие личности младших школьников | «Юный художник»; «Собери картинку»; «Борьба за цифру» «Кроссворд» |
Я считаю, что уровневые дидактические игры обладают развивающей, образовательной, воспитывающей функциями, которые действуют в ограниченном единстве.
Обучение как спланированная и активизирующая интерес деятельность взаимодействует с накопленным опытом ребенка. Таким образом, в процессе обучения ребенок движется не от незнания к знанию, а от менее совершенного к более совершенному. Чтобы обеспечить максимально полное усвоение всеми детьми суммы знаний, умений и навыков, включаю в урок предметные дидактические игры. Я убеждена, что увлеченные игрой, дети легче усваивают программный материал, закрепляют его, обогащают свой опыт новыми знаниями, умениями, навыками.
Предметные дидактические игры:
Предметы | Целевые установки | Дидактические игры |
Математика | создать условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала; обеспечить доступность и осознанность. | «Молчанка»; «Арифметическое лото»; «Домино»; «Лабиринт»; «Занимательные магические квадраты»; «Эстафеты»; «Примеры - цепочки» |
Русский язык | помогать формированию фонематического восприятия слова; обогащать ребенка новыми сведениями, активировать мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулировать речь. | «Выбери три слова»; «Почтальон»; «Шифровальщик»; «Клички» «Лишнее слово»; «Слова – змейки» |
Литературное чтение и окружающий мир | пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. | «Слог за слогом»; «За кем последнее слово»; «Яблонька»; «Уважай последнего»; «Узнай свое слово» |
Итак, предметные игры организуют деятельность младших школьников, нацеленную на познание и постижение различных областей образовательного пространства. Такой подход позволяет добиться положительных результатов в освоении детьми учебной программы.
Как показывает мой опыт, младшие школьники учатся лучше и научатся большему, когда в процессе обучения они активно задействованы, могут экспериментировать, исследовать на практике. В ситуации активного и творческого поиска дети не только развиваются, но и еще раскрываются как индивидуальности. В этом смысле использование на уроке дидактических игр означает одновременно реализацию дифференцированного подхода и актуализацию познавательной деятельности. Поэтому различают дидактические игры по характеру познавательной деятельности.
По характеру познавательной деятельности:
Деятельность | Целевые установки | Дидактические игры |
Исполнительская | знакомство с простейшими свойствами, умение выполнять задания | «Ромашка»; «Машинист», |
Воспроизводящая | формирование навыков учебной деятельности | «Охота на лис»; «Лабиринт»; «Пароход»; «Самолет»; «Путешествие» |
Контролирующая | контролировать себя и своих товарищей, помогать найти верные решения | «Я – учитель»; «Контролер»; «Стоп – сигнал» |
Преобразующая | учить преобразовывать, выводить закономерности, анализировать, сопоставлять, обобщать | «Числа-перебежчицы»; «Подбери ключ»; «Стрелок» |
Поисковая | сравнивать, анализировать, находить общее и различия, недостающее, самостоятельно находить решение | «Найди лишнего»; «Магазин»; «Чей букет лучше» |
Создание игровой атмосферы на уроке позволяет мне переключать внимание учащихся младшего школьного возраста на разнообразные виды познавательной деятельности, что развивает у них любознательность, формирует положительную мотивацию к обучению, а также снижает усталость, утомляемость и позволяет концентрировать их внимание в течение всего урока.
Чтобы проследить результативность дидактической игры на разных уровнях, я использую диагностику – методики «Выделение существенных признаков», «Направленные ассоциации», «Прокалывание кружочков», «Три оценки» Липкиной А.И.», «Рисунок урока», «Осознаваемые мотивы учения».
Глава II.
Использование дидактических игр в учебном процессе.
2.1. Цели применения дидактических игр.
Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах, являются следующие:
-интеллектуальное развитие младших школьников;
-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;
-приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;
-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;
-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника;
-углубление уже усвоенных ранее знаний;
-переход движения от поверхностного отражения, т. е. познания лишь самого явления, к раскрытию законов и закономерностей данного явления;
-объединение знаний в категории и системы;
-их связывание и превращение из раздробленных рядов в системно построенные «роды»;
-приобретение знаниями подвижности и гибкости, превращение их в управляемые самим субъектом.
-превращение знаний в более дифференцированные и точные;
-переход ученика от слитных малорасчлененных понятий и образов к оперированию более точными знаниями, к различению сходных знаний;
-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх (Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М. 2001 - с.199).
Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности и применялась с целью усовершенствования и развития личности.
Полученные учащимися знания в результате дидактической игры служат основой важнейших умений и навыков, которые должны освоить младшие школьники.
Так приобретенные знания позволяют им сознательно овладеть умениями и навыками необходимыми в начальной школе.
2.2. Применение дидактических игр на примере обучения в начальной школе.
Дидактические игры могут решать разные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие построены на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. Кроме того, игры стимулируют слабых, стеснительных детей, помогают снятию языкового барьера. Игровые занятия повышают интерес детей, способствуют развитию познавательной деятельности.
Само участие ребенка в каком-либо исследовании более важно для развития творческих способностей, нежели результат его деятельности. Игры могут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений. Иногда это приводит к противоречию со сторонниками других взглядов, к необходимости отстаивать свою точку зрения. Таким образом, игра способствует развитию творческого мышления. Приведем несколько примеров дидактических игр.
«Лабиринт»
Цель: Развитие логического мышления, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Описание: Из альбомных листов изготовляются карты-схемы, на которых в уголках изображены предметы или животные. Между ними расположены шарики с цифрами в свободном порядке.
Задание: Создается ситуация: помочь Красной Шапочке пройти к дому бабушки. Ученики соединяют линией шарики с цифрами по порядку. (см. Примечание 1).
«Математическая тучка»
Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Описание: Из бумаги голубого цвета вырезается изображение тучки и к ней крепится карточка с числом. И также вырезаются капельки с числами.
Задание: Изготовляются карточки по количеству групп и по одному примеру на участника группы. Решив пример, ученик передает ее соседу. Карточка проходит по кругу, т. е. Все члены команды решают примеры. (см. Примечание 2).
«Эстафета»
Цель: Развитие операций мышления (анализ, сравнение), закрепление учебного материала.
Описание: На карточках написаны примеры на сложение, вычитание, умножение и деление. Количество примеров соответствует количеству учащихся в группе.
Задание: Один ученик из каждой команды получает карточку «Эстафета». Решив первый пример, ученик передает карточку своему соседу. Карточка проходит по кругу, т. е. Все члены команды решают по одному примеру. Затем учитель собирает их и проверяет правильность выполнения задания.
«Проверяем Незнайку»
Цель: Развитие зрительного сосредоточения, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации.
Описание: На карточках записаны примеры на сложение и вычитание, решенные с ошибками. Рядом прикрепляется изображение Незнайки.
Задание: Детям предлагается ситуация: Незнайка, решая примеры, допустил ошибки, надо их проверить и помочь Незнайке исправить ошибки. Дети решают примеры и исправляют ошибки, предварительно объясняя решение примера.
«Цветик – семицветик»
Цель: Развитие внимания, устного счета, невербальное закрепление учебного материала.
Описание: Из цветной бумаги делается большой и красочный цветок. На лепестках цветка написаны числа, а в середине математические знаки (+ или - ) и число.
Задание: Дети выбирают лепесток, составляют пример и решают его. (см. Примечание 3).
«Мальчики – Девочки»
Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.
Описание: На карточках записаны примеры на умножение. На обратной стороне карточек наклеены разноцветные круги соответственно количеству команд.
Задание: Учитель показывает пример классу и перевертывает карточку обратной стороной. Если карточка синего цвета, то ответ хором называет первая команда, если красного – вторая команда и т. д. Выигрывает, та команда, которая допустила меньше ошибок.
«Незадачливый математик»
Цель: Развитие внимания, мышления, непроизвольное закрепление учебного материала (решение уравнений).
Описание: На карточках записаны примеры с пропущенными цифрами. Чуть в стороне прикрепляются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на них цифрами и фигурка медвежонка.
Задание: Учитель предлагает следующую ситуацию: медвежонок решал примеры и ответы записывал на клиновых листочках. Подул ветер – и листочки разлетелись. Очень расстроился медвежонок: как же теперь ему быть? Надо помочь ему вернуть листики с ответами на свои места.
Каждая команда получает по одной карточке, и ищут листики с правильными ответами и заполняют ими пропуски.
«Разноцветные буквы»
Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Описание: Командам предлагаются для рассмотрения таблицы 5х5 клеток, где в клетках разными цветами изображены гласные и согласные буквы (использовано от 3 до 5 цветов). (см. Примечание 4).
Задание: Найти гласные буквы. Сколько их?
Сколько синих согласных?
Сколько зеленых согласных? и т. д.
Ответ дети показывают молча, подняв руки – числом пальцев. Команда первой правильно показавшая ответ, получает жетон и показывает найденные буквы, а остальные хором проговаривают звуки вместе с ним. Выигрывает та команда, которая наберет больше жетонов.
«Хитрые буквы»
Цель: Закрепление учебного материала через игровую мотивацию
Описание: На карточках написаны два ряда по 10 слов, содержащих согласные, которые пишутся не так, как слышатся (хитрые буквы), и не содержащих таких согласных. (см. Примечание 5).
Задание: Как можно скорее найти и обвести кружком все "хитрые буквы".
«Найди пару»
Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: Класс делится на группы. Каждая группа получает карточки со слогами. (см. Примечание 6).
Задание: Найти пару каждому слогу и записать эти слова. (Вначале не надо говорить, что слоги взаимозаменяемы – дети должны открыть это сами.)
Подбор слогов производится таким образом, что они могут группироваться по-разному, образуя разные слова в зависимости от порядка.
«Заполни окошечки»
Цель: Развитие быстроты мышления, активизация словарного запаса.
Описание: Каждая группа получает таблицу со словами, в которых пропущены буквы и слоги.
Задание: Дети заполняют окошечки соответствующими буквами и слогами.
«Кто быстрее исправит ошибки?»
Цель: Развитие внимания, закрепление учебного материала через использование игровой мотивации.
Описание: На карточках – текст с ошибками.
Задание: Как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.
«Кто больше придумает?»
Цель: Развитие воображения, устной и письменной речи, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации.
Описание: Класс делится на группы и каждая группа получает сюжетную картинку (можно использовать иллюстрации к сказкам).
Задание: Написать как можно больше имен существительных. Выигрывает та команда, которая напишет больше всех имен существительных. Аналогичную игру можно провести и по другим темам, например «Глагол», «Имя прилагательное».
«Кто быстрее найдет?»
Цель: Развитие мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: На карточках тексты с равным количеством слов и глаголов.
Задание: Ученики должны как можно скорее найти и подчеркнуть все слова, отвечающие на вопрос "что делает?".
"Кто быстрее?"
Цель: Развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: На карточках - два ряда слов, в каждом ряду - равное количество одушевленных и неодушевленных существительных.
Задание: Ученики подчеркивают слова, отвечающие на вопрос «кто?» - синим маркером, на вопрос «что?» - зеленым маркером.
«Найди пару»
Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: Каждая команда получает карточку со словами: четыре существительных, и четыре прилагательных. (см. Примечание 7).
Задание: Найти подходящее прилагательное к существительному.
«Прочти предложение»
Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления.
Описание: Из альбомного листа изготовляются карты, на которых записаны предложения, но в место существительных помещены соответствующие рисунки. (см. Приложение 8).
Задание: Читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.
«Живые слова»
Цель: Развитие слухового сосредоточения, закрепление учебного материала через двигательный анализатор.
Описание: Командам даются слова, записанные в разброс.
Задание: Дается задание, поставить слова в таком порядке, чтобы получилось предложение.
«Найди свое слово»
Цель: Развитие быстроты мышления, умение работать в группе, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: Класс делится на команды по 6 человек. Каждая команда получает карточки со словами.
Задание: Найти подходящие друг другу слова и соединить их в предложения как можно быстрее, так как выигравший определяется по времени. Когда предложения составлены проводится их сравнение и обсуждение. Например: РАСТЕТ. ВЫСОКАЯ. ЕЛЬ. ВАСЯ. ЕЛ. ЯБЛОКО.
Игра «Плечо и надплечие».
Эта игра учит учащихся отличать бытовую речь от научной терминологии.
Учитель показывает ученикам рисунок с изображением папы и ребенка, сидящего у него на «плечах», и задает вопрос: «Где сидит ребенок?»
«Выбери три слова»
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. (см. Примечание 9).
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили. (см. Приложение 10).
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. (см. Приложение 11).
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах? (см. Приложение 12).
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Распредели слова на две группы.
Найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Игра «Черный ящик».
Эта игра развивает память и воображение учащихся. Ее можно использовать как при изучении нового материала, так и при обобщении темы.
В небольшую черную коробку помещают биологический объект, соответствующий заданной теме. Учитель (или учащийся) начинает описывать объект, который находится в коробке, а учащиеся пытаются отгадать (иногда с помощью наводящих вопросов учителю), что это за предмет.
Учитель. В ящике находится модель одного из образований головного мозга, состоящее из средней части и полушарий, имеющих кору. Образование расположено над продолговатым мозгом и связано со всеми отделами мозга, особенно со средним мозгом. Этот отдел мозга осуществляет координацию движений, рассчитывает усилия, необходимые для сопротивления силам инерции, затормаживает и устраняет лишние движения. У лиц, у которых повреждена эта часть мозга в результате травмы, движения затруднены. Они не могут донести ложку с супом до рта. Больные с травмой этого отдела мозга имеют походку пьяного человека.
Функционирование этого отдела мозга можно проверить с помощью пальценосовой пробы: закройте глаза, вытяните вперед правую руку, сжатую в кулак, а затем дотроньтесь указательным пальцем до кончика носа.
Что это за отдел мозга? Какие выводы можно сделать о его работе на основании пальценосовой пробы?
Учащийся. Я думаю, что изложенная информация относится к мозжечку. Если мозжечок функционирует нормально, движения точны и быстры.
Игра «Поле чудес».
На доске, на леске развешиваются флажки, сделанные из двух листов бумаги или картона и не проклеенные внутри. На обратной стороне флажков написаны буквы. Ведущий (учитель или учащийся) загадывает слово и, вывесив соответствующие флажки, поясняет его значение. Учащиеся должны отгадать это слово. Если ответ верный, флажки переворачивают обратной стороной к классу.
В ходе игры можно провести с учащимися опыт. Предложите им решить кроссворд.
Игра-викторина.
Вниманию учащихся предлагаются материалы со следующими заданиями: быстрее всех сосчитать все буквы, найти буквы, повторяющиеся несколько раз; найти 12 отличий в картинках; быстрее всех найти цифры от 1 до 20; быстрее всех решить ребусы; решить задачи. После того как учащиеся самостоятельно выполнят задания, нужно сверить их ответы с правильными решениями. Затем подводятся итоги. Можно также предложить учащимся самим придумать ребусы, просмотрев и выбрав слова из окружающего мира, литературы. Предварительно учащимся надо объяснить принципы составления ребусов. Представляем вашему вниманию ребусы, составленные мной и моими учениками.(Приложение 1).
Вот описание тех некоторых видов дидактических игр, которые можно использовать в повседневной практике. Эти игры помогут поддерживать интерес к учебе, что является основным условием обучения детей начальной школы.
Сделать урок интересным, но не развлекательным, эффективным, а не просто играть - вот те главные проблемы, которые приходится решать учителям начальных классов.
Собрать, накопить дидактические игры - это еще не главное. Главным является умелое применение их на уроке. Дидактическая игра не должна быть искусственно притянутой к той или иной теме урока, она должна естественно вплетаться в урок, в изучение программного материала. Все игры на уроках не должны быть изолированными друг от друга, а должны составлять единый сценарий урока. В уроке должно быть все взаимосвязанным, одно вытекать из другого. Урок - это единое целое.
Хочется привести несколько примеров таких уроков.
«Урок по природоведению»
Тема: в гостях у Мойдодыра.
Цели:
сформировать умение пользоваться предметами гигиены;
развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся;
воспитывать интерес к предмету. (см. Приложение 13).
«Урок – игра «Умники и умницы»
Тема: обобщение по теме «Имя существительное».
Цели:
актуализировать знания, приобретенные при изучении русского языка по теме «Имя существительное»;
дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
воспитывать любовь к родному языку. (см. Приложение 14).
«Урок-сказка по математике».
Тема: закрепление навыка умножения на двухзначное число
Цели:
закрепить навык умножения на двухзначное и трехзначное число; упражняться в решении задач на движение в противоположные стороны, на нахождение площади;
развивать навыки устного счета, умение сравнивать числа; интерес к математике, активность на внимание учащихся;
воспитывать чувство взаимопомощи. (см. Приложение 15).
«Урок-сказка по русскому языку: Путешествие в сказку “Рукавичка”».
Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами “е”, “ё”, “и”, “ю”, “я”.
Цели:
сформировать умение распознавать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме мягкость согласных звуков последующими гласными буквами “е”, “ё”, “и”, “ю”, “я”;
развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся;
воспитывать интерес к предмету. (см. Приложение 16).
«Урок творчества, посвященный 200-летию Г Х. Андерсена
Цель:
1. Расширение кругозора, исследовательских умений.
2. Воспитание чувств дружбы, коллективизма, единения, ответственности.
3. Единение учеников, родителей и учителя, сплоченных одной целью. (см. Приложение 15).
Уроки творчества очень нравятся детям. Они с нетерпением ждут, когда же настанет их очередь стать знатоками. А родители, поддерживая своих детей, уже заранее подходят к учителю, узнают темы, получают задание.
На таких уроках
дети учатся вместе жить и вместе решать свои проблемы, пробуют себя и свои силы, повышается ответственность, уровень самостоятельности, закаляется характер.
в ходе подготовки к уроку дети, родители и учитель находятся в творческом контакте.
Общие цели сближают всех, а параллельно раскрываются и таланты матерей и отцов.
Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть знаниями “легко и счастливо”, легких путей в науке нет. Но считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство детей испытали и осознали прилагательные стороны занятий, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Диагностика результатов развития учащихся показала:
a) В процессе игровой деятельности учащиеся имели возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках.
- Ребята стали четче формулировать вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления.
- Научились объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее.
- Умение вести диалог.
- Умение слушать оппонента.
- Давать рецензию на ответ.
- Творческие работы учащихся.
б) В процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр учащихся:
- Развивают умение фантазировать, слышать других, контактировать с ними.
- Научаются подключать весь свой жизненный опыт.
- Синтезируют умения и навыки в едином акте действия.
- Научаются постигать особенности данного периода (отечественной) истории.
«Человек наивысшая ценность жизни». Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям. У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть игры по истории, зоологии, физике, химии, ботанике, географии. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов (межпредметные связи). Как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, о главное знать сам предмет. Технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учителя могут наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.
Заключение.
В заключении хочется отметить, игр достаточно много, но важно помнить, что перенасыщать урок и превращать его в одну игру нельзя, все должно быть подчинено и направлено на достижение единой цели. В процессе игры у младших школьников формируются общеучебные умения и навыки.
Мне очевидно, что, включая в урок дидактические игры, учитель создает для каждого ребенка в классе поле выбора, которое позволяет ученику сориентироваться, самостоятельно найти решение и неограниченное количество индивидуальных способов его выполнения, т.е. учитель формирует тем самым чрезвычайно разветвленное «дерево» возможностей.
Главное для каждого учителя - дидактическая игра концентрирует внимание детей, усиливает интерес к учебной деятельности, вырабатывает уверенность в своих силах, во время игры ученики получают максимум радости и удовольствия.
Библиография.
1.Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., Тритон, 1997.
2.П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва,«Русский язык»,1989.
3.Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М., Просвещение, 1996.
4.Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педа-
гогика»,1991.
5.Гребенникова Н.А. Ознакомление первоклассников с задачей. // “Начальная школа” №10 1990г. МОСКВА. "Просвещение".
6.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990.
7.Коннова В. А. “Задания творческого характера на уроках математики”.// Начальная школа 1995 №12.
8.Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. - Ч.1. - Дубна, 1997.
9.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М., 1994.
10.Макаренко А.С. Соч.М. 1957г.
11.Никитенко Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, № 6. I99I.
12.Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М. 2001.
13.Полякова А.В. Превращения слов, М., Просвещение, I99I.
14.Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990.
15.Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии, 1995.,- №2.
16.Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П.Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр “Академия',2002.
17.Ситаров В.А. Дидактика М. 2002.
18.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под ред. В.П. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
19.Чилинрова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993.
20.Шарапова М. Ю. “Работаем по-новому”// Начальная школа 1995 №7.
21.Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск. М.,1989.
22.Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., Просвещение, 1989.
23.Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993.
24.Эрниязова Л.Д. Занимательность на уроках русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, №6, 1985.
25.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996.
26.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
27.Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979. – (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).
Примечание 2
Примечание 3
Примечание 4
А | К | Я | В | Р |
П | Ж | Ч | Н | Е |
Г | Щ | С | Щ | Х |
Ф | Б | Э | Ю | Л |
М | З | И | Д | Т |
Примечание 5
ЗУБ БОЧКА САД КОЛХОЗ ДОЧКА ДУБ ЖАР ИГРА ПЕНЬ ОТРЯД | МОРОЗ ПОЧКА ЗАВОД ЭТАЖ ТОЧКА САПОГ ШАР ИКРА ГОЛУБЬ ТЕТРАДЬ |
Примечание 6
НА – СОС – КА – МЫШ – ЖИ – ЛЫ – НА – ВЕС |
Примечание 7
Имя существительное | Имя прилагательное |
Солнце Небо Ветер Тучи | Порывистый Голубое Яркое Серые |
Примечание 9.
I | рыбка | вьюга | чулок | II | подъезд | склад | ворона |
дубки | варенье | чучело | съемка | град | ворота |
гриб | ручьи | чум | подъем | клад | воробей |
Приложение 10
огород | парк | море | школа | столовая | зоопарк |
гря-ки | доро-ки | пло-цы | кни-ки | хле-цы | кле-ка |
кали-ка | бере-ки | фла-ки | обло-ки | пиро-ки | марты-ка |
реди-ка | ду-ки | ло-ки | тетра-ка | сли-ки | тра-ка |
морко-ка | ли-ки | остро-ки | промока-ка | голу-цы | реше-ка |
Приложение 11.
жыил | ански | кьоинк |
лыжи | санки | коньки |
Аалтрек | ажлок | раукжк | зоонкв |
( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз | страа | енкл | роамкша |
( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат | дззеав | отрбиа | сген |
( планета, звезда, орбита, снег)
Приложение 12
МАК | РОМАШКА | РОЗА | ЛУК |
КОШКА | СОБАКА | ВОРОБЕЙ | КОРОВА |
БЕРЕЗА | ДУБ | МАЛИНА | ОСИНА |
КОРОВА | ЛИСА | ВОЛК | МЕДВЕДЬ |
Приложение 15
«Урок-сказка по математике».
Тема: закрепление навыка умножения на двухзначное число
Цели:
закрепить навык умножения на двухзначное и трехзначное число; упражняться в решении задач на движение в противоположные стороны, на нахождение площади;
развивать навыки устного счета, умение сравнивать числа; интерес к математике, активность на внимание учащихся;
воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование:
герои – Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Елена Прекрасная, Баба Яга;
реквизит – ступа, избушка, камень, шкатулка, игла, мечи.
Ход урока
I. Организационный момент.
У.:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.
II. Сообщение темы.
У.: Ребята, на прошлых уроках вы научились умножать на двузначное и трехзначное число. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждут испытания. Нам предстоит выполнить примеры на умножение, решить задачи на движение, найти площади фигуры, находить неизвестные в уравнениях. Вы готовы?
Д.: Да
У.: Тогда сказка начинается.
III. Устный счет.
У.: Жил-был Иван Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: “Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики. Отправился Иван Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той – задания. Справится с ними Иван – значит, удержится на веревке и перейдет через реку. Поможем Ивану-Царевичу?
Д.: Да.
(Дети по одному выходят к доске, снимают задания, устно выполняют их).
Задания.
16 увеличить в 4 раза.
Найти частное от деления чисел 96 и 12.
Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см?
Сколько килограммов в центнерах?
Какое число нужно разделить на 7, чтобы получилось 30?
Какое число в 12 раз больше 5?
Мальчик проходит 1 м за 1 с. Сколько метров он пройдет за 1 минуту?
IV. Решение примеров на умножение двухзначных чисел.
У.: С вашей помощью Иван Царевич благополучно миновал реку.
А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: “Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с примером. Умножать я умею, а вот что с нулями делать, никак не пойму”.
У.: Ребятки, давайте поможем Бабе Яге решить примеры:
1200 | 31200 | 4200 | 38400 |
40 | 50 | 30 | 70 |
У.: Молодцы, ребятки!
V. Чистописание.
У.: Запишите число 77 столько раз, сколько парт в классе, запишите столько 7, сколько стульев в классе. Чем похожи и чем отличаются эти числа?
Д.: 77, 7 – в записи этих чисел используется одна и та же цифра 7; 77- двухзначное число, 7 – однозначное число.
VI. Решение задачи на движение в противоположные стороны.
Б.Я. “Вот теперь, – говорит Баба Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею”.
Иван Царевич: “Нет, мне надо скорее. Дай мне лучше ступу”.
Б.Я.: “Что ж, бери. Только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитаешь ее скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу:
Из дворца Кощея Бессмертного одновременно в противоположных направлениях вылетели Баба Яга в ступе и Змей Горыныч. Через 10 с они оказались на расстоянии 650 м. Скорость Змея Горыныча равна 30 м/с. Найди скорость ступы.
Иван Царевич: “Ой, ребятки, помогите мне решить задачу”.
У.: Вы готовы помочь Ивану Царевичу?
Д.: Да, мы готовы!
Б.Я. (Дает совет Ивану): “Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. (Производится на доске)
VII. Задание на сравнение двух выражений.
У.: Поблагодарил Иван Бабу Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Вылез Иван Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написаны два выражения. Понял Иван, что надо их сравнивать и идти в ту сторону, куда укажет стрелка.
У.: Ребята, давайте поможем Ивану сравнивать числа.
6500 х 40 : 100 ? 550 х 50 : 100
Д.: 2600 больше, чем 275, поэтому мы пойдем направо.
У.: Обрадовался Иван Царевич, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться.
VIII. Физкультминутка.
IX. Решени задачи на нахождение площади фигуры.
У.: Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое.
Кощей: За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся; задам я тебе всего одну задачу. Решишь ее – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой.
У.: Делать нечего, согласился Иван.
Кощей: Видишь ты, что дворец у меня большой, но состоит он всего из трех залов. Площадь зала, где мы с тобой стоим, имеет форму прямоугольника со сторонами 24 и 30 метров. Площадь второго зала составляет ? площади первого, а площадь третьего в 2 раза больше площади второго. Найди площадь всего дворца?
Иван: Ребята, я без вашей помощи пропаду, помогите!
У.: Ребятки, давайте выручим Ивана из беды.
Д.: Мы согласны помочь Ивану.
I – ? , S = 24х30 (м2)
II – ? 1/4 от I
III – ? в 2 раза > II
24 • 30 = 720(м2) – площадь I зала.
720 : 4 = 120(м2) – площадь II зала.
180 • 2 = 360 (м2) – площадь III зала.
720 + 180 + 360 = 1260 (м2) – всего.
Ответ: 1260 м2 площадь дворца.
X. Решение уравнений.
Иван: Решил я твою задачу, отдавай мне Елену Прекрасную.
Кощей: Нет, не отдам!
Иван: Ах, ты так!
У.: Выхватил Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирается Иван к трону. Вот уже схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке – уравнения.
Иван: Ребятки, это еще что такое?
Д.: Это уравнения. Мы поможем тебе их решить.
У.: Но решать будем по вариантам.
I вариант х : 20 = 360 х = 360 • 20 х = 7200 | II вариант 30 • х = 210 х = 210 : 30 х = 7 |
(Дети решают самостоятельно.)
У.: Решил Иван Царевич уравнения, в тот же миг шкатулка открылась, Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене царство. Сыграли свадьбу и стали жить и поживать в мире и согласии.
Ребятки, и нам пора вернуться в класс.
XI. Подведение итогов.
У.: Ребятки, где мы с вами побывали?
Понравилась ли она вам? А чему она учит?
А урок математики понравился вам?
Чему мы учились сегодня?
У.: Все сегодня на уроке старательно работали. Спасибо вам, дети, за урок!
Приложение 16
Урок-сказка по русскому языку: Путешествие в сказку “Рукавичка”
Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами “е”, “ё”, “и”, “ю”, “я”.
Цели:
сформировать умение распознавать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме мягкость согласных звуков последующими гласными буквами “е”, “ё”, “и”, “ю”, “я”;
развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся;
воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: рисунки, рукавичка, мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, кабан, медведь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленен.
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нами сказок.
II. Сообщение темы урока.
У.: Ребята, сегодня в гости к нам на урок пришла сказка. А какая, вы узнаете из минутки чистописания.
III. Чистописание.
LрLуLкLаLвLиLчLкLа |
Д.: Рукавичка.
У.: Правильно, вы, наверное, часто слушали её, видели по телевизору. А сегодня на уроке вы можете стать её героями. Я напомню вам начало сказки. Слушайте, внимательно!
У.: Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел да и оборонил рукавичку.
У.: Ребята, давайте поможем героям этой сказки занять места в рукавичке.
Для этого придется думать, писать красиво, экономить время и правильно выполнять все задания. А кто первым заселился в рукавичку узнаете, если отгадаете загадку.
Загадка.
Под полом скребусь,
А кошки боюсь. (Мышка)
Д.: Мышка.
У.: Правильно! Это мышка-поскребушка. Она приготовила вам вот такие задания.
Задания.
1. Списать красиво буквы:
У.: Это буквы у, и, ю, о.
2. Какие гласные буквы вы знаете?
Д.: А, О, И, У, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю.
У.: Какие гласные буквы на ленте букв заняли нижние домики и почему?
Д.: Это буквы и, е, ё, ю, я. Потому что они смягчают согласные звуки.
У.: Да, ребята, правильно. Сегодня на уроке будем говорить об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквами “е, ё, и, ю, я”.
У.: Молодцы, ребятки! Справились с заданиями мышки.
У.: А теперь отгадайте, кто следующий заселился в рукавичку.
Загадка
Скачет зверюшка,
Не рот, а ловушка
Попадет в ловушку
И комар и мушка. (Лягушка)
Д.: Лягушка.
У.: Правильно. Это лягушка – попрыгушка. Лягушка просит вас прочесть стихотворение.
(Дети читают.)
Мы по улице гуляем,
Сами вывески читаем.
Вот блестит, белее снега,
Слово горькое аптека.
Рядом сладкие слова:
Фрукты, пряники, халва.
У.: В выделенных словах подчеркните буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
Д.: Пряники. Мягкий согласный звук [ р ].
У.: А теперь, ребятки, слушайте следующую загадку.
Загадка
Маленький, беленький
По лесу прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц)
Д.: Зайчик.
У.: Правильно! Это зайчик-побегайчик.
Зайчик просит вас назвать имена людей.
Д.: Витя, Сережа, Галя, Таня…
У.: А как пишутся имена людей?
Д.: Имена людей пишутся с заглавной буквы.
У.: Запишите эти имена самостоятельно в тетрадь и подчеркните мягкие согласные буквы.
У.: А кто следующим заселился в рукавичку, узнаете, отгадав загадку.
Загадка
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке кур посчитать. (Лисичка)
Д.: Лисичка.
У.: Правильно! Это лисичка-сестричка.
Лисичка просит вас написать, какими гласными буквами обозначаются мягкость согласного звука.
(Дети записывают буквы самостоятельно.)
Взаимопроверка написанного.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление пройденного материала.
У.: Отгадайте, кто следующим заселился в рукавичку.
Загадка
В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный,
Зубами “щелк!”
Это серый . . . (Волк)
Д.: Волчок.
У.: Правильно! Это волчок – серый бочок. Волчок приготовил вам вот такое задание: списать, подчеркнуть в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
ВОРОНЯТА – У ВОРОНЫ
У СЛОНА – СЛОНЯТА
(Комментированное письмо.)
У.: Молодцы, правильно выполнили задание!
У.: А теперь слушайте следующую загадку.
Загадка
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал,
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан
Очень грозен был... (Кабан)
Д.: Кабан.
У.: Верно. Это кабан-клыкан. Он просит вас прочитать и правильно.
Когда гласные буквы е, ё, ю, я, и стоят после согласных, то они обозначают не только гласный звук, но и показывают, что стоящая перед ними согласная буква обозначает мягкий согласный звук.
(Заслушивают ответы детей.)
У.: Ребята, отгадайте, кто следующим заселился в рукавичку.
Загадка
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под влажный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведюшка)
Д.: Медведюшка.
У.: Верно. Это медведюшка-батюшка. Он приносит вас вспомнить стихотворение про букву О. Это стихотворение вам надо записать красиво и аккуратно.
Д.:
Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осел.
У.: Молодцы, ребятки, справились с заданием! В рукавичке – семеро стало, да так тесно, что рукавичка разорвалась. Высыпались звери да врассыпную по лесу.
VI. Итог урока.
У.: Наше путешествие завершено. Большое всем спасибо! Вы очень хорошо работали на уроке.
Приложение 15
Урок творчества, посвященный 200-летию Г Х. Андерсена
Цель:
1. Расширение кругозора, исследовательских умений.
2. Воспитание чувств дружбы, коллективизма, единения, ответственности.
3. Единение учеников, родителей и учителя, сплоченных одной целью.
Подготовительная работа.
1. Встреча родителей с учителем, выяснение целей и задач выступления ребенка,
2. Организационная беседа учителя с учениками, постановка цели и задач перед всем классом, каждым учеником, группой и командирами групп.
3. Подбор необходимой литературы об Андерсене в сельской, школьной и личных библиотеках.
4. Подбор сказок для домашнего чтения по группам и конкурса рисунков:
1 группа - Сказка об оловянном солдатике.
2 группа - Снежная королева.
3 группа - Гадкий утенок
4 группа - Соловей.
5. Задания знатокам для подготовки сообщений:
1 знаток - Биография Г.Х.Андерсена.
2 знаток - Творчество сказочника.
3 знаток - Дания - Родина Г.Х. Андерсена
4 знаток - Сказка Ребячья болтовня
6. Перед уроком оформление группой выставки рисунков.
Ход урока
I. Оргмомент. Введение.
Правильно ли сказал учитель 170 лет тому назад про своего ученика Г.Х.Андерсена и почему? “Вы глупый юноша, из Вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто и никогда не будет читать Ваши сочинения.”
II. Прослушивание сообщений знатоков по заданной теме.
Каждому из выступающих отводится 3 минуты. После прослушивания они должны ответить на вопросы друзей.
III. Конкурс рисунков.
Командиры групп кратко знакомят с произведением, комментируя рисунки. Жюри обращает при оценивании внимание на содержание и качество рисунков, на активность членов группы.
IY. Конкурс “Бюро находок”.
В бюро находок Андерсена принесли утерянные вещи, чьи они?
Горошинка? - Принцесса;
Зонтик? -
Роза? - Кай;
Яйцо? - Гадкий утенок;
Чашка? -
Шелковая ленточка? - Танцовщица;
Муфта? - Герда;
Ружье? - Оловянный солдатик;
Y. Конкурс “Наш герой”
- О герое из какой сказки эти отрывки?
* Он некрасив - это правда, но у него доброе сердце. И плавает он не хуже. (Гадкий утенок);
* Шел солдат по дороге: ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой.(Огниво)
* Она была так прелестна, так нежна. Глаза ее сверкали как звезды. Но в них не было ни теплоты, ни красоты.(Снежная Королева.)
* Ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну прелесть, что за солдат! (Оловянный солдатик)
* Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и с платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток. (Принцесса на горошине.)
* Никак не думал, что этот знаменитый так невзрачен с виду. Наверно, он посерел от страха и стал таким маленьким, увидев так много знатных особ. (Соловей)
YI. Конкурс отгадывания кроссвордов.
Наступило время кроссвордов. Какая группа отгадает быстрее, но главное, правильно.
Сказка “Соловей”
Страна, где происходила действие.
Страна, откуда привезли искусственного соловья.
Какое звание присвоили девочке за то, что она нашла соловья?
Как называется сказка?
Где жил соловей?
Кто вылечил искусственного соловья?
Кто помог министрам найти соловья?
Откуда узнал император о поющем соловье?
Сказка "Гадкий утенок"
Кто жил в избушке?
Как звали курицу?
Где увидел себя гадкий утенок в первый раз?
Гадкий кто?
Как назвала мама-утка своего утенка увидев в первый раз?
Что было на лапке у знатной утки?
В кого превратилась утенок?
Как звала старуха кота?
Сказка “Снежная королева”
К чему Кай прицепил санки?
Страна оленя и Снежной королевы?
Куда попала слеза Герды?
Что росла-росла и превратилась в Снежную королеву?
Дворец Снежной королевы?
У принцессы жила подруга Ворона. Кто она, Ворона?
На чем написала письмо старуха-лапландка?
Какое слово должен был составить Кай?
Сказка “Оловянный солдатик”
Мать оловянных солдатиков.
Девушка, которая понравилась оловянному солдатику?
На чем поплыл солдат?
Лучшая игрушка мальчика, у которого оказался солдатик?
Кто жил в табакерке?
Кто требовал паспорт у оловянного солдатика?
Кто проснулся, когда игрушки расшумелись?
Куда пустили мальчики лодку с солдатиком?
YII. Итог урока
Надеюсь, что вы много интересного узнали об известном сказочнике. И будете читать его сказки.
8
25
9
7
6
10
+ 7
2
4
6
8
9
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования
«Формирование орфографического навыка через развитие познавательного интереса к предмету»...
Презентация "Отчет по теме самообразования"
В данной презентации содержится информация по теме самообразования "Развивающие игры на уроках математики"...
Отчет по теме самообразования "Интеграция и межпредметная связь на уроках изобразительного искусства"
Отчет по теме самообразования...
Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"
В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...
ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»
Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...
Статья по теме: " Отчет по теме самообразования " Формирование самооценки младшего школьника"
Отчет и самоанализ учителя по самообразованию по теме :" Формирование самооценки младшего школьника"....