Программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
календарно-тематическое планирование (3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
"Центр детского творчества" Грачевского муниципального района Ставропольского края
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
(ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ)
Возраст обучающихся:
для учащихся 7-10 лет
(1 год обучения).
Автор программы:
педагог дополнительного образования
Семенихина Наталья Владимировна
Правила дорожного движения.
«Азбука безопасности»
Введение.
Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо стоит проблема безопасности дорожного движения, представляя собой сложную систему взаимодействия социогенных и технических факторов. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который сегодня достигает масштабов социальной катастрофы. Более четверти миллиона человек на Земле ежегодно погибает в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Особую тревогу в проблеме безопасности дорожного движения вызывает детский дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками либо жертвами дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами.
Системный анализ дорожно-транспортных происшествий позволяет утверждать, что основной причиной аварий на дорогах является низкий уровень подготовки участников дорожного движения. Данное пособие призвано в некоторой мере уменьшить дефицит информации, необходимой учителю и воспитателю для организации процесса формирования у детей и подростков устойчивых навыков (стереотипов) безопасного поведения на улицах и дорогах.
К сожалению, в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, обучение детей Правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на дороге очень часто осуществляются поверхностно или обучение вовсе не проводиться. Школы не должны оставлять без внимания тот факт, что из всех детей, погибших в ДТП, школьники составляют 61,5%, а из числа раненых 82%.
Актуальностью данной программы и её педагогической целесообразностью является формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в опасных условиях, умение оказывать само- и взаимопомощь, а также развитие творческих способностей воображение, фантазии учащихся.
Отличие данной программы выражается в том, что изучение Правил дорожного движения и формирование навыков безопасного поведения у детей предлагается в рамках системы дополнительного образования в специально оборудованном кабинете, оснащенном комплексом учебно-методических и технических пособий, что существенно расширяет возможности воспитания дисциплинированного и грамотного пешехода. Данная программа предназначена дополнить и закрепить программный материал, получаемый учащимися на уроках, так как учебных часов в ОУ, отводимых на Правила дорожного движения явно недостаточно.
Для достижения наибольшей эффективности в работе на занятиях используются игровые методики, помогающие в более доступной форме осваивать новые знания. На занятиях разбираются различные дорожные ситуации, что способствует развитию наблюдательности, логического мышления, формированию умения предвидеть скрытые опасности на дороге.
Формы организации образовательного процесса в секции - занятия групповые и индивидуальные. Занятия проводятся в форме практической и теоретической работы.
Программа связана с задачами основного образования по многим своим разделам: ознакомление с окружающим миром, труд, чтение, рисование. Использование различных заданий носит подготавливающий характер к отдельным дисциплинам школьной программы: геометрия, черчение, основы медицинских знаний.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте происходит привитие специальных навыков и привычек. Совершаемые детьми ошибки повторяются и являются частыми. Большинством этих ошибок формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки. Поэтому большая ответственность в деле формирования у подрастающего поколения знаний по Правилам дорожного движения лежит на семье и учреждениях образования. От родителей учителей общеобразовательных учреждений и педагогов дополнительного образования, во многом зависит сформированность у подрастающего поколения знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге.
Важную роль играют индивидуально-личностное развитие детей на основе их интересов и способностей, психофизиологические способности детей, которые определяют их поведение на дороге. Детская импульсивность, сужение восприятия, рассеянное внимание, отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий обуславливают резкие изменения в поведении ребенка. В этом возрасте большое значение имеет развитие учащихся в коллективе. Для сплочения детей используются коллективно - творческие дела.
Программа предусматривает взаимодействие с родителями в следующих формах:
- Свободные посещения занятий родителями.
- Индивидуальные беседы с родителями.
- Тематические родительские собрания (ознакомление с программой обучения, правилами внутреннего распорядка, расписанием, материально-техническим состоянием секции и меры его улучшения).
- Привлечение родителей к посильной помощи в оснащение секции.
Направленность программы социально-педагогическая.
Продолжительность освоения программы - 1 год.
Программа реализовывается в соответствии с тематическим планом:
для занятий, посещаемостью 1 раз в неделю по 2 часа.
Группа состоит из 15 - 17 человек, возраст учащихся 7-10 лет.
Целью данной программы является: создание условий для формирования адаптированной личности, способной действовать в различных дорожных ситуациях; предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Обучающие:
- овладение знаниями Правил дорожного движения, необходимых для безопасности в качестве пешехода и пассажира.
-овладение навыками оказания первой медицинской помощи,
- привитие навыков безопасного поведения на дорогах, улицах, в транспорте.
Развивающие:
-развитие творческих способностей, воображения, фантазии у учащихся
Воспитывающие:
-воспитание у детей чувства взаимопомощи, готовности помочь человеку в различных дорожных ситуациях.
- привлечение детей к углубленному изучению и практическому применению правил дорожного движения.
В начале обучения проводится первоначальная диагностика детей в форме тестирования, для выявления уровня знаний.
В ходе обучения – проверка и закрепление знаний осуществляется в игровой форме. Игра – это одна из наиболее ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правильного поведения. Используются различные типы игр: интеллектуальные, сюжетно-ролевые, подвижные.
Контрольно-срезовые занятия проводятся в форме викторины.
Итогово-контрольные мероприятия проводятся в форме творческих дел: игровые программы, конкурсы, викторины.
Темы занятий в течении года могут изменяться в зависимости от особенностей материально-технической базы, тематики, проводимых в городе, районе, учреждении конкурсов или выставок.
На занятиях создаются условия для привития учащимся коммуникативной культуры, доброжелательных отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости, дисциплинированности.
Распределение учебного времени по разделам
и темам программы «Правила дорожного движения. Уроки безопасности»
для учащихся 1-4 классов.
Для занятий, посещаемостью 1 раз в неделю по 2 часа
№ | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теория | Практика | ||
1. | Правила дорожного движения | 63 | 41 | 22 | ||
1.1. | Вводное занятие. Техника безопасности. | 2 | 2 | - | ||
1.2. | Дорога- её элементы и правила поведения на ней. | 4 | 4 | - | ||
1.3. | Остановочный путь и скорость движения. | 2 | 2 | - | ||
1.4. | Виды пешеходных переходов. | 4 | 4 | - | ||
1.5. | Нерегулируемые перекрестки. | 4 | 2 | 2 | ||
1.6. | Регулируемые перекрестки. Светофор. | 4 | 2 | 2 | ||
1.7. | Регулировщик. Его сигналы. | 4 | 2 | 2 | ||
1.8. | Дорожные знаки. | 4 | 2 | 2 | ||
1.9. | Дорожная разметка проезжей части. | 4 | 2 | 2 | ||
1.10. | Опасность на дороге, как ее избежать. | 6 | 4 | 2 | ||
1.11. | Игры на проезжей части, ходьба по ней при наличии светофора | 4 | 2 | 2 | ||
1.12. | Виды транспортных средств. | 4 | 2 | 2 | ||
1.13. | Виды общественного транспорта. Поездка на автобусе и троллейбусе. | 2 | 2 | - | ||
1.14. | Поездка на трамвае. | 2 | 2 | - | ||
1.15. | Поездка на других видах транспорта. | 2 | 2 | - | ||
1.16. | Безопасная езда на велосипеде. | 5 | 2 | 3 | ||
1.17. | Требования безопасности при катании на роликах, коньках, скейтбордах и подобных средствах. | 4 | 2 | 2 | ||
1.18. | Правила движения пешеходов по загородной дороге. | 1 | 1 | - | ||
1.19. | Итоговое занятие по ПДД. | 1 | - | 1 | ||
2. | Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. | 9 | 4 | 5 | ||
2.1. | Средства оказания медицинской помощи | 4 | 2 | 2 | ||
2.2. | Первая медицинская помощь при травмах | 4 | 2 | 2 | ||
2.3. | Итоговое занятие по ПМП. | 1 | - | 1 | ||
Итого | 72 | 45 | 27 |
Прогнозируемые результаты.
По окончанию учебного курса учащиеся должны:
Знать Правила Дорожного движения в объеме, необходимом для безопасности в качестве пешехода и пассажира.
Применять, полученные знания на дорогах города;
Уметь предвидеть опасность на дороге и ее избежать;
Следовать принципам безопасного и здорового образа жизни, быть готовыми к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений;
Содержание образовательной программы
«Правила дорожного движения».
Для занятий, посещаемостью 1 раз в неделю по 2 часа.
- Правила дорожного движения.
1.1.Вводное занятие.
Теория. Знакомство с учащимися. Введение в программу курса: для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения. Проведение инструктажа по технике безопасности.
1.2. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Теория. Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Поребрик. Пешеходные ограждения. Правила поведения на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Просмотр
1.3.Остановочный путь и скорость движения.
Теория. Остановочный путь автомобиля. Тормозной путь. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Опасность перехода перед близко едущим транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.
1.4.Виды пешеходных переходов.
Теория. Пешеходный переход и его обозначения.. Правила перехода дороги с двухсторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Знаки для обозначения надземных, подземных пешеходных переходов. Правила перехода дороги при их наличии.
1.5. Нерегулируемые перекрестки.
Теория. Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Как перейти дорогу, если пешеходный переход не обозначен.
Практика. Художественное исполнение нерегулируемого перекрестка (рисунок./плакат/схема).
1.6. Регулируемый перекресток. Светофор.
Теория. Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке. Регулируемые перекрестки в районе школы.
Практика. Изготовление макета светофора.
1.7. Регулировщик и его сигналы.
Теория. Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.
Практика: Игра «Регулировщик» (с использованием игрового модуля Азбука дорожного движения)
- Дорожные знаки.
Теория. Группы дорожных знаков. Особенности каждой группы дорожных знаков. Характеристики дорожных знаков. Знаки дополнительной информации.
Практика: Изготовление макетов дорожных знаков (Дети, Пешеходный переход).
1.9.Дорожная разметка.
Теория. Обозначения на поверхности проезжей части. Цвета дорожной разметки. Горизонтальная и вертикальная дорожная разметка.
Практика: Изготовление макета дороги.
- Опасность на дороге, как ее избежать.
Теория. Безопасный путь в школу и домой. Бытовые привычки и их опасность на дороге. «Дорожные ловушки»: скрытая опасность, отсутствие предусмотрительности, оценка обстановки, отвлечение от дорожной ситуации и т.д. Как распознать и предвидеть опасность на дороге – навыки безопасного поведения на дороге.
Практика: Составление маршрута «Дом -ДДТ-дом».
- Игры на проезжей части, ходьба по ней при наличии тротуара, светофора.
Теория. Опасность игр на проезжей части, где нужно играть.
Практика: Художественное исполнение на заданную тему.
- Виды транспортных средств.
Теория. Автомобили: легковые, грузовые, специальные.
Практика: Изготовление макета «Скорая помощь»…
1.13. Виды общественного транспорта. Поездка на автобусе, троллейбусе.
Теория. Виды общественного транспорта. Остановки общественного транспорта. Правила поведения пассажиров при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом.
Практика: Изготовление макета «Автобус».
1.14. Поездка на трамвае.
Теория. Трамвайная остановка, обозначение и отличие от автобусной остановки. Типы трамвайных остановок. Как правильно пройти на трамвайную остановку. Правила перехода дороги после выхода из трамвая.
Практика. Изготовление макета «Трамвай»
1.15. Поездка на других видах транспорта.
Теория. Маршрутное такси. Его отличие от маршрутного автобуса. Правила пользования маршрутным такси. Легковой автомобиль. Правила пользования им. Метро. Правила пользования метро.
Практика. Изготовление макета «Легковой автомобиль».
1.16. Безопасная езда на велосипеде.
Теория. Общее устройство велосипеда. Возрастные ограничения. Где можно ездить, что нужно знать для безопасной езды на велосипеде. Сигналы велосипедиста. Управление велосипедом в различных ситуациях в городе и загородом.
1.17. Требования безопасности при катании на роликах, коньках, скейтбордах и подобных средствах.
Теория. Места, разрешенные для катания. Обязательное выполнение требований Правил дорожного движения к пешеходам. Экипировка.
1.18. Правила движения пешеходов за городом.
Теория. Где и как должны ходить пешеходы. Автобусная остановка за городом. Железнодорожный переезд.
1.19. Итоговое занятие по ПДД.
Практика. Проведение викторины.
- Основы медицинских знаний и правила оказания первой доврачебной помощи.
2.1. Средства оказания медицинской помощи.
Теория. Лекарственные препараты. Домашняя аптечка. Перевязочные материалы. Использование природных лекарственных средств.
- Травмы.
Теория. Характеристика травм и ушибов. Первая доврачебная помощь при них (на роботе тренажере «Гоша».)
- Итоговое занятие по оказанию ПМП.
Практика. Проведение викторины.
Методическое обеспечение программы.
№ | Раздел программы | Форма занятий | Методы организации учебно-воспитательного процесса | Приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Правила дорожного движения. | Лекция, практические занятия, игра, викторина, зачёт. | По способу организации занятия: словесные, наглядные, практические; По форме организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальные, индивидуально-фронтальные, коллективно-групповые. | Игры, решение проблемных ситуаций, беседа, показ графических иллюстраций, практические задания. | Дидактический материал: научная и специализированная литература, плакаты, раздаточный материал, специализирован- ные компьютерные программы («Не игра», ПДД со смешариками , тесты по ПДД) дидактические карточки. Техническое оснащение занятий: компьютер, Аппаратно-программный обучающий комплекс «Веселый светофор». Компьютерные программы: «Не игра», «ПДД для школьников», «По дороге со смешариками». Экзаменационные билеты категории «Б». | Опрос, зачёт, викторина, Контрольная проверка – вопросы на аппаратно-программном обучающий комплексе «Веселый светофор». |
2. | Первая медицинская помощь. | Лекция, практические занятия. | По способу организации занятия: словесные, наглядные, практические. По форме организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальные, индивидуально-фронтальные. | Показ иллюстраций, практические задания. | Дидактический материал: научная и специализированная литература, плакаты (состав аптечки, ПМП при ДТП) лекарственные препараты, раздаточный материал (строение человека), дидактические карточки, аптечка. Техническое оснащение занятий: Робот тренажер-«Гоша» | Зачёт, карточки результатов освоения программы по всем темам программы |
Материалы и оборудование, применяемые в работе:
- Комплект знаков дорожного движения – 1 шт;
- Комплект плакатов безопасности дорожного движения – 1 шт;
- Игровой модуль- Азбука дорожного движения
- Стенд «Дорожная разметка» – 1 шт;
- Робот – тренажер «Гоша»;
- Аппаратно-программный обучающий комплекс «Веселый светофор»;
- Доска учебная – 1 шт;
- Автомобильная аптечка- 1 шт;
- Бинты;
- Жезл - 1 шт;
- Компьютерные программы: «Не игра», «ПДД со смешариками», тесты по ПДД».
- Комплект дидактических карточек по темам: Регулируемый и нерегулируемый перекресток, дорожная разметка, дорожные знаки, правила наложения транспортных шин.
- Набор цветного картона;
- Набор цветной бумаги;
- Карандаши. Простые, цветные.
- Точилки для карандашей.
- Фломастеры. Маркеры.
- Резинки стирательные.
- Линейки. Треугольники.
- Клей.
- Кисти для клея.
Литература для педагога:
- «Добрая дорога детства », газета, 2001-2004 гг.
- «Правила дорожного движения», ГУ ГИБДД СОБ МВД России, 2007 год.
- «Первая помощь детям при травмах и несчастных случаях», справочник, Редакция Митчела Дж.Эйнзига, Санкт-Петербург «Норинт». 2002 год.
- «Первая медицинская помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях», Рецензент: Ласкин С.А.- врач, экс-директор Российского клинико-диагностического центра Минздрава России. «Кострома». 2002 год.
- «Учись быть пешеходом», Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат, учебно-методическое пособие для учителей, Издательский Дом «МиМ» 1997 год.
- «Безопасность на улицах и дорогах», методическое пособие для учителя, Москва «Аст», 1997 год.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие. Под редакцией В.Н.Кирьянова. Москва, «Третий Рим», 2007год.
Литература для учащихся:
- «Дорожная азбука» альбом для раскрашивания, СПб «Еврознак», 2005 год.
- «Учись быть пешеходом», Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат, для учащихся начальных классов, СПб, «МиМ», 1997 год.
- «Безопасность на улицах и дорогах», А.М. Якупов, Москва, «Аст», 1997 год.
- Набор картинок - Правила дорожного движения.
- Дорожная безопасность. Учебная книжка-тетрадь с 1-4 классы.
Под редакцией В.Н.Кирьянова. Москва, «Третий Рим», 2007 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Безопасная дорога"
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, умение использовать правила дорожного движения в реально...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Безопасное детство»
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обучающихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрыва...
Методическая разработка по программе внеурочной деятельности «Безопасное колесо». Тема: "Перекресток"
Занятие разработано для учащихся 3 класса в форме игры. Основные цели занятия: воспитание осознания опасности неконролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения, а также...
Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно"
Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно" для 3 класса. Программа расчитана на 2 часа в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность - это важно!"
Программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Министерство образования и науки РФ( Стандарты второго поколения).Программа курса &laqu...
рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность в сети Интернет" для 1-4 классов
Рабочая программа составлена на 1 год, реализует безопасное использование сети Интернет. Предназначен для обучающихся начальных классов...