Лекторий для родителей
консультация (3 класс)
Лекторий для родителей начальных классов
Новые подходы к оздоровлению детей.
« Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лекторий для родителей | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекторий для родителей начальных классов
Новые подходы к оздоровлению детей.
« Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцев
Положение о необходимости комплексного применения оздоровительных мер в ДОУ общеизвестно. Система профилактических мер порой не выправляет положения, да и нередко затруднительно найти общий язык с медиками. Выход из этой ситуации могут предоставить оздоровительно - коррекционные средства, которые являются и средствами медико - педагогического проектирования, расширения и обогащения перспективы психосоматических возможностей ребенка.
Понятие «здоровый ребенок» профессор Ю.Ф.Змановский включал помимо физиологических характеристик, психологические, такие как:
- Жизнерадостность
- Активность
- Любознательность
- Высокий уровень умственного развития,
отражающие не только эффекты, но и условия успешного оздоровления.
Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Источником такой целостности развития ребенка, является живое одушевленное и одухотворенное движение человека, т.е. формирование у ребенка отношения к собственному телу, как гармонически целому. Мышление является неотъемлемым посредником этого единства. Формообразующим источником этого единства является одухотворенное движение человека, которое преобразует активный энергетический потенциал организма и выступает как средство универсального расширения человеческого сознания.
Это значит «здоровый ребенок» - сам строит для себя здоровое тело. Высшими критериями и регуляторами такого движения служат ценности человеческой культуры: истина, добро, красота.
Только с учетом здоровой психосоматической целостности
(соматические заболевания психические факторы) - можно развивать здоровье и формировать у детей правильное отношение к собственному телу как гармоничному целому.
В философии и психологии умение видеть предмет как развивающее целое считается прерогативой творческого воображения. Поэтому развитие творческого воображения становится необходимым внутренним условием при построении оздоровительной работы с детьми.
В массовой практике оздоровительной работы не учитывалась эта существенная сторона мира ребенка, которая связана с творческим потенциалом. А в западных странах на этом базируется даже целое психотерапевтическое направление, получившее название арт - терапия .
Доктор психологических наук , директор института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т. Кудрявцев и его коллега кандидат педагогических наук Б.Б. Егоров разработали программу «Развивающая педагогика оздоровления» в которой отражены две линии оздоровительно-развивающей работы:
- Приобщение к физической культуре
- Развивающие формы оздоровительной работы.
Авторы исходят из представлений о ребенке как целостном духовно-телестном организме - преобразователе природно - , социально-экологических связей. Эффект оздоровительный достигается воспитанием у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности.
Новым звеном такой работы становится проектирование условий развития двигательного творчества детей.
При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровления :
- Игры, драматизации с медитативной и релаксационной ориентацией;
- Дыхательной гимнастики,
- Звуковой гимнастики;
- Гимнастики для глаз, лица, осанки, плоскостопия;
- Точечного массажа;
- Элементов йоги.
Особое внимание уделяется построению совместных движений ребенка и взрослого и других детей. Создаваемые силой детского воображения образы - не просто условность. Если ребенок вошел в образ, то этот последний «материализуется» в его психосоматических состояниях, начинает влиять на их динамику, участвует в коррекции функциональных систем детского организма. Также и сопряженное с ним движение не просто выражает « добро», а реально творит его. Поэтому на занятиях, в развлечениях широко используется оздоровительный потенциал эмоционально-тактильного контакта ребенка с педагогом и другими детьми, с самим собой.
Применение нетрадиционных методов оздоровления эффективно в том случае, если влияние на организм ребенка носит опосредованный характер (протекает в форме развития детского воображения).
По мере этого дети творчески овладевают необходимыми навыками само и взаимопомощи, а затем в доступных пределах начинают самостоятельно, без помощи взрослого корректировать собственное психосоматическое состояние (там, где нужно). У детей возникает осмысленное переживание ценности здорового тела и здорового духа(своего и чужого), доброе уважительное отношение к ним.
Например: имитируя позу «кошечки» , ребенок естественно преображается в движении-динамике, а не в статике.
Не надо ему объяснять, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения, и вот уже ребенок пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленках. В этот момент включаются все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах . В позе «кошечки» ребенок чувствует себя комфортно и непринужденно - именно в такой позе он находился в утробе матери. Недаром любой человек, испытывая боль, напряжение, и т. д. на какое-то время сжимается в комочек, что способствует оптимальному проходу и распределению энергетических потоков внутри тела.
Другой пример: в психогимнастике, когда дети вызывают у себя различные ощущения типа «холодно-тепло»
-при посредстве собственного воображения овладевают навыками произвольной терморегуляции организма. Например: воспитатель указывающий на заболевшего ребенка обращается к детям: Ребята, а где же у нас горчичники? Давайте поможем! Дети, желающие помочь, прикладывают ладошки к больным местам. Эти живые горчичники начинают прогревать намного эффективнее, чем настоящие- проявляется эффект эмоциональной отдачи.
При проведении игр с элементами массажа дети непросто работают а играют с собственным телом: мнут, разглаживают, лепит, словно ваятель.
Полоскание горла водой эффективно, если дети предварительно ее энергетически обрабатывают, заряжают, желая себе здоровья.
Результат: Заключается в том, что эффект данной оздоровительной работы закрепляется в виде устойчивого, константного , целостного психосоматического состояния, которое может воспроизводиться в режиме саморазвития. Это, собственно и есть - прижизненно сформированное здоровье, здоровье, которое педагогически и психологически культивируется на базе определенного медицинского обеспечения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родителей "Детская агрессивность"
Проведение родительского собрания в виде лектория о "Детской агрессивности"...
Лекторий для родителей "Семейное чтение"
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в нач...
Лекторий для родителей "Как помочь первокласснику учиться?"
Беседа для родителей, особенно актуальная в период адаптации первоклассников к обучению в школе....
Лекторий для родителей на тему: "Не хочу делать уроки!"
Материал для проведения родительского собрания в начальной школе...
Лекторий для родителей "Подготовка детей к школе в семье"
Материал адресован родителям будущих первоклассников. Рекомендации будут полезны для осуществления преемственности дошкольного и начального образования....
Лекторий для родителей
Тема: Развитие внимания у младших школьников.Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школ...
Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться. Лекторий для родителей
Помощь родителей детям в организации их учебного труда. Советы родителям. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома....