Лекторий для родителей "Подготовка детей к школе в семье"
методическая разработка на тему
Материал адресован родителям будущих первоклассников. Рекомендации будут полезны для осуществления преемственности дошкольного и начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_detey_k_shkole_v_seme.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовка
детей к школе
в семье.
Разработка
учителя высшей квалификационной категории
Почтарёвой Светланы Иосифовны
Подготовка детей
к школе в семье
Дошкольное детство – важный период во всестороннем развитии
ребенка и подготовке его к школе. Однако последний год перед поступлением в школу, т.е. возраст от 5,5 до 6,5 лет, наиболее ответственный период в решении этих задач.
Возрастные психологические особенности есть результат в первую очередь условий жизни и целенаправленного воспитания. От того, как родители воспитывали ребенка до школы, как готовили к новому жизненному этапу, зависит и его всестороннее развитие. Положительное отношение к школе, к учению, а также успехи ребенка в школьном труде, его взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками также зависят от предшествующей подготовки.
Основное содержание жизни дошкольника, даже старшего возраста, основная его деятельность – игра. Игра – это не просто забава. Ребенок очень многое приобретает в игре. Если ребенок научится до школы самостоятельно выбирать игры, занятия, по пустякам не будет ссориться с товарищами, то родители могут быть более или менее спокойны, что он сумеет организовать свой досуг и в школе на переменах, и после окончания уроков, дома (тем более если он остается некоторое время без взрослых).
При подготовке детей к школе надо уделить серьезное внимание ознакомлению с окружающей общественной жизнью и природой. Это должны быть не только стихийные наблюдения. Чтение книг, а также радио- и телепередачи, как они ни важны, не могут заменить непосредственных впечатлений.
Прогулки с детьми в парк и лес, на реку и разговор об увиденном, о наблюдениях за природой должны войти в жизнь семьи еще до поступления ребенка в школу. Общение с природой дает ребенку ценные знания, воспитывает любовь к родному краю. Это весьма полезно и для изучения ими в начальной школе учебного предмета – окружающего мира, которому уделяется сейчас в системе обучения серьезное внимание.
Переступив порог школы, ребенок входит в новый мир – мир учения.
Учение становится основной деятельностью растущего, развивающегося человека, основным стержнем его жизни. Учебная деятельность предъявляет к маленькому школьнику большие требования. И задача взрослых – помочь ребенку в том, чтобы эти требования он смог выполнить.
Необходимо развить у ребенка познавательные интересы, познавательную активность, побуждая его задавать вопросы взрослого, наблюдать, делать выводы и умозаключения, и т.д.
К 7 годам у ребенка важно сформировать и определенную готовность к произвольной организации своей познавательной деятельности, т.е. он должен заниматься, выполнять учебную задачу даже тогда, когда ему не очень интересно это делать.
Ответственность, понимание обязательности учения важная сторона личной готовности к школе. Эта готовность включает также положительное отношение детей к школе и учению, к учителю и к себе как будущему ученику.
Хорошо, если дети начинают мечтать о школе, о том, как они будут учиться, если во время занятий они сознательно стремятся к выполнению поставленной задачи, проявляя при этом старание, преодолевая трудности.
Все это говорит об известной готовности 6-ти летнего ребенка к новой для него социальной позиции школьника, к новому образу жизни.
Никогда никакое учение не бывает легким, оно всегда связано с физическими, нравственными, умственными усилиями.
Поэтому подготовленность ребенка к учению в школе – это не только владение умениями считать, решать задачи, читать. Как бы ни был мал человек, впервые вошедший в класс, он – человек, личность. Он многое знает и умеет, - у него уже сформировались определенные познавательные интересы, потребность, стремление приобретать новые знания и умения. Учение предъявляет требования и его здоровью, уровню его трудоспособности на занятиях. Учение – это труд. Как и все другие виды человеческого труда, он требует затраты физических сил: в учении, как в любом другом труде, человек утомляется, и поэтому необходимо приучить ребенка чередовать игру и труд, занятия и отдых. Тогда ему будет значительно проще успешно трудиться в школе, выполнять режим дня школьника в целом.
Готовность к учению в школе, таким образом, - это не только умственная готовность, это готовность всей личности ребенка к учебной деятельности, к новой социальной позиции школьника.
Особо хочу сказать о чтении. Задача обучения детей грамоте до школы хотя и не является в настоящее время обязательной для семьи, овладение ее началами весьма полезно ребенку: ему легче будет усваивать программу в I классе.
Хочу предупредить, что «Букварь» и «Азбука», действующие сейчас, рассчитаны на читающего ученика.
И все же важно иметь в виду, что в обучении чтению знание всего алфавита, всех букв отнюдь не самое главное.
Многие родители между тем стремятся прежде всего именно к этому.
Главное – научить выделять звуки в слышимом слове.
Важнее давать детям понятие не о букве (например звук «бэ»), а о звуке («б»), т.к. впоследствии упрощается образование слогов и слияний - один из трудных моментов в обучении грамоте.
Таким образом, первоначальное ознакомление со словом, со звуком речи должно облегчить ребенку и овладение грамотой и затем усвоение теории родного языка.
Практика работы показывает, что наиболее важными для подготовки ребенка к школе являются еще и следующие моменты:
- разговаривайте с ребенком как можно больше, читайте ему на ночь, обсуждайте прочитанное вместе;
- не подменяйте «живое» общение просмотром телепередач, мультфильмов, сериалов;
- задолго до школы проконсультируйтесь у специалистов: психолога, логопеда и при необходимости организуйте занятия ребенка для коррекции и развития психических процессов дошкольника, для правильной постановки звуков речи еще в детском саду;
- прививайте ему навыки самообслуживания и гигиены, умение узнавать свои вещи, содержать их в чистоте и порядке;
- приучайте соблюдать малыша режим дня;
- давайте возможность ребенку как можно больше делать своими руками: лепить, собирать мозаику, вырезать ножницами, нанизывать бисер, рисовать – как известно «ум находится на кончиках пальцев»;
- для рисования использовать задания типа: «нарисуй по образцу», «дорисуй узор в полосе( круге, квадрате, строке и т.д.)», «скопируй» - такие задания – основа обучения письму;
- при рисовании и письме следите за правильностью положения ручки в руке ребенка, за посадкой, положением ног;
-для занятий выделите ребенку рабочее место или личный уголок;
- не стремитесь заранее обучить малыша начертанию письменных букв – достаточно уметь писать печатными буквами, правильно отражая ее начертание (не зеркально!), а вот обучению чтению стоит уделить больше внимания, особенно умению «сливать звуки»;
- необходимые математические навыки: прямой и обратный счет в пределах 10, понятия «больше», «меньше», «столько же»,
«предыдущий», «последующий»
- НЕ ПЕРЕУЧИВАЙТЕ ЛЕВШЕЙ;
- постарайтесь взять на работе отпуск, чтобы вместе с ребенком провести первые недели его учебы в первом классе и создать ему наиболее комфортную обстановку дома.
И, конечно же, настройтесь на совместную работу с Вашим учителем как минимум на протяжении всей начальной школы, станьте ему первым помощником – это поможет Вам в обучении и воспитании все дальнейшие годы.
Литература:
«Подготовка детей к школе в семье»
под ред. Т.А.Марковой, Ф.А.Сохина. Издательство «Педагогика», Москва, 2006г.
Приложение
Учебные принадлежности
(примерный перечень):
- Ранец;
- Тетради – по 10 штук – узкая линейка, клетка крупная ;
- Карандаши – простые, цветные;
- Кисти, краски – полусухие акварельные и гуашь, бумага для рисования или альбом;
- Ручки шариковые – запасные, синий, зеленый цвет;
- Математический набор;
- Линейка (угольник);
- Пластилин;
- Папка для тетрадей, обложки;
- Клей, кисть для клея, цветная бумага – бархатная, тонкая, картон цветной;
- Ткань, нитки вышивальные;
- Конструктор пластмассовый №1;
- Сменная обувь – не тапки домашние, не кеды (светлая подошва);
- Спортивная форма – короткая и длинная, кеды или спортивные тапки;
- Школьная форма, однотонная рубашка для мальчика;
- Разрезная азбука;
- Касса цифр;
- Счетные палочки.
***Данный список может варьироваться по усмотрению учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...
родительский лекторий "Искусство любить детей"
Родительский лекторий можно организовать в Уголке для родителей, темы разные, вот одна из них "Искусство любить детей"...
"Единые требования школы и семьи в обучении детей"
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения семьи и школы»В.А. Сухомлинский. Важными условиями воспитания младшего школ...
Лекторий об эгоизме детей.
Лекторий для родителей....
Родительский лекторий "Психологические особенности детей младшего школьного возраста"
В данной статье содержится материал о психологических особенностях детей младшего школьного возраста и рекомендации для родителей....
Доклад на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Здесь найдёте нужные рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка...
Речевая подготовка детей к школе в семье
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. ...