"Роль семьи в воспитании нравственности"
методическая разработка

Стрельчук Елена Сергеевна

Конспект родительского собрания на тему "Нравственность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennost._rol_semi_v_vospitanii_nravstvennosti.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Нравственность. Роль семьи в воспитании нравственности».

Цель: создать условия для понимания значимости нравственного воспитания детей и роли семьи в этом воспитании.

Задачи: 

- обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях;

- обсудить решение проблемных ситуаций (практическая работа);

Ход собрания

I. Вступление (учитель зачитывает стихотворение)

Доброта.

Вчера решил я добрым быть,

Всех уважать и всех любить.

Подарил я Свете мячик,

Подарил я Пете мячик,

Коле отдал обезьянку,

Мишку, зайца и собачек.

Шапку, варежки и шкаф

Подарил я Гале…

И вот за доброту мою

Меня же наказали!

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть Вас. Сегодня мы поговорим о том, что волнует многих учителей и, конечно же, родителей. С самого детства вы учите своих детей вежливым словам, добрым поступкам, развиваете в них положительные качества. Потом на помощь вам приходят воспитатели детского сада и учителя в школе. Все мы стараемся воспитывать  в детях нравственные ценности. А что же такое нравственность и нравственные ценности?

II. Беседа

Что же мы привыкли понимать под нравственностью? По мнению Михаила Пришвина, нравственность «есть отношение силы разума к силе чувств». Это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственность не передается по наследству как интеллектуальные способности, ее надо воспитывать.

А что же мы считаем нравственными ценностями? Это сочувствие, терпимость, доброжелательность, гуманное отношения к людям, животным, взаимопомощь.

Все эти качества ребенок начинает принимать и воспринимать из семьи, благодаря своим  родителям, бабушкам и дедушкам. Именно в семье закладываются основы нравственности. По выражению В. Сухомлинского, важнейшим принципом «является внушение воспитанникам мысли о том, что мы…живём среди людей». К. Ушинский утверждал, что настоящий человек может быть воспитан в той среде, где чтят традиции и обычаи поколений. С самого детства вы рассказываете и приучаете детей к тому, что нужно совершать добрые поступки и поощряете их за это. Вы радуетесь успехам своих детей и переживаете вместе с ними неудачи. Вы стараетесь привить ребятам только хорошие качества.

Все мы понимаем, что роль семьи в нравственном воспитании детей очень велика.  

Семья — это первая и самая важная ступень в жизни человека. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду или пожилой женщине, не сажают ребёнка к окну и следят за тем, чтобы его никто не потревожил. И, конечно же, обязательно нужно рассказывать детям о том, как вам самим в трудных жизненных обстоятельствах помогали люди.

Если вы хотите воспитать в детях чувство ответственности, вы должны в первую очередь дать им возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами. Если у ребёнка что-либо не получается, то родители должны проявлять терпение, а не возмущаться неумением ребёнка, раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны в присутствии посторонних людей, иногда даже членов, семьи жаловаться на ребёнка или ругать и обсуждать его поступки, повышать голос, оскорблять. Ребёнка нельзя унижать, нужно ему разъяснить его ошибки и поддержать. Дети и родители должны быть всегда едиными.

Воспитание — всегда большой труд, а нравственное воспитание — один из самых сложных видов этого труда. Нравственное отношение к другим людям, ценность другого человека формируется в семье.

В структуре нравственного воспитания можно выделить 4 основные правила:

1. Не делайте другим того, чего не желаете себе.

2. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности.

3. Будьте патриотами своей страны, защищайте Отечество!

4. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка.

Вооружение детей этими правилами должно привести к воспитанию демократических и гуманистических свойств характера.

Школа также занимается вопросами нравственного воспитания учащихся. Происходит это и на уроках, и на классных часах, при проведении бесед о нравственности, лекций на моральные темы, во время работы кружков эстетического и духовно-нравственного направления, а так же различных социокультурных проектов. Но никакие самые замечательные мероприятия не помогут решить глобально эту проблему: необходим, прежде всего, личный пример родителей, опыт поведения.

III. Решение проблемных ситуаций.

Все мы знаем, что сколько людей, столько и мнений. Каждую проблему мы можем решить разными способами. Вот давайте с вами и попробуем найти оптимальное решение некоторых  проблемных ситуаций. Я попрошу вас разбиться на 4 группы. Каждая группа выбирает педагогическую ситуацию и предлагает пути её разрешения, все остальные включаются в процесс обсуждения.

Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о проступке ребёнка, а ребёнок отрицает это. Так как родители ранее за ребенком такого не замечали, они не поверили учителю.

Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребёнок солгал. Как бы поступили вы?

Ситуация 2. Вы заметили, что ребёнок вырвал листы в дневнике. Ребёнок отказывается объяснять причину своего поступка. Ваши действия?

Ситуация 3. Родители одноклассников пожаловались вам, что ваш ребёнок обзывает детей неприличными словами. Что вы предпримите?

Ситуация 4. Ребёнок пришёл из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Коли «двойка». Что вы ответите?

Спасибо, за ваши ответы. Как видите, порой очень сложно найти однозначное решение проблемы. Но, главным образом, при решении подобных ситуаций нужно стараться не забывать, о том, что дети считают вас своим примером. И в дальнейшем будут стараться вести себя также.

IV. Памятка для родителей.

А сейчас мне бы хотелось познакомить вас с несколькими советами, которые, возможно, вам пригодятся. Эти памятки вы сможете оставить себе.

  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
  • Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности для вашего ребенка.
  • Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии вашего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.
  • Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.
  • Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

V. Подведение итогов родительского собрания

Вот и подошло к концу наше собрание. Нами сегодня была проделе очень большая, а главное, важная работа. Я очень надеюсь, что эта беседа была для вас полезна.

Помните, поведение наших детей зависит только от нас. Я очень надеюсь на то, чт мы с вами воспитаем высоко нравственных детей.

Давайте подведём итоги нашего собрания.

- Что нового для себя вы узнали сегодня на собрании?

- Какие моменты в воспитании у вас вызывают затруднения?

- Над чем вы задумались?

- Что хотели бы исправить в воспитательном процессе в вашей семье?

Как видите, много проблем стоит перед современной семьей, из года в год мы убеждаемся в том, что нравственное воспитание детей процесс сложный, длительный, требующий огромных сил родителей и высокой нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и школа, и общество в целом. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека.

 Успехов вам в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании нравственных ценностей

      Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравствен...

Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.

Статья о  роли семьи  в   духовно – нравственном  воспитании личности. ...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге.  А потому от их ...

«Роль семьи в воспитании нравственности у детей младшего школьного возраста»

В  докладе «Роль семьи в воспитании нравственности у детей младшего школьного возраста» сообщается о важности и необходимости нравственного воспитания в семье т.к. семья - это  первая школа ...

Родительское собрание – диспут Тема: «Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка».

Методическая разработка родительского  собрания- диспута на тему "Роль семьи в воспитании духовно - нравственной личности "...