программа летнего лагеря
материал
Программа летнего оздоровительного лагеря "Улыбка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya_ulybka.doc | 890.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
«Бердниковская ОШ» _______ С.И.Соколов
«___»__________2017
Программа
оздоровительного лагеря
«Улыбка – 2017»
с дневным пребыванием детей
Давайте улыбаться просто так, улыбки раздавать случайным людям…
Срок реализации: лето 2017 г.
С.Бердники
2017 год
Паспорт программы
Календарь тематических дней лагеря "Улыбка"
5 июня – День экологии
6 июня - Пушкинский день
7 июня - День пожарной безопасности
8 июня - Бенефис Бабы Яги
9 июня – День друзей
13 июня – День России
14 июня - День российского кинематографа
15 июня – День пиратов
16 июня - Международный день африканского ребенка
«Зов джунглей»
19 июня - Олимпийский день
20 июня – День Игр
21 июня - День славянских богов
22 июня – День памяти и скорби
23 июня - Закрытие лагеря
1. Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Бердниковская ОШ». В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛДП (лагерь дневного пребывания) «Улыбка -2017» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы ЛДП «Улыбка -2017» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
-принцип самостоятельности.
Цель:
развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина, создание оптимальных условий для нравственного и творческого развития детей через их включение в различные виды деятельности в период летних каникул
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда
здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
5. Способствовать уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям, и увеличению процента охвата учащихся «группы риска» организационными формами занятости.
6. Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования и культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.
Сроки реализации программы: лето 2017 года: лагерная смена 14 день.
Количество детей в смене: 31 человека.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда; - формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
2. Концептуальный подход
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Досуговая деятельность в смене «Радуга - 2016» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
3. Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды);
- Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Психологические услуги.
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
- Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
- Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
4. Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии). Метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии), в которых дети не просто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
5. Механизм реализации
«Улыбка - 2017» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:
1. Подготовительный этап (апрель – май).
Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- подбор кадров для работы в летнем пришкольном лагере;
- формирование нормативно-правовой базы пришкольного лагеря.
- подготовка материально-технического обеспечения.
2. Организационный этап.
1.06.- 6.06.2017г.
Основной деятельностью этого этапа является:
• зачисление детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
• запуск программы ;
• знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3. Основной этап.
5.06.- 25.06.2017 г.
Основной этап включает:
• вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.
В данный период дети имеют возможность:
Познавать, отдыхать, трудиться.
Делать открытия в себе, в окружающем мире.
В творческой и лидерской самореализации.
Развивать способность доверять себе и другим.
4. Заключительный этап.
25.06.2017 г.
• Основной идеей этого этапа является:
• подведение итогов смены, поощрение талантливых детей;
• выработка перспектив деятельности организации;
• анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Работа пришкольного лагеря строится по направлениям.
1. Спортивно - оздоровительное.
- Охрана и укрепление здоровья школьников,
- Совершенствование их физического развития,
- Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма,
- Улучшение физической и умственной работоспособности.
- Воспитание у детей личной физической культуры.
- Формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями, навыками,
- Воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как:
1) полноценное питание детей;
2) развитие движений;
3) гигиена режима.
По привитию детям навыков здорового образа жизни в программу включены следующие мероприятия:
• минутки здоровья с медицинским работником;
• утренняя гимнастика;
• организация прогулок и игр на свежем воздухе;
• организация спортивно-массовых мероприятий.
2. Экологическое.
- формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;
- развитие представлений о самоценности природы;
- выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
- Беседы медицинского работника: «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя»
- Беседы на темы:
- «Внимание! Дорога!», «Что нужно знать юному велосипедисту?», «Школа светофорных наук».
3. Художественное.
- Тематические вечера песни военных лет, день памяти 22 июня, день А.С. Пушкина;
- Концерты (посвященные открытию, закрытию);
- Конкурсы декоративно-художественные конкурсы (рисунки по сказкам и т. д.);
- Развлечения и игровые программы;
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков;
- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков, актерского мастерства, пения.
- Коллективно-творческие дела.
- Мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсные программы .
4. Патриотическое.
Работа по патриотическому воспитанию детей
- Беседа «Поговорим о матушке-природе»;
- Конкурсы рисунков;
5. Трудовое и социально-значимое.
Подготовка учащихся к труду – это задача, которая должна осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, однако особая роль в ее решении принадлежит системе специальной работы по трудовому обучению, воспитанию и профориентации учащихся. В процессе трудового обучения, социально-значимой деятельности школьники приобретают целый комплекс разнообразных трудовых умений.
Виды социально-значимой деятельности:
уборка школьного двора,
совместная деятельность с школьной библиотекой.
уборка классных комнат,
уход за растениями,
работа по обслуживанию кабинетов (оказание помощи учителю в подготовке оборудования, приборов, наглядных пособий и т.д.),
дежурство по школе, в столовой.
6. Кадровое обеспечение
1. Начальник лагеря.
2. Воспитатели.
3. Обслуживающий персонал.
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами МБОУ «Бердниковская ОШ» – людьми - единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение
мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
При работе летнего оздоровительного лагеря используются:
Кабинеты начальной школы.
Спортивный зал.
Спортивная площадка.
Столовая.
Аппаратура:
- Мультимедийная установка;
- плеер;
- микрофоны;
- цифровой фотоаппарат;
- видеокамера;
- компьютеры.
Спортивный инвентарь:
- баскетбольные и футбольные мячи;
- волейбольные мячи;
-дартс;
- резиновые мячи разных размеров;
- скакалки, гимнастические обручи;
- настольный теннис.
Развивающие игры: шашки.
Настольные игры: домино, лото.
Канцелярские товары.
Бытовые предметы: столы и стулья в необходимом количестве.
Медицинская аптечка.
7. Схема управления программой
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6 до 14 лет различных социальных групп (дети из неблагополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены;
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
8. Содержание и формы реализации программы
Все учащиеся делятся на равные группы - отряды. Каждый отряд планирует свою работу с учётом общелагерного плана.
9. Структура управления
начальник лагерной смены, воспитатели, командиры отрядов, дети.
Задача начальника лагерной смены, воспитателей – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле отрядов воспитатели.
Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику.
Законы:
- Закон точного времени.
- Закон доброты.
- Закон порядочности.
- Закон дружбы.
- Закон безопасности.
- Закон взаимовыручки.
Заповеди:
- Улыбка – одна семья.
- Один за всех и все за одного.
- Порядок прежде всего.
- Каждое дело вместе
- Все делай творчески, а иначе зачем?
- Даже если трудно, доведи дело до конца.
- Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим. Воспитателями разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый ребенок может ежедневно получать «смайл» за активное участие в жизни лагеря.
Режим дня
8.30 – 9.00 – Прием детей, зарядка
Чтобы быть весь день в порядке,
Надо сделать нам зарядку!
9.00 – 9.15 – Линейка
На линейку всем пора!
Собирайся, детвора!
9.15 – 10.00 – Завтрак
Перед завтраком умойся!
Всем за стол!
Узнать пора,
Чем нас кормят повара?
10.00 – 12.00 – Работа по плану отрядов, работа кружков и секций
Ждут нас конкурсы, прогулки, интересные дела.
12.00 – 13.00 – Оздоровительные мероприятия, экскурсии
Всем на улицу пора!
Закаляться,
Развлекаться
Очень любит детвора.
13.00 – 13.30 – Обед
Берем ложки, берем хлеб и садимся за обед!
13.30 – 14.00 – Тихие игры
14.00 – 14.30 – Уход детей домой
Вот закончилась игра!
И до завтра, детвора.
Устав лагеря
«Улыбка - 2017»
Педагоги обязаны:
- Иметь свой план работы и следовать ему.
- Организовывать активный, интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.
- Жить и творить вместе с членами отряда.
- Предоставить каждому ребенку свободу выбора.
- Уметь понимать себя и других.
- Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.
- Быть искренними.
- Помогать каждому ребенку, если ему трудно.
Педагог имеет право:
- Быть не руководителем, а товарищем.
- Помогать членам отряда в реализации их идей.
- Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером.
- Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.
Дети обязаны:
- Неукоснительно соблюдать режим.
- Бережно относиться к имуществу лагеря.
- Принимать активное участие во всех мероприятиях.
- Найти себе занятие по душе.
- Быть полезным для других.
- Верить в себя и свои силы.
- Реализовывать все свои способности и таланты.
- Не скучать.
Дети имеют право:
- Иметь свою точку зрения и уметь её отстоять.
- Разделить с педагогами ответственность за организацию жизни отряда.
- Иметь время для занятий по интересам.
- Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.
- Фантазировать. Изобретать. Творить.
Законы и правила лагеря
«Улыбка - 2017»
Закон хозяина.
«Улыбка» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего лагеря "Цветочный город" 2010-2011
Представлена Программа летнего оздоровительного лагеря при МОУ" Коробицынская СОШ"...
Программа летнего лагеря.
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Пришкольные лагеря – одна из наиболе...
Программа летнего лагеря "ГАРМОНИЯ" с дневным пребыванием детей
Программа разработана в целях создания необходимых условий для организации детского отдыха, активизации деятельности ОУ по развитию детского отдыха и занятости, развития личности ребёнка в каникулярны...
Программа летнего лагеря "Последний герой" с дневным пребыванием детей
Программа состоит из пояснитльной записки,в которой указана актуальность её разработки,цель и задачи, принципы и этапы её реализации,основные направления,ожидаемый результат.Логика построения смены...
Программа летнего лагеря "Солнышко" с дневным пребыванием детей
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...
Программа летнего лагеря "Путешествие в прошлое"
Программа создана для летнего школьного лагеря. Возраст участников 1-4 класс. Цель программы: создать благоприятные возможности для оздоровительного и познавательного досуга детей в летний период, нап...
Программа летнего лагеря отдыха с дневным пребыванием "Страна Шалунишек и Затейников"
Данная программа направлена на обеспечение полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах общеобразовательного учреждения, сорздание благоприятных условий для их всестороннего духовного и физическо...