программа летнего лагеря
материал

Юлия Николаевна Замышляева

Программа летнего оздоровительного лагеря "Улыбка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_ulybka.doc890.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           УТВЕРЖДАЮ:

                                               Директор МБОУ

 «Бердниковская ОШ»                                                                                                                    _______ С.И.Соколов

«___»__________2017

 

Программа

оздоровительного лагеря

«Улыбка – 2017»

с дневным пребыванием детей

Давайте улыбаться просто так, улыбки раздавать случайным людям…

Срок реализации: лето 2017 г.

С.Бердники

2017 год

Паспорт программы


Наименование программы


Программа оздоровительной смены пришкольного лагеря с дневным пребыванием 


Основание для разработки программы

Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
-Закон Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании"; 
- Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
-Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
- Приказ Минобразования России от 13.07.01 № 2688 "Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха'";
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН
 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»


Организация – исполнитель программы

МБОУ «Бердниковская ОШ» , пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей


Срок реализации


июнь, 2017 года


Количество воспитанников


31


Цель программы


Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей. 


Задачи программы

  1. Организовать интересный, полноценный отдых ребёнка. 
  2. Создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
  3. Организовать совместную деятельность детей и взрослых.
  4. Формировать самостоятельность и ответственность за свою деятельность.
  5. Совершенствовать систему организации внеурочной деятельности детей.
  6. Подготовить лидеров и организаторов игр в разновозрастных отрядах  на улицах во время летних каникул.


Ожидаемые результаты реализации программы

  1. При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников – космонавтов.
  2. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
  3. При хорошей организации питания, медицинском наблюдении и правильно организованных спортивных мероприятиях предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют. 
  4. Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей Родине.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Календарь тематических дней  лагеря "Улыбка"

5  июня – День экологии

6 июня -  Пушкинский день

7 июня - День пожарной безопасности

8 июня  -  Бенефис Бабы Яги

9 июня – День друзей

13 июня – День России

14 июня  - День российского кинематографа

15 июня – День пиратов

16 июня - Международный день африканского ребенка

«Зов джунглей»

19 июня - Олимпийский день

20 июня – День Игр

21  июня - День славянских богов

22 июня – День памяти и скорби

23 июня  - Закрытие лагеря

1. Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Бердниковская ОШ». В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛДП (лагерь дневного пребывания) «Улыбка -2017» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы ЛДП «Улыбка -2017»  - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:

-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

-принцип коллективной деятельности;

-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

-принцип самостоятельности.

Цель:

 развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина, создание оптимальных условий для нравственного и творческого развития детей через их включение в различные виды деятельности в период летних каникул

Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда

здорового образа жизни.

2. Формирование интереса к различным видам деятельности.

3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

5. Способствовать уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям, и увеличению процента охвата учащихся «группы риска» организационными формами занятости.

6. Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования и культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.

Сроки реализации программы: лето 2017 года: лагерная смена 14 день.

Количество детей в смене: 31 человека.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

  - укрепление здоровья детей;
 - развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
 - расширение социального опыта;

  - формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;      

  - вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;       - формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

2. Концептуальный подход

Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Досуговая деятельность в смене «Радуга - 2016» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

3. Методическое сопровождение программы

Основными методами организации деятельности являются:

  • Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  • Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды);
  • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  • Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

Психологические услуги.

Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

  • Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
  • Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.  

4. Формы и методы работы

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии). Метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии), в которых дети не просто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

5. Механизм реализации

«Улыбка - 2017» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:

 1.        Подготовительный этап (апрель – май).

 Деятельностью этого этапа является:

 - проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

 - издание приказа по школе о проведении летней кампании;

 - разработка программы деятельности летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;

 - подготовка методического материала для работников лагеря;

 - подбор кадров для работы в летнем пришкольном лагере;

 - формирование нормативно-правовой базы пришкольного лагеря.

 - подготовка материально-технического обеспечения.

2.        Организационный этап.

1.06.- 6.06.2017г.

 Основной деятельностью этого этапа является:

•        зачисление детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

•        запуск программы ;

•        знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

3.        Основной этап.

5.06.- 25.06.2017  г.

 Основной этап включает:

•        вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.

В данный период дети имеют возможность:

        Познавать, отдыхать, трудиться.

        Делать открытия в себе, в окружающем мире.

        В творческой и лидерской самореализации.

        Развивать способность доверять себе и другим.

4. Заключительный этап.

        25.06.2017 г.

•        Основной идеей этого этапа является:

•        подведение итогов смены, поощрение талантливых детей;

•        выработка перспектив деятельности организации;

•        анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Работа пришкольного лагеря строится по направлениям.

1.      Спортивно - оздоровительное.

  • Охрана и укрепление здоровья школьников,
  • Совершенствование их физического развития,
  • Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма,
  • Улучшение физической и умственной работоспособности.
  • Воспитание у детей личной физической культуры.
  • Формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями, навыками,
  • Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

   Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как:

1) полноценное питание детей;

2) развитие движений;

3) гигиена режима.

По привитию детям навыков здорового образа жизни в программу включены следующие мероприятия:

•        минутки здоровья с медицинским работником;

•        утренняя гимнастика;

•        организация прогулок и игр на свежем воздухе;

•        организация спортивно-массовых мероприятий.

2. Экологическое.

  • формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;
  • развитие представлений о самоценности природы;
  • выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».

- Беседы медицинского работника: «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя»

 - Беседы на темы:        

 - «Внимание! Дорога!», «Что нужно знать юному велосипедисту?», «Школа светофорных наук».

3. Художественное. 

  • Тематические вечера песни военных лет, день памяти 22 июня, день А.С. Пушкина;
  • Концерты (посвященные открытию, закрытию);
  • Конкурсы декоративно-художественные конкурсы (рисунки по сказкам и т. д.);
  • Развлечения и игровые программы;

Работа по развитию творческих способностей детей

 - Оформление отрядных уголков;

 - Ярмарка идей и предложений;

 - Конкурсы рисунков, актерского мастерства, пения.

 - Коллективно-творческие дела.

 - Мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсные программы .

4. Патриотическое.

Работа по патриотическому воспитанию детей

 - Беседа «Поговорим о матушке-природе»;

 - Конкурсы рисунков;

5. Трудовое и социально-значимое.

Подготовка учащихся к труду – это задача, которая должна осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы  школы, однако особая роль в ее решении принадлежит системе специальной работы по трудовому обучению, воспитанию и профориентации учащихся. В процессе трудового обучения, социально-значимой деятельности школьники приобретают целый комплекс разнообразных трудовых умений.

Виды социально-значимой деятельности:

уборка школьного двора,

совместная деятельность с школьной  библиотекой.

уборка классных комнат,

уход за растениями,

работа по обслуживанию кабинетов (оказание помощи учителю в подготовке оборудования, приборов, наглядных пособий и т.д.),

дежурство по школе, в столовой.

6. Кадровое обеспечение

1.        Начальник лагеря.

2.        Воспитатели.

3.      Обслуживающий персонал.

Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.

Педагогический коллектив представлен педагогами МБОУ «Бердниковская ОШ»  – людьми - единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.

Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение

мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

При работе летнего оздоровительного лагеря используются:

Кабинеты начальной школы.

Спортивный зал.

Спортивная площадка.

Столовая.

 Аппаратура:

- Мультимедийная установка;

 - плеер;

 - микрофоны;

 - цифровой фотоаппарат;

 - видеокамера;

 - компьютеры.

 Спортивный инвентарь:

 - баскетбольные и футбольные мячи;

 - волейбольные мячи;

 -дартс;

 - резиновые мячи разных размеров;

 - скакалки, гимнастические обручи;

 - настольный теннис.

 Развивающие игры: шашки.

Настольные игры: домино, лото.

 Канцелярские товары.

Бытовые предметы: столы и стулья в необходимом количестве.

 Медицинская аптечка.

7. Схема управления программой

           

             Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6 до 14 лет различных социальных групп (дети из неблагополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).

            Для организации работы по реализации программы смены:

-проводятся ежедневные планерки воспитателей;

-составляются планы работы, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;

-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены;

-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;

-сотрудники  обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;

-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

8.  Содержание и формы  реализации программы
               Все   учащиеся   делятся    на    равные     группы - отряды.   Каждый   отряд   планирует   свою   работу   с  учётом    общелагерного плана.

9. Структура управления

начальник лагерной смены, воспитатели, командиры отрядов, дети. 

Задача начальника лагерной смены, воспитателей –  организация  плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело. 
Стратегию   участия   в   деле   отрядов   воспитатели.

 Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику.

Законы:

  • Закон точного времени.
  • Закон доброты.
  • Закон порядочности.
  • Закон дружбы.
  • Закон безопасности.
  • Закон взаимовыручки.


Заповеди:

  • Улыбка – одна семья.
  • Один за всех и все за одного.
  • Порядок прежде всего.
  • Каждое дело вместе
  • Все делай творчески, а иначе зачем?
  • Даже если трудно, доведи дело до конца.
  • Чистота – залог здоровья.

  Выполнение всех Законов и Заповедей  предполагает  сделать  жизнь  в лагере   интересной   и  насыщенной,   приносящей   радость  себе  и   другим. Воспитателями разработана система  стимулирования  успешности  и личностного роста. Каждый ребенок может ежедневно получать «смайл»  за активное  участие  в   жизни   лагеря.


                                           

                         

Режим дня

8.30 – 9.00 – Прием детей, зарядка

Чтобы быть весь день в порядке,

Надо сделать нам зарядку!

9.00 – 9.15 – Линейка

На линейку всем пора!

Собирайся,  детвора!

9.15 – 10.00   – Завтрак

Перед завтраком умойся!

Всем за стол!

Узнать пора,

Чем нас кормят повара?

10.00 – 12.00  – Работа по плану отрядов, работа кружков и секций

Ждут нас конкурсы, прогулки, интересные дела.

12.00 – 13.00  – Оздоровительные мероприятия, экскурсии

Всем на улицу пора!

Закаляться,

Развлекаться

Очень любит детвора.

13.00 – 13.30  – Обед

Берем ложки, берем хлеб и садимся за обед!

13.30 – 14.00 –  Тихие игры

14.00 – 14.30 – Уход детей домой

Вот закончилась игра!

И до завтра, детвора.

Устав лагеря 

«Улыбка - 2017»

Педагоги обязаны:

  1. Иметь свой план работы и следовать ему.
  2. Организовывать активный, интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.
  3. Жить и творить вместе с членами отряда.
  4. Предоставить каждому ребенку свободу выбора.
  5. Уметь понимать себя и других.
  6. Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.
  7. Быть искренними.
  8. Помогать каждому ребенку, если ему трудно.

Педагог имеет право:

  1. Быть не руководителем, а товарищем.
  2. Помогать членам отряда в реализации их идей.
  3. Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером.
  4. Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.

Дети обязаны:

  1. Неукоснительно соблюдать режим.
  2. Бережно относиться к имуществу лагеря.
  3. Принимать активное участие во всех мероприятиях.
  4. Найти себе занятие по душе.
  5. Быть полезным для других.
  6. Верить в себя и свои силы.
  7. Реализовывать все свои способности и таланты.
  8. Не скучать.

Дети имеют право:

  1. Иметь свою точку зрения и уметь её отстоять.
  2. Разделить с педагогами ответственность за организацию жизни отряда.
  3. Иметь время для занятий по интересам.
  4. Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.
  5. Фантазировать. Изобретать. Творить.

Законы и правила лагеря

«Улыбка - 2017»

Закон хозяина.

«Улыбка» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.

Закон точности.

Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.

Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.

Закон поднятых рук.

Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.

Каждый в ответе за то, что с ним происходит.

Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.

Верь в себя и свои силы.

Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего лагеря "Цветочный город" 2010-2011

Представлена Программа летнего оздоровительного лагеря при МОУ" Коробицынская СОШ"...

Программа летнего лагеря.

В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Пришкольные лагеря – одна из наиболе...

Программа летнего лагеря "ГАРМОНИЯ" с дневным пребыванием детей

Программа разработана в целях создания необходимых условий для организации детского отдыха, активизации деятельности ОУ по развитию детского отдыха и занятости, развития личности ребёнка в каникулярны...

Программа летнего лагеря "Последний герой" с дневным пребыванием детей

Программа состоит из пояснитльной записки,в которой указана актуальность её разработки,цель и задачи, принципы и этапы её реализации,основные направления,ожидаемый результат.Логика построения смены...

Программа летнего лагеря "Солнышко" с дневным пребыванием детей

Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...

Программа летнего лагеря "Путешествие в прошлое"

Программа создана для летнего школьного лагеря. Возраст участников 1-4 класс. Цель программы: создать благоприятные возможности для оздоровительного и познавательного досуга детей в летний период, нап...

Программа летнего лагеря отдыха с дневным пребыванием "Страна Шалунишек и Затейников"

Данная программа направлена на обеспечение полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах общеобразовательного учреждения, сорздание благоприятных условий для их всестороннего духовного и физическо...