Внеурочная деятельность по разделу "Азбука общения"
план-конспект занятия (3 класс)

Демидкова Раиса Александровна

Внеурочная деятельность по разделу "Азбука общения". Урок-мероприятие по развитию навыков речевого этикета по теме "Волшебные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_slovo_o_slovah.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Слово о словах. Речевой этикет»

Цель: продолжать учить использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике для успешного решения коммуникативных задач.

Задачи:

- формирование представлений о правилах речевого этикета в типичных ситуациях общения;

- формирование умения уместного использования вежливых слов;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Орг.

момент

Здравствуйте!

Здравствуйте, дети! Мне приятно видеть вас сегодня на нашем занятии.

-Такое простое и знакомое нам слово «Здравствуйте!» А знаете, как приветствуют друг друга люди в разных странах? Сейчас я вам расскажу:

1. Япония: приветствие поклоном.
В Японии принято приветствовать друг друга кивком головы или поклоном. Последний вариант подходит тогда, если Вы хотите выразить глубокое почтение человеку.

2. Таиланд: поклон и сложенные ладони.
В этой стране для того, чтобы поздороваться, складывают ладони вместе, как во время молитвы. Их прикладывают к голове или груди. Далее нужно сделать легкий поклон.

3. В Египте и Йемене жест приветствия напоминает отдачу чести — ладонь прикладывают ко лбу.

4. Дружелюбие Африки

В центральных областях Африки люди здороваются с помощью вежливого поклона и дополняя его хлопаньем в ладоши. В западной части Африки приветствие выражается в дружеских ударах по груди ладошками.
5. В арабских странах мужчины прижимают правую руку к сердцу сразу после рукопожатия – это знак уважения и дружелюбия. Вам стоит сделать так же, чтобы проявить уважение.

Здороваются в ответ.

Сообщение темы занятия

Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим?

Сегодня мы будем говорить о словах, о речевом этикете.

Что такое этикет?

Этикет - Установленный порядок поведения в обществе.

А что такое речевой этикет?

Зачем же нам при общении правила этикета?

 

Общение происходит в разных ситуациях:

приветствия, прощания, одобрения, извинения, благодарности, просьбы.

И сейчас я хочу проверить, все ли из вас знают вежливые слова и могут их правильно употреблять в речевой ситуации.

О словах приветствия и прощания.

Каждый раз общаясь, в голове должны звучать вопросы: «Можно ли выразить эту же мысль более вежливо»? «Вежливо ли так говорить (просить, отказывать в просьбе, сравнивать и т.д.)?» «Насколько вежливо по тону (интонации) выражена просьба.

Основная деятельность

Я предлагаю вам создать дерево вежливых слов.

На столе перед вами лежат зеленые листья. Я буду называть речевую ситуацию, а вы будете записывать вежливые слова, которые используют для этой ситуации.

  1. Приветствие
  2. Прощание
  3. Извинение
  4. Благодарность

Как вы думаете, что происходит с человеком, когда он слышит такие слова?

Ребята, знать вежливые слова мало, надо уметь ими грамотно пользоваться.

 

Действительно, слово надо использовать бережно и умело, неправильная интонация или выражение лица может обесценить любое вежливое слово.

Человеку становится лучше, веселее, он становится добрее.

Правильно подобранные слова в определенной речевой ситуации помогают избежать конфликта.

Предлагаю вам разыграть несколько речевых ситуаций.

Послушайте задание. Сейчас перед вами разыграют ситуацию общения, вам надо внимательно послушать и обязательно обратить внимание на мимику и интонацию собеседников. Если по вашему мнению речевая ситуация выстроена правильно- поднимите зеленый сигнал, а, если неверно-красный.

Дети обыгрывают ситуации, обсуждаем.

Ситуация№1 Разговор двух одноклассниц.

- Оля, дай мне линейку.

- Возьми, пожалуйста.

- Спасибо, Оленька.

- Что ты, не за что.

Ситуация №2 Ситуация перемене.

Коля выходил из класса и наткнулся на Егора, который забегал в класс:

- Эй, ты,  смотри куда идёшь! – сказал Егор.

- Сам смотри! Я хотя бы спокойно шёл!

И каждый пошёл, куда планировал.

Ситуация№3 Ситуация при входе в школу:

Мария Ивановна здоровается с Сашей.

- Доброе утро, Саша.

Саша, на ходу расстегивая куртку и высматривая одноклассников.

- Здрасте, Марь Иванна. (и идет дальше)

Работают с ситуациями.

Если ситуация неправильная, дети разыгрывают ситуацию повторно, но изменив слова.

Рефлексия

Молодцы, ребята. Хорошо разобрали ситуации.

Теперь вы не только знаете вежливые слова, но и умеете применять их в различных речевых ситуациях.

И сейчас я предлагаю вам составить добрые советы по речевому этикету, которые мы сможем повесить на дерево вежливых слов для всех учеников нашей гимназии.

Перед вами желтые листочки с добрыми советами, но там прощены важные слова. Дополните советы и повести их на дерево вежливых слов.

В итоге дети дописывают правила, соблюдение которых позволяет выражать уважение к собеседнику:

Правило 1. Будь внимателен к… (окружающим)

Правило 2. Запоминай (имена) своих собеседников.

Правило 3. (Уместно) используй обращения к собеседнику.

Правило 4. Будь (вежлив) и (доброжелателен).

Правило 5. Следи за (мимикой) и (интонацией), с которой произносишь вежливые слова.

Правило 6. При встрече следует (здороваться), а при расставании – (прощаться).

Правило 7. Нужно говорить (спасибо) за оказанную услугу или подарок.

Правило 8. Не забывай в своей речи использовать (вежливые) слова.

Итог

И в завершении нашего занятия, я хочу прочитать вам стихотворение

Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!

Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для социальной адаптации первоклассников через реализацию программы внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество»

Статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности в начальной школе на примере МБОУ «СОШ №43» г. Нижневартовска. Особое внимание в работе акцентируется  на создание условий для социал...

Программа универсального курса внеурочной деятельности «РОСТ : развитие, общение, самооценка, творчество»

Программа  внеурочной деятельности  составлена  в  соответствии НОО  ФГОС. Направленность  программы  научно-познавательная....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности учащихся «Школа общения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности учащихся«Школа общения» ...

Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности

1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному)  направл...

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия....