Программа внеурочной деятельности РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 1-4 классы
рабочая программа (4 класс)
Материал содержит пояснительную записку, КТП 1-4 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_rost_razvitie_obshchenie_samootsenka_tvorchestvo.zip | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №4»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Рост: развитие, общение, самооценка, творчество»
Направление «Научно – познавательное и художественно - эстетическое»
1-4 класс
Срок реализации
2018 - 2019 год
г.Печора
1 класс Пояснительная записка
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – этол, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.
Цели курса
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
- Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
- Формирование положительной «Я - концепции».
- Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
- Развитие навыков рефлексивных действий.
- Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
- Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Ожидаемые результаты:
- улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
- развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
- укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
Содержание учебной программы
В первом классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
- динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
- познавательно-логические;
- коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Материально-техническое обеспечение
1.Поурочные разработки для учителя: «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. Курс внеурочной деятельности. 1-й класс. Пособие для учителей и родителей / Е.Г. Коннова – Ростов н/Д : Легион, 2013».
2.Рабочие тетради для ученика: «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 1-й класс. Индивидуальная тетрадь школьника: учебное пособие / Е.Г. Коннова – Ростов н/Д : Легион, 2014». 3.Материалы для оформления и детского творчества; 4.Наличие канцелярских принадлежностей – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.
Календарно -тематический план
№ занятия | Количество часов | Содержание занятия и развиваемые способности | Дата проведения занятия |
1 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок. | |
2 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
3 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
4 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |
5 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
6 | 1 | Изготовление работ в технике рваной аппликации. | |
7 | 1 | Творческая работа в технике рваной аппликации. | |
8 | 1 | Совершенствование воображения. | |
9 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
10 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
11 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |
12 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
13 | 1 | Изготовление объёмных поделок из бумаги. | |
14 | 1 | Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги. | |
15 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
16 | 1 | Совершенствование воображения. | |
17 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
18 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |
19 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
20 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
21 | 1 | Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток. | |
22 | 1 | Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги. | |
23 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
24 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
25 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |
26 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
27 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
28 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Совершенствование воображения. | |
29 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |
30 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
31 | 1 | Конструирование. Изготовление простейших многогранников. | |
32 | 1 | Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур. | |
33 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. | |
Итого: 33 часа |
2 класс Пояснительная записка
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Направленность программы — научно-познавательная и художественноэстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время — это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.
Цели курса
создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
1. Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
2. Формирование положительной «Я-концепции».
3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
4. Развитие навыков рефлексивных действий.
5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративноприкладного творчества.
6. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Ожидаемые результаты:
— улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
— развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
— укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
— внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
— принятие образа «хорошего ученика»;
— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
— начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
— мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
— самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
— уважительное отношение к иному мнению;
— навыки сотрудничества в разных ситуациях;
— эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
— комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
— использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
Содержание учебной программы
Во втором классе в силу возрастных особенностей ребёнку все ещё трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса, придерживаясь традиций курса «РОСТ» для 1-го класса, построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
— динамические — развитие мелкой моторики пальцев рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актёрского мастерства и развитие речевого аппарата; зрительная гимнастика;
— познавательнологические;
— коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка. Предлагается разыграть небольшую сценку, этим приобретается начальный навык сценического мастерства.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов — языка, губ и т. п., так и на развитие мелкой моторики пальцев рук. Это задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и т. п.
Для профилактики зрительных расстройств и в целях ослабления нагрузки на зрение школьников предлагается гимнастика для глаз.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными — групповые, индивидуальные (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированные.
Виды заданий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Материально-техническое обеспечение:
—примерная рабочая программа курса;
— поурочные разработки для учителя: «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. Курс внеурочной деятельности. 2-й класс. Пособие для учителей и родителей / Е.Г. Коннова – Ростов н/Д: Легион, 2014».
— рабочие тетради для ученика: «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 2-й класс. Индивидуальная тетрадь школьника: учебное пособие / Е.Г. Коннова – Ростов н/Д : Легион, 2014».
— материалы для оформления и детского творчества;
— наличие канцелярских принадлежностей — цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т. д.
Календарно-тематический план
№ занятия | Количество | Содержание занятия и развиваемые способности | Дата |
1 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок. | |
2 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения выдвигать гипотезы. | |
3 | 1 | Развитие аналитических способностей. Развитие мышления. Развитие умения видеть проблему. | |
4 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения классифицировать. | |
5 | 1 | Совершенствование мыслительных операций. Тренировка умения ставить вопросы. | |
6 | 1 | Изготовление поделок из бумаги: бабочки и «звёздочки счастья». | |
7 | 1 | Творческая работа по изготовлению композиций из бабочек и звёздочек. | |
8 | 1 | Совершенствование воображения. Развитие умения классифицировать. | |
9 | 1 | Развитие аналитических способностей. Развитие умения выдвигать гипотезы. | |
10 | 1 | Развитие концентрации внимания Развитие умения видеть проблему. | |
11 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Бери – раз, два или три». | |
12 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения классифицировать. | |
13 | 1 | Изготовление новогодних гирлянд. | |
14 | 1 | Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги. | |
15 | 1 | Развитие аналитических способностей и умения ставить вопросы. | |
16 | 1 | Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения классифицировать. | |
17 | 1 | Развитие мышления. Тренировка умения видеть проблему и удерживать различные точки зрения. | |
18 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни квадрат» | |
19 | 1 | Совершенствование мыслительных операций. Тренировка умения высказывать гипотезы. | |
20 | 1 | Знакомство с комбинаторными задачами. Умение определять понятия. | |
21 | 1 | Практическая работа. Изготовление коробочек для подарков без клея. | |
22 | 1 | Творческая работа по изготовлению корзинки для подарков. | |
23 | 1 | Развитие коммуникативных навыков в парной игре на поле для игры в бриджит. | |
24 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Умение определять понятия. | |
25 | 1 | Развитие коммуникативных навыков в командной игре. | |
26 | 1 | Развитие умения классифицировать. Развитие мышления. | |
27 | 1 | Развитие аналитических способностей. Тренировка умения высказывать гипотезы. | |
28 | 1 | Тренировка умения работать с информацией. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «окружение». | |
29 | 1 | Развитие коммуникативных навыков в командной игре. Танграм — работа по конструированию. | |
30 | 1 | Развитие аналитических способностей. Тренировка умения высказывать гипотезы. | |
31 | 1 | Тренировка умения видеть проблему и удерживать различные точки зрения. | |
32 | 1 | Тренировка умения работать с информацией. | |
33 | 1 | Тренировка умения удерживать различные точки зрения, развитие воображения. | |
34 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. | |
Итого: 34 часа |
3 класс Пояснительная записка
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Направленность программы — научно-познавательная и художественноэстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время — это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.
Цели курса
— создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
— создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности. Задачи курса
1. Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
2. Формирование положительной «Я-концепции».
3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
4. Развитие навыков рефлексивных действий.
5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративноприкладного творчества.
6. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Ожидаемые результаты
— улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
— развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
— укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
— внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
— принятие образа «хорошего ученика»;
— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
— начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
— мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
— самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственноэтическая ориентация:
— уважительное отношение к иному мнению;
— навыки сотрудничества в разных ситуациях;
— эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
— комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
— использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение. Содержание учебной программы
В 3-м классе в силу возрастных особенностей ребёнку все ещё трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса, придерживаясь традиций курсов «РОСТ» для 1го и 2го классов, построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные формы деятельности:
— динамические — развитие мелкой моторики пальцев рук; физические упражнения (зарядка) с элементами актёрского мастерства и развитие речевого аппарата; гимнастика для рук;
— познавательнологические;
— коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка. Предлагается разыграть небольшую сценку, этим приобретается начальный навык сценического мастерства.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов — языка, губ и т. п., так и на развитие мелкой моторики пальцев рук. Это задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и т. п.
В 3-м классе возрастает нагрузка на руки, связанная с увеличением письменных заданий. При длительной работе пальцы рук учащихся нуждаются в специальной гимнастике. С этой целью предлагаются упражнения, которые увеличат подвижность и силу рук и послужат активным отдыхом для утомлённых пальцев.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными — групповые, индивидуальные (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированные.
Виды заданий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые. Материально-техническое обеспечение
— примерная рабочая программа курса;
— поурочные разработки для учителя: «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. Курс внеурочной деятельности. 3-й класс. Пособие для учителей и родителей / Е.Г. Коннова – Ростов н/Д: Легион, 2014».
— рабочие тетради для ученика: «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 3-й класс. Индивидуальная тетрадь школьника: учебное пособие / Е.Г. Коннова – Ростов н/Д : Легион, 2014».
— материалы для оформления и детского творчества;
— наличие канцелярских принадлежностей — цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т. д.
Календарно-тематический план
№ занятия | Кол-во час. | Содержание занятия и развиваемые способности | Дата |
1 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок. | |
2 | 1 | Знакомство с правилами составления ребусов. Развитие умения выдвигать гипотезы. | |
3 | 1 | Знакомство с метаграммами. Развитие читательской грамотности. | |
4 | 1 | Знакомство с шарадами. Развитие аналитических способностей. Тренировка умения рассматривать ситуацию с разных точек зрения. | |
5 | 1 | Совершенствование мыслительных операций. Схемы и комбинаторика. Совершенствование воображения. | |
6–7 | 2 | Проект: Изготовление поделок из природных материалов и организация выставки. | |
8 | 1 | Развитие мышления. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. | |
9 | 1 | Развитие логических способностей. Развитие умения видеть проблему и задавать вопросы. | |
10 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни клетки». | |
11 | 1 | Развитие творческих способностей. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. | |
12 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения определять понятия. | |
13–14 | 2 | Изготовление ёлочек из бумаги. Проект: Выставка новогодних ёлочек. | |
15 | 1 | Развитие творческих литературных способностей. Совершенствование воображения. | |
16 | 1 | Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. | |
17 | 1 | Развитие мышления. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни треугольник». | |
18 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Тренировка умения видеть проблему и рассматривать ситуацию с разных точек зрения. | |
19 | 1 | Развитие мышления. Тренировка умения устанавливать причинно-следственные связи. | |
20 | 1 | Умение определять понятия. Тренировка умения видеть проблему и рассматривать ситуацию с разных точек зрения. | |
21–22 | 2 | Проект: Фамильное древо. Ваш герб и флаг. | |
23 | 1 | Знакомство с комбинаторными задачами. Тренировка умения высказывать гипотезы. | |
24 | 1 | Развитие умения видеть проблему и задавать вопросы. | |
25 | 1 | Развитие коммуникативных навыков в командной игре. Танграм. Работа по конструированию. | |
26 | 1 | Развитие читательской грамотности и умения работать с информацией. Развитие мышления. | |
27 | 1 | Развитие аналитических способностей. Тренировка умения устанавливать причинно-следственные связи. | |
28 | 1 | Знакомство с омографами. Развитие умения определять понятия. Тренировка геометрического мышления. | |
29 | 1 | Развитие коммуникативных навыков в командной игре «Артист». | |
30 | 1 | Развитие аналитических и конструктивных способностей. Совершенствование воображения. | |
31 | 1 | Тренировка геометрического мышления. Развитие умения рассматривать ситуацию с разных точек зрения. | |
32 | 1 | Тренировка умения анализировать. Развитие умения видеть проблему и задавать вопросы. | |
33 | 1 | Тренировка внимания, развитие воображения, умения обобщать. | |
34 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления (на конец года). | |
Итого: 34 часа |
4 класс Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Направленность программы научно-познавательная и художественноэстетическая. Основные виды деятельности игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это прежде всего единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.
Цели курса
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
1. Формирование у обучающихся начальных классов умения найти свое место в школьной социальной среде.
2. Формирование положительной «Я концепции».
3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
4. Развитие навыков рефлексивных действий.
5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративноприкладного творчества.
6. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Ожидаемые результаты
- улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
- развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
- укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная, ...);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение. Содержание учебной программы
В 4-м классе в силу возрастных особенностей ребёнку все ещё трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса, придерживаясь традиций курсов «РОСТ» для 1-го, 2-го и 3-го классов, построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные формы деятельности:
- динамические – развитие мелкой моторики пальцев рук; физические упражнения (зарядка) с элементами актёрского мастерства и развитие речевого аппарата; гимнастика для рук;
- познавательнологические;
- коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка. Предлагается разыграть небольшую сценку, этим приобретается начальный навык сценического мастерства.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – языка, губ и т. п., так и на развитие мелкой моторики пальцев рук. Это задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и т. п.
В 4-м классе возрастает нагрузка на руки, связанная с увеличением письменных заданий. При длительной работе пальцы рук учащихся нуждаются в специальной гимнастике. С этой целью предлагаются упражнения, которые увеличат подвижность и силу рук и послужат активным отдыхом для утомлённых пальцев.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповые, индивидуальные (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированные.
Виды заданий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Материально-техническое обеспечение
- примерная рабочая программа курса;
- поурочные разработки для учителя;
- рабочая тетрадь для ученика.
- материалы для оформления и детского творчества;
- наличие канцелярских принадлежностей;
- цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т. д.
Календарно-тематический план
№занятия | Кол-во | Содержание занятия и развиваемые способности | Дата |
1 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Понятие симметрии. Вводный урок. | |
2 | 1 | Знакомство с понятием цикл. Симметричные фигуры. Развитие умения выдвигать гипотезы. | |
3 | 1 | Работа с информацией. Развитие умения сравнивать и геометрического мышления. | |
4 | 1 | Загадки-омонимы. Развитие аналитических способностей. Совершенствование воображения и творческого мышления. | |
5 | 1 | Совершенствование мыслительных операций. Задачи на построение конструкции. Тренировка внимательности. | |
6–7 | 2 | Проект: Изготовление поделок из осенних листьев и плодов. Развитие творческих способностей. | |
8 | 1 | Знакомство с типом задач «о рюкзаке с целыми мерками». Развитие умения обобщать. Тренировка умения видеть проблему и удерживать различные точки зрения. | |
9 | 1 | Развитие логических способностей. Построение графа возможностей в комбинаторной задаче. Симметрия в задачах. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни клетку». | |
10 | 1 | Знакомство с системой записи чисел Древней Руси. Развитие концентрации внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. | |
11 | 1 | Развитие логических способностей. Развитие творческого воображения. | |
12 | 1 | Задачи на взвешивание. Цикл. Симметрия в словах. Развитие умения встать на другую точку зрения. | |
13–14 | 2 | Проектнотворческая работа: изготовление объёмных снежинок из бумаги и организация украшения помещения. | |
15 | 1 | Понятие пересечения фигур. Знакомство с римской системой нумерации. Совершенствование умения строить гипотезы. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Бусы». | |
16 | 1 | Совершенствование мыслительных операций. Задача «о рюкзаке с целыми мерками». Развитие умения находить неоднозначные решения проблемы. | |
17 | 1 | Графы в логических задачах. Развитие умения выдвигать гипотезы. | |
18 | 1 | Тренировка умения обобщать. Развитие коммуникативных навыков и умения строить стратегию в парной игре. | |
19 | 1 | Развитие умения строить стратегию в задачах на взвешивание. Развитие творческого воображения. | |
20 | 1 | Развитие умения строить логическую цепочку. Тренировка внимания. | |
21–22 | 2 | Проект: Твоя малая Родина. | |
23 | 1 | Тренировка умения работать с двумерными таблицами. Развитие коммуникативных навыков в парной игре. | |
24 | 1 | Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Тренировка внимательности. | |
25 | 1 | Развитие коммуникативных навыков в командной игре. Танграм – работа по конструированию. | |
26 | 1 | Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Развитие умения находить неоднозначные решения проблемы и творческого мышления. | |
27 | 1 | Развитие аналитических способностей в задаче «о рюкзаке с целыми мерками». Тренировка геометрического воображения. | |
28 | 1 | Развитие умения строить логические цепочки, классификации. | |
29 | 1 | Развитие аналитических и конструктивных способностей с помощью задач на разумный перебор. Совершенствование внимательности. | |
30 | 1 | Развитие коммуникативных навыков и творческого воображения в командной игре «Артист». | |
31 | 1 | Тренировка умения анализировать. Циклы при умножении. Развитие умения выдвигать гипотезы. | |
32 | 1 | Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Тренировка умения обобщать и задавать вопросы. | |
33 | 1 | Тренировка внимания, развитие умения строить алгоритмы в конструктивных задачах. | |
34 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. | |
Итого 34 часа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».
Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество». Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....
внеурочная деятельность факультатив "РОСТ" (развитие, общение, самооценка, творчество)
Содержание деятельности учащихся в данной программе во внеурочное время, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре наполненной интересным познавательныи материалом, дети пол...
Создание условий для социальной адаптации первоклассников через реализацию программы внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество»
Статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности в начальной школе на примере МБОУ «СОШ №43» г. Нижневартовска. Особое внимание в работе акцентируется на создание условий для социал...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС) УЧAIЦИХСЯ З-го КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «РОСТ: РАЗВИТИЕ, ОБЩЕНИЕ, САМООЦЕНКА,ТВОРЧЕСТВО"
Создание ПРОГРАММы по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС) УЧAIЦИХСЯ З-го КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...
Программа универсального курса внеурочной деятельности «РОСТ : развитие, общение, самооценка, творчество»
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии НОО ФГОС. Направленность программы научно-познавательная....
РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» 3 КЛАСС
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9...
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество».Тема занятия: Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток.
Тема занятия: Изготовление цветов и декоративныхэлементов из бумажных салфеток....