рабочая программа по экологии
рабочая программа (1, 3 класс)
Готовая программа по внеурочной деятельноти экологической направленности. Надеюсь моя работа поможет педагогам в разработке своих программ по экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekologii.docx | 38.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Исаковская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Рассмотрена Принята Утверждена
протокол МС педагогическим советом приказом
От 31.08.2020 протокол от 31.08.2020
№ 1 от 31.08.2020 № 01-01-110
№ 1 Директор
___________ М.А.Николаева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
экологического направления
«Юные экологи и волонтёры»
Возраст обучающихся: 7- 9 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: О. М. Мартынова
Согласована
Зам. Директора по ВР
_________ И.Ю. Кравчук
30.08.2020
2020г.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета курса
«Юные экологи и волонтёры»
Личностные:
- любовь к природе;
- чувство доброты и сострадания;
- ответственное и бережное отношение к окружающей среде, активная жизненная позиция; укрепление здоровья обучающихся.
Метапредметные:
- развитие познавательного интереса; памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, речи; творческих способностей; коммуникабельности; навыков самостоятельной работы; навыка публичных выступлений при защите творческих проектов;
- умение анализировать, проектировать, практиковать; оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической целесообразности.
Предметные:
- представление о народных традициях и природных богатствах родного края; о разнообразии компонентов живой и неживой природы; сезонных изменениях в природе;
- знание правил оформления гербария; компонентов природного биогеоценоза; редких и исчезающих видов животных и растений; основных методов экологических исследований; правил поведения в природных условиях; видов экологических плакатов;
- умение оформлять гербарий; вести наблюдения за природными объектами; работать с лабораторным оборудованием и выполнять опыты; оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения экологической целесообразности; собирать коллекционный материал; выполнять флористические поделки.
По окончании обучения, обучающиеся будут знать:
- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- условия жизни животных в естественных условиях, домашних животных и животных, вошедших в красную книгу;
- окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
- технологию изготовления поделок из природного материала;
- правила ТБ в кружке.
По окончании обучения, обучающиеся будут уметь:
- общаться с природой;
- видеть и понимать красоту живой природы;
- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;
- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
- составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
- Содержание освоения учебного предмета курса «Юные экологи и волонтёры» ( 68 часов)
Вводное занятие (1 час)
Теоретические занятия – задачи и план работы кружка «Юные экологи и волонтёры». Правила поведения учащихся. Инструктаж по технике безопасности.
В гости к Берендею (4 часа)
Теоретические занятия – экологическая игра «В гости к Берендею». Правила заготовки природного материала
Практические занятия – изготовление поделок из природного материала. Аппликации из сухих листьев, трав и цветов.
Природа в наших ощущениях (4 часа)
Теоретические занятия – Беседа: «Влияние природы на эмоции человека». Викторина: «Звуки леса»
Практические занятия – Выполнение описаний, зарисовок осенней природы. Фенологические ( сезонные) наблюдения в природе.
Живая природа ( 4 часа )
Теоретические занятия - Простейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа?
Практические занятия – экскурсия в библиотеку.
По заповедным местам природы (4 часа)
Теоретические занятия – Что такое заповедник? Природа заповедника в разные времена года. Охрана заповедников
Практические занятия – игра-моделирование «Я создаю заповедник». Подкормка птиц, защита экологического проекта «Наш друг - природа».
Красная книга – сигнал опасности (4 часа)
Теоретические занятия - беседа: «Редкие и исчезающие виды растений и животных»
Практические занятия – “Красная книга” Смоленской области, экологический проект : « По страницам Красной книги Смоленской области».
Природа и человек: нормы поведения в природе (4 часа)
Теоретические занятия - беседа: «Бережное отношение к природе – гражданский долг русского», диспут: «Поведение в природе, поступки других людей».
Практические занятия – конкурс плакатов «Правила друзей природы».
Экологические знаки (3 часа)
Теоретические занятия – знаки, напоминающие о правилах поведения в природе.
Практические занятия – составление экологических знаков, при помощи которых дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе. Зарисовка напоминающих и предупреждающих знаков.
Экология нашей местности (6 часов)
Теоретические занятия - беседа: «Особенности местного ландшафта»
Практические занятия – . Экскурсия по экологической тропе.
«Птицы – наши друзья» (4 часа)
Теоретические занятия - беседа «Берегите птиц».
Практические занятия – конкурс рисунков, развешивание кормушек.
Разнообразие растительного мира родного края (4 часа)
Теоретические занятия – беседа «Удивительный и загадочный мир растений». Растения, нуждающиеся в защите.
Практические занятия – Составление устного журнала «Зелёная книга», практическая работа «Уход за комнатными растениями».
Животные в природе нашего края (4 часа)
Теоретические занятия – беседа «О братьях наших меньших», викторина «Угадай-ка». Ролевая игра «В мире животных».
Практические занятия – экологический проект «Животные нашего края».
Мы в ответе за тех, кого приручили. ( 2 часа)
Теоретические занятия – беседа о домашних животных.
Практические занятия – экологический проект « Мой домашний питомец».
Мы - юные исследователи природы (4часа)
Теоретические занятия – беседа: «Природа нашего села». Зелёная аптека. Лекарственные растения Смоленской области.
Практические занятия – экологический десант по улицам родного села.
Причины возникновения экологических проблем и пути их решения (2 часа)
Теоретические занятия – беседа «Использование и изменение человеком отдельных компонентов природы своей местности».
Практические занятия – уборка и озеленение пришкольной территории.
Город, в котором хотел бы я жить (2 часа)
Теоретические занятия – беседа: «Мой город (моё село)».
Практические занятия – коллективный проект «Город моей мечты».
Памятники природы Смоленской области (4 часа)
Теоретические занятия - Беседа «Памятники природы Смоленской области области».
Практические занятия - Подготовка материалов для экологической тропы. Проект: «Памятники природы в родном селе».
Природа и человек (2 часа)
Теоретические занятия - Беседа «Природа в творчестве художников».
Практические занятия - Выставка поделок из природного материала, выставка рисунков.
Природа и наука (2 часа)
Теоретические занятия - Устный журнал «Человек и бионика». Беседа «Роль учёных в преобразовании природы нашей области».
Практические занятия - проект «Где применяется бионика?»
«Мы – друзья природы» (4 часа)
Теоретические занятия – беседа: «Природа как единое целое». Конкурс плакатов на тему «Охрана природы малой родины».
Практические занятия – Трудовой десант: уборка территории около памятника воинам односельчанам.
- Тематическое планирование
Название раздела | Количество часов | |
Тема 1 | Вводное занятие | 1 час |
Тема 2 | В гости к Берендею | 4 часа |
Тема 3 | Природа в наших ощущениях | 4 часа |
Тема 4 | Живая природа | 4 часа |
Тема 5 | По заповедным местам природы | 4 часа |
Тема 6 | Красная книга – символ опасности | 4 часа |
Тема 7 | Природа и человек: нормы поведения в природе | 4 часа |
Тема 8 | Экологические знаки | 3 часа |
Тема 9 | Экология нашей местности | 6 часов |
Тема 10 | Птицы – наши друзья | 4 часа |
Тема 11 | Разнообразие растительного мира родного края | 4 часа |
Тема 12 | Животные в природе нашего края | 4 часа |
Тема 13 | Мы в ответе за тех, кого приручили | 2 часа |
Тема 14 | Мы – юные исследователи природы | 4 часа |
Тема 15 | Причины возникновения экологических проблем и пути их решения | 2 часа |
Тема 16 | Город, в котором хотел бы я жить | 2 часа |
Тема 17 | Памятники природы Смоленской области | 4 часа |
Тема 18 | Природа и человек | 2 часа |
Тема 19 | Природа и наука | 2 часа |
Тема 20 | Мы – друзья природы | 4 часа |
- Формы организации обучения
При изучении учебного предмета применяются как традиционные, так и электронные, и дистанционные формы организации обучения.
Календарно – тематическое планирование по курсу
( «Юные экологи и волонтёры», 1,3 классы, 68 часов )
№ | Тема | Дата |
Вводное занятие( 1ч. ) | ||
1 | Задачи и план работы кружка «Юные экологи и волонтёры». Правила поведения учащихся. Инструктаж по технике безопасности | 01.09.2020 |
В гости к Берендею (4ч. ) | ||
1/2 | Экологическая игра «В гости к Берендею». Правила заготовки природного материала. | 01.09.2020 |
2/3 | Значение природы в жизни человека. Человек как часть природы. Основы безопасного поведения на природе. | 08.09.2020 |
3/4 | Изготовление поделок из природного материала. Аппликации из сухих листьев, трав и цветов. | 08.09.2020 |
4/5 | Изготовление поделок из природного материала. Аппликации из сухих листьев, трав и цветов. | 15.09.2020 |
Природа в наших ощущениях (4 ч. ) | ||
1/6 | Беседа: «Влияние природы на эмоции человека». | 15.09.2020 |
2/7 | Викторина: «Звуки леса» | 22.09.2020 |
3/8 | Выполнение описаний, зарисовок осенней природы. | 22.09.2020 |
4/9 | Фенологические ( сезонные) наблюдения в природе. Заполнение дневника наблюдения в природе. | 29.09.2020 |
Живая природа ( 4 ч. ) | ||
1/10 | Простейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. | 29.09.2020 |
2/11 | Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа? | 13.10.2020 |
3/12 | Экскурсия в библиотеку. | 13.10.2020 |
4/13 | Экскурсии и прогулки «Осенняя сказка в лесу». | 20.10.2020 |
По заповедным местам природы (4 ч.) | ||
1/14 | Что такое заповедник? Природа заповедника в разные времена года. | 20.10.2020 |
2/15 | Охрана заповедников. | 27.10.2020 |
3/16 | Игра-моделирование «Я создаю заповедник». | 27.10.2020 |
4/17 | Защита экологического проекта «Наш друг - природа». Красная книга – сигнал опасности (4 ч.) | 03.11.2020 |
1/18 | Беседа: «Редкие и исчезающие виды растений и животных» | 03.11.2020 |
2/19 | “Красная книга” Смоленской области. | 10.11.2020 |
3/20 | Экологический проект « По страницам Красной книги Смоленской области». | 10.11.2020 |
4/21 | Просмотр кинофильмов о животных из Красной книги Смоленской области. | 24.11.2020 |
Природа и человек: нормы поведения в природе (4 ч.) | ||
1/22 | Беседа: «Бережное отношение к природе – гражданский долг каждого человека». | 24.11.2020 |
2/23 | Диспут: «Поведение в природе, поступки других людей». | 01.12.2020 |
3/24 | Конкурс плакатов «Правила друзей природы». | 01.12.2020 |
4/25 | Экологическая акция: уборка прилегающей территории около школы. | 08.12.2020 |
Экологические знаки (3 ч.) | ||
1/26 | Знаки, напоминающие о правилах поведения в природе. | 08.12.2020 |
2/27 | Составление экологических знаков, при помощи которых дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе. | 15.12.2020 |
3/28 | Зарисовка напоминающих и предупреждающих знаков. | 15.12.2020 |
Экология нашей местности (6 ч.) | ||
1/29 | Беседа: «Особенности местного ландшафта» | 22.12.2020 |
2/30 | Прогулка (вблизи учреждения), наблюдения в природе. | 22.12.2020 |
3/31 | Беседа: Что мы должны охранять в нашем родном селе. | 29.12.2020 |
4/32 | Работа над проектом: «Влияние хозяйственной деятельности местного населения на окружающую среду села Исаково и его окрестностей». | 29.12.2020 |
5/33 | Работа над проектом: «Влияние хозяйственной деятельности местного населения на окружающую среду». | 12.01.2021 |
6/34 | Сознательные и случайные, положительные и отрицательные воздействия. | 12.01.2021 |
«Птицы – наши друзья» (4 ч.) | ||
1/35 | Беседа «Берегите птиц». Значение птиц в жизни человека. | 19.01.2021 |
2/36 | Зимующие птицы. Значение зимней подкормки для птиц. | 19.01.2021 |
3/37 | Техники изготовления кормушек для птиц . | 26.01.2021 |
4/38 | Конкурс рисунков, развешивание кормушек. | 26.01.2021 |
Разнообразие растительного мира родного края (4 ч.) | ||
1/39 | Беседа «Удивительный и загадочный мир растений». | 02.02.2021 |
2/40 | Растения, нуждающиеся в защите. | 02.02.2021 |
3/41 | Составление устного журнала «Зелёная книга», | 09.02.2021 |
4/42 | Практическая работа: «Уход за комнатными растениями». | 09.02.2021 |
Животные в природе нашего края (4 ч.) | ||
1/43 | Беседа «О братьях наших меньших», викторина «Угадай-ка». | 16.02.2021 |
2/44 | Ролевая игра «В мире животных». | 16.02.2021 |
3/45 | Разгадывание кроссворда, игра «Эти забавные животные» | 02.03.2021 |
4/46 | Экологический проект «Животные нашего края». | 02.03.2021 |
Мы в ответе за тех, кого приручили. ( 2 ч.) | ||
1/47 | Беседа о домашних животных. | 09.03.2021 |
2/48 | Экологический проект « Мой домашний питомец». | 09.03.2021 |
Мы - юные исследователи природы (4ч.) | ||
1/49 | Беседа: «Природа нашего села». Зелёная аптека. | 16.03.2021 |
2/50 | Лекарственные растения Смоленской области. | 16.03.2021 |
3/51 | Экологический десант по улицам родного села. | 23.03.2021 |
4/52 | Игра «Угадай растения по описанию». Разгадывание кроссворда про лекарственные растения. | 23.03.2021 |
Причины возникновения экологических проблем и пути их решения (2 ч.) | ||
1/53 | Беседа «Использование и изменение человеком отдельных компонентов природы своей местности». | 30.03.2021 |
2/54 | Уборка и озеленение пришкольной территории. Акция: «Мы против мусора!» | 30.03.2021 |
Город, в котором хотел бы я жить (2 ч.) | ||
1/55 | Беседа: «Мой город (моё село)». | 06.04.2021 |
2/56 | Коллективный проект «Город моей мечты». | 06.04.2021 |
Памятники природы Смоленской области (4 ч.) | ||
1/57 | Беседа «Памятники природы Смоленской области области». | 20.04.2021 |
2/58 | Подготовка материалов для экологической тропы: «Сохраним природу родного края». | 20.04.2021 |
3/59 | Проект: «Памятники природы в родном селе». | 27.04.2021 |
4/60 | Экологическая тропа: «Сохраним природу родного края». | 27.04.2021 |
Природа и человек (2 ч.) | ||
1/61 | Беседа «Природа в творчестве художников». | 04.05.2021 |
2/62 | Выставка поделок из природного материала, выставка рисунков. | 04.05.2021 |
Природа и наука (2 ч.) | ||
1/63 | Устный журнал «Человек и бионика». Беседа «Роль учёных в преобразовании природы нашей области». | 11.05.2021 |
2/64 | Проект «Где применяется бионика?» | 11.05.2021 |
«Мы – друзья природы» (4 ч.) | ||
1/65 | Беседа: «Природа как единое целое». | 18.05.2021 |
2/66 | Конкурс плакатов на тему «Охрана природы малой родины». | 18.05.2021 |
3/67 | Трудовой десант: уборка территории около памятника воинам односельчанам. | 25.05.2021 |
4/68 | Операция «Озеленение». Озеленение пришкольного участка. | 25.05.2021 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Экология"
I. Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников....
Рабочая программа кружка "Экология"
I. Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников....
рабочая программа "Юный эколог"
пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по экологии
Программа для начальной школы "Юнный эколог"...
Рабочая программа кружка "Экология родного края"
Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....
Рабочая программа "Юный эколог"
Рабочая программа по курсу "Юный эколог" - интеллектуальное направление...
Рабочая Программа«Юные экологи» (социальное направление)
Пояснительная записка.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образ...