Рабочая программа по экологии
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа для начальной школы "Юнный эколог"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_ekologii.docx | 62.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
СЕЛЕНГИНСКОЕ РУО МБОУ СОШ № 5 Г. ГУСИНООЗЕРСКА
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Автор программы: И. В. Сибгатуллина
Учитель начальных классов МОУ СОШ №5
г. Гусиноозерск 2011-2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала 21 века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании» принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками , одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности , способной гармонично взаимодействовать с окружающем миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
- Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- Формирование умения проведения самостоятельных исследований в области изучения окружающей среды.
Основные принципы содержания программы:
- Принцип единства сознания и деятельности,
- Принцип наглядности,
- Принцип личностной ориентации,
- Принцип системности и целостности,
- Принцип экологического гуманизма,
- Принцип краеведческий.
- Принцип практической направленности.
Программа «Юный эколог» - авторская, имеет эколого – биологическую направленность, является учебно – образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), идеи экологической этики (В.Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В.В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из двух направлений связанных друг с другом. Содержание программы выстроено в рамках единой логики. Имеет два направления: экологическое, исследовательская деятельность.
Направление курса | Учащиеся научатся | Учащиеся получат возможность узнать |
Экологическое | Ключевые понятия, классификацию экологических связей, представителей редких организмов, правила поведения в природе, особенности природы родного края. | Владеть ключевыми понятиями, распознавать растения и животных родного края. |
Исследовательское | Ключевые понятия, методы исследовательской деятельности, технологию проведения собственных исследований и выполнения творческих работ. | Видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, применять методы исследовательской деятельности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, проводить собственные исследования и выполнять творческие работы, презентовать результаты собственных исследований, аргументировать собственные суждения. |
Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «Открывая мир» - авт. В. Самкова, «Экология» - авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течении трех лет), личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 году, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля – единая экосистема,
- Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы,
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально –поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально – положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствии поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной «Недели экологии», помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей, в течении учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии , традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы,
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков,
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального,
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
- планет Земля – наш большой дом,
- Солнце – источник жизни на Земле,
- неживое и живое в природе,
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры),
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры),
- самоценность любого организма,
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры),
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода,
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними,
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т.д.),
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними,
- человек – существо природное и социальное, разносторонние связи человека с окружающей природной средой,
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы,
- различия съедобных и несъедобных грибов,
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе,
- способы сохранения окружающей природы,
- что такое наблюдение и опыт,
- экология – наука об общем доме,
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе,
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья,
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие),
- составлять экологические модели, трофические цепи,
- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта,
- заботиться о здоровом образе жизни,
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни,
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры),
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение),
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе,
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме,
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов,
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы,
- работа с гномоном, гербаризировать растения,
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости,
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям,
- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини – сочинений и т.п.
Тематическое планирование |
Литература:
- Аксенова М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 – М.: Аванта +, 1995
- Божья коровка/ англ. Текст Джила Бейли – Волгоград: Кооператив «Книга», 1993
- Большой атлас природы России – М.: Эгмонт Россия ЛТД, 2003
- Брем А.Э. Жизнь животных: в 3 т.- М.: Терра, 1992
- Букин А.П. В дружбе с природой – М. , 1991
- Ганичкин А. Любимые домашние цветы – М.: Оникс, 2006
- Дыбина О. Неизведанное рядом – М.: Сфера, 2001
- Измайлов И.В. Биологические экскурсии – М., 1993
- Кирсанова Т.А. Птичьи имена // Начальная школа- 2001 - № 1
- Коробцова З. Лекарственная аптека// Крестьянская усадьба – М.: Панорама, 1991
- Юный натуралист: журн. – 1998 - № 5
- Новиков В.С. Школьный атлас – определитель – М., 1985
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель, - М., 2000
- Стрижев А.Н. Календарь русской природы – М.: Колос, 1993
- Шустова И.Б. Азбука. Звери и птицы России – М.: Дрофа, 2006
- Эллиотт Д. Детская энциклопедия – М.:Росмэн
- Ядовитые животные и растения СССР / под ред. Б. Орлова и др. – М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Экология"
I. Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников....
Рабочая программа кружка "Экология"
I. Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников....
рабочая программа "Юный эколог"
пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа кружка "Экология родного края"
Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....
Рабочая программа "Юный эколог"
Рабочая программа по курсу "Юный эколог" - интеллектуальное направление...
Рабочая Программа«Юные экологи» (социальное направление)
Пояснительная записка.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образ...
Рабочая программа «Юный эколог»
Программа «Юный эколог» имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией, составлена в соответст...