Рабочая Программа«Юные экологи» (социальное направление)
рабочая программа на тему
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа курса «Моя первая экология» составлена на основе:
•Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
•Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;
«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 41.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора школы по ВР __________________________
________________________ Приказ №_____________
От «____»__________2016 г. От «____»__________2016 г.
Рабочая Программа«Юные экологи»
(социальное направление)
Возраст: 9-10 лет.
Сроки реализации программы: 2 года.
Составители:
Челябинск, 2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа курса «Моя первая экология» составлена на основе:
•Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
•Авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;
«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Актуальность программы
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой,рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
- Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 2 года.
В 3- классе 29 часов в год. В 4 классе – 27 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по по 45 минут
Ценностные ориентиры программы:
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования.
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы.
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира.
Форма и режим занятий:Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий. При необходимости выездных занятий и присутствия участников программы на общешкольных мероприятиях количество часов автоматически увеличивается в эти дни и сокращается в другие.
Формы организации разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», ведение индивидуальных тетрадей «Дневник эколога».Средствами усвоения программы являются творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, экскурсии и прогулки в природу, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной недели экологии, помощь в озеленении холлов, классных комнат.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразия природы.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность.
- Действовать в соответствие с заданными правилами.
Предметные:
- в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимодействий между природой и человеком.
- в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами.
- в познавательной сфере: наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека.
Учебно-тематический план. 3 класс.
«Дом, в котором я живу»29часов.
№ | Тема занятия. Раздел 1 « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» | Кол-во часов: | кол-во часов: | Содержание курса | Дата | |
Теор. | Практ. | |||||
1 | Введение. Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении практических работ и экскурсий. Практическая работа (0,5ч) « Путешествие в мир животных (игра «Поле чудес»). | |
2 | Какие качества необходимы юному исследователю | 1 | 0,5 | 0,5 | Четыре основных кач., необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. | |
3 | Игра «Давайте познакомимся» | 1 | 1 | Игра проводится с использованием «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом. | ||
4 | Как мы воспринимаем окружающий мир | 1 | 1 | Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. | ||
5 | Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи | 1 | 1 | Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. | ||
6 | Учимся наблюдать | 1 | 1 | Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Четыре вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? | ||
7 | Тренируем наблюдательность | 1 | 1 | Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др. | ||
8 | Учимся планировать наблюдение | 1 | 1 | Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками. | ||
9 | Готовимся наблюдать и изучать | 1 | 1 | Представление об основных понятиях начального природоведения (живая и неживая природа), умение сравнивать предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. | ||
10 | Раздел 2. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда | 1 | 1 | формирование элементарных представлений об экологии жилища; формирование понятия о доме в его прямом и переносном значении; приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды, знать что такое браконьерство. | ||
11 | Экология и мы | 1 | 0,5 | 0,5 | Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. | |
12 | Дикие животные | 1 | 1 | чтение стихов о животных, игра «Угадай по описанию», «Чьё это меню?», викторина «Эти забавные животные». | ||
13 | Пернатые жители. | 1 | 1 | КВН - крылатая компания. | ||
14 | «Лесной доктор» - дятел | 1 | 1 | Кто же это «Лесной доктор»? Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». Практич.(0,5ч): отгадываем загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. | ||
15 | Десять заповедей друзей леса | 1 | 1 | Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси. | ||
16 | Осень в лесу (экскурсия) | 1 | 1 | Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария. | ||
17 | Экскурсия в городской парк культуры и отдыха | 1 | 1 | Наблюдения за сезонными изменениями в природе. | ||
18 | Осенние работы в поле | 1 | 0,5 | 0,5 | Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. | |
19 | О городах и горожанах человек в городе. | 1 | 1 | рассказывать о возникновении первых поселений; называть какие происходят изменения природной среды в городе; знать экологические проблемы города; указывать, как город влияет на образ жизни человека; оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта | ||
20 | Там, где ступала нога человека | 1 | 1 | Систематизируются представления школьников о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Основные понятия: разрушение природных экосистем, исчезнувшие виды, исчезающие виды. | ||
21 | Солнце – источник тепла и света | 1 | 1 | Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. | ||
22 | Берегите воду! | 1 | 1 | Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!» | ||
23 | Вода, её признаки и свойства | 1 | 1 | Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,круговорот воды. | ||
24 | Экскурсия. Заповедные места родного края. | 1 | 1 | |||
25 | Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». | 1 | 1 | Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране | ||
26 | Погода. Климат. | 1 | 0,5 | 0,5 | Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы» | |
27 | Размножение комнатных растений | 1 | 0,5 | 0,5 | Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка | |
28 | Кто живёт рядом с нами? | 1 | 1 | В ходе занятия учащиеся устанавливают, почему город является экосистемой. Устанавливаются основные компоненты городских экосистем. Основные понятия: животный мир городов. | ||
29 | «Микроскоп» из пластикового стаканчика | 1 | 1 | Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка |
Учебно-тематический план 4 класс.
«Познавательная экология». 27 часов
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Кол-во часов: | Содерж.курса | Дата | |
Теор. | Практ. | |||||
1 | Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» Введение. Жизнь на Земле | 1 | 1 | Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе.Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. | ||
2 | Времена года на Земле | 1 | 1 | Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков | ||
3 | экскурсия | 1 | 1 | Практическое занятие: «Осень на пришкольном участке». | ||
4 | Условия жизни растений | 1 | 1 | Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения | ||
5 | Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. | 1 | 1 | Знакомство с разделами Красной книги. Просмотр видеофильма «По страницам Красной книги». Экологическая тропа «Сохраним природу Югры». | ||
6 | Динозавры – вымерший вид животных | 1 | 1 | Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков | ||
7 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 1 | 1 | Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. | ||
8 | Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА » Лес — кормилец и врачеватель | 1 | 1 | Лесное «меню». Лекарственные растения леса. | ||
9 | Реки и озера | 1 | 1 | Пресная вода. Осадки. | ||
10 | Получение кислорода под водой | 1 | 1 | Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь) | ||
11 | Жизнь у рек и озер | 1 | 1 | Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности) | ||
12 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 1 | 1 | Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов | ||
13 | Жизнь среди людей | 1 | 0,5 | 0,5 | Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек | |
14 | Зависимость города от окружающей его среды. | 1 | 1 | Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек. | ||
15 | Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем. | 1 | 1 | Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. | ||
16 | Что происходит с отходами, которые производят люди? | 1 | 1 | Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка. | ||
17 | Будь достойным жителем Земли | 1 | 1 | В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения. | ||
18 | Экскурсия. Заповедные места родного края. | 1 | 1 | |||
19 | Пути решения экологических проблем | 1 | 1 | Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). | ||
20 | Охраняемые природные территории и объекты | 1 | 1 | Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. | ||
21 | Жизнь среди людей | 1 | 1 | Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек | ||
22 | Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » Домашние животные | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. | |
23 | Викторина «Собаки – наши друзья» | 1 | 1 | Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак» | ||
24 | Уход за домашними животными | 1 | 1 | Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). | ||
25 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 1 | 1 | Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. | ||
26 | Люди и паразиты | 1 | 1 | Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. | ||
27 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | 1 | 0,5 | 0,5 | Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя» |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Литература для учителя
- Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2004
- Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. - Волгоград: Учитель, 2004
- Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2008
Литература для учеников
Необходимые учебные пособия О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов 2011
- Рязанцева Л.М. Тайны и загадки природы: Экологическая игра/ Л.М.Рязанцева// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. Сборник сценариев для библиотек.-2005.-№4.-С.94-98.
- Некрасов И.Б. Ура, мы на природе!: Методическая разработка/ И.Б.Некрасов// ЧИТАЕМ, УЧИМСЯ, ИГРАЕМ. (3 выпуска). Сборник сценариев для библиотек.-2003.-№8.-С.86-98.
Урок-поход. Подготовка детей и проведение.
- Молодова Л. Как вести себя на природе: Сценарий и методические материалы для проведения экологического праздника для детей 6-11 лет/ Л.Молодова// КНИЖКИ, НОТКИ И ИГРУШКИ.-2003.-№5.-С.32-35.
ТСО, компьютер, CD,проектор, экран, дидактический материал
Специфическое сопровождение (оборудование):
- Глобус, компас, микроскоп.
- Модели форм поверхности Земли.
- Модели систем органов организма человека.
- Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно - научного, обществоведческого содержания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Юный эколог"
пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа "Юный эколог"
Рабочая программа по курсу "Юный эколог" - интеллектуальное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" (социальное направление)
Рабочая программа, календарно тематическое планирование внеурочной деятельности "Моя первая экология"...
Рабочая программа «Юный эколог»
Программа «Юный эколог» имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией, составлена в соответст...
Программа по внеурочной деятельности кружок «Моя первая экология» (социальное направление)
Программа по внеурочной деятельности. Кружок «Моя первая экология». (социальное направление)...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Юный эколог» (возраст 6 - 9 лет)
Рабочая программа внеурочной деятельности....