Патриотическое воспитание.
классный час (4 класс)
Предварительный просмотр:
В 2021 году наш народ отмечает 76-летие со Дня Победы над фашизмом. Следовательно, становятся актуальными внеклассные мероприятия, посвященные этой дате. Современные дети живут в мирное время и сведения о войне получают из учебников истории, из Интернета. Они не слышат воя сирен, не видят разрушенных бомбами домов и не знают, что такое «нетопленное жилище» и «скудный военный паек». О том, каким трудом достался советскому народу этот мир, дети узнают о взрослых. Тут возникает глубокий философский вопрос: а нужно ли детям знать о войне, может гуманнее не поднимать эту тему и больше раскрывать возможные перспективы мирного времени?
Чтобы не обесценивать подвиг советского народа и воспитать у школьников уважительное отношение к истории своей страны, возникает необходимость в систематизации их знаний о Великой Отечественной войне в целом. В этой связи важно грамотно донести суть истинного благородства и героизма советских солдат, ценой собственных жизней отстоявших независимость нашей страны. Возникает настоятельная необходимость приобщить детей и молодежь в целом к истокам героизма отцов и дедов, укрепить живую связь времен и поколений. Включение учащихся в разнообразную военно- патриотическую деятельность - наиболее действенный метод, позволяющий превратить знания, полученные на уроках, в норму поведения, в личные убеждения каждого ученика.
Большой воспитательный эффект дают встречи с ветеранами труда. Участников Великой Отечественной войны осталось немного и планировать с ними мероприятия не представляется возможным. О чем же смогут рассказать пожилые люди, если сами не прошли войну? О своем трудном детстве. Возможно, на учащихся это подействует очень сильно, так как они узнают, что значит жить впроголодь, без бытовых удобств; что значит работать во благо страны, невзирая на юный возраст. Живые встречи всегда оставляют неизгладимый след в детской душе, ввиду эмоциональной заряженности. Они почувствуют, как стойко можно преодолевать трудности, как можно радоваться каждому дню под мирным небом.
Работая с современным поколением, педагогу приходится задумываться о том, как сегодня смотреть на события тех давно минувших лет, что самое главное должны понять для себя школьники, рассуждая о том времени. Педагогам необходимо помочь своим ученикам раскрыть все самое ценное и высоконравственное, что было на этой войне. Важно, чтобы учащиеся ощущали чувство великой признательности тем немногим ветеранам войны и тыла, которые остались в живых и через 75 лет после Победы. В раскрытии данной темы важно обратить внимание и на такую сторону патриотического развития, как приобщение детей к знанию о жизни своих родственников, которые вместе со всеми другими людьми делили лишения военного времени- кто на фронте, кто в тяжелом труде за станком или на поле. Участие в «Бессмертном полку» надо рассматривать как лучшую из форм воспитания уважения нынешних молодых людей к событиям незабываемых военных лет.
Практика показывает, что дети далеко не всегда знают жизненный путь своих близких людей, прежде всего прадедушек и прабабушек, плохо представляют себе их участие в Великой Отечественной войне. Поэтому в рамках внеклассной работы можно организовать совместные с родителями проектные работы по собиранию материалов об участниках войны в пределах своей семьи, а также составлению семейного древа в целом. Это не только сплачивает класс и дисциплинирует ребят, но и устанавливает тесную связь с их родителями. Идея такого взаимодействия состоит в правильном, объективном преподнесении значения одного из самых важных праздников для нашей страны- 76- летия со Дня Победы
Расширить кругозор учащихся, выявить их интересы и способности, усилить патриотическое воспитание помогают уроки литературного чтения, где изучаются произведения о Великой Отечественной войне. Они дают благодатнейший материал для воспитания гражданина, патриота. Велика в этом деле роль художественного слова. На уроках обществознания и истории есть смысл поговорить о главном: что дети включают в огромное понятие «Родина»? Как они осознали себя гражданами ее? Как почувствовали себя ответственными за совершенные действия? В целом, основные знания об этой войне дети получают в школе, на уроках. В связи с этим, и особенно учитывая масштабность проводимых мероприятий ко Дню Победы, возникает необходимость выходить за рамки учебного времени. В связи с этим популярными становятся внеурочные театрализованные мероприятия. Действия могут разворачиваться как в стенах школы, так и за ее пределами. Многие школьники являются как зрителями, так и участниками, проявляющими творческие способности. Такие моменты, как массовое исполнение песен, минута молчания и т.д. требуют активного участия всех зрителей, в них содержатся огромные воспитательные возможности.
Несмотря на все богатство традиций, сложившихся в школьном опыте по организации мероприятий к Великой Победе, следует внести в содержание подсистемы военно- патриотического воспитания и другие виды деятельности. в данном случае следует обратить внимание на новые подходы в формировании ценностных представлений учащихся об образе современника - защитника Родины. Совместная работа с общественными организациями позволяет налаживать отношения с участниками современных боевых действий. Встречи с бывшими солдатами помогает учащимся реально осуществлять преемственность поколений, развивает интерес у мальчиков к изучению военного дела в целом, пробуждает чувство гордости за свою Отчизну. Здесь уместны будут совместные просмотры фильмов, фотоальбомов и стендов. Заслуживает одобрения и распространения деятельность школ, где эти встречи становятся постоянными. Это помогает сплочению детского коллектива, воспитывает уважение к своей школе и любовь к своему краю. Посещение музеев патриотической направленности, возложение цветов к мемориальным доскам, памятникам и обелискам- еще один вид доступных мероприятий со школьниками. При проведении бесед в таких местах у школьников все возрастает интерес школьников к народному подвигу, совершенному в годы Великой отечественной войны.
В наш век развития компьютерных технологий и социальных интернет- сетей у детей возникает насущная потребность в живом общении друг с другом. Поэтому важно не только провести массовые мероприятия на тему войны, но еще научить ребят делиться мыслями и чувствами от увиденного и услышанного. Школьники начинают это понимать, и со временем прочувствованное ими воплощается в собственном творчестве - стихах, рассказах, рисунках. Так незримо возникает духовная связь с прошедшим, помогая творить настоящее и будущее. Многие ребята в своих школьных сочинениях рассказывают о потрясении, о глубоких переживаниях, связанных с представлениями о войне. Становится понятно, что ученики растут, мужают, что в их жизнь входят новые чувства, что духовный мир их делается содержательнее, полнее.
Наши дети наследуют славу отцов и дедов. Но не как «красивые страницы» истории, а как самое ценное достояние жизненного опыта, приобретенного самой дорогой ценой. Поэтому важно, чтобы наша молодежь, подростки учились бы на их примере быть мужественными и стойкими, быть настоящими патриотами. Солдатские доблести - воля, выдержка, смекалка, умение преодолевать трудности - нужны не только в бою. Пример выполнения солдатского долга миллионами советских людей в годы войны - это образец выполнения своего гражданского долга для тех, кто сегодня строит современную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"
Цель программы: Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья
В статье дается определение патриотизму и система работы по патриотическому воспитанию...