Использование игровых технологий
статья
Самой важной задачей обучения на сегодняшний день является развитие умения у ребёнка самостоятельно мыслить, решать проблемы, так как государством ценятся активные, творческие люди.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в начальной школе
Самой важной задачей обучения на сегодняшний день является развитие умения у ребёнка самостоятельно мыслить, решать проблемы, так как государством ценятся активные, творческие люди.
Существует несколько главных факторов от которых зависит развитие ребёнка:
- от наследственности;
- от среды;
- от обучения и воспитания;
- от активности самого ребёнка.
В период начальной социализации ребенка, который приходится как раз на время начальной школы, ведущая деятельность – игровая. С помощью игры можно развивать способности у ребенка, а также корректировать разные психологические проблемы. Игротерапия – это метод воздействия на школьников, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, повышенной конфликтностью в отношениях, тревожностью.
А. С. Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».
Существуют игры, способные помочь ребенку выплеснуть энергию, восстановить внутренне равновесие. Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге.
Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело способно захватить ребенка, и он с увлечением будет работать продолжительное время.
Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности
При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты:
• мотивационный;
• ориентационно-целевой;
• содержательно-операционный;
• ценностно-волевой;
• оценочный.
Игровая деятельность позволяет реализовать следующие цели:
-ДИДАКТИЧЕСКИЕ : расширение кругозора, познавательной деятельности, применение знаний на практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;
-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;
-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;
- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция, обучение общению.
Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – переход от игры к творчеству.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это
- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ;
- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес;
- способствует преодолению пассивности учеников.
В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
Ролевые игры дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Пример: «Непрерывный рассказ»:
предлагается фраза, и каждый ребенок добавляет свою. Рассказ может получиться фантастический, но это должно быть оправдано логикой игры.
Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.
Игра «Незаконченное предложение». Закончи пословицу.
Добрый человек,…что солнце и луна.
Не желай зла другим,…сам будешь наказан.
Добро совершить…никогда не поздно.
Человек красив…делами.
Красота сердца…дороже красоты лица.
Словесные ассоциации. Работа в парах.
- Доброта – это… Любовь – это… Счастье – это…
Ролевая игра. (инсценирование: отрывки из сказок, произведений, ситуации)
Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания. (толерантность)
Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности применяю следующие игры:
«Анаграммы».
Решите анаграммы
НИАВД - ДИВАН СЕОТТ - ТЕСТО КАОЛД - ЛОДКА
СЛОТ -СТОЛ РАКЫШ - КРЫША
ГИАР –ИГРА КООН - ОКНО
«Ребусы».
1очка (одиночка) 1бор (разбор) ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)
100Л(стол) 7Я (семья) и т.д.
«Умозаключения»
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);
Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);
«Звук играет в прятки»
Подбери слово так, чтобы заданный звук стоял в разной позиции. (на первом, втором третьем месте.) Звук (р ) - рот, арбуз, карман, астра.
«Веселые бусы»
Составь из букв, написанных в длинных бусах слова. Запиши получившиеся слова в коротких бусах.
«Волшебные картинки»
Дорисовать фигуры, чтобы получился интересный рисунок (3-5 минут), затем ответить на вопросы: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, и т.д.
Игры-сравнения
Лист зеленый, как…
Ваза глубокая. как..
«Незаконченные фразы»
Карандаш – (грифель)
Ручка - (стержень)
Дом - (кирпич)
Стакан – (стекло)
Шайба – (клюшка)
«Пятый лишний»
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д.
« Назови одним словом»
Метла, лопата… Июнь, июль …
Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д
Хорошо-плохо
Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Вариант 1
Педагог задает объект или ситуацию. Ребята по очереди по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2
Педагог задает объект (ситуацию). Ребёнок описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
П: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?
Р: Потому что быстрее вырастут грибы.
П: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?
Р: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.
П: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?
Р: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.
Достоинства
- способствует повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствует использованию знаний в новой ситуации;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
-способствует сплочению коллектива и формированию ответственности.
Наибольший интерес у ребят вызывают коллективные или групповые (командные) дидактические игры – игры-соревнования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: "ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВ ПУТЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГО В ВИДЕ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку, лежат исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку ...
Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике
Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....
Конспект открытого урока в третьем классе по чтению с использованием игровой технологии обучения на тему: «Рыжие листья» Н. Грибачев. Сказка.
Урок по чтению в 3 классе школы VIII вида по учебнику З.Н. Смирновой, Г.Н. Гусевой. Данный урок был построен с использованием игровой технологии обучения. В нем также применялся дифференцированн...
Использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся
Цель: выявить методические ососбенности использования элементов дидактической игры на уроках чтения и их влияние на ак4тивизацию познавательной активности....
Математический КВН с использованием игровых технологий во 2 классе.
Математический КВН с использованием игровых технологий во 2 классе.ЦЕЛЬ: заинтересовать детей математикой, привить желание изучать математику через внеклассную работу по предмету.Задачи: развива...
Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....
Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»
Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...