Использование игровых технологий
статья

 Самой важной задачей обучения на сегодняшний день является развитие умения у ребёнка самостоятельно мыслить, решать проблемы, так как государством ценятся активные, творческие люди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_v_nachalnoy_shkole.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в начальной школе

 Самой важной задачей обучения на сегодняшний день является развитие умения у ребёнка самостоятельно мыслить, решать проблемы, так как государством ценятся активные, творческие люди.

           Существует несколько главных факторов от которых зависит развитие ребёнка:

- от наследственности;

- от среды;

- от обучения и воспитания;

- от активности самого ребёнка.

 В период начальной социализации ребенка, который приходится как раз на время начальной школы, ведущая деятельность – игровая. С помощью игры можно развивать способности у ребенка, а также корректировать разные психологические проблемы. Игротерапия – это метод воздействия на школьников, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, повышенной конфликтностью в отношениях, тревожностью.

А. С. Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

Существуют игры, способные помочь ребенку выплеснуть энергию, восстановить внутренне равновесиеЦель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге.

Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело  способно  захватить  ребенка, и он с увлечением  будет работать продолжительное время.

Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности

При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты:

• мотивационный;

• ориентационно-целевой;

• содержательно-операционный;

• ценностно-волевой;

• оценочный.

Игровая деятельность  позволяет  реализовать следующие цели:

-ДИДАКТИЧЕСКИЕ расширение кругозора, познавательной деятельности, применение знаний на практике, формирование  определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие   универсальных учебных действий,  развитие трудовых навыков;

-ВОСПИТЫВАЮЩИЕвоспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

-РАЗВИВАЮЩИЕ:   развитие внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать,  сопоставлять,  находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные  решения, развитие мотивации;

СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ:  приобщение к нормам и  ценностям общества, адаптация  к условиям среды, саморегуляция,  обучение  общению. 

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии  представляют собой ступени  от игры-забавы к  игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – переход  от игры к творчеству.

 Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся ;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес;

- способствует преодолению пассивности учеников.

 В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.

            Ролевые игры дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Пример:   «Непрерывный рассказ»:

предлагается фраза, и каждый ребенок добавляет свою. Рассказ может получиться фантастический, но это должно быть оправдано логикой игры.

Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.

Игра «Незаконченное предложение». Закончи пословицу.
Добрый человек,…что солнце и луна.
Не желай зла другим,…сам будешь наказан.
Добро совершить…никогда не поздно.
Человек красив…делами.
Красота сердца…дороже красоты лица.

    Словесные ассоциации. Работа в парах. 
- Доброта – это… Любовь – это… Счастье – это…

      Ролевая игра. (инсценирование: отрывки из сказок, произведений, ситуации)
Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания. (толерантность)

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности применяю следующие игры:

      «Анаграммы». 
Решите анаграммы
НИАВД - ДИВАН      СЕОТТ - ТЕСТО     КАОЛД - ЛОДКА
СЛОТ -СТОЛ              РАКЫШ - КРЫША
ГИАР –ИГРА                КООН - ОКНО
                       
 «Ребусы». 
1очка (одиночка)     1бор (разбор)     ш1а (школа)             ф1а (фраза)         2д (парад)
100Л(стол)                7Я (семья) и т.д.
                  
«Умозаключения» 
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Сад              (растение, садовник, собака, забор, земля);
Река             (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Чтение         (глаза, книга, картина, печать, очки);
Игра           (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);
Сумма         (слагаемое, равенство, множитель, результат);

      «Звук играет в прятки» 
Подбери слово так, чтобы заданный звук стоял в разной позиции. (на первом, втором третьем месте.) Звук (р )  -   рот, арбуз, карман, астра.

  «Веселые бусы» 
Составь из букв, написанных в длинных бусах слова. Запиши получившиеся слова в коротких бусах.    

       «Волшебные картинки» 
Дорисовать фигуры, чтобы получился интересный рисунок (3-5 минут), затем ответить на вопросы: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, и т.д.

     Игры-сравнения 
Лист зеленый, как…
Ваза глубокая. как..

   «Незаконченные фразы» 
Карандаш – (грифель)
Ручка - (стержень)
Дом - (кирпич)
Стакан – (стекло)
Шайба – (клюшка)

     «Пятый лишний» 
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д.

    « Назови одним словом» 
Метла, лопата…                 Июнь, июль …
Дерево, цветок…                Окунь, карась… и т.д

Хорошо-плохо

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.                     

Вариант 1

Педагог задает объект или ситуацию. Ребята по очереди по очереди называют «плюсы» и «минусы».

                     Вариант 2

Педагог задает объект (ситуацию). Ребёнок описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий  ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

П: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?

Р: Потому что быстрее вырастут грибы.

П: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?

Р: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.

П: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

Р: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.

Достоинства

- способствует повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

-способствует сплочению коллектива и формированию ответственности.

Наибольший интерес у ребят вызывают коллективные или групповые (командные) дидактические игры – игры-соревнования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: "ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВ ПУТЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГО В ВИДЕ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку, лежат исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку ...

Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике

Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....

Конспект открытого урока в третьем классе по чтению с использованием игровой технологии обучения на тему: «Рыжие листья» Н. Грибачев. Сказка.

Урок по чтению в 3 классе школы VIII вида по учебнику З.Н. Смирновой, Г.Н. Гусевой. Данный урок был построен с использованием игровой технологии обучения.  В нем также применялся дифференцированн...

Использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся

Цель: выявить методические ососбенности использования элементов дидактической игры на уроках чтения  и их влияние на ак4тивизацию познавательной активности....

Математический КВН с использованием игровых технологий во 2 классе.

Математический КВН с использованием игровых технологий во 2 классе.ЦЕЛЬ: заинтересовать детей математикой, привить желание изучать математику через внеклассную работу по предмету.Задачи: развива...

Конспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».

Открытый урок по русскому языку в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на к...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....