Работа с "трудными" подростками
статья

Соболевская Елена Валентиновна

Воспитание и обучение ребенка - сложный процесс, и педагогам нельзя переоценивать свои силы и возможности, ведь главное - это не навредить, именно поэтому в нашем детском доме вся работа проводится всеми командой.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_trudnym_podrostkom.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа с трудными детьми

Одна из проблем, над которой работают педагоги– это работа с «трудными» детьми, работа по их правовому воспитанию. К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Плохо ведут себя, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимались мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

  Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

 · отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, еще в семьях; 

· незнание их интересов и потребностей;

· политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

· усиление влияния псевдокультуры;

· неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

· отсутствие контроля над поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

· чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки.

Перед каждым   учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Модель работы с трудными подростками в нашем учреждении  направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении, и поэтому

На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости,  неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.

Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания..

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности ребенка проектируется развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника.

На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей.

Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование.

Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики ребят, а также используется при выборе методов и форм деятельности.  

    Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должна проводиться планомерно: воспитатель проводит индивидуальные беседы с ребенком. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» подростка, проводятся психологические тренинги. Поведение подростка рассматривается на   Совете профилактики.  

 Подробно остановлюсь на моей деятельности с трудными подростками:

Важной составляющей в моей деятельности является своевременное выявление, оперативность в решении проблем ребенка. Основные направления социально-педагогической работы в детском доме определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике социального педагога, но на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, воспитателя, администрации.

Для меня ,как воспитателя актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и традиций детского дома, педагогическое стимулирование активности личности, использование таких социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность.

 Я стараюсь принимать подростка как данность, независимо от того, что он говорит, какие поступки совершал. Только с позиции принятия подростка можно выразить свое отношение к его поступку и действиям. И в тоже время стараюсь установить верную дистанцию, не ищу приятельства, не демонстрирую свое превосходство. Стараюсь давать такой совет, который стимулирует самостоятельный поиск выхода из сложившейся ситуации.  

 

Воспитание и обучение ребенка - сложный процесс, и педагогам нельзя переоценивать свои силы и возможности, ведь главное - это не навредить, именно поэтому в нашем детском доме вся работа проводится всеми командой.  А это является профилактикой асоциального поведения, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Мы всегда владеем информацией, где находятся наши дети, чем они занимаются и какие у них проблемы и планы.

В завершении  хочу написать эти строки:

«Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… Поздно учли…

Нет, не рождаются трудные дети,

Просто им вовремя не помогли»

И я полностью поддерживаю это изречение и считаю, что вся наша работа должна быть направлена на своевременное выявление проблем и оказание социально- педагогической помощи детям.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...